Связанные понятия
Социалистический сионизм (рабочий сионизм) — идеологическое направление среди сионистов, полагающих, что экономика еврейского государства должна строиться на принципах социализма. Доминировало с момента своего возникновения вплоть до конца 1970-х годов. К этому направлению можно условно отнести и «предтеч и основателей» сионизма Мозеса Гесса и Теодора Герцля.
Ха-шомер Ха-цаир (ивр. הַשּׁוֹמֵר הַצָּעִיר, «юный страж») — одна из сионистских всемирных молодёжных организаций левой ориентации. Движение основано в 1916 году как еврейский аналог скаутских организаций, получивших широкое распространение в то время. Изначально создавалось по инициативе и при поддержке Еврейского Агентства (Сохнут), целью которого была подготовка еврейской молодёжи к переселению в Эрец-Исраэль и к киббуцной жизни. В качестве базовых ценностей движения декларировались принципы...
Религиозный сионизм (ивр. ציונות דתית) — направление ортодоксального модернизма, было создано в 1850 году раввином Цви Калишером, а затем в начале XX века разработано раввином Авраамом-Ицхаком Куком.
Вторая алия — период 1904—1914 годов, за который в Стране Израиля поселилось около 40 тысяч евреев из Восточной Европы. Среди прочего, эмиграция была связана с волной погромов в Российской империи, наиболее известным из которых был Кишинёвский погром 1903 года.
Антисиони́зм — идеологическое и практическое противодействие со стороны представителей различных (в том числе еврейских) идейных и религиозных течений, политических организаций, общественных институтов, отвергающих и критикующих цели сионизма или методы их достижения.
Упоминания в литературе
В этот же период еврейское население Палестины насчитывало порядка 5 тыс. человек, проживавших в четырех городах, а именно: в Иерусалиме, Сафеде (Цфате), Тиверии и Хевроне. Небольшие группы поселенцев приезжали в Палестину, но в целом до конца XIX в. условий для создания еврейского очага не было – в том числе и по причине отсутствия концепции. Это была эпоха «старинного мессианского» и мифического
сионизма , как обозначил ее американский исследователь Вальтер Лакер. В конце XIX в. под влиянием политических и социальных процессов в Европе возникает политический сионизм, который ставит своей задачей создание еврейского государства. Теодор Герцль, как один из основателей сионизма, пошел гораздо дальше простых деклараций о необходимости создания еврейского очага в Палестине, создав национальное движение, главной целью которого было обретение еврейской государственности. В конце XIX в. в Палестину каждый месяц иммигрировали уже несколько десятков евреев. К началу XX в. численность евреев в Палестине составляла около 50 тыс. человек.
Великобритания стала ненадежным покровителем
сионизма , когда получила мандатные полномочия в Палестине от Лиги Наций в 1921 г. Доктрина сионизма – политического движения, стремившегося создать еврейское национальное государство в Палестине, была в значительной степени взята из произведений Теодора Херцла, в частности его книги Der Ju-denstaat (1896). Однако именно известная (и судьбоносная) декларация, разработанная министром иностранных дел Великобритании Артуром Джеймсом Бальфуром в ноябре 1917 г., определила британскую политику в Палестине на следующие двадцать лет. Декларация Бальфура давала сионистским группам моральное – и они доказывали, что еще и законное, – право селиться в Палестине. Будучи опубликованной в тот же самый день, когда произошел большевистский государственный переворот в Санкт-Петербурге, декларация должна была стать вдохновляющей идеей для союзников, чем-то вроде рождественского подарка для осажденных войск и правительств, и способствовать получению в дальнейшем поддержки Великобритании в России и Соединенных Штатах. Декларация гласила, что Великобритания ставит своей целью создание «государства для еврейского народа» в Палестине, и далее: «C отчетливым пониманием того, что ничего не должно быть сделано такого, что может нанести ущерб гражданским и религиозным правам нееврейских общин в Палестине». Бальфур был человеком глубокого ума, который в молодости опубликовал книгу в защиту философского сомнения. К сожалению, его декларация оставляла множество сомнений, не давая объяснения того, каков будет характер еврейского государства в Палестине, что привело к рождению анекдота о том, что Палестина – дважды Земля обетованная18.
