Связанные понятия
«Бразильская народная сюита » или «Сюита бразильских народных мелодий», W020 (англ. «Suite populaire brésilienne for guitar» или англ. «Brazilian Folk Suite») — сюита бразильского композитора Эйтора Вила-Лобоса для гитары соло. Одно из его наиболее исполняемых произведений.
«Цыганские напевы » до минор, соч. 20 (нем. Zigeunerweisen, op. 20) — сочинение испанского (и баскского) композитора Пабло де Сарасате. Опубликовано в 1878 году. Основано на венгерских мелодиях (в частности чардаше) и мотивах цыганской музыки. Продолжительность звучания — около десяти минут. Это наиболее известное произведение Сарасате, исполнялось крупнейшими музыкантами-виртуозами.
Рома́нс (фр. romance) — многозначный музыкальный и литературный термин, в наиболее распространённом значении — небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания.
Испанская симфония ре минор для скрипки с оркестром Op. 21 — произведение Эдуара Лало, написанное в 1874 году.
Шесть метаморфоз по Овидию , соч. 49 (англ. Six Metamorphoses after Ovid) — программная сюита Бенджамина Бриттена для гобоя соло. Шестичастная сюита была написана композитором в 1951 году и посвящена английской гобоистке Джой Боутон, дочери композитора Ратленда Боутона. Она же стал первой исполнительницей «Шести метаморфоз», впервые исполнив сюиту 14 июня 1951 года на музыкальном фестивале в Олдбру. Эта сюита стала одним из немногих инструментальных сочинений Бриттена, написанных в 1950-х годах, посвящённых...
Вальс «
Дунайские волны » (рум. Valurile Dunării, серб. Дунавски валови/Dunavski valovi) был написан румынским композитором сербского происхождения Иосифом (Ионом) Ивановичем (рум. Iosif Ivanovici, 1845—1902) в 1880 г., это одна из наиболее известных и знаменитых румынских мелодий в мире.
Карнава́л живо́тных (фр. Le carnaval des animaux) — сюита («зоологическая фантазия») для инструментального ансамбля Камиля Сен-Санса, одно из самых популярных его сочинений.
Симфония на тему песни французского горца или Севеннская симфония соль мажор (фр. Symphonie sur un chant montagnard français, Symphonie Cévenole) — наиболее известное в наши дни произведение Венсана д’Энди. Написана в 1886 году, впервые исполнена Оркестром Ламурё 20 марта 1887 года (партия фортепиано — Мари Леонтина Борд-Пен). Средняя продолжительность исполнения — 26 минут.
Восемь одежд (яп. 八重衣 яэгоромо) — музыкальная композиция, созданная японскими композиторами I половины XIX века на стихи из антологии «Сто стихотворений ста поэтов», была предназначена для ансамбля санкёку (яп. 三曲).
Шо́ро (точнее: шо́ру порт. choro — «крик» или «плач», также широко используется уменьшительно-ласкательное название шори́нью) — жанр бразильской народной музыки, а также музыкальный ансамбль, исполняющий инструментальную пьесу такого жанра. Шору возник во второй половине XIX века в бедных кварталах Рио-де-Жанейро. Исполняется в быстром ритме, отличается виртуозностью и импровизацией. Считается первым самостоятельным жанром бразильской городской популярной музыки.
«Крестьянская кантата » (нем. Bauern-Kantate, BWV 212) (нем. Mer hahn en neue Oberkeet, «У нас новое начальство») — одна из самых популярных светских кантат Иоганна Себастьяна Баха, созданная им в 1742 году. Длительность произведения — 30 минут.
Кошачий дуэт (итал. Duetto buffo di due gatti) — шуточная вокальная пьеса для двух голосов (обычно сопрано) с фортепианным сопровождением (существуют и оркестровки), изображающая двух мяукающих кошек. Средняя длительность звучания — 3’20".
Шесть сонат для разных инструментов (фр. Six sonates pour divers instruments) — неоконченный цикл из предполагаемых к написанию шести сонат французского композитора Клода Дебюсси, над которым он работал в последние годы жизни (1915—1917). Полное название — «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом» (фр. Six sonates pour divers instruments composées par Claude Debussy musicien français). Написать композитору удалось из задуманных только три: сонату...
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 до мажор, оп. 15 — произведение немецкого композитора Людвига ван Бетховена, написанное в 1796—1797 годах, и опубликованное в мае 1801 года. Премьера прошла в 1798 году в Праге, с самим Бетховеном в роли солиста. Во второй и последний раз композитор исполнил его спустя два года в Вене.
Забвение (англ. Oblivion) — одно из самых популярных танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы.
