Связанные понятия
Врата́рь (также голкипер от англ. goalkeeper) — игрок в футболе, защищающий ворота. Основная цель — не давать игрокам команды-соперника забить гол. Чаще всего играет вблизи ворот, в т. н. штрафной площади.
Защитник (англ. defender; устаревшее наименование бэк или фулбэк от англ. back — задний) — игрок, специализирующийся на выполнении оборонительных функций. В футболе действует между вратарём и полузащитниками, преимущественно на своей половине поля и чаще всего вблизи своей штрафной площади. Его основная цель — не давать нападающим противника возможности забить гол, обработать мяч, подойти к воротам, ударить по воротам.
Напада́ющий — атакующий игрок, располагающийся ближе всех к воротам соперника. Основной целью нападающих является забивание голов. Такого игрока называют также форвардом (от англ. forward — передний), страйкером (от англ. striker — бьющий) и другими терминами.
Футбо́л (англ. football от foot «ступня» + ball «мяч») — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника.
Полузащи́тник (англ. Midfielder; жарг. хавбе́к, от англ. half-back — полузадний) — игрок футбольной команды, действующий между защитой и нападением. Основной задачей полузащитников является помощь игрокам обороны и нападения, в зависимости от игровой ситуации.
Упоминания в литературе
В профессиональной деятельности
тренера есть примеры того, как тренер сопровождает своих спортсменов от уровня начальной подготовки до уровня высших достижений. Тогда от тренера требуется талант для того, чтобы на длинном пути спортивной карьеры постепенно переходить от роли учителя к роли наставника, а впоследствии – доброго советчика. Чаще всего тренер работает в какой-либо одной зоне спортивного мастерства. Например, на уровне базового мастерства или высшего спортивного мастерства, создавая из уже обученных, подготовленных спортсменов потенциальных рекордсменов. Тогда от тренера требуется большое терпение и профессиональный опыт, так как особенностью этих этапов подготовки является то, что многие спортсмены покидают спорт, отдавая предпочтение учёбе или семье.
В настоящее время, федерация тайского бокса России, не обеспечена достаточной методической базой, слабо ведутся столь необходимые в наши дни научные исследования, что не может не отражаться на качественной подготовке талантливых спортсменов. Поэтому разработанная программа для учебно-тренировочной работы со студентами даст возможность
тренерам и специалистам правильно организовать тренировочный процесс и подготовку будущих звезд тайского бокса.
Когда я сам решил стать бегуном – после того как несколько лет в старших классах и колледже занимался плаванием, – я обнаружил, что большая часть советов об организации тренировок исходит от
тренеров , рассказывающих другим тренерам о том, как они подготавливали своих звезд и чемпионов. Программы подготовки звезд были совершенно неприменимы для подготовки бегунов начального уровня и даже тех, кто занимался бегом серьезно, но не вышел еще на уровень высших результатов. Несмотря на это, распространенная практика состояла в том, чтобы тренировать всех одинаково и давать всем максимальные нагрузки – в надежде, что кто-нибудь да выживет. А кто не выживет, те найдут себе какое-нибудь другое занятие.
Цель спортивных единоборств – победа над противником по правилам, установленным конкретным видом спорта. Смысл спортивных стилей заключается в выполнении квалификационных требований и воспитании чемпионов, причем чемпионов в конкретных видах спорта. Поэтому в спортивных секциях ведется постоянный отбор людей на «подающих надежды» и «неперспективных». На последних, обычно
тренерами время не тратится и занимаются они в основном для массовки, в то время как первые подготавливаются для соревнований.
Одной из эффективных форм организации тренировочного процесса является централизованная подготовка (таблица 6). Такая организация работы позволяет осуществлять единый подход к управлению подготовкой, реализовать контроль за выполнением индивидуальных планов спортсменов, использовать опыт ведущих
тренеров , решать коллективные задачи, в том числе определить тактику выступлений команды в соревнованиях. Итогом сборов являются высокие спортивные достижения его участников в соревнованиях, а организация работы и методика тренировки ложатся в основу дальнейшей практики подготовки сборных команд.
Связанные понятия (продолжение)
Гандбол (дат. håndbold, англ. handball от hand — рука и ball — мяч) — командная игра с мячом 7 на 7 игроков (по 6 полевых и вратарь в каждой команде). Играют руками. Цель игры — как можно больше раз забросить мяч в ворота (3 м × 2 м) соперника.Состоит из двух таймов по 30 минут, а перерыв 15 (между таймами).
«Мастер спорта СССР » (стандартное сокращение в спортивной справочной литературе — МС) — спортивное звание, учреждённое в 1935 году Высшим советом физической культуры при ЦИК СССР (в шахматах звание МС СССР было учреждено ранее).
Судья ́ (рефери́) — обладающий специальными умениями и полномочиями участник футбольного матча. Права и обязанности судьи определены Правилом 5 Правил игры в футбол.
Во многих игровых командных видах спорта врата́рь (также голки́пер, от англ. goalkeeper) — игрок, обязанностью которого является защищать свои ворота, то есть не давать команде противника забить гол. Обычно существуют специальные правила, которые относятся только к вратарям. Вратари часто носят дополнительное снаряжение.
Подробнее: Вратарь
Футзал, Ми́ни-футбо́л — широко распространённое в русскоязычных странах наименование футза́ла ФИФА — командного вида спорта, одной из разновидностей футбола, соревнования по которому проводятся под эгидой ФИФА.
