Связанные понятия
Новая региональная политика (НРП) — депутатская группа в Государственной думе России I созыва. Дата регистрации: 13 января 1994 года. В Госдуме занимала неопределённую политическую позицию, объединяя депутатов различных политических взглядов.
Вы́бор Росси́и — фракция в Государственной Думе России I созыва, сформированная депутатами Госдумы от блока «Выбор России».
Депутатская группа — форма объединения депутатов в парламенте. Депутаты объединяются в группы на основе общности политических целей. В депутатскую группу могут объединиться депутаты, не вошедшие во фракции.
Фракция «Яблоко» — депутатское объединение в Государственной Думе Российской Федерации I, II и III созывов, основанное в 1994 году и просуществовавшее до конца 2003 года. Формировалась по результатам всенародных выборов депутатов Государственной Думы 12 декабря 1993, 17 декабря 1995 и 19 декабря 1999 года.
Упоминания в литературе
В 2005 г. Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», который изменил порядок формирования Государственной Думы в части избрания всех ее депутатов по пропорциональной избирательной системе. Так, согласно ч. 2 ст. 3 Закона, депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.[1]
Целью законодательной инициативы была полная ликвидация на парламентских выборах одномандатных избирательных округов и избирание в дальнейшем всех депутатов Государственной Думы по партийным спискам по единому федеральному округу. В данном контексте пропорциональная система рассматривается как наиболее оптимальный учет мнений разных избирателей, но такой подход обезличивает депутатов, люди голосуют за партию, а не за ее представителей. Направленный на усиление и стабильность партийной системы переход к пропорциональной системе выборов – важный и ответственный ход Президента РФ в развитии демократических начал становления России как правового государства.
19 мая 1935 г. в Чехословакии состоялись очередные выборы в парламент, которые показали рост серьезного влияния созданной в 1933 г. Судето-немецкой партии во главе с К. Генлейном. Она установила тайные контакты с Германией, получала оттуда финансовую поддержку, но официально заявляла о лояльности к Чехословацкой республике. В Словакии одержал победу автономистский блок, объединившийся вокруг партии А. Глинки. Эти две партии заняли в парламенте сильные
позиции. Аграрная партия во главе с новым председателем Р. Бераном осталась сильнейшей среди чешских и словацких политических партий в правящей коалиции, но утратила свое первенство в общегосударственном масштабе. Во внешней политике она взяла курс на постепенное сближение Чехословакии с нацистской Германией. Во вновь избранной Палате депутатов усилился, таким образом, перевес правых партий над социалистическими. Поляризация политических сил в ЧСР углубилась, стабильность государства оказалась нарушенной. Однако после выборов было обновлено правительство «широкой коалиции» во главе с аграрием Я. Малипетром, о чем Масарик объявил в июне 1935 г.
Фактически выборы усилили политическую базу для продолжения демократических и экономических реформ. Сегодня консервативно-центристские фракции партии «Единая Россия» имеют в новой Думе конституционное большинство в 300 мест. Эта партия в последние годы является
главным источником политической поддержки Президента Владимира Путина. Политическая стабильность – одно из главных достижений последних лет – была подтверждена и легитимирована российским народом.
Федеральный канцлер является главой исполнительной власти. Как правило, канцлером становится заранее определенный лидер той из политических партий, которая получила наибольшее число голосов на общенациональных выборах. Канцлер предлагает кандидатуры членов кабинета министров для их формального утверждения президентом страны и определяет основные направления внутренней и внешней политики. В то
время как многие парламентские системы допускают отставку правительства через механизм вотума доверия, в Германии в этом случае должна быть одновременно предложена (со стороны законодательной власти) альтернативная кандидатура на пост канцлера, приемлемая для большинства парламентариев. Данное ограничение в основном законе, называемое «конструктивным вотумом недоверия», имеет целью поддержание политической стабильности. Лишь однажды (в 1982 году) канцлер был смещен таким способом.
После того как Госдума дважды отклонила кандидатуру Виктора Черномырдина, предложенную Ельциным на пост премьер-министра, стало ясно, что возврат к прежней стабильности, основанной на сложной системе договоров между группировками и центрами влияния, уже невозможен. Ни один из ключевых игроков прошлых
лет, включая самого президента, не обладал достаточными рычагами для управления ситуацией. В этих условиях либералы были вынуждены отступить на второй план и передать полномочия команде кризисных управленцев, которую возглавил государственник и «силовик» Евгений Примаков. Начался недолгий (восемь месяцев), но очень яркий период новейшей истории России, когда либералы были фактически отстранены от управления страной. Действия антикризисной команды Примакова оказались весьма эффективными: ей удалось не только удержать Россию на краю социальной катастрофы, но и стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Стали выплачиваться пенсии и зарплаты, резко снизилась инфляция (с 38 до 3 процентов в месяц). Рост промышленного производства с октября 1998 по март 1999 года составил 24 процента. К тому же правительство Примакова позиционировало себя как правительство социального партнерства, что было позитивно воспринято широкими деловыми (финансовыми и промышленными) кругами.
