Связанные понятия
Архитектурное бюро (англ. Architectural firm) — фирма, компания, которая предлагает свои услуги в разработке строительных и архитектурных проектов. В США под архитектурной фирмой подразумевается компания, в которой состоит по крайней мере один лицензированный архитектор, работающий по специальности.
Архитектурный конкурс – это соревнование в области архитектуры среди двух и более независимых архитекторов в создании архитектурного проекта, идеи, концепции здания, планировки территории или малой архитектурной формы с последующей экспертной оценкой компетентным жюри с целью признания авторского проекта лучшим и получения заказа на реализацию данного архитектурного объекта или получения призов и наград. Данная процедура обычно проводится с целью поиска новых дизайнерских идей, катализации публичного...
Экспрессионизм — архитектура Первой мировой войны и 1920-х годов в Германии («кирпичный экспрессионизм»), Нидерландах (амстердамская школа) и сопредельных странах, для которой свойственно искажение традиционных архитектурных форм с целью достижения максимального эмоционального воздействия на зрителя. Предпочтение нередко отдаётся архитектурным формам, вызывающим в памяти природные ландшафты (горы, скалы, пещеры, сталактиты и т. п.).
Амстерда́мская шко́ла (нидерл. Amsterdamse School) — архитектурный стиль, возникший и развивавшийся в Нидерландах в первой трети XX века. Частный случай архитектурного экспрессионизма.
Колония художников в Дармштадте (нем. Darmstädter Künstlerkolonie) — художественная колония (объединение), действовавшее в 1899—1914 под покровительством герцога гессенского Эрнста Людвига (1868—1937), а также сам посёлок художников на холме Матильды (нем. Mathildenhöhe — Матильденхёэ) — комплекс архитектурных памятников немецкого модерна, бо́льшая часть которых спроектирована и построена Йозефом Ольбрихом.
Музейный квартал в Вене (Музеумсквартир; нем. MuseumsQuartier, сокр. MQ) — крупный музейный комплекс, занимающий территорию в 60 000 м² в 7 районе Нойбау недалеко от центра города.
Музей Гуггенхе́йма в Бильба́о — музей современного искусства в Бильбао, Испания. Является одним из филиалов музея современного искусства Соломона Гуггенхейма. Расположен на берегу реки Нервьон.
Ар-деко ́ (фр. art déco, букв. — «декоративное искусство», от фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) — стилевое течение в изобразительном и декоративном искусстве стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925).
Интернациональный стиль — ведущее направление архитектуры и дизайна 1930—1960-х годов, поддержано идеями модернизма. Инициаторами направления были архитекторы, использовавшие принципы функционализма: например, Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп, а также Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США), Фрэнк Ллойд Райт (США), Якобус Ауд (Нидерланды), Алвар Аалто (Финляндия).
Город искусств и наук (валенс. Ciutat de les Arts i les Ciències, исп. Ciudad de las Artes y las Ciencias) — архитектурный комплекс из пяти сооружений на осушенном дне реки Турия в городе Валенсия (Испания). Дизайн принадлежит валенсианскому архитектору Сантьяго Калатраве, строительство началось в 1996 году. Комплекс является одним из выдающихся образцов современной архитектуры.
Конфере́нц-це́нтр — большое здание, предназначенное для проведения собраний среди значительного количества людей, объединенных общими интересами. Конференц-центры, как правило, предлагают площадь, достаточную для размещения нескольких тысяч посетителей. Также в этих учреждениях обычно расположены выставочные центры — площадки для проведения крупных выставок. В типичном конференц-центре присутствует как минимум один зрительный зал. Кроме того, могут быть концертные и лекционные залы, комнаты для переговоров...
Боза́р (от фр. beaux-arts — «изящные искусства») — архитектурный стиль историзма, возникший в противовес распространившемуся в середине XIX века увлечению национальным средневековьем (неоготика, неовизантизм, псевдорусский стиль); продолжил традиции итальянского ренессанса и французского барокко. Классический стиль бозар развился с мощной опорой на классическую и неоклассическую архитектуры.
Фонд Гуггенхе́йма (англ. Solomon R. Guggenheim Foundation) — некоммерческая организация по поддержке современного искусства, созданная американским миллионером и меценатом, «медным королём» Соломоном Р. Гуггенхеймом (1890—1967) и немецкой художницей-абстракционисткой Хиллой фон Ребай в 1937 году. Правление фонда находится в Нью-Йорке.
Деконструктиви́зм — направление в современной архитектуре, основанное на применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником вдохновения деконструктивистов является ранний советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
Брутали́зм (под данным термином подразумевается обычно новый брутализм, или необрутализм — англ. New Brutalism) — направление (стиль) в архитектуре периода 1950-х — 1970-х годов, первоначально в архитектуре Великобритании. Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма.
