Связанные понятия
«Венеры палеолита » — обобщающее понятие для множества доисторических статуэток женщин, обладающих общими признаками (многие изображены тучными или беременными), датирующихся верхним палеолитом. Статуэтки встречаются, главным образом, в Европе, но ареал находок простирается далеко на восток вплоть до стоянки Мальта в Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал.
Нураг, или нурага (итал. Nuraghe, мн. ч. Nuraghi) — тип мегалитической башни, распространённой на острове Сардиния со второй половины II тыс. до н. э. и до VIII столетия до н.э. Вокруг этих башен существовали небольшие деревни, встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами.
Подробнее: Нураги
Скандинавский (северный, североевропейский) бронзовый век — название археологической культуры или группы культур бронзового века в доисторической Скандинавии, которое ввёл в обиход Оскар Монтелиус. Термин охватывает период 1700—500 гг. до н. э., а памятники встречаются вплоть до территории Эстонии. Наследует культурам позднего неолита. Этнический и языковой состав неизвестен ввиду отсутствия письменных памятников, однако наблюдается культурная преемственность с последующими германоязычными культурами...
Иску́сство Ура́рту — историко-региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока.
Ксо́ан , ксоанон (греч. ξόανον, мн.ч. ξόανα от ξέειν «обтёсывать») — древнегреческое архаичное культовое изображение, статуя, идол, вырезанный из дерева. Первоначально — простой деревянный столб, воплощавший божество, по мере развития — грубо вырезанные статуи богов из различного материала, в которых намечены лишь важнейшие, основные формы и пропорции человеческого тела. Предшествовал появлению круглой культовой антропоморфной статуи.
Статуи Айн-Газаля (Айн-Гхасала) — монументальные скульптуры, найденные на территории поселения Айн-Газаль (Иордания) и датируемые периодом докерамического неолита B (VII тысячелетием до н. э.). Одни из самых ранних известных крупноформатных скульптурных изображений человека. Большинство статуй находится в Музее Иордании в Аммане; одна экспонируется в Лувре.
Культу́ра поле́й погреба́льных урн или Урнопольская культура (англ. Urnfield culture, нем. Urnenfelderkultur) (1300 — 750 гг. до н. э.) — общее название ряда археологических культур раннего железного века, данное по характерному признаку — могильникам без насыпей, которые содержат преимущественно остатки трупосожжений, обычно с захоронением праха в глиняных сосудах, поставленных на дно могилы.
Цебельди́нская культура — позднеантичная и раннесредневековая археологическая культура на территории Цебельды (Апсилия).
Цивилизация
Нок , названная так по месту первой находки их скульптуры (африканская деревушка Нок), возникла в Нигерии примерно за 900 лет до нашей эры и загадочно исчезла в 200 году нашей эры. Её социальная система была чрезвычайно развитой и представляла собой конец неолита (каменного века) и начало Железного века. Как полагают, цивилизация Нок раньше всех в регионе, расположенном к югу от Сахары, стала изготавливать терракотовые статуэтки.
Кельтское искусство — это определенный стиль, который исторически связан с кельтами — племенами, населявшими Западную и Центральную Европу. Наибольшего расцвета их искусство достигло в период латенской культуры, когда происходило формирование цивилизации, носителями которой являлись кельтские племена.
Скульпту́ра ма́йя — архитектурные и культурные памятники, оставленные мезоамериканской цивилизацией майя. Несмотря на агрессивную политику испанских конкистадоров и католической церкви, сохранилось большое количество монументальной архитектуры и мелкой майяской пластики.
Берлинская золотая шляпа — артефакт культуры полей погребальных урн Бронзового века, изготовленный из тонкого листового золота, точнее, из сплава с содержанием золота 87,7 %, остальные элементы - серебро и незначительные примеси меди и цинка. Вероятнее всего, представляет собой наружное украшение головного убора с полями, состоявшего из органического материала и механически сохранявшего свою форму с помощью внешнего золотого покрытия. Высота предмета 745 мм.
Иньсюй (кит. трад. 殷墟, пиньинь: Yīnxū, буквально: «Развалины Инь») — крупный археологический объект, расположенный в провинции Хэнань, недалеко от современного города Аньян на месте столицы древнекитайского государства Шан (ок. 1300—1027 гг. до н. э.). В 2006 году занесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО (2006 (II, III, IV, VI) N36 07 36 Е114 18 50).