Связанные понятия (продолжение)
Фракция
Союз правых сил (СПС), в Государственной Думе России 3-го созыва. Избирательный блок «Союз правых сил» создан в середине 1999 года объединениями «Демократический выбор России», «Общее дело», «Новая сила». На выборах 1999 года блок «СПС» набрал более 8 % голосов и прошел в Государственную думу.
Ту́льская областна́я ду́ма — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Тульской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Псковское областное Собрание депутатов — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Псковской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
Ивановская областная Дума (с 1994 по 2005 — Законодательное собрание Ивановской области) — постоянно действующий высший и единственный законодательно-представительный однопалатный орган государственной власти Ивановской области.
Гражданский союз — избирательный блок, участвовавший в выборах в Госдуму в 1993 году.
Избирательный блок — на выборах в коллегиальный представительный орган власти, объединение нескольких политических движений и отдельных кандидатов под общей программой для совместного выдвижения избирательного списка. В отличие от партий, чья политическая деятельность непрерывна и более разнообразна, для блоков участие в выборах является основной целью, ради которой они и формируются, при этом партии также могут участвовать в этих объединениях.
Парово́з — политическая технология, направленная на увеличение проголосовавших за список кандидатов за счёт привлечения стороннего кандидата с высоким политическим рейтингом. Такой кандидат после объявления его победителем сразу отказывается от должности на которую он избран, не приступая к работе на ней. Мандат «паровоза» переходит его однопартийцу, который, как правило, менее известен избирателям. Данная технология широко применяется в России на выборах разного уровня. Например, после подведения...
Тамбовская городская Дума — представительный орган местного самоуправления, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Тамбова. Обладает правом принимать от имени населения города Тамбова решения по вопросам местного значения и представлять интересы населения в отношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также с предприятиями, учреждениями и организациями. Организацию деятельности городской Думы осуществляет...
Свердловская областная дума (офиц. — Свердловская областная Дума) — законодательный орган власти Свердловской области, существовавший в 1994—1996 годах. В апреле 1996 года преобразована в двухпалатное Законодательное собрание Свердловской области.
Архангельское областное Собрание депутатов — однопалатный парламент Архангельской области. Состоит из 47 депутатов. Является постоянно действующим представительным, то есть представляющим волю населения, и единственным законодательным органом государственной власти Архангельской области.
Партийный список — на выборах в представительные органы власти, проводимых по пропорциональной системе, список кандидатов от одной партии или иного избирательного объединения. Правила формирования и выдвижения списка определяются законодательством соответствующих государств, уставами избирательных объединений и прочими факторами. Порядок расположения кандидатов в списке определяет и распределение между ними выигранных партией мест в представительном органе.
Преображение Урала — общественное непартийное политическое региональное автономистское объединение в Свердловской области, созданное в ноябре 1993 года Эдуардом Росселем после ликвидации Уральской Республики Указом Президента Российской Федерации о роспуске Свердловского Облсовета и об отстранении от должности главы администрации области Эдуарда Росселя.
Либеральная Россия — либеральная российская политическая партия первой половины 2000-х годов.
«Союз » — депутатская группа в составе Съезда народных депутатов СССР, выступавшая за сохранение СССР как федеративного государства. Позднее была преобразована в одноимённое политическое объединение.
Тольяттинская городская дума (ТГД) — представительный орган городского округа Тольятти. Образован с 1994 года, Обладает правами юридического лица. Депутаты думы избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 (пять) лет.
Российское движение демократических реформ — избирательный блок, участвовавший в выборах в Госдуму в 1993 году. Ориентация — поддержка демократии, интеграция со странами СНГ. Лидеры Гавриил Попов и Анатолий Собчак. ДДР создан в 1991 году Яковлевым Александром Николаевичем, Шеварднадзе, Поповым, Вольским, Собчаком.
Фракция (нем. Fraktion) — группа политических деятелей, объединённая сходными политическими взглядами внутри более широкой организации.
Независимый депутат — человек, избранный для участия в работе представительного органа и не вошедший в состав зарегистрированных в его составе депутатских объединений. В практике, независимым депутатом может стать человек, избранный в одномандатном или многомандатном избирательном округе, либо прошедший в парламент по списку избирательного объединения, но не зарегистрировавшийся в составе образованной им фракции. Депутат также может стать независимым в результате выхода в период полномочий представительного...