«Заслуженный мастер спорта СССР »— почётное спортивное звание в СССР. До 1983 года официальным названием звания было «заслуженный мастер спорта», однако уже в 1950-х годах (тогда аналогичные звания стали появляться и в некоторых других социалистических странах) в официальных документах — например, в Указах Президиума Верховного Совета СССР о награждениях, — употреблялось название «заслуженный мастер спорта СССР». Стандартное сокращение в спортивной справочной литературе — ЗМС СССР.
Хоккей (лезг.хвакьей)вид спорта древних лезгин (леки)Хокке́й (англ. Hockey) — вид спорта, семейство игр на ледовой, тартановой, пластиковой, деревянной или травяной площадке, в котором две команды стараются поразить (мячом или шайбой) цель — ворота противника, используя клюшки. В каждой команде есть один вратарь, который защищает ворота своей команды, и несколько полевых игроков.
Мастер спорта СССР международного класса (стандартное сокращение в спортивной справочной литературе — МСМК) — спортивное звание, присваивавшееся в 1965—1992 годах спортсменам СССР, выполнившим установленные Единой всесоюзной спортивной классификацией нормативы. Звание присваивалось приказами высшего органа по управлению физической культурой и спортом в СССР (в 1965 году — Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР; позднее он неоднократно менял названия и статус).
Судья , арбитр (от лат. arbiter «третейский судья»), рефери́ (англ. referee, от лат. referō «относить», также «судить») — человек, контролирующий ход спортивного состязания.
Заслуженный тренер — как правило, почётное спортивное звание (в ряде случаев — почётное звание). Звания «заслуженный тренер» существовали в СССР: звание «заслуженный тренер СССР» было введено в 1956 году, позднее — звания заслуженных тренеров союзных республик. Аналогичные звания существовали в ряде социалистических стран; до настоящего времени они сохранились в Болгарии и Польше (учреждено 30 мая 1985 года).
Во́дное по́ло (англ. Water polo) — спортивная командная игра, которая проводится в воде. Игра может проходить как в естественных водоёмах, так и в бассейнах. Одновременно в игре участвуют две команды, задача которых забить как можно больше голов в ворота соперника за время игры.
Кёрлинг (англ. curling, от скотс. curl) — командная спортивная игра на ледяной площадке. Участники двух команд поочерёдно пускают по льду специальные тяжёлые гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дома»). В каждой команде по четыре игрока.
Спортивная гимнастика — вид спорта, включающий в себя соревнования на гимнастических снарядах, в вольных упражнениях и в опорных прыжках. В современной программе гимнастического многоборья: для женщин — на брусьях разной высоты, бревне, в опорных прыжках, вольных упражнениях; для мужчин — в вольных упражнениях, опорных прыжках, на коне, кольцах, параллельных брусьях и перекладине.
Кроссфит — брендированная система физической подготовки, созданная Грегом Глассманом. Зарегистрирована в качестве торговой марки корпорацией CrossFit, Inc., основанной Грегом Глассманом и Лорен Дженай в 2000 году. Продвигается и как система физических упражнений, и как соревновательный вид спорта. Кроссфит-тренировки включают в себя элементы интервальных тренировок высокой интенсивности, тяжёлой атлетики, плиометрики, пауэрлифтинга, гимнастики, гиревого спорта, упражнений стронгмена, бега и других...
Спортивная аэробика — вид спорта, официально зарегистрированный во Всероссийском реестре видов спорта. Спортивная Аэробика является одним из пяти видов гимнастики (наряду со спортивной и художественной гимнастикой, акробатикой и прыжками на батуте), признанным и пропагандируемым FIG (Международная федерация гимнастики).
Спортивный директор (фр. directeur sportif, также может использоваться прямое произношение директ спортиф и помечаться в зарубежных спортивных СМИ аббревиатурой DS) — одна из ключевых персон современной шоссейной велокоманды.
Спортивный психолог (психолог в спорте) — специалист, изучающий закономерности психической деятельности человека в процессе его двигательного обучения, спортивной тренировки, участия в специфичных командных взаимодействиях, в процессе подготовки и выступлений на соревнованиях, а также участия в различных формах общественной жизни, связанных со спортом.
Фитнес-клуб - это сооружения, которые имеют площади для проведения оздоровительных и фитнес-тренировок при помощи силовых упражнений и оборудования для кардио-тренировок и которые открыты для свободного посещения за плату на основе платежей за разовое посещение или по членской системе (IHRSA).
Единоборство Турон — национальный вид спорта Узбекистана со своими правилами, методикой и системой подготовки спортсменов.
Психология спорта — область психологической науки, которая изучает закономерности формирования и проявления различных психологических механизмов в спортивной деятельности.
Профессиональный спорт в узком смысле — спортивно-предпринимательская деятельность, которая за счёт высокой зрелищности состязаний даёт коммерческую выгоду спортивных организаций (лиг, команд и т. д.), для телевидения и для собственно спортсменов. Это позволяет спортсменам заниматься спортом и ничем другим, совершенствуя свои навыки и сохраняя спортивную форму.
Фи́тнес (англ. fitness, от глагола «to fit» — соответствовать, быть в хорошей форме) — в более широком смысле — это общая физическая подготовленность организма человека.