Космополиты и интернационалисты, по общим основаниям и целям их доктрин, враждебны национальной идее и нации как таковой. Например, когда представители евреев, ратовавшие за создание условий «возрождения и расцвета» своего народа, обратились в апреле 1920 года за поддержкой к Ленину (ходатаем выступал М. Горький), они встретили полное непонимание. Ленин категорически заявил, что к
сионизму он относится крайне отрицательно. Во-первых, – сказал Ленин, – национальные движения реакционны, ибо история человечества есть история классовой борьбы, в то время как нации – выдумка буржуазии; и потом, главное зло современности – государства с их армиями. Государство является орудием, с помощью которого меньшинство властвует над большинством и правит всем светом. Основная цель – уничтожение всех государств и организация на их месте союза коммун. Сионисты же мечтают, как бы прибавить еще одно национальное государство к уже существующим.
Важную информацию для понимания отношения украинского национализма в 1930-е гг. к евреям дают статьи по еврейской тематике, опубликованные в официальном органе ПУН «Розбудова Нации» («Розбудова Нацiї» – Построение Нации, далее – РН). Тему открывает статья Ю. Милянича «Евреи,
сионизм и Украина»[354]. В ней автор анализирует украинско-еврейские отношения. Хотя автор статьи и выступает против примитивизации образа евреев, вроде обращения к протоколам сионских мудрецов и идее всеобщего тайного еврейского заговора, но, тем не менее, он видит в Украине особую «еврейскую проблему»[355], которую не удалось решить ни одной европейской нации, кроме испанской[356]. Проблема, согласно Миляничу, заключается в том, что огромное количество евреев проживающих в Украине (2 млн.) не желает ассимилироваться с украинской нацией, и в «борьбе с большевиками они поддерживают большевиков, в борьбе с русотяпством[357] они являются на Украине наиболее последовательными рассадниками Московщины. Они живут с украинским населением, но за это не дают ему в замен ничего равноценного, ни в политическом, ни в культурном, ни в общественном отношении. Политически они враги украинской самостийницкой национальной идеи, культурно – они рассадники денационализации («винародовлювання»), с общественной точки зрения, они, как торгующий элемент, не отдают и сотой части того, что от населения получают»[358]. Очевидно, что образ еврея у автора далек от положительного.
Как политическое течение
сионизм возник в конце XIX в. Идеологи сионизма выдвинули планы решения «еврейского вопроса» путем создания с помощью великих держав «еврейского государства». Эта идея была изложена, в частности, в книге австрийского журналиста Теодора Герцеля «Еврейское государство» (1896). В 1897-м в Базеле состоялся 1-й сионистский конгресс, на котором была основана Всемирная сионистская организация (ВСО), провозгласившая официальной целью сионизма «создание для еврейского народа правоохраняемого убежища в Палестине».
Связанные понятия (продолжение)
Первая алия — первая большая волна современной репатриации еврейского народа в Страну Израиля, получившая название Первая алия, связана с сионизмом и с волной еврейских погромов 1882 года, прокатившейся по Российской империи.
Алия ́ (ивр. עלייה, буквально «подъём», «восхождение», «возвышение») — репатриация (понимаемая в данном случае как возвращение на историческую родину) евреев в Государство Израиль, а до основания Государства Израиль — в Страну Израиля. Является одним из основных понятий сионизма, ныне закреплённым в израильском «Законе о возвращении». Противоположное действие, эмиграция евреев из Израиля, называется словом йерида́ («спуск», «нисхождение»). Термин «алия» применительно к репатриации евреев в Страну...
Земля́ Изра́ильская (ивр. אֶרֶץ יִשְׂרָאֵל ), также Земля́ обетова́нная, Свята́я земля́ — исторический термин и понятие в иудаизме и христианстве, относящееся к региону, сегодня наиболее тесно связанному с Государством Израиль, на протяжении всей истории, начиная от библейских времён до наших дней. Однако историческая область Эрец-Исраэль не идентична ни территории современного Израиля, ни территории древних еврейских царств, и следует различать эти понятия. В настоящее время на территории исторической...
