Связанные понятия
Блэ́к-ме́тал (англ. black metal; «чёрный метал»; норв. svartmetall), или просто — блэк, — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.
Мелодичный дэт-метал (англ. melodic death metal) — является дальнейшим развитием жанра трэш-метал, идущим параллельно с развитием дэт-метала, но не являющимся его поджанром. Происходит от смешения нескольких стилей: трэш-метал (гитарные рифы), пауэр-метал (соло) и дэт-метал (вокал). Жанр отличается от традиционного дэт-метала большим разнообразием гитарных риффов, близких к трэш-металу и пауэр-металу, частотой и мелодичностью соло-партий, вставками акустической гитары и чистого вокала.
Ви́кинг-ме́тал (англ. Viking metal, по-английски читается как «вайкинг мэтл») — разновидность музыки в жанре метал, основанная на скандинавской культуре и мифологии. Образовался в конце 80-х — начале 90-х в Швеции и Норвегии.
Па́уэр-ме́тал (англ. power metal — энергичный метал) — одно из направлений метала, сложившееся во второй половине 1980-х. Основные атрибуты жанра — скорость, сложность и мелодичность гитарных партий, чистый высокий вокал и бэк-вокал.
Готик-метал или готический металл (англ. Gothic metal, Goth metal) — музыкальный жанр, разновидность метала, которая соединяет вязкость и мрачность дум-метала, экстремальные вокальные техники дэт- и блэк-метала, меланхолию и художественную красоту готик-рока.
Дум-ме́тал (англ. doom metal, от doom — «рок», «гибель», «злая судьба») — экстремальный поджанр метала с преобладанием медленных темпов. И музыка, и лирика в этом жанре призваны выражать чувство отчаяния, страха и обречённости. Огромное влияние на жанр оказала группа Black Sabbath, чьи песни «Black Sabbath», «Electric Funeral», «Cornucopia» стали прототипами дум-метала. В течение первой половины 1980-х годов несколько групп из Англии (Pagan Altar, Witchfinder General), США (Pentagram, Saint Vitus...
Симфо́ник-метал или си́мфо-метал (англ. symphonic metal — «симфонический металл») — музыкальный стиль, в котором соединены метал и симфоническая оркестровая музыка. В симфоническом метале часто используются высокий женский вокал (стилизованный как «оперный»). Группы в этом жанре нередко приглашают для записи малый симфонический оркестр и академический («камерный») хор, либо используют отдельные симфонические инструменты или их имитацию с помощью синтезатора.
Ме́тал , или мета́лл (от англ. metal) — музыкальный жанр, разновидность рок-музыки, сформировавшаяся в начале и середине 1970-х годов, преимущественно в Англии и Соединённых Штатах Америки. Характерные черты метала — искажённые эффектом дисторшн электрогитары, затяжные гитарные соло, агрессивный ритм, как правило, шести-, восьми- или двухдольный размер такта, облегчённые риффы.
Дэт-ме́тал (англ. death metal, от death — «смерть») — экстремальный поджанр метала.
Прогресси́вный ме́тал или прогре́ссив-ме́тал или прог-метал (англ. Progressive Metal) — подстиль метала. Этот жанр основывается на прогрессивном роке и включает в себя сложные композиционные структуры, причудливые музыкальные размеры и интригующую технику игры на музыкальных инструментах. Высокий уровень профессионализма музыкантов часто комбинируется с лирическим в форме концептуальных эпических текстов, результатом которых являются довольно длинные песни и концептуальные альбомы.
Эта статья об одном из направлений метала. О метале в общем есть отдельная статья...
Подробнее: Хеви-метал
Дарк-ме́тал (англ. dark metal, от dark — «темный») —— музыкальное направление, подстиль метала, впервые появившийся в конце 1980-х год и сформировавшийся к 1994 году. У дарк-метала нет единственного стиля направления. Первые альбомы этого направления можно обнаружить в Германии, Бразилии, Греции, США, Швейцарии и других странах. Дарк-метал чаще всего характеризуется сочетанием элементов агрессивных подстилей металической музыки: блэк-, дэт- и дум-метала с оккультной «ритуальной» атмосферой. Лирика...