Спойлер (англ. spoiler от spoil — «портить») — кандидат или партия на выборах, который не имеет шансов победить, но оттягивает на себя часть голосов у другого кандидата со сходной символикой или программой, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией.
Калининградская областная дума — законодательный (представительный) однопалатный орган государственной власти Калининградской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.
В 2009 году, согласно данным Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, прошла 10131 выборная кампания различного уровня, включая единые дни голосования 1 марта и 11 октября, выборы глав 3593 муниципальных образований и законодательных собраний 12 субъектов федерации и 5259 муниципальных образований.
Подробнее: Выборы в регионах России (2009)
«Партия власти » — условное наименование главенствующей политической организации в государстве, использующей власть с целью достижения и реализации политическими элитами интересов в политической и общественной сфере. «Партия власти» охватывает своим влиянием всю страну в целом, а также реализует свои интересы «на местах», на региональном уровне.
Госуда́рственная ду́ма (Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации, Госдума, ГД) — нижняя палата Федерального собрания — парламента Российской Федерации. Высший представительный и законодательный орган власти в России наряду с Советом Федерации. Правовой статус Государственной думы определён в главе 5 Конституции Российской Федерации.
Новый курс — автомобильная Россия — избирательный блок на выборах Госдумы в 2003 г. Ориентация — оппозиция президенту, против войны в Чечне.Блок был образован политическими партиями «Либеральная Россия» и «Республиканская партия России», а также общероссийским общественным движением «Движение автомобилистов России». Лидером блока являлся Виктор Похмелкин. Особый упор в предвыборной программе блока был сделан на защиту прав автовладельцев. В программе было заявление о том, что блок выступает против...
Вологодская городская Дума — представительный орган местного самоуправления города Вологды. Численность составляет 30 депутатов. Избирается по одномандатным округам. В настоящее срок полномочий депутатов составляет пять лет. Ранее длина срока полномочий неоднократно изменялась.
Омский городской совет - омский орган местного самоуправления. В совет входят 40 депутатов. Полномочия каждого созыва составляют ровно пять лет.
«
Единая Россия » на региональных выборах В данной статье представлены результаты участия в региональных выборах политической партии «Единая Россия».
Общественный совет — образование с участием представителей общественности, которое имеет внутреннюю формализованную структуру, за которым государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которым консультируются по вопросам принятия и исполнения государственных решений. Общественные советы являются одним из большинства механизмов общественного участия. Главным отличием общественных советов является большая вовлеченность граждан в работу руководящих органов, это могут быть органы местной...
Будущее России — Новые имена — избирательный блок, участвовавший в выборах в Госдуму в 1993 году. Ориентация — поддержка социальных программ, молодёжи.
Псковская городская Дума — представительный орган местного самоуправления, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти города Пскова. Обладает правом принимать от имени населения города Пскова решения по вопросам местного значения и представлять интересы населения в отношениях с органами государственной власти, другими муниципальными образованиями, а также с предприятиями, учреждениями и организациями. Организацию деятельности городской Думы осуществляет Глава...
Избирательный блок на выборах в Государственную Думу второго созыва в 1995 году. Образован Российской коммунистической рабочей партией, Российской коммунистической партией-КПСС и движением «Трудовая Россия». В первую тройку списка входили Виктор Тюлькин, Анатолий Крючков, Виктор Анпилов.
Подробнее: Коммунисты — Трудовая Россия — За Советский Союз
Общероссийское политическое общественное движение „Социально-патриотическое движение «Держава»“ (СПД Держава»). Дата последней регистрации - 27 ноября 1998 года, регистрационный номер - 02597.Организация национал-имперской ориентации. Лидеры - Константин Затулин (председатель), Владимир Романенко (председатель исполкома), Александр Щеглов (председатель Национального комитета). Основатель и прежний лидер движения - Александр Руцкой.Движение «Держава» образовалось во второй половине 1994 - начале...
Подробнее: Держава (движение)
Федеральное собрание Российской Федерации — парламент Российской Федерации, представительный и законодательный орган государственной власти России.
Я́вка избира́телей — это отношение (выраженное, как правило, в процентах) числа избирателей, принявших участие в выборах, к общему количеству граждан, имеющих право на участие в этих выборах. Законодательством ряда стран установлен нижний порог явки избирателей, при не достижении которого выборы признаются несостоявшимися. С 1960 года существует тенденция к снижению показателей явки избирателей. Высокая явка считается положительным фактором и доказательством легитимности существующей системы.
Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Её суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть — в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учёту голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической...
Парламентское расследование — форма и способ парламентского контроля, предусмотренная законодательством ряда стран. Право парламента на проведение такого расследования осуществляется через создание палатами специализированных комиссий парламента по расследованию преступлений особой общественной значимости.
Избирательный штаб — временный коллектив людей, объединённых задачей добиться победы или наилучшего результата кандидата в депутаты или на выборную должность (группы кандидатов, политической партии, общественного объединения), а также место основной дислокации этого коллектива. В российском избирательном законодательстве не даётся определение избирательного штаба и не определяется правосубъектность его членов, (определяется лишь статус доверенных лиц, уполномоченных представителей, членов избирательных...
Муниципальный фильтр — процедура сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований в поддержку кандидатов на должности глав регионов, предусмотренная российским законодательством.
Общественная палата — постоянно действующий консультативный коллегиальный совещательный орган в субъектах и населённых пунктах Российской Федерации, осуществляющий свою деятельность на общественных началах на основе добровольного участия в её деятельности граждан Российской Федерации, регулируемый федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».
Квалифицированное большинство — большинство в ⅔ или ¾ голосов присутствующих или списочного состава, необходимое в ряде случаев для принятия правомочных решений. Например, в большинстве стран квалифицированное большинство необходимо для принятия конституции или внесения в неё изменений. Преодоление вето, как правило, также требует квалифицированного большинства.
Упоминания в литературе (продолжение)
В тот же день состоялась встреча Ельцина с только что зарегистрированной в
Думе группой «Стабильность». Было известно, что это образование задумывалось как пропрезидентское. В ходе встречи Ельцин добавил к событиям дня еще одну сенсацию: широких центристских блоков будет два: один под руководством Черномырдина, другой – Рыбкина. Возможно, поэтому в дальнейшем инициативу создания партии «Наш дом – Россия» приписывали именно Ельцину.
Стабильность, устойчивость и сбалансированность белорусской политической системы осуществляются благодаря разделению властей – законодательной, исполнительной и судебной, которые являются самостоятельными, автономными и равными друг другу, ни одна из них не может быть устранена либо подменена другой. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент – Национальное собрание Республики Беларусь. Нижняя из них – Палата представителей – состоит из ПО депутатов, которые избираются по
избирательным округам и представляют интересы граждан, а верхняя – Совет Республики – является палатой территориального представительства. В Совет Республики входят 56 депутатов, избираемых тайным голосованием на заседании областных и минского городского совета, а также 56 представителей, назначаемых Президентом страны.
9
февраля Президиум ЦК одобрил «Позицию КПРФ по вопросу об обеспечении гражданского мира и политической стабильности в стране».
Рассмотренные выше события свидетельствуют о том, что миграция действительно вызывает горячие дискуссии в европейских странах, но все же не оказывает решающего влияния на электоральные предпочтения избирателей, так как в настоящее время не только итальянцев, но и европейцев в целом в большей мере волнуют проблемы занятости, обеспечения социально-экономической и финансовой стабильности. Успех Марин Ле Пен, набравшей около 18 % голосов в первом туре президентских выборов во Франции в апреле 2012 г., объясняется прежде всего тем, что она заявила о себе как о единственном кандидате, способном стать альтернативой правящей политической элите страны, традиционному истеблишменту, в котором разочаровано значительное число граждан Пятой Республики. Она сделала акцент на необходимости защищать национальные ценности от натиска глобализации и давления структур ЕС. Безусловно, Национальный фронт в глазах большинства избирателей предстает в образе националистической, ксенофобской партии, которой не чужды и антисемитские лозунги. Однако в сравнении с Национальным фронтом в редакции Жан-Мари Ле Пена
нынешняя программа партии в части, посвященной иммиграции, стала, несомненно, более умеренной и сфокусированной на необходимости противостоять исламизации Франции. Примечательно, что заявления Н. Саркози о необходимости принять меры по ограничению иммиграции, в том числе с целью укрепления национальной безопасности, существенного влияния на предпочтения избирателей не оказали даже с учетом произошедших в стране в марте 2012 г. террористических актов.
Основы конституционного строя призваны быть ядром правового регулирования и поэтому должны обладать повышенной стабильностью содержания. На это направлен установленный в Конституции РФ порядок изменения положений ее первой главы. Эти нормы, как уже было указано, могут быть пересмотрены Конституционным Собранием, которое созывается по решению 3/5 от
общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Конституционное Собрание либо разрабатывает проект новой Конституции, либо подтверждает неизменность действующей Конституции РФ.