Веревочный курс — активный тренинг, длительностью от одного до четырёх дней, направленный на улучшение навыков командного взаимодействия, командообразование. В качестве снаряжения для проведения веревочного курса часто используется альпинистское снаряжение (веревки, карабины, страховочные системы), что и дало название программе. Также используется как один из элементов тренингов личностного роста.
Поисково-спасательные работы (ПСР) - это соревнования по спортивному туризму, в которых принимают участия команды альпинистских и туристских клубов, образовательных учреждений, поисково-спасательных служб, МЧС, а также спортсмены и люди, предпочитающие активный отдых.
Крав-мага ́ (ивр. קרב מגע — «контактный бой») — разработанная в Израиле военная система рукопашного боя, делающая акцент на быстрой нейтрализации угрозы жизни. Система получила известность после того, как была принята на вооружение различными израильскими силовыми структурами.
Фитнес-аэробика — вид спорта, официально зарегистрированный во Всероссийском Реестре Видов Спорта (ВРВС). Это один из самых молодых видов спорта, быстро завоевавший популярность во всем мире. Это массовый, эстетически увлекательный и поистине зрелищный командный вид спорта, собравший все лучшее из теории и практики оздоровительной и спортивной аэробики. Своеобразие фитнес-аэробики определяется органичным соединением спорта и искусства, единством движений и музыки. Фитнес-аэробика — достаточно сложный...
Спортивный туризм — вид спорта, имеющий целью спортивное совершенствование человека в преодолении естественных препятствий. Спортивный туризм исторически сложился в СССР. Спортивность туризма заключается в преодолении естественных препятствий, в применении различной тактики и техники преодоления препятствий.
Триатлон специального назначения или тактический триатлон — военно-прикладной вид спорта, возникший в среде частей специального назначения и имеющий практическую направленность по подготовке личного состава к действиям в сложных ситуациях. Представляет собой командные соревнования в следующих дисциплинах...
Эстетическая гимнастика — вид спорта, основанный на стилизованных, естественных движениях всего тела. Этот вид спорта включает гармонические, ритмические и динамические элементы, выполняемые с естественной грацией и силой. Существует непрерывный поток от одного движения к другому, как если бы каждое новое движение происходило от предыдущего. Все движения должны выполняться плавно, значительно изменяясь и в динамике, и в скорости. Композиция должна содержать универсальные и разнообразные движения...
Ворка́ут (англ. Workout «тренировка») — это уличная гимнастика, которая может быть отнесена к любительскому виду спорта, физической культуре и представляет собой спортивную субкультуру. Включает в себя выполнение различных упражнений на уличных спортплощадках, а именно на турниках, брусьях, шведских стенках, рукоходах и прочих конструкциях, или вообще без их использования (на земле). Основной акцент делается на работу с собственным весом и развитием силы и выносливости. Люди, увлекающиеся таким...
Культуризм (от фр. culturisme — культура тела), или бодибилдинг (от англ. body — тело и building — строительство) — процесс наращивания (гипертрофии скелетных мышц) и развития мускулатуры, путём выполнения физических упражнений с отягощениями, приёма большого количества пищи, высокоэнергетического специального питания (с повышенным содержанием питательных веществ, в частности, белков), иногда фармакологических препаратов (в том числе в форме инъекций).
Кумите ́ (от яп. 組手 — букв. «переплетённые руки», схватка) — понятие японских боевых искусств, включающее в себя все разновидности боя на татами (тренировочный, соревновательный, аттестационный), является одним из основных разделов современного карате, наряду с ката и кихон.Зачастую кумите является одновременно и целью (соревнования, самооборона) и средством боевых искусств (отработка различных навыков и техник). Само по себе является конечной формой реализации всего технического и тактического арсенала...
ZUMBA — танцевальная фитнес-программа на основе популярных латиноамериканских ритмов. Автором является Альберто Перес, фитнес-инструктор из Колумбии.
Подробнее: Зумба
Бразильское джиу-джитсу (порт. Jiu-Jitsu Brasileiro) — боевое искусство и международное спортивное единоборство, основой которого является борьба в партере, а также болевые и удушающие приёмы. Это искусство возникло в начале ХХ-го столетия из дзюдо Кодокан, которое было самостоятельной молодой системой (основано в 1882 году), сформированной многочисленными школами (рю) японского джиу-джитсу.
Са́мбо (сокращение (акроним) от самозащита (самооборона) без оружия) — советский, а в настоящее время и международный вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты, разработанная сотрудниками инструкторского и тренерского состава общества «Динамо» в 1930-е годы для подготовки офицеров НКВД и военнослужащих внутренних войск (в рамках курса специальной физической подготовки, сокр. «спецфиз»). Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года, когда Спорткомитет...
Воздушная атлетика — не олимпийский развивающийся вид спорта, включающий следующие дисциплины: спорт на пилоне, воздушные полотна, воздушное кольцо, триклайн и другие дисциплины, объединённые общей системой подготовки атлетов, правил проведения турниров и судейства. Один из наиболее быстрорастущих видов спорта.
Кедди (англ. caddy или англ. caddie) — помощник игрока в гольфе, в чьи обязанности входит перенос спортивного инвентаря и помощь советами.
Арт-фехтование (артистическое фехтование) — дисциплина спортивного фехтования. Относится к сложнокоординационным видам спорта. Цель выступления — показать судьям и зрителям правдоподобный поединок на холодном оружии.