Костёнковско-борщёвский комплекс стоянок каменного века — палеолитические стоянки древнего человека, обнаруженные в районе сёл Костёнки и Борщёво в Хохольском районе Воронежской области. Памятники ориньякской культуры сосредоточены здесь на очень небольшой территории: более 60 стоянок древнего каменного века — стоянки Костёнки-I—XXI, Борщёво-I—V (в том числе 10 многослойных) занимают площадь 30 км². Для их изучения и сохранения в 1991 году филиал «Костёнки» Воронежского краеведческого музея был преобразован...
Подробнее: Костёнковские стоянки
Ханива (яп. 埴輪, «глиняный круг») — японские керамические скульптуры периода Кофун в виде цилиндрических труб, посуды, животных и людей, которые устанавливались на вершинах курганов — могил древнеяпонских монархов и аристократов. Ханива сосуществовали с другими стилями керамики — Хадзи, Суэ, изделиями культур сацумон и охотской культуры.
Дотаку (яп. 銅鐸 до:таку) — разновидность бронзовых колоколов в древней Японии периода Яёй. Встречаются в основном на археологических стоянках региона Кинки. Точное предназначение дотаку неизвестно, предполагается, что они использовались во время ритуальных обрядов, связанных с культом земледелия. Иногда дотаку относят к металлической скульптуре.
Цивилизация
Древнего Египта , возникшая около 4000 лет до н. э., была одной из древнейших в мире. Благоприятные естественные условия способствовали очень раннему развитию культуры и искусства в Древнем Египте. В эту эпоху древние египтяне умели делать из драгоценных металлов ювелирные украшения тонкой работы, появилась письменность, постепенно стали накапливаться научные знания.
Эпиграфика в Китае — традиционное направление исторических исследований в Китае и других странах Восточной Азии.
Западномексиканская традиция шахтовых могил, или культура шахтовых могил — данный термин охватывает ряд взаимосвязанных культурных черт, объединяющих археологические находки примерно 300—400 гг. н. э. в западномексиканских штатах Халиско, Найярит и в меньшей степени — Колима. Почти все артефакты, связанные с традицией шахтовых могил, были обнаружены грабителями могил, места их происхождения неизвестны, что делает их датировку проблематичной. Первые крупные не затронутые грабителями шахтовые могилы...
Эпиольмекская культура — культурная зона в центральной части нынешнего мексиканского штата Веракрус, сосредоточенная в бассейне реки Папалоапан. Эпиольмекская культура существовала примерно с 300 г. до н. э. до 250 г. н. э. Эпиольмекская культура являлась потомком ольмекской, откуда и греческий префикс «-эпи», означающий «после». Хотя эпиольмеки утратили часть достижений прежнего периода, они создали усвоили сложный мезоамериканский календарь и систему письменности.
Подробнее: Эпиольмеки
Искусственная деформация черепа — разновидность модификации тела человека, при которой череп намеренно деформируется. Она осуществляется путем искажения нормального роста черепа ребёнка при помощи продолжительного применения механического воздействия. В результате, как правило, получаются черепа уплощённой, вытянутой, округлой или конусовидной формы.
Культура Шумера — одна из наиболее ярких культур Двуречья, развивавшаяся в конце IV и в III тысячелетиях до н. э., когда она достигла очень значительного расцвета. Это время укрепления экономики Шумера в его политической жизни. Развиваются ирригационное земледелие и скотоводство, бурно расцветают различные ремёсла, продукция которых, благодаря широко развившемуся межплеменному обмену, распространяется далеко за пределы Двуречья. Устанавливаются связи с долиной Инда и, вероятно, с Египтом. В общинах...
Этру́ски (итал. Etruschi, лат. Etrusci, Tusci, др.-греч. τυρσηνοί, τυρρηνοί, самоназв. Rasenna, Raśna) — древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова (область — древняя Этрурия, современная Тоскана) между реками Арно и Тибр и создавшая развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние.