Украина готова взять на себя все обязательства, предусмотренные Вашингтонским договором, Стратегической концепцией НАТО, заявлениями министерских заседаний, а также другими документами НАТО по вопросам коллективной безопасности,
необходимости поддержки усилий стран – членов в обеспечении региональной стабильности и безопасности, отношений сотрудничества со странами-партнерами в рамках СЕАП/ПРМ, Совета НАТО – Россия, Средиземноморского диалога, Стамбульской инициативы сотрудничества, а также по вопросам отношений НАТО с третьими странами.
Важной вехой в изучении «огосударствления» политических партий стал выход статьи Р. Каца и П. Мэира[66], в которой разобраны четыре последовательно менявших друг друга – по мере усиления их сопряженности с государством – типа партий («элитная» партия, «массовая» партия, «всеохватывающая» партия[67] и господствующая ныне «картельная» партия). В «картельной» партии распределением государственных должностей занимаются группы профессиональных функционеров. В
результате партии становятся частью государственной машины, конкуренция между ними становится во многом имитационной, потому что у них имеется «взаимный интерес в коллективном организационном выживании»[68]. Поэтому возникновение «картельной» партии ставит на повестку дня задачу пересмотреть «нормативную модель демократии», поскольку «демократия становится публичным заискиванием элит, а не включением населения в производство политической стратегии»[69]. В этом смысле правомерным представляется опасение Ф. Шмиттера, что в настоящее время «партии пытаются проникнуть в стержневые институты гражданского общества», а также «подчинить их себе»[70]. Между тем X. Даалдер, напротив, считает подобную влиятельность партий позитивным фактором, способствующим решению сразу трех проблем. Во-первых, «встраиванию традиционных политических элит в партийную систему». Во-вторых, «растворению в партийной среде новых претендентов на политически значимые роли», так как само количество таких ролей является весьма ограниченным. В-третьих, осуществляемой партиями «гомогенизации» «национальных и локальных политических элит»[71]. Поэтому критерием зрелости партийной системы в последнее время все чаще принято считать степень ее устойчивости: «В институционализированной партийной системе имеется стабильность в отношении того, какие партии являются главными и как они ведут себя»[72].
Компромиссные решения ноябрьского пленума заставили студентов снова инициировать новый политический кризис. Через 24 часа после пленума ЦК КПЧ студенты всех вузов Чехии и некоторых высших учебных заведений Словакии начали забастовку в знак протеста против оккупации[112]. Активность достигла пика 18 ноября 1968 г., когда они объявили о начале трехдневной забастовки, в которой приняли участие десятки тысяч студентов. Студенческая забастовка не выходила за пределы вузов на улицы и не превратилась в манифестацию, не представляя такой угрозы политической
стабильности, как события 28 октября. Партии удалось «повлиять на студентов в том плане, чтобы они соблюдали порядок и не допускали каких-либо стихийных действий»[113]. Высокопоставленный работник ЦК КПЧ информировал советских представителей, что «со стороны многих рабочих, особенно на заводах ЧКД в Праге, проявлялись симпатии к студенческой забастовке и дело шло к прямой поддержке студентов. Лишь под большим давлением рабочие заводов ЧКД отказались от своего намерения устроить демонстрацию в Праге в знак солидарности с бастующими студентами»[114].
В сущности, по всем вопросам, связанным с конституционным статусом местного самоуправления, на Конституционном совещании не было единого мнения. Однако надо отдать должное его радикальным защитникам – предлагаемые ими формулы «продавливались», несмотря на возражения оппонентов. Особенно характерна в этом отношении судьба одной из важнейших, если не самой важной, формулы Конституции об отделенности местного самоуправления от государства. Сначала решили записать: «Местное самоуправление в пределах своих полномочий действует самостоятельно». Это решение вызвало протест группы, занимавшейся вопросами конституционного регулирования местного самоуправления. В своих доводах ее
члены заметили тенденцию Конституционного совещания игнорировать бедственное положение местного самоуправления в России, нежелание определить конституционные гарантии его развития. Дело не просто в том, что местное самоуправление самостоятельно – это слишком слабая и неконкретная формула. Надо исходить из того, что понятие местного самоуправления шире понятия местной власти и не может быть включено в систему государственной власти. Хотя защитники местного самоуправления согласились с тем, что оно не может быть независимым от государства, они стояли на своем – нужно установить отделенность местного самоуправления от государственной власти как гарантии необратимости демократических преобразований, стабильности управления как условие того, что население не будет втянуто в кризисы государственной власти.
Четвертая группа полномочий Президента РФ – в области обеспечения безопасности и
обороны государства, стабильности общественного порядка в стране. В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. «О безопасности» это одна из ключевых сфер приложения усилий Президента.