Аванга́рд-ме́тал (англ. avant-garde metal) — одно из направлений метала, вобравшее в себя элементы прогрессивного метала, экстремального метала, дэт-метала и других поджанров метала. Отличается большим количеством музыкальных экспериментов со звуками, инструментами и структурой песен.
Подробнее: Авангардный метал
Дэт-дум-метал (дэт-дум или «дум-дэт») — экстремальный поджанр метала, сочетающий неторопливый темп и мрачную атмосферу дум-метала с гроулингом и двойными бочками дэт-метала. Поджанр появился в середине 1980-х и получил некоторую популярность в 1990-х, но стал менее распространенным на рубеже 21-го века. В свою очередь, дэт-дум-метал породил тесно связанный с ним фьюнерал-дум, а также более мелодичный и романтичный готик-метал.
Индáстриал-мéтал (от индастриал- и -метал) — смежный музыкальный жанр, образовавшийся в конце 80-х в США и западной Европе на стыке взаимного влияния различных течений пост-индастриала (конкретно — жанров индастриал-дэнса, электро-индастриала и пауэр-электроникса) с одной стороны, хэви- и трэш-метала с другой стороны и хардкор-панка с третьей; наиболее значительными исполнителями, оказавшими влияние на становление жанра, считаются группы Ministry, Godflesh и KMFDM. К специфическим чертам этого направления...
Подробнее: Индастриал-метал
Экстремальный метал (от англ. extreme metal) — широкий термин из области классификации музыкальных стилей, который используется по отношению к некоторым «родственным» подстилям хэви-метала, появившимся с начала 1980-х годов. Этот термин относится не к одному определенному стилю или звучанию, а к таким жанрам метала, как трэш-метал, блэк-метал, дэт-метал и дум-метал, а также к музыке, сочетающей в себе элементы данных подстилей.
Спид-метал (англ. speed metal, от speed — «скорость») — музыкальный жанр, одно из направлений метала, находящееся на стыке традиционного хеви-метала, трэш-метала и пауэр-метала.
Неокласси́ческий ме́тал (англ. Neo-classical metal) — музыкальный жанр, сочетающий черты хеви-метала и классической музыки. Музыканты, играющие в этом жанре, исполняют на электрогитарах и других инструментах, характерных для метала, композиции классиков или собственные сочинения, выдержанные в том же духе.
Дарквэйв (англ. dark wave — «тёмная волна») — музыкальный стиль, который сочетает мелодику и ритмику готик-рока с использованием электронных и иногда симфонических музыкальных инструментов. Одно из направлений на готической сцене, сплав электронной, индастриально-экспериментальной, неоготической — романтической, неоромантической и классической музыки.
Грайндкор (ещё известен как «грайнд» англ. Grindcore) — экстремальное направление рок-музыки, первоначально возникшее в результате смешения краст-панка и трэшкора. Также определённую роль сыграло влияние со стороны метала. Название происходит от слова англ. grind — «молоть» (из-за звука, построенного на атональных риффах, «размалывающе», «со скрежетом» переходящих из одного в другой).
Средневековый метал (нем. Mittelalter metal, англ. Medieval metal) — поджанр фолк-метала, который объединяет хард-рок или метал со средневековой музыкой. Жанр возник в середине 90-х, благодаря экспериментам групп Subway to Sally, In Extremo и Corvus Corax. Он характеризуется использованием широкого спектра народных и средневековых инструментов.
Дэткор (англ. Deathcore) — направление экстремального метала, представляющее собой слияние дэт-метала с металкором. В дэткоре часто используются риффы и бласт-биты из дэт-метала и брейкдауны (замедления) из металкора. Больше всего дэткор распространён на юго-западе США, особенно в Аризоне и Южной Калифорнии (больше всего в долине Коачелла). В этих местах появилось множество известных групп, а также проводятся различные фестивали.