Архитектурный модернизм (фр. modernisme, от фр. moderne — новейший, современный; «англ. modern» — современный, новый) — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Охватывает период с начала 1900-х годов и по 1970-е—1980-е годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции. В специальной литературе термину «архитектурный модернизм» соответствуют английские термины «modern architecture...
Це́нтр иску́сств и ме́диа-техноло́гий (нем. Zentrum für Kunst und Medientechnologie, ZKM) открыт в Карлсруэ с 1997 года, является крупнейшей в мире институцией, специализирующейся на медиаискусстве.
Подробнее: Центр искусств и медиатехнологий
Кирпичный экспрессионизм (нем. Backsteinexpressionismus) — обозначение для особого варианта архитектурного экспрессионизма с использованием кирпича, который был характерен для Германии 1920-х годов. В основном данный стиль был распространён в больших городах Северной Германии и в Рурской промышленной области. Помимо этого, амстердамская школа также использовала данный архитектурный стиль, впоследствии распространившийся и на другие регионы.
Сецессион (нем. Secession, Sezession, от лат. secessio — отделение, обособление) — в искусстве название нескольких групп прогрессивных художников, отклонившихся от признанных и консервативных художественных организаций на территории Австрии и Германии.
Николаифиртель (нем. Nikolaiviertel — «квартал Николая») — исторический квартал в берлинском районе Митте на восточном берегу Шпрее, ограниченный рекой, Ратушной улицей (нем. Rathausstraße), Шпандаусской улицей (нем. Spandauer Straße) и Мюлендаммом (нем. Mühlendamm). В центре старейшего жилого квартала Берлина находится церковь Святого Николая.
Архитектурный проект — архитектурная часть строительной и градостроительной документации, содержащая архитектурные решения в объеме, необходимом для разработки документации для строительства объектов, в проектировании которых необходимо участие архитектора. Архитектурные решения должны комплексно учитывать социальные, экономические, функциональные, инженерные, технические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту.
Кочующий музей (Nomadic Museum) — временное сооружение для демонстрации выставки фотографий и фильмов Грегори Кольбера Пепел и снег (Ashes and Snow). Первый Кочующий музей с выставкой «Пепел и снег» открылся в городе Нью-Йорке в марте 2005 г. Музей побывал в 2006 г. в Санта-Монике, штат Калифорния, в 2007 г. в Токио и в 2008 г. в Мехико.
Музей Берггрюна , Коллекция Берггрюна (нем. Museum Berggruen) в берлинском районе Шарлоттенбург считается одной из наиболее ценных коллекций искусства эпохи классического модерна. В качестве «жеста примирения» коллекционер и торговец предметами искусства Хайнц Берггрюн передал её своему родному городу по цене значительно ниже её реальной стоимости. Коллекция славится прежде всего произведениями Пабло Пикассо, Альберто Джакометти, Жоржа Брака, Пауля Клее и Анри Матисса. Музей Берггрюна входит в состав...
«Музейный остров » (нем. Museumsinsel) — название, которое получила северная оконечность острова Шпреинзель на реке Шпре в Берлине, где расположено целое созвездие знаменитых берлинских музеев. Музейный остров является центром притяжения для туристов и ценителей искусства со всего мира. С 1999 года уникальный архитектурный и культурный ансамбль включён во Всемирное наследие ЮНЕСКО.
Национальная галерея Берлина (нем. Nationalgalerie Berlin) — собрание произведений искусства XIX, XX и XXI веков в составе Государственных музеев Берлина Фонда прусского культурного наследия. С ноября 2008 года Национальную галерею Берлина возглавляет Удо Киттельманн.
«Фонд прусского культурного наследия » (нем. Stiftung Preußischer Kulturbesitz) — фонд, зарегистрированный в соответствии с нормами публичного права и находящийся в подчинении государственного министра по делам культуры ФРГ. Относится к числу крупнейших учреждений культуры мира.
Рейнский экспрессионизм , или Рейнские экспрессионисты (нем. Rheinischen Expressionismus, Rheinische Expressionisten) — авангардистская художественная группа, возникшая в Германии в период перед Первой мировой войной.
Постмодернизм в архитектуре представляет собой совокупность течений, зародившихся в 1960-х гг., пришедших на смену господствовавшему модернизму. Расцвет стиля начался с 1980-х и продолжается по сей день.
Подробнее: Архитектура постмодернизма
Структурализм — название направления в модернистской архитектуре, которое пришло на смену интернациональному стилю во второй половине 1950-х гг. и постепенно эволюционировало в различные разновидности постмодернизма. Среди источников этого направления — немецкий экспрессионизм, органическая архитектура, «бетонная поэзия» Нерви.
Хай-тек (англ. high-tech) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.