Мастерская группа (часто сокращается как МГ) — в ролевых играх живого действия группа организаторов (мастеров) игры. Употребляется как в значении «мастера данной игры» (например, мастерская группа «Ведьмака»), так и в значении «организация, объединение мастеров», своеобразный бренд, под которым мастера делают все свои игры.
Дзюдо ́ (яп. 柔道 дзю: до:, дословно — «Мягкий путь»; в России также часто используется название «Гибкий путь») — японское боевое искусство, философия и спортивное единоборство без оружия, созданное в конце XIX века на основе дзюдзюцу японским мастером боевых искусств Дзигоро Кано (яп. 嘉納 治五郎 Кано: Дзигоро: 1860 — 1938), который также сформулировал основные правила и принципы тренировок и проведения состязаний.
Три́кинг — спортивное движение, представляющее собой сочетание движений из боевых искусств, гимнастики, капоэйры, брейкданса и других спортивных дисциплин для создания зрелищной смеси из вращений в разных плоскостях,
Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.
Кёкусин Будокай Карате (яп. 極真武道会空手) — стиль, созданный мастером боевых искусств Йоном Блюмингом (10 дан, Нидерланды).
Упоминания в литературе (продолжение)
Предоставим слово Дереку Хансену из Университета им. Саймона Фрейзера в Ванкувере (провинция Британская Колумбия, Канада). Он работал со многими олимпийцами, он является главным
тренером сборной Канады по силовой подготовке и улучшению физического состояния, а также консультантом по увеличению скорости. По его мнению, оптимальное решение заключается в том, чтобы комбинировать на тренировках оба этих аспекта. Рассказывая о подготовке баскетболистов, Хансен отмечает: «Обычно мы рекомендуем спортсменам один день поднимать тяжести, прыгать и бегать на короткие дистанции, а на следующий – делать аэробные упражнения». И добавляет, что, когда его подопечные сочетают в рамках одной тренировки поднятие тяжестей и кардионагрузки, то сначала идут тяжести, потому что в приоритете у них – развитие силы.
Технико – тактические действия вратаря во многом не схожи в действиями полевых игроков, что требует для него индивидуальной специализированной подготовки. На тренировка подготовке вратаря уделяется отдельное внимание, где на каждом занятии, вратари выполняют специальные упражнения. Отдельные занятия для вратарей следует проводить 1–2 раза в неделю, в зависимости от их уровня подготовки. По мнению
тренеров , специальную подготовку вратарей следует проводить с десятилетнего возраста. Только в результате упорных, непрерывных тренировок в течение долгих лет, вратарь может достичь высшей степени спортивного мастерства.
Существует мнение: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт; это, в свою очередь, повышает конкуренцию среди них и отражается на спортивных результатах. Однако увеличение массовости занятий спортом невозможно осуществить без подготовки необходимых специалистов:
тренеров , инструкторов, преподавателей, врачей, работников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специалистов во многом будет способствовать повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у выдающихся спортсменов.
Следующий этап – работа с
тренером на лапах, так называемых падах (от англ. pads), которая составляет 5 раундов по 3 минуты. Количество раундов может равняться 4 или б, а их продолжительность (в зависимости от этапа подготовки) достигать и 5 минут. Количество учеников в школе меняется. Их может быть от 8 до 30. С ними работают тренеры (coach), которых может быть от 4 до 10 человек. Тренерами работают бывшие профессионалы, имеющие большой бойцовский опыт. Каждый тренер имеет 2-3 подопечных. Он полностью отвечает за подготовку своих учеников и получает премиальные за их успешное выступление. Основной упор в тренировочном процессе делается на индивидуальную тренировку с учениками. В первую очередь это работа на лапах. Учитывая, что с каждым из учеников тренер в среднем работает 5 раундов по 3 минуты, общее время, отведенное тренировке на лапах, составляет около часа. Чтобы просто подставлять лапы под удар, большого ума не надо, однако не все так просто. Грамотный тренер заставит не только правильно выполнять технические действия, но и покажет, как их применять тактически.
Четвертое. Тренерская работа – это во многом психология.
Тренер постоянно контактирует со спортсменом, а не как психолог – несколько раз в неделю, причем в реальной тренировочной и соревновательной обстановке, и, конечно, пытается решать возникающие психологические проблемы, пусть не научно, но на основе своего опыта, часто как бывший спортсмен, а это дорогого стоит.
Эффективным оказался подход к построению тренировочного процесса Олимпийского чемпиона и призера Олимпийских игр А. П. Бондарчука, который использовал в своей собственной тренировке и позднее – своих учеников разработанный им комплексный метод подготовки спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики. И уже в 2000-х годах А. П. Бондарчук разработал 42 способа построения тренировочного процесса – для разных видов спорта. Но по сей день единственный используемый
тренерами во всех видах спорта метод построения тренировки их учеников – периодизационный метод Л. П. Матвеева. К слову, Е. Б. Мякинченко, В. Н. Селуянов (2009) в книге, посвященной «локальной выносливости» бегунов на средние дистанции, заявили, что с помощью метода периодизационной подготовки спортсмена высокого спортивного результата можно достичь только используя анаболические стероиды. А несколько ранее то же самое «озвучил» в своей статье А. М. Якимов (2000).