Всемирный сионистский конгресс — собрание представителей сионистского движения, которое впервые состоялось в 1897 году под руководством Теодора Герцля в Базеле.
Ортодоксальный иудаизм — общее название нескольких течений в иудаизме, приверженцы которых, с исторической точки зрения, продолжатели еврейского религиозного мировоззрения, окончательно сформировавшегося в эпоху Позднего Средневековья и в начале эпохи Нового времени. Центральное место в религиозной концепции ортодоксального иудаизма занимает Галаха в том виде, в каком она зафиксирована в Устном Законе (в Мишне и Гемаре, то есть в Талмуде) и кодифицирована в своде Шулхан арух.
Третья алия — период 1919—1923 годов, за который в Стране Израиля поселилось около 40 тысяч евреев, в основном из Восточной Европы.
Еврейская диаспора (ивр. תְּפוּצָה (англ. Tfutza) — принудительное изгнание, рассеяние; галут (גָּלוּת) является одной из самых старых и хорошо изученных диаспор мира. Рассеяние евреев началось после падения Израильского царства, в конце VIII века до н. э., затем продолжилось во временa Вавилонского плена VI века до н. э., увеличилось в эллинистическую эпоху и, наконец, стало массовым в римскую. Уникальность еврейской диаспоры состоит в том, что в течение длительного периода своей истории абсолютное...
Молодёжная алия (ивр. עליית הנוער — Алия́т ха-но́ар) — сионистская организация, занимавшаяся спасением еврейских детей и молодёжи от нацистов во времена Третьего Рейха. Всего было спасено около 22 000 человек. В рамках молодёжной алии, еврейскую молодёжь вывозили в Палестину и поселяли в киббуцах и молодёжных деревнях.
Иргу́н Цваи́ Леуми́ (ивр. ארגון צבאי לאומי; рус. национальная военная организация), сокращённо Эцель (ивр. אצ"ל), коротко Иргун (ивр. ארגון; рус. организация) — еврейская подпольная организация, действовавшая на территории Палестины с 1931 по 1948 гг.«Энциклопедия Британника» называет Иргун «правой подпольной организацией, совершавшей теракты и убийства против арабов и англичан, которых члены организации считали нелегальными оккупантами», а другие источники (журнал «Time», 1948), в том числе...
Равви́н (от арам. רבין раби́н, возможно через греч. ραββίνος; от ивр. רַב, рав; идиш רבֿ, ров/рув — перед собственным именем haРа́в; букв. «великий», «значительный», «мой учитель») — в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда. Присваивается по получении иудейского религиозного образования; даёт право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве и быть членом религиозного суда (бейт дин). Раввин не является священнослужителем. В реформистском...
Территориализм — еврейское общественное движение начала XX века, возникшее на VI сионистском конгрессе (1903) в связи с вопросом ο переселении евреев на территорию британского протектората Уганда (ныне Кения) согласно предложенной британским правительством особой программе.
Гдуд ха-авода (ивр. גדוד העבודה וההגנה על־שם יוסף טרומפלדור, Рабочий батальон имени Йосефа Вольфовича Трумпельдора) — первая в Эрец-Исраэль рабочая коммуна.
Ассимиляция евреев — социально-культурный процесс, в ходе которого евреи перестают идентифицировать себя как часть еврейской этнической, культурной или религиозной общности. Ассимиляция протекает посредством идентификации с культурой, религией, национальными или политическими идеалами ассимилирующей среды или посредством смешанных браков.
Антисемити́зм (нем. Antisemitismus) — одна из форм национальной нетерпимости, которая выражается во враждебном отношении к евреям как к этнической или религиозной группе. Является одной из разновидностей ксенофобии. Термин обозначает враждебность по отношению к евреям и/или иудеям, а не ко всем народам семитской языковой группы.