Депутатский корпус стал зеркальным отражением того соотношения политических сил, которое господствовало в то время в советском обществе. Водораздел борьбы между стремлением обновить социалистические устои жизни страны, проводить реформы применительно к возможностям народа, с одной стороны, и попытками внедрить иные, по сути своей капиталистические начала, путем сознательной ломки всего и вся, с другой стороны, проходил буквально по рядам парламента. Но даже в этих условиях в Верховном Совете СССР делалось все возможное, чтобы противостоять таким тенденциям, сохранять стабильность и законность в стране, ее
государственное единство (некоторые документы, принятые в этом направлении Верховным Советом, приводятся в Приложении к данной книге).
В настоящее время между Японией и Китаем отношения весьма непростые. Некоторые партийные функционеры Китая считают, что Япония стремится не только к экономическому, но и к военному могуществу. При этом они ссылаются на американо-японскую совместную декларацию «О
союзе и безопасности на XXI столетие» 1996 г. и американо-японское оборонное сотрудничество. По их мнению, чем теснее американо-японские связи, тем большую угрозу представляют они для стабильности в азиатском регионе.
Летом 1992 года все возможности сохранить стабильность в ДУМЕС оказались исчерпаны. Федеральная власть и спецслужбы сконцентрировались на более важным темах, нежели проблемы выживания лояльных им религиозных организаций, а местные власти активно интриговали в пользу создания собственных автономных мусульманских структур. Солидарно с ними действовали политические партии и эмиссары зарубежных экстремистских центров, которые оказались особенно заинтересованы в уничтожении главного оплота традиционного ислама. Последним сдерживающим фактором для центробежных
тенденций оставался высокий авторитет председателя ДУМЕС верховного муфтия Талгата Таджуддина, однако вскоре и он был подорван.
Стабильность Конституции РФ выражается в ограничении круга субъектов права вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Таковыми названы Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью
не менее 1/5 состава палат Федерального Собрания.
Историк Ю.Н. Жуков, много лет изучавший сталинские архивы, так описал скрытые от нас события того времени [37]. Перед окончанием упомянутого выше июньского пленума ЦК секретарь Западно-Сибирского крайкома Эйхе Р.И. обратился в Политбюро с Запиской, в которой сообщал, что не разоблачённая до сих пор некая повстанческая контрреволюционная организация угрожает политической стабильности в крае, что особенно опасно в
период подготовки и проведения избирательной компании. В целях быстрой и эффективной борьбы с очагами врагов партийный секретарь просил Политбюро санкционировать создание «тройки», наделённой правом выносить внесудебные приговоры, в том числе приговаривать и к высшей мере наказания.
Либеральные движения накануне революции
1830 г. Те политические действия, которые составляют содержание понятия «движение», представляли собой выступления оппозиции, объединенной единством взглядов и целей, организационно сплоченной в «общества». Они разрушали стабильность и правопорядок абсолютизма. Когда Карл X попытался подвергнуть ревизии буржуазные преобразования, завоеванные революцией конца XVIII в., вся Франция расценила это как контрреволюцию и ответила «движениями». Оценивая их роль в политической борьбе, следует иметь в виду то важное обстоятельство, что во многих случаях участники движений параллельно являлись членами масонских лож. В них входили многие крупные буржуа, банкиры, адвокаты, журналисты, университетские преподаватели, добивавшиеся перехода страны к парламентарной монархии английского образца.
На секретных совещаниях в Вашингтоне подчеркивалось, что контроль над Латинской Америкой остается одной из главных политических задач, и не только из-за экономических потребностей в ресурсах и рынках, но главным образом в силу более широких идеологических и геостратегических причин. Боязнь пресловутого «эффекта домино» сквозила в решениях никсоновского
Совета по безопасности в ноябре 1970 г., посвященного первостепенной важности уничтожения чилийской демократии: «Чили превратится в лидера сопротивления Соединенным Штатам в межамериканских отношениях, станет источником разрушения стабильности и порядка, сложившегося в западном полушарии и центром подрывных действий во всех странах Латинской Америки. Страна станет главной базой для экспансии Советов и Кубы в регионе. Пример успешного марксистского правительства в Чили окажет воздействие – и даже станет прецедентом – повсюду в мире, особенно в Италии; повсеместная имитация этого феномена коренным образом изменит глобальный баланс сил и приведет к общему ухудшению наших позиций в мире»[349].
Во-вторых, неразличимость партийных программ делает ответственными
за государственную политику все партии и в то же время понижает ответственность каждой отдельной партии. Таким образом, система «многопартийного сотрудничества под руководством КПК» становится средством достижения социально-политической стабильности, а не социальных перемен.