Зарубежный опыт работы с хоккеистами (Канада, США) интересен тем, что там во многих штатах хоккей входит в обязательную программу физического воспитания общеобразовательных школ. Количество детей, играющих в хоккей, значительно больше как в количественном, так и в процентом отношении, что позволяет
тренерам отбирать перспективных спортсменов из большего числа детей. Поскольку образование является платным, и родители платят деньги за обучение своих детей, тренеры понимают всю ответственность, возложенную на них за здоровье юных хоккеистов, и работают над повышением своей квалификации. В результате растет качество учебно-тренировочного процесса, количество детей с расстройствами здоровья вследствие неадекватных нагрузок минимально, отсев из команды происходит не по причине ухудшения показателей из-за недо- или перетренированности, а исключительно по причине отсутствия способностей конкретного ребенка к данному виду спорта.
Еще одна важная вещь, которая преподается в Голландии: хорошая организация тренировочного процесса – половина успеха. Хорошая организация тренировочного процесса и матча – необходимый ориентир для ваших футболистов. Ведь они должны четко понимать, чего ожидать от того или иного момента, когда нужно проявить инициативу и взять игру на себя. Добавьте сюда ваш тренерский опыт, энтузиазм – и получите ключ к воспитанию сильных футболистов и, как следствие, команды! Во время тренировок я ставлю игру в футбол, тактическое и техническое развитие игроков выше физического, ведь последнее вытекает из первых пунктов. Помимо хорошей организации нужно также выбрать правильную цель занятия, направить упражнения на устранение ошибок, улучшения командного взаимодействия – все это является неотъемлемой частью моей философии, это то, что я хочу видеть в действиях
тренеров Академии «Шахтера». Наша общая отправная точка – футбол. Вместе мы делаем то, что любим.
Давайте задумаемся: каков главный инструмент
тренера ? Большинство специалистов сходятся во мнении, что это – его Личность. Вот почему важно правильно выбрать тренера, подходящего именно вашей компании. Мы уверены, что у каждой компании есть свой тренер или тренеры. Не штатный сотрудник, а человек, подходящий по духу, культуре только этой организации. Соответствие тренера компании и наоборот – важный вопрос, потому что тренер оказывает сильное влияние на организационную культуру и персонал. Манерами, стилем, содержанием занятий тренер задает определенную модель поведения, выступает в качестве своего рода образца. Отвечая на вопрос «кто такой тренер и каково его место в тренинговом процессе?», имеет смысл помнить, что существуют две общие тенденции: тренер – центр группы; тренер – равный среди равных в группе. Выбирая тренера для тренинга навыков, уместно руководствоваться принципом «тренер – равный среди равных». Единственное его отличие в этом случае от других участников группы – его функция, поскольку его задача заключается в том, чтобы создать контекст для изменения других людей. Тренер всегда находится рядом с участниками группы, но не впереди. А кто же впереди? Более успешные участники, образцовые люди. Такая позиция, как нам представляется, наиболее адекватна задачам тренинга навыков.
Весь процесс подготовки в спорте осуществляется не только одним
тренером , а чаще под его руководством, когда он привлекает для этой цели специалистов (в том числе и профессиональных психологов, физиологов, биохимиков и др.). Однако для того, чтобы его руководство было правильным и грамотным, тренер сам должен быть подготовленным и образованным. Одно из условий успешности любой профессиональной деятельности – это сила специальных знаний. Ситуации в спорте требуют от тренера знаний не только специальных дисциплин, но и психологии возрастной, социальной, педагогической, медицинской, психологии труда, физиологии, анатомии и других разделов науки. И всегда надо помнить, что сами по себе знания не являются гарантом успеха. Они должны быть структурированы в определенную систему.
Тренерская деятельность при всей ее ситуативной неповторимости, индивидуальности, наличии большого числа импровизационных моментов все-таки выступает как процесс планируемый. Практически любой
тренер в той или иной степени планирует свою работу. Особенно важна общая творческая цель плана, которую ставит перед собой тренер. Специалисты выделяют в планировании тренера в основном два направления: текущее и перспективное. Движение от текущего планирования к перспективному выступает как главный рычаг творческого процесса. Манящая перспективность привлекает тренера и спортсмена, заставляет искать наиболее удачные и интересные пути движения к ней, а следовательно, стимулирует общую поисковую направленность тренировочного процесса, придает ему ярко выраженный творческий характер. Если такой отдаленной и влекущей перспективы нет, то творческая деятельность теряет стимул. Спланировать общую отдаленную манящую цель деятельности – значит настроить себя на продуктивное творчество. Порой в тренерских коллективах, когда старший тренер анализирует индивидуально-тренировочные планы спортсменов, представленные начинающими тренерами, часто высказываются критические суждения по поводу завышения тренерских целей: «Не на российские ли рекорды нацелили своих воспитанников, дорогой коллега? На первый случай хотя бы побейте рекорды спортивной школы». Это неизбежно приземляет творческий поиск, снижает творческий настрой молодого тренера. Ведь для того, чтобы поставить перед собой конкретные, сегодняшние, практические, относительно легко достижимые цели, на которые его нередко весьма доброжелательно ориентируют более опытные коллеги, молодой тренер должен определить для себя главную творческую цель, которую К. С. Станиславский назвал сверхзадачей творчества. Такая цель при общем планировании крайне необходима, она как бы раздвигает перед наставником тренерский горизонт. Конкретные, ближайшие цели и дела всегда должны соотноситься с главной задачей тренерского творчества; при этом они приобретут не только частное, но и общее смысловое значение.