Техничный и прогрессивный дэт-метал (англ. technical death metal) (англ. progressive death metal) — поджанры дэт-метала, ориентированные на сложные ритмы, риффы и структуры. Филл Фриман, экс-редактор Metal Edge, описывает эти поджанры как «скрытую сторону, у которой больше общего с прог-роком и джазом, чем с механической сатанинской долбежкой, которые преобладают в общественном представлении о такой музыке». Эксперименты внутри дэт-метал-движения начались ещё в конце 1980-х с творчеством Death, Atheist...
Неофолк (дарк-фолк, апокалиптический фолк, англ. neofolk, dark folk, apocalyptic folk) — музыкальный жанр, возникший как «возрождение» американского фолка 1970-х годов в Европе и смешения с постпанком, а также с другими стилями альтернативной музыки, часто сочетаемой с приёмами этнической музыки и неоклассическими пассажами. Всё более уходя от своего первоисточника — к 1990-м неофолк уже полностью оправдывал своё название, представляя собой действительно скорее «новый фолк», чем очередную разновидность...
Готик-рок (англ. gothic rock) — музыкальный жанр, возникший как ответвление панка на рубеже 1970-х и 1980-х годов. В начале 1980-х жанр стал отдельным направлением. В музыке преобладают мрачные темы и интеллектуальные направления, такие как романтизм, нигилизм, а также готическое направление в искусстве Нового времени. Лучшими примерами групп, исполнявших готик-рок, могут служить: Siouxsie and the Banshees, Bauhaus, The Cure, Joy Division, The Sisters of Mercy и The Mission. Готик-рок стал основой...
Гро́улинг , или гро́ул (от англ. growling «рычание») — приём пения c «расщеплением» звука, издаваемого голосовыми связками, в некоторых экстремальных музыкальных стилях, в основном в дэт-, грув- и дум-метале, а также в грайндкоре, металкоре и дэткоре, иногда в блэк-метале.
Металкор (англ. Metalcore) — гибридный музыкальный жанр, находящийся на стыке экстремального метала и хардкор-панка и объединяющий в себе их элементы. Название представляет собой словослияние названий двух образующих его жанров.
Фолк-рок (англ. folk rock) — музыкальное направление, объединяющее элементы народной музыки и рока. У истоков направления была группа The Byrds из Лос-Анджелеса, которая исполняла американскую народную музыку и песни Боба Дилана в типичной рок-инструментовке, под сильным влиянием The Beatles и других групп «британского вторжения». Термин «фолк-рок» впервые появился в американской музыкальной прессе в июне 1965-го года для описания дебютного альбома группы The Byrds. Издание группой The Byrds кавер-версии...
Грув-метал (англ. groove metal) — направление в экстремальном метале, образовавшееся в первой половине 1990-х годов. Является поджанром трэш-метала, который испытывает на себе сильное влияние хардкор-панка и сладжа. Название термина происходит от музыкального понятия грув, обозначающее ярко выраженное ритмическое ощущение в музыке, создаваемое цикличной игрой музыкантов.
Блэк-дэт-метал (англ. black/death metal, blackened death metal) — пограничный стиль, вобравший в себя элементы блэк-метала и дэт-метала. Присутствуют гитарные тремоло и бласт-биты, характерные для блэка, техничная игра на ударных инструментах и гитарах, характерная для дэта. В качестве вокала чаще всего выступает гроулинг. Тематика текстов, как и в блэке, — антирелигиозная, либо оккультная.
Бласт-бит — приём игры у барабанщиков, характерный в первую очередь для блэк-метала, дэт-метала, грайндкора, трэш-метала, дэткора и подобных им направлений музыки в меньшей степени.
Дэтгра́йнд (англ. deathgrind) — музыкальный жанр, сочетающий в себе качества дэт-метала и грайндкора. Однако таким же сочетанием определяются жанры гор-грайнд и порно-грайнд. Журнал Zero Tolerance Magazine описал дэтграйнд как «грайндкор и брутал-дэт, сталкивающиеся лоб в лоб». Дэн Лилкер описал дэтграйнд как «объединение техничности дэт-метала с интенсивностью грайндкора». В дэтграйнде часто применяется два вида вокала, как гуттурал из дэт-метала, так и скриминг из грайндкора. Композиции в стиле...