Иеши́ва , еши́ва (ивр. יְשִׁיבָה, буквально «сидение, заседание»; множественное число יְשִׁיבוֹת, иешивот; в русской традиции — ешибот) в еврейской истории — название института, являющегося высшим религиозным учебным заведением, предназначенным для изучения Устного Закона, главным образом Талмуда. В определённые эпохи иешива выполняла также законодательные и судебные функции. В последние столетия служила и для подготовки учёных к званию раввина.
Всемирный еврейский союз или Альянс (фр. Alliance Israélite Universelle ; ивр. כָּל יִשְׂרָאֵל חֲבֵרִים) — международная еврейская организация во Франции. Основана в 1860 году Адольфом Кремье с целью «защищать права евреев в странах, гражданами которых они являются».
Ортодоксальный модернизм (или современная ортодоксия) — направление ортодоксального иудаизма, интегрирующее ортодоксальные принципы, ценности и традиции с современной культурой и цивилизацией. Ортодоксальный модернизм связан с несколькими учениями и потому может принимать различные формы. В США и Европе наиболее распространена философия «Тора и Наука» (Тора у-мада). В Израиле ортодоксальный модернизм в значительной степени связан с религиозным сионизмом, а его последователи составляют более половины...
Кибу́ц (ивр. קִבּוּץ; первоначально קְבוּצָה, квуца — «группа», также киббуц) — сельскохозяйственная коммуна в Израиле, характеризующаяся общностью имущества и равенством в труде и потреблении.
Алия Бет (ивр. עלייה ב; полное название: עלייה בלתי-לגאלית) — нелегальная, в обход запретов британских мандатных властей, репатриация евреев в Страну Израиля с 1933 по 1948 год.
Узниками
Сиона называются люди, подвергшиеся репрессиям за сионистскую деятельность. С 1992 года узник Сиона является официальным статусом, который присваивается гражданам Израиля, которые подвергались задержанию, аресту или тюремному заключению в связи с участием в сионистской деятельности.
Ульпан (ивр. אולפן — студия, обучение, инструкция) — учебное учреждение или школа для изучения иврита. Под этим термином понимают как профессиональные, так и любительские курсы или кружок по изучению языка иврит.
Мошава ́ (ивр. מוֹשָׁבָה, букв. «колония, поселение») — разновидность еврейских сельскохозяйственных поселений в Палестине. Первые мошавот (в том числе Петах-Тиква) были основаны ещё до начала Первой алии, но в основном этот тип поселений сформировался в годы Первой алии и до начала Второй. В дальнейшем мошава как тип сельскохозяйственного поселения была вытеснена кибуцем и мошавом, ряд старых мошавот со временем превратились в города.
Реформистский (прогрессивный) иудаизм — движение за обновление иудаизма. Возникло в Германии в двадцатые годы XIX века, откуда распространилось на другие страны Центральной и Западной Европы.
Война языков (ивр. מלחמת השפות; милхемет ха-сафот) — дебаты в османской Палестине о языке преподавания в еврейских школах, один из ключевых моментов возрождения языка иврит.
Хареди́м (ивр. חרדים) — обобщающее название и в некоторой степени самоназвание различных ультраортодоксальных еврейских религиозных общин и членов этих общин в Израиле и вне его. Буквально оно означает «трепещущие» (перед Богом). Стиль жизни общин харедим определяется консервативными обычаями, сформировавшимися в европейском еврействе к XX веку, а также традиционными канонами иудаизма. Высшей духовной ценностью и идеалом считают пожизненное изучение Торы и усердное исполнение заповедей. Приветствуется...
Новые историки — группа израильских историков, занимающаяся пересмотром и подвергающая критике традиционные положения израильской историографии относительно новейшей истории Израиля. Так например, новые историки оспаривают традиционную версию о добровольном исходе палестинских беженцев в 1948 году или положение о том, что мир на Ближнем Востоке не был до сих пор достигнут в основном из-за непримиримости арабских стран, а не из-за противодействий Израиля.
Пятая алия — период 1929—1939 гг, за который в Палестину переселились около 250 тысяч евреев из всех уголков Европы.