Нынешнее состояние детско-юношеского футбола в стране таково, что требует устранения явных перекосов в организации работы с юными футболистами в детских спортшколах, где основным критерием качества работы
тренеров и оценкой этой деятельности являются результаты выступления команд в различных соревнованиях. Значимость таких критериев вызывает откровенное «натаскивание» детей, «выжимание» из них результатов любой ценой, даже с помощью суфлирования в процессе игры не только тренеров, но родителей детей. Этим самым наносится серьезный вред физическому и психическому здоровью ребенка, унижается его интеллектуальное достоинство, лишая юного футболиста самостоятельности в принятии оперативного решения игровой задачи.
Спринт широко используется в тренировке представителей самых различных видов спорта, как прекрасное средство развития скоростных возможностей человека. Хочется отметить, что в целом вопросы совершенствования системы подготовки спринтеров высокого класса в нашей стране обобщены пока недостаточно. Высокая цена каждой доли секунды, затраченной на преодоление дистанции, обязывает самым серьезным образом относиться к любым, казалось бы незначительным, сторонам подготовки спортсмена. Спринт предъявляет чрезвычайно высокие требования к физическим и психическим качествам человека. Бегун на короткие дистанции должен обладать прекрасной реакцией, показывать высокий уровень мощности, владеть самой совершенной техникой бега и стартового разгона. Поэтому
тренеру и спортсмену необходимо использовать на практике результаты последних научных разработок в области биомеханики, физиологии и других наук, имеющих отношение к системе подготовки в спринтерском беге. Постоянное внедрение нового в тренировочный процесс – необходимое, но не всегда достаточное условие успеха. В поиске наилучших путей достижения цели тренеру довольно часто приходится вставать на путь проб. В этом случае особую значимость приобретает опыт предшественников, позволяющий избежать возможных просчетов, а иногда тренер сам, используя «хорошо забытое старое», находит верный путь к намеченной цели. Поэтому в содержание книги включен исторический обзор по методике тренировки в спринтерском беге.
Идея создать эту книгу неоднократно возникала на протяжении всей моей жизни на корте: и в качестве профессиональной спортсменки, и в роли главного
тренера теннисной школы. Вначале это были небольшие заметки о тренировках и соревнованиях, потом они стали дополнятся советами родителям спортсменов с позиции наставника. Общаясь с мамами и папами будущих чемпионов, обратила внимание на схожесть вопросов, возникающих у них на том или ином этапе теннисного пути. Учитывая нехватку времени для проведения длительных бесед по каждому конкретному случаю, я стала составлять ответы в письменной форме.
Тренер должен оценить какое влияние на спортсмена оказывают различные факторы внешней среды. Особенно важно это для юного спортсмена, и в тесной взаимосвязи с установленными гигиеническими нормами грамотно построить тренировочное занятие, правильно выбрать место для тренировки, правильно подобрать спортивную обувь, одежду, дать рекомендации по закаливанию и т. д.
В свою очередь, следует отметить, что эффективная организация спортивной тренировки обусловлена целью и задачами, которые
тренер решает в процессе подготовки мини-футболистов с учетом возраста, индивидуальных особенностей развития организма, а также амплуа спортсмена.
Информация, содержащаяся в этом буклете, предназначена для того, чтобы обеспечить
тренеров и спортсменов информацией о самых последних новшествах в спортивном питании. В то время как не существует такого понятия, как волшебная диета или пища, есть много способов, когда хорошая еда и напитки позволяют спортсменам на всех уровнях выполнять поставленные цели в программах тренировки и соревнования. Не имеет никакого смысла усердно тренироваться и игнорировать преимущества, которые вытекают из выбора правильного питания.
Современный бодибилдинг берет начало в тяжелой атлетике. Этот вид спорта появился на свет намного раньше, и очень долгое время его основополагающие технические приемы и принципы принимались культуристами за основу. Именно из тяжелой атлетики в бодибилдинг шагнул известный постулат прогрессирующего тренинга: хочешь стать сильнее, поднимай все более и более тяжелый вес. Для тех, кто хочет в значительной мере увеличить силу мышц, приводятся лучшие методики тренировочных занятий со штангой и гирями. Кстати, эта глава будет интересна также для
тренеров и подготовленных спортсменов.
Современный бокс – агрессивно-наступательная форма поединка, а для этого боксеру нужно обладать большим запасом физической и психической выносливости. Физическая подготовка – важнейшая составная часть тренировочного процесса как в любительском, так и в профессиональном боксе. Необходимо отметить, что отличительной особенностью методики подготовки в профессиональном боксе является отсутствие групповых тренировок. В профессиональном боксе для спортсмена составляется индивидуальная программа подготовки его личным
тренером : объем и плотность физических нагрузок, основной стиль ведения боя, наиболее эффективные удары, характерные именно для этого боксера и т. д.
Ицхак Пинтосевич – автор книг и уникальных тренинговых программ по самосовершенствованию, НЛП-
тренер , занимает 2-е место в рейтинге Международной ассоциации профессионалов развития личности, тренер успеха №1 на русскоязычном пространстве. Более 20 лет занимается вопросами повышения энергетики и достижения высочайшего уровня личной производительности в жизни. Сначала как профессиональный спортсмен (Ицхак – бронзовый призер Чемпионата мира по легкой атлетике), затем как тренер по саморазвитию. Созданные им эффективные методики помогли Ицхаку добиться редкого успеха – в 26 лет он управлял торговым предприятием с оборотами в миллионы долларов, а также обрести потрясающую энергию и здоровье, которыми он «заряжает» свою многочисленную аудиторию на тренингах. Его программы по самосовершенствованию являются синтезом культур и знаний, которые вместе не встречаются больше нигде. Среди клиентов Ицхака Пинтосевича самые успешные компании мира – такие как Deloitte, Danon, Leo Burnett, PSB – Films, MasterCard, «Приват Банк», а также олимпийские чемпионы и звезды шоу-бизнеса.