Адажио для струнных (англ. Adagio for Strings) — наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини в том числе и в прямом эфире радиовещания. Является аранжировкой для струнного оркестра второй части его собственного Первого струнного квартета, op. 11.
Rhapsody in Blue (с англ. — «
Рапсодия в стиле блюз», «Рапсодия в блюзовых тонах», «Рапсодия в голубых тонах») для фортепиано с оркестром — одно из самых известных произведений американского композитора Джорджа Гершвина.
«Музыкальное приношение » (нем. Das Musikalische Opfer), BWV 1079, — это цикл канонов, фуг и других музыкальных произведений, написанных И. С. Бахом, основанных на теме, продиктованной Баху прусским королём Фридрихом II, и посвящённых ему. Поскольку инструментовка почти нигде не указана Бахом, сегодня этот цикл можно услышать исполненным на самых разных инструментах.
Песни странствующего подмастерья (нем. Lieder eines fahrenden Gesellen) — вокальный цикл австрийского композитора Густава Малера, написанный на собственный текст в первой редакции, для голоса и фортепиано, в 1884—1885 годах. Новая версия, для голоса и оркестра, была создана Малером в 1892—1893 годах и впервые исполнена, под его управлением, в 1896 году.
«Сражение Танкреда и Клоринды » или «Поединок Танкреда и Клоринды» (итал. Il combattimento di Tancredi e Clorinda; SV 153) — драматический мадригал или сцена (жанровая принадлежность произведения до настоящего времени является предметом дискуссии), написанный Клаудио Монтеверди в 1624 году для сопрано и двух теноров.
Сортси́ко (баск. zortziko, zortzico; исп. zorcico сорсико) — жанр музыки басков.
Хабанéра — популярное название арии L'amour est un oiseau rebelle (Любовь — мятежная птица) из оперы «Кармен» Жоржа Бизе. Это вступительная ария главного героя, исполняется меццо-сопрано или сопрано, в пятой сцене первого акта. Вокальный диапазон от D4 до F♯5 с тесситурой от D4 до D5.
Подробнее: Хабанера (ария)
Концерт для оркестра , Sz. 116, BB 123 — симфоническое произведение в пяти частях венгерского композитора Белы Бартока. Одно из популярных произведений академической музыки XX века. Созданное в последние годы жизни после вынужденной эмиграции Бартока в США, это произведение, по мнению Витольда Рудзиньского, стало opus vitae композитора.
Концерт № 2 для скрипки с оркестром g-moll, op. 63 — второй скрипичный концерт Сергея Прокофьева, созданный в 1935 году. От первого скрипичного концерта отличается философичностью и отсутствием гротескности, усилением лирического элемента и упрощением языка. Первое исполнение состоялось 1 декабря 1935 года солистом Робером Соэтаном и Мадридским симфоническим оркестром под управлением Энрике Фернандеса Арбоса, Мадрид. Партитура сочинения была опубликована в 1937 году нотоиздательством «А. Гутхейль...
Сегиди́лья (исп. Seguidilla) — испанский народный танец, обычно сопровождающийся пением, и текст этих песен.
Маленькая торжественная месса (фр. Petite Messe solennelle) — позднее произведение Джоакино Россини, написанное им в Пасси в 1863 году, спустя более чем 20 лет после его предыдущей крупной работы, «Stabat mater», и почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры.
Страсти по Матфею (нем. Matthäus-Passion или Matthaeus Passion), BWV 244 — духовная оратория И. С. Баха для солистов, двух хоров и двух оркестров. Первая редакция «Страстей» датируется 1727-29 гг., вторая (которая лежит в основе всех современных интерпретаций) — 1736 г. Полное название: лат. Passio Domini nostri Jesu Christi secundum Matthaeum. Либретто Х. Ф. Генрици (Пикандера).
Де́тский альбо́м Op. 39 — сборник пьес для фортепиано композитора Петра Ильича Чайковского, носящий авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Сборник был сочинён Чайковским в мае-июле 1878 года и при первой публикации, последовавшей в декабре того же года в издательстве Юргенсона, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову.
Симфония-концерт для виолончели с оркестром , op. 125 — одно из последних крупных сочинений С. С. Прокофьева. Концерт окончен в 1952 году. Впервые исполнен М. Л. Ростроповичем с Московским молодёжным оркестром под управлением С. Т. Рихтера 18 февраля 1952 года в Большом зале Московской консерватории.