К этому времени
основная часть бывшей общегосударственной социалистической собственности уже была поделена, причин для крупных конфликтов не оставалось. На первое место выдвигались соображения правового закрепления свершившихся социально-экономических перемен, установление стабильности и обеспечение гарантии необратимости победы буржуазии.
После ухода Мубарака сошла со сцены и египетская партия власти, существование которой потеряло всякий смысл. Нация, недооценившая мубараковскую стабильность, вдруг захотела большего – разгерметизации архаичной политической системы, реальной альтернативы и реальной многопартийности. Бывшие египетские «национал-демократы» подались кто куда: кто-то уехал, кто-то залег на дно, а кто-то быстро присягнул на верность вчерашней оппозиции. Те, кто при любой власти не мыслит себя без
депутатских мандатов, на выборах 2011 года баллотировались в парламент уже совершенно под другими лозунгами, осваивая непривычное для себя дело борьбы за голоса избирателей без административного ресурса.
Специфика разделения властей и коммуникации между тремя ее ветвями в Республике Беларусь заключается в существовании еще одной силы – президентской власти, которая призвана заботиться о бесконфликтном и согласованном взаимодействии других ветвей власти и выступать третейским судьей между различными
политическими силами. Данная роль президентской власти выведена за сферу публичной власти и распространяется на отношения органов государственной власти, государства и народа. Такой статус Главы государства необходим для реализации функций, возложенных на него Конституцией, и обусловлен в значительной степени переходным характером белорусского общества, в условиях которого необходимо сохранение политической и экономической стабильности в стране.
Ликвидация КПСС осуществлялась не только и не столько юридическими средствами, сколько средствами партийными. Конечно, строго говоря, партийные решения не являются юридическими, поэтому вроде бы и не должны рассматриваться в рамках данного исследования. Однако представляется, что это не так. Действительно, партия с точки зрения теории государства лишь общественная организация. Но исторически сложилось так, что Коммунистическая партия Советского Союза представляла собой не столько
политическую партию, сколько систему управления государством – систему, обеспечивающую стабильность, предсказуемость, оперативность в управлении страной. КПСС (а точнее, партийный аппарат), по справедливому замечанию А. А. Зиновьева, представляла собой «сверхвласть»[66]. Поэтому для объективного анализа правовых аспектов разрушения государства необходимо рассмотреть вопрос разрушения этой «сверхвласти».
С избранием Владимира Путина президентом России правительственная чехарда прекратилась, наступила устойчивая кадровая стабильность, переходящая в застой. Восхождение на политический олимп для Путина было неожиданным. Он не прошел через горнило борьбы за власть, не имел своей команды управленцев, этакого отряда проверенных бойцов. Поэтому президент при подборе людей для своего окружения пошел по самому легкому пути, сделал упор на лично знакомых и преданных питерцев и силовиков, вне зависимости от их профессиональной пригодности.
Ключевые посты в правительстве заняли А. Л. Кудрин, Г. О. Греф, С. Б. Иванов, И. И. Клебанов, В. И. Матвиенко, И. А. Южанов, Л. Д. Рейман, Б. В. Грызлов, Г. М. Фадеев, В. А. Яковлев, Ю. П. Шевченко и другие.
Рейхстаги конца XV – начала XVI века совместно с императором осуществили целый комплекс мероприятий, трансформировавших средневековую империю в соответствии с требованиями нового времени и обеспечили действенный контроль над ситуацией внутри страны. Начало Реформации частично парализовало работу рейхстагов, однако именно опора на сословное представительство позволила в середине XVI века достичь конфессионального компромисса и восстановить работоспособность имперских учреждений. Вестфальский мир 1648 года восстановил работоспособность рейхстага и превратил его в высший законодательный орган
империи. Рейхстаг приобрел постоянный характер, его авторитет, стабильность и эффективность функционирования значительно выросли.
Результаты думских выборов 2011 года и последовавшие за ними события стали шоком и разочарованием для Владимира Путина. Лозунг «Россия без Путина» выдвинули и подхватили те, кто был основным выгодоприобретателем экономического роста и стабильности нулевых, тот самый фантомный «средний класс», на который возлагались такие большие надежды. Дети взбунтовались против своего родителя.