Проблематичность определения «еврейства» заключается в том, что на иврите термин «יהדות» — означает религию, национальность, происхождение, этническую общность, культуру, а в Израиле ещё и юридический статус. Если ещё в XVII—XVIII вв. принадлежность к еврейству в глазах общины определялась галахическими критериями (происхождение от матери-еврейки или принятие иудаизма), а в глазах неевреев — вероисповеданием, то с наступлением эпохи эмансипации религия постепенно перестаёт быть единственным и исключительным...
Подробнее: Еврейство
Хе́дер (идиш חדר хе́йдэр — начальная еврейская школа; восходит к ивр. חֶדֶר — комната) — еврейская религиозная начальная школа.
Кне́ссет (ивр. הכנסת, араб. الكنيست, англ. The Knesset; в буквальном переводе с иврита — «Собрание») — однопалатный представительный и законодательный орган Государства Израиль, являющийся его парламентом. Кнессет состоит из 120 депутатов, которые избираются по партийным спискам.
Евре́йский вопро́с — в общем значении обычно относится к образу жизни евреев, к основам сосуществования их с неевреями. Термин «еврейский вопрос» вначале появился в ходе дебатов по Еврейскому биллю в 1753 году, давшему евреям гражданские права в Англии.
Евсекция (аббревиатура от Еврейская секция) — название еврейских коммунистических секций ВКП(б), созданных в советское время наряду с другими национальными секциями при ВКП(б), а также при компартиях Украины (КП(б)У) и Белоруссии (КП(б)Б). Главной задачей этих национальных секций являлось распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в строительство социалистического общества. Для рядовых членов социал-демократических и других непролетарских...
Лига защиты евреев (англ. Jewish Defense League, JDL) — радикальная еврейская организация, пик активности которой пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов.
Еврейская бригада (ивр. הַבְּרִיגָדָה הַיְּהוּדִית, англ. Jewish Infantry Brigade Group) — единственное еврейское национальное воинское соединение в составе союзных войск в годы Второй мировой войны. Входила в состав британской армии. Созданная в сентябре 1944 года, она состояла из евреев-добровольцев, имела свои войсковую эмблему и знамя — белое полотнище с двумя голубыми полосами, золотым Маген Давидом и надписью «Еврейская бригада».
Ми́рская иешива (идиш מירער ישיבה, ивр. ישיבת מיר) — одно из самых известных еврейских высших учебных религиозных заведений, крупнейшая из иешив литовского направления в ортодоксальном иудаизме. Была основана в местечке Мир в Российской империи (ныне Беларусь). После нескольких переездов во время Второй мировой войны разделилась на три иешивы — одна в Иерусалиме (с дополнительным отделением в Модиин-Илите), и две других в Бруклине (Нью-Йорк).
Алия девяностых, Большая алия, Русская алия — массовая репатриация евреев в Израиль из СССР и стран СНГ, которая началась в 1989 г. с приходом к власти в СССР Горбачёва и под давлением США, когда были облегчены правила эмиграции из СССР. Волна пошла на спад в начале 2000-х.
Неосионизм — правая, националистическая и религиозная идеология, которая оформилась в обществе Израиля после окончания Шестидневной войны в 1967 году и захвата Западного берега реки Иордан и сектора Газа Израилем.
Литература Израиля — литература, написанная израильтянами в Государстве Израиль. Большинство работ написаны на иврите, в то же время некоторые израильские авторы пишут на идиш, английском, арабском и русском языках. Литература на арабском языке, написанная в Израиле, часто классифицируется как палестинская литература. Израиль является вторым государством в мире, после США, по печатанию и продаже новой литературы.
Миснагди́м , митнагди́м, мисна́геды (ивр. מִתְנַגְדִים, в ашкеназском произношении миснагдим; буквально — «противящиеся», «возражающие», единственное число — митнагед) — использовавшийся хасидами термин относительно своих идейных противников литваков во время религиозной борьбы в иудаизме в XVIII веке. Деятельность этих кругов первоначально носила преимущественно полемический характер, впоследствии их религиозное мышление вылилось в своеобразный жизненный уклад и целостное мировоззрение. Ведущая...