Дарк-э́мбиент (от англ. dark — «тёмный», «мрачный»; англ. ambient — «окружающий») — направление электронной музыки, подвид эмбиента, появившийся в конце 1980-х как результат переосмысления экспериментов первых эмбиент-композиторов. По мнению Владимира Богданова, дарк-эмбиент во многом противоположен эмбиенту в том смысле, в котором его понимал Брайан Ино. Определение «дарк-эмбиент» трактуется достаточно расплывчато и обычно используется как зонтичный термин для наименования ряда различных музыкальных...
Кроссовер-трэш (англ. crossover thrash) — музыкальный стиль, который является одной из форм трэш-метала или хардкор-панка, оказавших влияние друг на друга, либо является их смесью. Кроссовер представляет собой одно из направлений панк-метала, куда входят и другие весьма похожие стили, как, например, грайндкор.
Брутальный дэт-метал — экстремальный поджанр дэт-метала, а также термин, используемый для описания дэт-метал-групп, сосредотачивающих внимание на скорости игры, тяжести звуковых эффектов гитары и бас-гитары, агрессивности вокала, и прочих эффектов, придающих стилю более жестокое и брутальное звучание, чем обычный дэт-метал.
Альтернативный метал начал набирать популярность в начале 1990-х. Жанр является слиянием хэви-метала с альтернативным роком (в особенности с инди-роком 1980-х). Для альтернативного метала характерны и тяжёлые гитарные риффы, присущие металу, и черты альтернативной музыки — нетрадиционные тексты песен, необычные технические приёмы, непринятие условностей и традиций тяжёлой музыки, соединение метала с самыми разнообразными музыкальными жанрами. Также этим термином можно назвать соединения альт-рока...
Трэш-ме́тал или Треш-ме́тал (англ. thrash metal, от to thrash — англ. бить, молотить, крошить) — музыкальное направление в метале, давшее начало всем экстремальным его разновидностям. Характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения, большей жёсткостью пробивных, быстрых, исполненных в низком диапазоне частот ритмических фигур (риффов) по сравнению с классическим хэви-металом и агрессией вкупе с техничным, кромсающим, молотящим, скоростным стилем гитарных соло в высоком диапазоне частот и...
Подробнее: Треш-метал
Краст-панк (англ. crust punk, иногда просто краст) — это музыкальное направление, возникшее под влиянием хардкор-панка, анархо-панка и экстремального метала и зародившееся в середине 80-х в Англии. Песни часто наполнены мрачной пессимистичной лирикой, посвященной политическим и социальным проблемам.
Хардкор-панк (англ. Hardcore punk) — музыкальный жанр, появившийся в США и Великобритании в конце 1970-х годов в результате обособления от панк-рока. Звук, по сравнению с традиционным звучанием панк-рока, стал более быстрым, тяжёлым, композиции стали более короткими. Кроме того, отличительная черта хардкор-панка — более размытые, синкопированные риффы по сравнению с панк-роком. Основная тематика песен — личностная свобода, анархия, политика, социальные аспекты, стрейт-эдж, веганизм, насилие, пацифизм...
Музыкальный коллектив — коллектив людей, объединённых общей целью или работой, которые так или иначе связаны с музыкой. Обычно музыкальный коллектив состоит из музыкантов, но в него могут входить и другие музыкальные деятели (продюсеры, звукорежиссёры) или люди, непосредственно к созданию музыки не причастные (художники, поэты, техники).
Индастриал (от англ. industrial — «промышленный»), иначе индастриал-музыка и «индустриальная» музыка (industrial music) — совокупность музыкальных направлений, отличающихся выраженной экспериментальностью и использованием провокационных тем. Изначально термин был введён при основании лейбла Industrial Records музыкантом группы Throbbing Gristle Дженезисом Пи-Орриджем и художником Монте Казаззой; с подачи последнего на дебютном официальном альбоме TG — The Second Annual Report — был введён слоган...