Человеколев (нем. Löwenmensch) — статуя существа с человеческим телом и львиной головой, найденная археологами в Германии. Сделанная из бивня мамонта, статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфной скульптурой. Учёные полагают, что фигура, возможно, представляет собой изображение божества и являлась предметом религиозного поклонения. После проведения радиоуглеродного анализа возраст человекольва был определён в 32 тыс. лет.
Лу́нница — бронзовое, серебряное, реже золотое украшение в виде полумесяца. Отличается большим разнообразием форм, декора, ювелирных техник, приёмов и значения в составе костюма. Составляет элементы различных предметов личного убора. Форму лунниц могли иметь серьги, нагрудные подвески, металлические детали головного убора и другие. Один из самых распространённых типов украшений. Лунницы известны с позднего бронзового века. Были в обиходе у многих земледельческих народов Европы и Азии, включая Древний...
Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз на острове Калимантан в Малайзии.
Вишапы , Вешапы, Аждахаки (вишап арм. վիշապներ — змея, дракон) — древние мифологические существа, которых изображали в виде высоких каменных изваяний, менгиров вишапакаров (от слов — «вишап» и «кар» (арм. камень)). Вишапы распространены в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Первоначально вишапы являлись божествами или духами воды и, вероятно, были связаны с куро-аракской археологической культурой. Народы, населяющие Армянское нагорье во II тысячелетии до н. э. или ранее, вытёсывали...
Мегали́т ы (от греч. μέγας — большой, λίθος — камень) — сооружения из огромных каменных глыб, характерные в основном для финального неолита и энеолита (IV—III тыс. до н. э. в Европе, либо позднее в Азии и Африке).
Хаманджия (рум. Hamangia) — археологическая культура эпохи среднего неолита, распространённая в историческом регионе Добруджа на территории Румынии и Болгарии до правого берега Дуная в Мунтении и на юге. Название происходит от с. Бая-Хаманджия, где обнаружен один из археологических памятников.
Древний Еги́пет (от др.-греч. Αἴγυπτος и лат. Aegyptus), самоназвание Та-кемет, Та-мери, Та-уи и др. (транслит. егип. tA-kmt, tA-mrj, tA-wy), Ке́ми (копт. Ⲭⲏⲙⲓ) — название исторического региона и культуры значительной цивилизации Древнего мира, существовавшей на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. История Древнего Египта составляет около 40 веков и подразделяется исследователями на додинастический период (относится к финалу доисторического периода, краткий обзор которого также приводится...
Гу (кит. 觚) — чаша для вина, относящаяся к древнекитайской ритуальной утвари. Чаши гу использовались в качестве сосудов для питья, а также для подношений во время ритуалов и церемоний в период династий Шан (1600 г. до н. э. — 1027 г. до н. э.) и Чжоу (1046 год до н. э. — 256 год до н. э.).
Менги́р (от брет. men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня или каменной глыбы, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные.
Культу́ра лине́йно-ле́нточной кера́мики (англ. Linear Pottery culture, фр. Culture rubanée, нем. Linearbandkeramische Kultur, LBK) — наиболее распространённая неолитическая культура Центральной Европы 5500—4000 гг. до н. э. Первая неолитическая культура в Западной и Центральной Европе, относится к группе дунайских культур (дунайская I или раннедунайская).
Знак буты́ли — условное название символического изображения, связанного с культом карфагенской богини Танит, и применявшегося наряду с более распространённым знаком Танит. Встречается на археологических памятниках. Общепризнанной интерпретации значения этого символа не существует.
Термин «
каменный век » используется для обозначения археологами обширного периода человеческого развития, предшествующего эпохе металлов. Ещё в I веке до н. э. Тит Лукреций Кар высказал предположение, что эпохе металлов предшествовало время, когда основным оружием и орудием человека были камни. Идея о выделении предложена французским антикваром Никола Мауделем в 1734 году. Предложение научно обосновано датским археологом Томсеном в 1836, который выделил в периоде развития человечества 3 культурно-исторические...
Священный источник , итал. Pozzo sacro — культовый объект нурагической культуры бронзового века на Сардинии.