«Мимолётности » (фр. Visions fugitives) op. 22 — сборник фортепианных миниатюр, написанных Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1915-17 гг. Некоторые «Мимолётности» Прокофьев исполнил перед отдыхающими в курзале Кисловодска 14 октября 1917 г. Официальная премьера «Мимолётностей» (сборник целиком) состоялась 15 апреля 1918 г. в Петрограде, также в исполнении автора. Поводом к написанию послужили стихи К. Д. Бальмонта, две строки из которых Прокофьев выбрал к качестве эпиграфа...
Детский уголок (англ. Children's Corner; фр. Le Coin des enfants) L.113 (CD 119a) — цикл из шести фортепианных пьес Клода Дебюсси, написанный в 1906—1908 годах, по авторскому обозначению — «маленькая сюита». Опубликован в 1908 году, с оригинальными рисунками на обложке издания, сделанными самим композитором. Цикл впервые публично исполнен пианистом Гарольдом Бауэром 18 декабря 1908 года.
Римский карнавал (фр. Le Carnaval romain) Op. 9 ля мажор — увертюра Гектора Берлиоза для симфонического оркестра. Написана в 1844 году на основе музыки из оперы Берлиоза «Бенвенуто Челлини» (1838). Посвящена князю Константину Гогенцоллерн-Гехингенскому. Примерная продолжительность звучания — 9 минут.
Кэ́рол (англ. carol) — английская паралитургическая рождественская песня. Жанр кэрол был распространён в Англии в XII—XVI веках.
Осетинская музыка — народная музыка осетин. Развивалась как искусство устной традиции, представленное песнями, эпическими сказаниями, а также инструментальными наигрышами. Древнейшие виды музыкального фольклора сложились в пору общинно-родового строя, многие из них сохранились до наших дней (в том числе песни о мифологических божествах, отображающие языческие верования).
«Хорово́д ду́хов » (итал. La Ridda Dei Folletti, часто фр. La ronde des lutins), или фантастическое скерцо Op. 25 — виртуозное сочинение для скрипки и фортепиано Антонио Бадзини, написанное в 1852 году. Примерная продолжительность — 6 минут. Пьеса неоднократно издавалась ведущими мировыми издательствами; издание Шотта вышло под редакцией Августа Вильгельми, издание Ширмера — под редакцией Леопольда Ауэра, называвшего Бадзини «виртуозом в подлинном смысле слова» и отмечавшего, что в своё время эту...
Музыка на воде (англ. Water Music, HWV 348, 349, 350) — три оркестровые сюиты Георга Фридриха Генделя.
Из Италии , op. 16 (нем. Aus Italien) — первая симфоническая поэма немецкого композитора Рихарда Штрауса, написанная в 1886 году под впечатлением от путешествия молодого композитора по Италии.
«На прекрасном голубом Дунае » (нем. An der schönen blauen Donau) — одно из самых известных классических музыкальных произведений, вальс Иоганна Штрауса (сына) (op. 314), написанный в 1866 году. Он является в некотором роде неофициальным гимном Австрии и традиционно исполняется на бис в Новогоднем венском концерте.
Увертюра «Гебриды, или
Фингалова пещера » си минор, соч. 26 — концертная увертюра Феликса Мендельсона.
Бергамáска (итал. bergamasca; также варианты написания bergamask, bergomask, bergamesca) – старинный итальянский танец, распространённый в обиходе крестьян Северной Италии XVI-XVII веков. Название танца естественным образом произошло от названия местности – города Бергамо и одноимённой провинции.
Подробнее: Бергамаска
Англоамериканская музыка является неотъемлемой частью американской народной музыки. Английская культура сыграла важную роль в становлении американской народной музыки, так как тринадцать колоний являлись английскими владениями и английская культура туда непременно проникала.
Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России. Это понятие объединяет традиционную и популярную музыку, развивающихся в России под влиянием русской национальной и иностранной музыкальных культур.
Гли (англ. glee, от др.-англ. gligg — музыка) — жанр популярной вокальной музыки, распространённый в Англии во второй половине XVIII и первой половине XIX веков.
Песнь о земле (нем. Das Lied von der Erde) — симфония в песнях Густава Малера для двух солистов и оркестра, написанная в 1909 году.
«Рио-Рита » вошла в репертуар многих исполнителей. Один из них, германский еврей Марек Вебер, с приходом к власти нацистов был вынужден эмигрировать в США, там название мелодии он перевёл на английский — «For You, Rio Rita». Запись в исполнении его оркестра (англ. Marek Weber & His Orchestra), сделанная без текста, но зато с кастаньетами, в 1937 году попала в СССР, где снискала огромную популярность (настолько, что Риоритами даже называли дочерей). Она стала одним из символов предвоенной эпохи, вошла...