Часто игровой метод у
тренеров занимает второстепенные позиции, хотя требования современной спортивной тренировки футболистов заключаются в применении многих форм, методов и средств, которые обеспечивают наивысший спортивный уровень.
Все дело в распределении ресурсов. Когда вы вкладываете время и усилия в свое тело, вы поступаете биологически правильно, эгоистично. Все усилия сконцентрированы на вашей личности, и вам никто не нужен, вы самодостаточны. Вы даже дополнительно поглощаете ресурсы (фитнес
тренер или тренер по бегу). Занятия, питание, тренировки режим питания и сна. Да вы можете быть отличным бегуном или пловцом. Вы в прекрасной физической форме. Но это не улучшает ваших качеств руководителя. Спортсменов миллионы, руководителей намного меньше.
• приобретение комплекса знаний и умений спортивной тренировки, необходимых для работы в качестве
тренера в избранном виде спорта;
Подготовка и обязанности
тренера означают не только «высокое» понимание содержания и концепции. В тренинге не должно быть сбоев организационного характера. Поэтому подготовка тренера должна учитывать организационную работу, в том числе такие приземленные «бытовые» моменты, как выбор аудитории и тестирование оборудования.
В результате сложившейся системы управления «выброшенные» на улицу юные спортсмены из закрывшихся ДЮСШ, а также других учреждений дополнительного образования, пополнили группы детей и подростков с девиантным и аддиктивным поведением. Это привело с одной стороны к снижению количества молодых талантливых спортсменов, составляющих резерв сборной страны для получения высоких спортивных результатов. Позиции России на международном уровне в начале столетия пошатнулись. С другой стороны, значительно снизился потенциал физической культуры и спорта в плане воспитательных задач (по сохранению здоровья, подготовке к труду, личностному развитию, патриотическому воспитанию и пр.) В условиях возросшей конкуренции на рынке указанных услуг стал ощущаться дефицит желающих заниматься спортом. Со всей очевидностью стало ясно, что практика управления государственных учреждений и организаций спортивного профиля не способствует созданию высокой и устойчивой мотивации у спортсменов,
тренеров и персонала.
Практика прямо показывает, что очень многие затруднения в учебно- тренировочной работе объясняются недостаточным профессионализмом
тренеров , их научно-методической неосведомленностью и незнанием основных направлений развития спорта. Однако научные данные, хотя и не могут охватить все явления, имеющие место при обучении, служат прекрасным подспорьем в работе опытных тренеров с высококвалифицированными спортсменами.
Высокие достижения российских гимнасток связаны с тем, что в стране сложилась устойчивая перспективная система функционирования художественной гимнастики. Именно это определяет соотношение сил на международной спортивной арене. Перспектива развития вида спорта в стране зависит от целого ряда факторов, которые были выявлены в результате специального исследования. В нём приняли участие ведущие специалисты: члены международной федерации гимнастики, руководители федераций, сотрудники Олимпийского Комитета России, сотрудники Министерства спорта РФ, высококвалифицированные судьи,
тренеры и ученые.
Книги о беге на выносливость я начал читать в конце 1970-х годов. Мне тогда было 13 лет, и я уже два года увлеченно занимался бегом в детско-юношеской спортивной школе. Как это часто бывает с неопытными спортсменами, в книгах о выдающихся бегунах я прежде всего обращал внимание на частности – на тренировочные планы: длину и количество отрезков, время их преодоления, общий километраж тренировок. Моего опыта и знаний не хватало для того, чтобы понять, что главное – не в этих частностях, а в стоящей за ними философии, системе тренировки. Но это не мешало мне смело использовать прочитанное и дополнять задания, полученные от
тренера , солидной долей отсебятины. Иногда это шло во вред, иногда на пользу. Листая и анализируя свои дневники тренировок с 1979 по 1985 год, я прихожу к заключению, что самодеятельность шла на пользу в тех случаях, когда я добавлял к тренировкам, выполнявшимся под наблюдением тренера, спокойный бег в дни между тренировками на стадионе или в виде зарядки.
Тренер как руководитель должен уметь планировать свою деятельность, подбирать кадры, принимать оптимальные решения и четко их реализовывать. Этими умениями тренер может овладеть, только уже имея базовую подготовку. Поэтому лекции по данной проблеме читаются на старших курсах специализированного вуза. Темы занятий входят частью вопросов в Государственный экзамен по специализации.
В данном пособии охватываются основные этапы обучения и тренировки юных футболистов, раскрываются принципы данного процесса, приводятся примерные упражнения по разным разделам подготовки, а также рекомендуется технология планирования работы с игроками разных возрастных групп. Полезным являются разделы, раскрывающие современные тенденции подготовки юных футболистов в одной из ведущих футбольных стран Европы – Испании, а также педагогические аспекты деятельности
тренера , работающего с молодыми игроками, тесты и контрольные испытания.