Ре́бе (от идиш רבי) — Титул учителя (меламеда) в иудейской начальной школе хедере.
Моша́в (ивр. מוֹשָׁב — букв. «поселение»; мн. ч. מוֹשָׁבִים — мошави́м) — вид сельских населённых пунктов в Израиле.
Отка́зник и — неофициальный термин, в 1970 — 1980-х годах в СССР использовавшийся для обозначения советских граждан, получивших от властей отказ в разрешении на выезд из СССР.
Шестидневная война (ивр. מלחמת ששת הימים, Мильхемет Шешет ха-Йамим; араб. حرب الأيام الستة, Ḥarb al‑Ayyam as‑Sitta или араб. حرب 1967, Ḥarb 1967, англ. Six-Day War) — война на Ближнем Востоке между Израилем с одной стороны и Египтом, Сирией, Иорданией, Ираком и Алжиром с другой, продолжавшаяся с 5 по 10 июня 1967 года.
И́диш (יידיש, ייִדיש или אידיש; идиш или йидиш — дословно: «еврейский»; изначальное энциклопедическое именование — «еврейско-немецкий диалект/жаргон») — еврейский язык германской группы, исторически основной язык ашкеназов, на котором в начале XX века говорило около 11 млн евреев по всему миру.
Гию́р (ивр. גִּיּוּר) — обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд.
Упоминания в литературе (продолжение)
Сионизм – пример националистической идеологии, используемой для политической мобилизации в целях создания еврейского государства. Теоретики сионизма XIX в. Мозес Гесс, Леон Пинскер и особенно – основатель современного сионизма Теодор Херцль в борьбе с антисемитизмом видели выход в национальном возрождении и самоопределении евреев в особом государстве, заложили основы этой идеологии, которая, однако, позднее скрещивается с другими, в особенности с социализмом в период провозглашения государства Израиль в 1948 г. Различают в связи с этим политический, культурный, социалистический сионизм, ревизионистский сионизм (антисоциалистический и выступающий за сильное государство). Конфликт различных интерпретаций идеологии сионизма наиболее четко предстал в ходе дискуссий о конституции государства Израиль, которая так и не была принята. На Ближнем востоке еврейский национализм сталкивается с арабским национализмом, составляя основу нестабильности региона (171).
Мне часто задают вопрос: почему я считаю, что идеология
сионизма направлена на завоевание мирового господства. Ведь их целью является создание государства Израиль. Дело в том, что в идеологии сионизма существует два направления: политический сионизм и духовный сионизм. Действительно, целью политического сионизма, или сионизма Герцля, было создание государства на «исконных землях», как они считают, еврейского государства. Вот какое определение сионизма дает еврейская энциклопедия: «Сионизм. – Под сионизмом подразумевают организованное еврейское движение, имеющее целью экономическое и культурное возрождение еврейской народности в Палестине… Первые основатели политического С. исходили из антисемитизма, т. е. из отрицательных моментов в еврейской жизни. И Пинскер, и Герцль ссылаются на вечный антисемитизм и невозможность полной ассимиляции, чтобы обосновать сионистский идеал»[14]. Однако с созданием государства Израиль в 1948 г. идеология сионизма не исчезла.
Еще один проект исламского мира реализуется в деятельности организации Всемирное исламское народное руководство (ВИНР, создано в Ливии в сентябре 1989 года). Руководитель – лидер Ливийской революции (она с некоторых пор называется «Исламская революция Первого сентября») Муамар Каддафи. Провозглашенные цели и задачи – единство мусульман как субъекта взаимоотношений с иными субъектами на международном уровне, противостояние «крестовому походу» (подразумевается враждебный «Запад») и
сионизму в мировом масштабе, помощь исламским движениям и мусульманским меньшинствам в мире и тому подобное. Реально ВИНР является одним из инструментов проведения проливийской политики в различных странах – как мусульманских, так и тех, где мусульмане составляют меньшинство или представлены землячествами. Характерный пример деятельности ВИНР – предоставление Муамаром Каддафи лидеру организации «Нация ислама» (США) Льюису Фаррахану одного миллиона долларов на ведение исламской пропаганды в Соединенных Штатах. В свою очередь, Фаррахан ведет лоббистскую деятельность в пользу Ливии. В частности, он выступал в США с призывами прекратить санкции в отношении Триполи в связи с предполагаемой причастностью ливийских агентов к «делу Локкерби» (о взрыве самолета компании Pan American в небе над Шотландией), совершает пропагандистские вояжи по другим странам с разоблачением «несправедливостей США против мусульманских стран, включая несправедливые санкции против Ливии». Россия представлена в ВИНР отдельными исламскими организациями.