Гранд-отель «Эспланада» (нем. Grand Hotel Esplanade) — несохранившееся здание в центре Берлина на Потсдамской площади, знаменитая гостиница эпохи золотых двадцатых. Здание было разрушено в результате авианалётов союзнических войск во Вторую мировую войну. Некоторые уцелевшие помещения отеля «Эспланада» в 1990-е годы были интегрированы в реализованный на Потсдамской площади проект Sony Center. В 1988 году новый гранд-отель «Эспланада» открылся на набережной Лютцова в берлинском районе Тиргартен.
Берлинская галерея (нем. Berlinische Galerie) — берлинский земельный музей современного искусства, фотографии и архитектуры.
Неоисторизм — архитектурное направление, копирующее или соединяющее (эклектика) стили предыдущих эпох (историзм) при возведении современных зданий.
Ландша́фтная архитекту́ра — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Подобно архитектуре и градостроительству ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.
«Романское кафе » (нем. Romanisches Café) — знаменитое берлинское кафе, находившееся по адресу Курфюрстендамм, 238 на современной площади Брайтшайдплац. В 1925 году эта часть Курфюрстендамм была переименована в Будапештскую улицу (нем. Budapester Straße).
Мессе Берлин (нем. Messegelände Berlin) — крупный выставочный комплекс, оператором которого является Messe Berlin GmbH, расположен в столичном административном округе Шарлоттенбург-Вильмерсдорф.
Бауха́ус (также встречается Бауха́уз, нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung — Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) — учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 год, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.
Биеннале Уитни (Whitney Biennial) — выставка современного американского искусства, проводящаяся раз в два года Музеем американского искусства Уитни (Нью-Йорк, США).
Фонтан Стравинского (фр. Fontaine Stravinski), также Фонтан Тэнгли — фонтан на площади Игоря Стравинского у Центра Жоржа Помпиду в Париже. Он был создан супругами архитектором Жаном Тэнгли и художницей Ники де Сен-Фалль, в 1982—1983 годах.
Мюнхенский сецессион (нем. Münchener Secession) — объединение мюнхенских художников конца XIX века, отделившихся в 1892 году от господствующей в то время Мюнхенской ассоциации художников. С создания Мюнхенского сецессиона началась история возникновения прогрессивных художественных групп — сецессионов — на территории Австрии и Германии, отвергавших консервативное официальное искусство.
Футуристическая архитектура — форма архитектуры, появившаяся в начале XX века в Италии. Характеризовалась антиисторизмом, сильным хроматизмом, длинными динамическими линиями, предполагающими скорость, движение, срочность и лиризм.
Пуризм (от фр. pur ← лат. purus «чистый») — направление в живописи и архитектуре XX века, ищущее при создании своих произведений эстетической ясности, точности, подлинности в изображении. Это течение было создано французским художником Амеде Озенфаном и архитектором Ле Корбюзье в 1918 году с написанием ими художественного манифеста «После кубизма».
АРХ Москва ́— ежегодная международная выставка архитектуры и дизайна. Проводится с 1995 года в Москве, в Центральном доме художника (ЦДХ) на Крымском Валу. Организатор — компания «Экспо-Парк». Авторы проекта и постоянные кураторы выставки — директор ЦДХ Василий Бычков и историк архитектуры Барт Голдхоорн.
Открытая общественная архитектурно-строительная Премия Дом Года / Best Building Awards (BBA) ежегодно присуждается лучшим проектам российской архитектуры, выполненным профессиональными архитекторами и воплощенным девелоперами и строителями за минувший год.
Подробнее: Дом года
Футуропо́лис — предложенное в России в 2009 году обозначение для плановых городов экспериментального характера, которые призваны испытать новые формы социальной организации. Футурополисы унаследовали черты движения «новых городов» и технополисов. Полностью реализованных в России проектов пока нет; с долей условности можно отнести к футурополисам отдельные проекты за рубежом.
Мельница моды — Фестиваль конкурс моды и фотографии в Республике Беларусь Первый белорусский модный форум общегосударственного значения ежегодно проводящийся в Минске с 2001 года для поддержики молодых дизайнеров одежды, моделей, мастеров фотографии, стилистов и визажистов. А также повышения квалификации мастеров в сфере дизайна, выбора одежды, оказания услуг. Также рассматривает вопросы сбережения национальных культурных традиций, освоение зарубежного опыта и расширение контактов с иностранными...
Фестиваль «Социальная революция» — первый архитектурный фестиваль в Ярославле. Основная тема и девиз фестиваля: «Ответы архитекторов на вопросы города». Фестиваль проходил 2 раза — с 1 по 11 мая 2012 г. и с 3 по 17 июня 2013 г. Третий фестиваль «Социальная революция» пройдёт в июне 2014 г.