Политические движения и организации в эпоху зрелого путинизма (2005–2011 гг.) оказались отрезанными от значимых социальных ресурсов (включая финансовые и медийные), и в условиях социально-политической стабильности существовали на периферии общественного пространства. Лишь изредка им удавалось вырываться из гетто и попадать в сферу внимания СМИ и внимания широкой аудитории. В этих условиях, политические активисты стремились преодолеть свою изоляцию от общества за счет построения широких коалиций. И либералы, и националисты, и, в особенности, левые стремились интегрироваться в растущие социальные движения, обрести в их среде аудиторию и поддержку своих идей. Другой устойчивой тенденцией было сложение широких коалиций между разными по взглядам и политическим задачам движениями и организациями. Наиболее известными из них стали коалиция «Другая Россия» (2006–2010 гг.) и выросший
из нее проект «Национальная Ассамблея» (2008–2011 гг.).
4. Образуемое суверенное государство должно быть политически и экономически жизнеспособным.
Политическая стабильность, отсутствие серьезных национальных и социальных конфликтов, прочный национальный и социальный мир – важные гарантии жизнеспособности республики. Кроме того, образуемая суверенная республика не может быть дестабилизирующим фактором как внутри, так и за ее пределами. Эта проблема приобрела в России исключительно важное значение. Необходимый экономический потенциал республики призван обеспечить ее самостоятельное существование и создать достойные материальные условия жизни для своих граждан. Здесь нельзя не заметить, что даже бывшие союзные республики, став самостоятельными, оказались неспособными создать нормальные условия для своих граждан.
Сказанное относится и к стабильности. Наряду с исключительной стабильностью некоторых конституций
(Конституция США действует более 200 лет всего лишь с 27 поправками) в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки основные законы подвергаются частым изменениям; после военного переворота обычно принимается новая конституция (в Таиланде сменилось 18 конституций с 1930-х гг., в Йемене – более 10 с 1970-х гг., в Венесуэле – более 30, которые, правда, до 1999 г. были очень похожи друг на друга, и т. д.).
Хотя война в Чечне шла на периферии страны, она имела серьезные последствия для всего государства, значительно осложнив внутриполитическую ситуацию, экономику и внешнюю политику, обострив национальный вопрос. С точки зрения политической ситуации эта война усилила противостояние между
президентом и парламентом, выявила внутренние конфликты в Вооруженных силах России. Президент и министр обороны выступали за разрешение конфликта силовыми методами, а обе палаты парламента и большинство военных чиновников предлагали решить чеченский вопрос мирным путем. С точки зрения бюджета война в Чечне оказалась тяжелым финансовым бременем для российской экономики, ослабив её стабильность и еще больше углубив кризис в стране. Под предлогом национального сепаратизма и чеченской угрозы государственной целостности Россия ввела войска в Чечню, что вызвало недовольство со стороны национальных меньшинств в других регионах страны, обострило межнациональные раздоры и усугубило межэтнические конфликты. С точки зрения внешней политики ввод войск в Чечню бросил тень на СНГ, вызвав также повсеместные протесты на Ближнем Востоке и в исламских странах, спровоцировав рост обвинений в адрес России в «нарушении прав человека» и «разрушении демократии», а также экономического давления со стороны Запада.
11. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Конституционные поправки: понятие и назначение. Основания, проблемы, правила внесения и политико-правовые последствия изменений, дополнений и отмены конституций. Теория и практика. Правовой анализ изменений и пересмотра конституций в новейшей истории СССР и Российской Федерации. Субъекты законодательного процесса, имеющие право вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, группы членов Совета Федерации и группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Конституционные ограничения полномочий Федерального Собрания по пересмотру 1, 2 и 9 глав Конституции Российской Федерации. Роль органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, палат Федерального Собрания и Конституционного Собрания в вопросах принятия поправок и пересмотре Конституции.
Условия созыва Конституционного Собрания. Особый политико-правовой статус Конституционного Собрания. Компетенция Конституционного Собрания. Процедура и этапы принятия конституционных поправок и пересмотра Конституции. Условия и порядок проведения всенародного голосования по проекту новой Конституции. Проблемы сочетания принципов стабильности и динамизма в конституционном строительстве.
Из числа функций Б.Р., отражающих его властную природу, отметим следующие. Во взаимодействии с Правительством РФ он разрабатывает и
проводит единую государственную денежно-кредитную политику, а также политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации. Б.Р. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; он устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе, надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами. Б.Р. осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; он организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации, проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации, публикует соответствующие материалы и статистические данные.
Таким образом, экономический рост сам по себе не даст сокращения бедности; увеличится лишь социальное неравенство, и пропасть между богатыми и бедными будет все
труднее преодолеть. Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин говорит о том, что «в настоящее время почти четверть граждан России живут за чертой бедности, причем большая часть из них имеют постоянную работу»[140]. Подобная ситуация тормозит процесс формирования среднего класса, традиционно служащего основой социальной стабильности.