Друзья называли Гесса «рабби-коммунист Мозес». Всемирная революция будет только тогда успешной, когда ее будут возглавлять иудеи-талмудисты. Окончательное спасение человечества, утверждал он, придет от евреев. Как писал видный современный сионист Г. Фиш, «для него (Гесса)
сионизм (хотя тогда этого термина еще не было) был высшей точкой либеральных революций девятнадцатого века, но и в какой-то степени их антитезой. Сионизм объединит религию и историю; материальное и духовное сольются и образуют идеальное единство. Осуществятся национальные чаяния, поднявшись до уровня мирового спасения».
Вместе с сим все больше крепло сознание, что самая широкая персонально-национальная автономия является лишь слабым суррогатом здорового территориального фундамента. И я пришел к территориализму, но я пришел к нему не от
сионизма , как его родоначальники Зангвилль, Мандельштам и др., а от реального факта массовой еврейской эмиграции, устремившейся в Америку после кишиневского погрома. Факт «великого переселения еврейского народа» был налицо, ежегодно покидало Россию в среднем до ста тысяч евреев!
Долгое время в Советском Союзе было практически невозможно говорить о подлинном вкладе евреев в победу; в литературе о Великой Отечественной войне подвиги солдат еврейской национальности нередко замалчивались. Одним из обвинений против членов Еврейского антифашистского комитета, репрессированных в 1952 г., было мнимое преувеличение ими участия евреев в войне, а деятельность Комитета была заклеймена советским руководством как проявление «еврейского национализма и
сионизма ».
В конце 1989 – начале 1990 года в связи с новым расколом группа фактически свернула свою деятельность, а отколовшаяся группа А. Э. Кулакова-С. Е. Воротынцева назвала себя Православным национально-патриотическим фронтом «Память», ориентируясь на православие и монархизм и одновременно не отрицая положительного исторического значения сталинизма в плане его приверженности идеям державности и борьбе с
сионизмом . Тем не менее НПФ «Память» Филимонова, формально не распускаясь, стал выступать преимущественно как центр «Патриот» (от имени которого издавалась газета «Положение дел»), а с 1993 года – как Православное братство во имя Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
Через два года попало под запрет крымское отделение молодежного движения «Ге-Халуц» («Первопроходец», «Пионер»). Оно готовило еврейских детей и подростков к переезду в Палестину. В частности, на базе «Ге-Халуц» молодежь обучали ивриту. Сформировалось движение сразу в нескольких странах примерно около 1906 г. В России организационно оно оформилось только в 1918 г. Тогда же движение объявило себя подчиненным сионистам. Члены его брали на себя обязательство готовиться к сельскохозяйственному труду на исторической родине. В 1923 г. «Ге-Халуц» раскололось на два течения. Легальное «Ге-Халуц СССР» признало себя коммунистическим и интернациональным. Нелегальная «Национально-трудавая организация Ге-Халуц» осталась на платформе
сионизма . Лидеры ее создали несколько тайных учебных центров в юго-западных областях СССР. В Крыму таковым стал «Мишмар», который власти прикрыли в 1924 г. Активисты центра отправились в ссылку на Дальний Восток.