Данный учебник включает в себя четыре раздела: «Психология деятельности спортсмена», «Психология тренировочного процесса», «Социально-психологические аспекты спорта» и «Психология деятельности
тренеров и спортивных судей». В отличие от предыдущих изданий в данном учебнике рассмотрен и ряд новых вопросов: психологические аспекты «спортивной формы», психология общения в спорте, психология спортивной карьеры, психология зрителей, психология деятельности тренера, психология спортивного судейства. В то же время в учебнике отсутствует раздел «Психологическая подготовка спортсмена», которая во многих учебниках и учебных пособиях по психологии спорта выделяется в самостоятельный вид подготовки наряду с физической, тактической и технической. Мне представляется, что делать это нецелесообразно, так как психологической подготовкой являются и мобилизация спортсмена перед соревнованием, и регуляция состояний спортсмена, и развитие его волевых качеств, и тактическое обучение спортсмена, и его техническая подготовка (формирование навыков), и его воспитание. То есть все, что делают тренер и психолог со спортсменом в плане развития его как личности, – и есть психологическая подготовка. Поэтому то, что отражено в этом учебнике, имеет к ней самое непосредственное отношение.
Актуальность. В настоящее время кикбоксинг характеризуется возрастающим темпом и интенсивностью боя, повышением уровня развития тактического мышления, физических и психических качеств кикбоксеров, возросшею силою наносимых ударов. Расширяется арсенал атакующих и защитных действий, применяемых в бою. (А.Г. Ширяев, В.И. Филимонов, 2007, А.А. Атилов, Е.И. Глебов, 2002). Все это обязывает кикбоксера к повышению эффективности технико-тактических действий, выполняемых руками и ногами, что в свою очередь, побуждает
тренеров и спортсменов к поиску наиболее прогрессивных методов тренировки, которые необходимо использовать не только на этапе высшего спортивного мастерства, но и на более ранних этапах обучения, где закладывается фундамент многолетнего спортивного совершенствования (О.В. Петунин, 1964; В.П. Филин, Н.А. Фомин, 1980). Наибольшие резервы для роста уровня спортивного мастерства предоставляются в технико- тактическом компоненте, определяющем уровень специальной подготовленности спортсмена к соревнованиям (В. М. Дьячков, 1972).
Данные многочисленных исследований[1] по спортивной психологии позволяют утверждать, что целенаправленное и систематическое использование мысленной тренировки является эффективным средством улучшения уровня мастерства спортсменов любого уровня. Известно, что почти все спортсмены высокого класса так или иначе используют мысленную тренировку в ходе своей спортивной деятельности, делая это либо целенаправленно, либо неумышленно, спонтанно. Более того, большинство
тренеров и спортивных психологов систематически обращаются к образным представлениям в своей работе со спортсменами. Возникая непроизвольно, образы повсеместно используются в спорте и жизни. Умение контролировать воображение необходимо, если мы хотим эффективно управлять своим поведением, и особенно это важно в спортивной деятельности.
Изменяя содержание положений о соревнованиях, можно влиять на жесткость спортивной конкуренции и ее динамику во времени, мотивацию
тренеров , спортсменов, арбитров и их стимулы, на зрелищность, материально-техническую оснащенность, на характеристики и уровень подготовленности спортсменов (возраст, физическое развитие и подготовленность, технико-тактическую оснащенность и т. д.). В положениях можно определенным образом изменять некоторые пункты правил с целью решать определенные задачи в подготовке спортсменов.
Однако на самом деле всё оказалось не так просто. Первым, кто подверг сомнению данный принцип, был профессиональный бодибилдер и
тренер Майк Ментцер. Он выдвинул свой тренировочный принцип, согласно которому в каждом упражнении необходимо выполнять только один подход. При этом прогресс в росте мышечной массы должен определяться степенью интенсивности этого подхода. Ментцер потратил много лет на то, чтобы доказать правильность своей тренировочной аксиомы. Однако практика бодибилдинга показала, что эффективность принципа Ментцера является избирательной. Кто-то с его помощью добивается впечатляющих результатов, у кого-то эти результаты скромнее, но многие, следуя советам Майка Ментцера, оказались в них разочарованы.
Во-первых, система обучения является мощным каналом коммуникации корпоративных ценностей и стратегии, особенно если в качестве преподавателей выступают не только профессиональные
тренеры , но и представители бизнеса. Концепция «обучающейся организации» может воплощаться в жизнь в компаниях с разной степенью «глубины». Есть примеры американских компаний, где вообще нет профессиональных тренеров, а все курсы проводятся специально обученными экспертами из бизнеса по стандартным корпоративным материалам. Есть «смешанные» модели, когда комбинируются выделенные тренерские ресурсы и сертифицированные эксперты.
Ключ тринадцатый: сделайте анкету ожидания от тренинга. Как правило, участники тренинга на вопрос об ожиданиях ограничиваются общими фразами вроде: «Узнать много нового», «Повысить свою квалификацию», «Обменяться опытом», «Познакомиться с новыми людьми». Не всегда, однако, это просто общие фразы. Естественно, большинство специалистов, участвуя в тренингах, планируют расширить круг не только профессионального, но и личного общения. Поэтому попытки
тренера «управлять» межличностным общением (ограничить, запретить или поощрить) могут стать детонатором конфликта. В целом правила, по которым будут определяться взаимоотношения участников во время проведения групповых занятий, должны быть определены заранее и приняты участниками как обязательные.