Прогрессивный рок (англ. Progressive rock, также известный как прог-рок, прогрессив и прог) — стиль рок-музыки, характеризующийся усложнением музыкальных форм и творческим обогащением рока через диалог с другими направлениями музыкального искусства: академической музыкой, джазом, народной музыкой (европейской и восточной) и авангардом. Можно сказать, что в смысле синтеза с другими направлениями прогрессивный рок для рок-музыки является аналогом фьюжна для джаза. Пионеры прогрессивного рока использовали...
Скри́минг , или скрим (от англ. scream «кричать») — вокальный приём, основанный на технике расщепления, чаще всего применяется в экстремальных поджанрах металла, хардкор-панке, и исходящих из них направлениях. Правильный скрим можно охарактеризовать как крик, или скорее, хрипящий вопль с очень высокой тесситурой, а неправильный звучит как визгливый крик. Впервые был применён на одноимённом дебютном альбоме шведской блэк-метал группы Bathory в 1984 году. Обычно скриминг используется вокалистами-мужчинами...
Хард-рок (англ. hard rock, дословно тяжёлый рок или жёсткий рок) — жанр рок-музыки, характеризующийся выделенной ролью ритм-секции, главным образом бас-гитары и ударных инструментов. Композиции этого жанра часто построены на риффах в фигурах с размером 4/4. Хард-рок зародился в 1960-е годы, обрел привычные формы в конце 1960-х — начале 1970-х годов, а его расцвет пришёлся на начало 1970-х, при участии таких групп, как Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple. От хард-рока тут же ответвился хеви-метал...
Корпспе́йнт или ворпе́йнт (англ. corpsepaint, warpaint) — характерный чёрно-белый грим, используемый исполнителями блэк-метала на концертах или выступлениях.
Подробнее: Корпспэйнт
Фьюнерал-дум-метал (англ. funeral doom metal, рус. похоронный дум метал) — поджанр дум-метала, вышедший, однако, не столько из дума, сколько из дэт-дум-метала. Коллективы, играющие в этом стиле, замедлили и без того медленный темп death/doom, сделав акцент на чувстве обреченности и отчаяния, выражаемом и музыкой и лирикой. Стиль зародился в творчестве групп Thergothon и Skepticism. Среди современных исполнителей фьюнерал-дума нельзя не упомянуть таких исполнителей как Shape of Despair, Evoken, Hierophant...
Сладж-метал (англ. sludge metal, также известный как сладжкор или просто сладж) — экстремальный стиль музыки, комбинирующий элементы дум-метала и хардкор-панка. Некоторое влияние оказали также индастриал и нойз-рок, таким образом сладж может практиковать как диссонансный, так и экспериментальный подходы этих стилей. Для сладжа характерно резкое и абразивное звучание, сопровождаемое «кричащим» вокалом, тяжёлый дисторшн и резко контрастирующие темпы. В то время как Melvins из Вашингтона заложили основы...
Стоунер-рок (англ. stoner rock) и стоунер-метал (англ. stoner metal) — близкие понятия, которые подразумевают определённые поджанры рок- и метал-музыки. Стоунер-рок — это, как правило, медленная или среднетемповая музыка с низконастроенными гитарами и басом. Включает элементы психоделического рока, блюз-рока и дум-метала с повторяющимися гитарными риффами. Стоунер-рок возник в ранних 1990-х на основе творчества калифорнийской группы Kyuss. Стиль оказал большое влияние на многие группы такие как...
Электро-индастриал (англ. electro-industrial, также используется название электро (нем. Elektro (не путать с одноимённым поджанром танцевальной музыки)) — музыкальный жанр, возникший в 1980-х годах преимущественно в Канаде и странах Бенилюкса в результате взаимного влияния направления EBM и других жанров постиндастриала и развивавшийся в конце 1980-х и первой половине 1990-х годов. Кроме прямоты музыкальных структур, унаследованных от EBM, и методов построения композиций, взятых из классического...
Арт-рок (англ. art rock) — жанр экспериментальной и рок-музыки, который характеризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной популярной музыки в направлении джаза, академической, этнической музыки или экспериментального авангарда.