Подобная внезапная административная перемена, продиктованная помимо прочего и императивом набиравшей силу «оттепели», сразу же сказалась на положении дел в иудаизме. Даже еще до появления директивы от 10 ноября 1954 г. раввину Шлиферу позволили поздравить своих единоверцев в Англии с еврейским Новым годом. А 20 ноября Московскую хоральную синагогу посетила делегация Англиканской церкви. В двадцатых числах мая 1955 г. такой же визит нанесли прибывшие в СССР представители Общества англо-советской дружбы и Национальной ассамблеи женщин Великобритании. Осенью того же года был отменен установленный в 1950 г. запрет на возведение сукки[18]. Однако уже тогда стали проявляться признаки того, что данная «церковная» либерализация носила вынужденный и ограниченный характер и не могла продлиться сколько-нибудь долго. Когда в августе 1955 г. Шлифер направил на согласование в СДРК текст предлагавшегося к изданию молитвенника (сидура), в значительной мере дублировавшего аналогичное дореволюционное издание, бдительные борцы с
сионизмом из числа сотрудников этого ведомства изъяли из него традиционное пожелание «В будущем году – в Иерусалиме», заменив на молитву «За мир во всем мире».
На первой встрече Майский попросил Бен-Гуриона письменно рассказать о рабочем движении в Палестине. 13 октября он получил подробное письмо. Бен-Гурион писал о преданности социалистическим идеалам и о кибуцах, где, по его словам, коллективизм и обобществление собственности зашло намного дальше советских колхозов. Он писал, что целью
сионизма является возвращение евреев на историческую Родину, рассказал о роли рабочего движения в социальном и экономическом строительстве Палестины и выразил готовность направить в Москву профсоюзную делегацию, которая подробно проинформировала бы советских руководителей о еврейском рабочем движении в Палестине. В этом же письме Бен-Гурион поинтересовался, какую помощь Советский Союз желал бы оказать евреям в осуществлении в Палестине их политических устремлений.
К концу XIX века умонастроения российских евреев начали меняться. С одной стороны, светское образование, а с другой– идеология
сионизма взбаламутили стоячие воды еврейской общины. Кроме того, около двух миллионов человек эмигрировали в США в поисках лучшей доли.
«Ортодоксальный»
сионизм делал все возможное, чтобы изъять имя Жаботинского из истории. Создавался, как пишет Ш. Кац, определенный образ государственного сионизма с печатью Вейцмана – Бен-Гуриона для будущих поколений.
1. ОИК была создана в конце 60-х гг. XX в., то есть во времена относительного пробуждения и подъёма мусульман для обретения утраченного чувства собственного достоинства и противостояния влиянию США и
сионизма в регионе Ближнего Востока. Сионизм и его пособники, как правило, стремятся задавить пробуждение мусульман, и тем самым унизить их и не допустить укоренится чувству гордости в них. Именно с этой целью был организован поджог мечети «Ал-Акса» в 1969 г.
Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой
сионизм , как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому. Симптоматично в этом смысле появление на советском экране фильма А. Митты “Как царь Петр арапа женил”, в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ. До сих пор многие темы, посвященные нашему национальному прошлому, остаются запретными. Чрезвычайно трудно, а часто невозможно устроить выставку русского художника патриотического направления, работающего в традициях русской реалистической школы. В то же время одна за одной организуются массовые выставки т. н. авангарда, который не имеет ничего общего с традициями русской культуры, с ее патриотическим пафосом. Несмотря на правительственные постановления, продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с сознательным искажением их изначального облика.
Приведенные выше рассуждения могут показаться далекому от мира еврейской религиозной полемики человеку сугубо умозрительными. Однако в действительности они обладают реальной силой, формируя мировоззрение религиозных сионистов и побуждая их к действию. Как уже было сказано выше, сторонники религиозного
сионизма являются на сегодняшний день ведущей силой идеологического израильского поселенчества, представляя его «твердое ядро»[3].
А поднявшаяся сверху волна воинствующего национализма, целый ряд репрессий со стороны «власть имущих», мстящих окраинам за их «свободолюбие», – вызвали ответную волну национализма снизу, переходящего порой в грубый шовинизм. Усиление
сионизма среди евреев, растущий шовинизм в Польше, панисламизм среди татар, усиление национализма среди армян, грузин, украинцев, общий уклон обывателя в сторону антисемитизма, – все это факты общеизвестные.