Ка́менные ба́бы — антропоморфные менгиры, каменные изваяния высотой от 1 до 4 м, изображающие воинов, иногда (до 70 % среди половецких изваяний) женщин, установленные в южнорусских степях, а также родственные им каменные изображения в степях Казахстана, Алтая, Монголии и Тувы. По мнению советского искусствоведа А.А. Фёдорова-Давыдова, они издавна привлекали внимание русских людей и служили своебразным символом господства кочевников над степью. Ставились на курганах древними народами, например, возможно...
Подробнее: Каменная баба
Лерна (др.-греч. Λέρνη) — историческая местность в классической Греции, известная своими родниками и бывшим озером близ восточного побережья Пелопоннеса, к югу от Аргоса. Находилась невдалеке от современной деревни Мили в Арголиде около залива Арголикоса. Лерна известна в греческой мифологии благодаря такому персонажу, как Лернейская гидра, которую убил Геракл. Карстовые источники сохранились до настоящего времени, тогда как озеро уменьшилось в XIX веке до размеров небольшой лагуны, а затем пересохло...
Нож из Гебель эль-Арака — памятник додинастического Египта, спорной датировки (Нагада I либо Нагада II), кремневый нож с рукояткой из слоновой кости, украшенной рисунками.
Ритуальный археологический комплекс (ritual archaeological complex) — комплекс жертвенных вещей, ритуальных остатков/останков, культовых сооружений и предмета поклонения, являющихся результатом действий, связанных с магической или религиозной практикой.
Древнекитайская ритуальная утварь — в Китае эп. неолита и позднее: посуда, музыкальные инструменты, аксессуары, выступавшие признаком статуса их обладателя, известные по археологическим находкам и ранним описаниям. Использовались в религиозных и политических ритуалах, включавших в себя жертвоприношения силам природы и предкам, дворцовые застолья, гостевые ритуалы, похоронные и проч. обряды. Изготавливались из камня, глины, бронзы, пород ценного дерева, лака.
Водолей (также акваманил от лат. aquaemanalis, от лат. aqua — вода и лат. manus — рука) — антропоморфный или зооморфный сосуд для омовения рук, применявшийся в сакральных и светских целях в Европе в период с XII по XVI века. Своеобразие акваманилов заключается в широком спектре их форм и сюжетов. Доминирующим мотивом были львы, кони в группе с наездником, крылатые существа, среди которых грифоны, драконы, птицы. Небольшим числом представлена группа антропоморфных акваманилов, имитирующих форму головы...
Луну́ла (от лат. lunula — «маленькая луна, лунка или серп небольшого размера») — разновидность пекторали, особый тип шейных украшений эпохи раннего бронзового века в виде полумесяца, выполненного из золота, бронзы или другого металла.
Палеоли́т (др.-греч. παλαιός ‘древний’ + λίθος ‘камень’; = древнекаменный <век>) — первый исторический период каменного века с начала использования каменных орудий гоминидами (род homo) (около 1 млн лет назад) до появления у человека земледелия приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. Выделен в 1865 г. Джоном Лаббоком.
Таоте (кит. 饕餮; пиньинь: tāotiè; букв. «обжора»;) — изображение чудовища, которое часто встречается в орнаментах на бронзовых изделиях династий Шан и Чжоу.
Венеры из Петерсфельса (также Венеры из Энгена, нем. Venusfigurinen vom Petersfels) — статуэтки эпохи верхнего палеолита, найденные в южной Германии с 1928 по 1978 годы.
Богиня со змеями — тип вотивных женских статуэток с пресмыкающимися в руках, датируемых примерно 1600 г. до н. э. Находки относятся к крито-минойской цивилизации и найдены в ранних слоях Нового Дворца в Кноссе. Всего известно два предмета.
Среднедунайская культура полей погребальных урн или Среднедунайская урнопольская культура — археологическая культура среднего и раннего бронзового века. Относится к кругу культур полей погребальных урн. Ее название происходит от области, где возникают ее археологические памятники и от типичных для нее обширных могильников с захоронениями типа трупосожжения.
Полове́цкие ка́менные ба́бы — памятники сакрального искусства половцев (кипчаков) IX-XIII века. Изваяния сделаны из серого песчаника по высоте от 1 до 4 м, встречающиеся на огромных пространствах от юго-западной Азии до юго-восточной Европы.