Связанные понятия
Пела́сги , уст. пелазги (др.-греч. Πελασγοί) — имя, которым древнегреческие авторы именовали народ (или всю совокупность народов), населявших Грецию до возникновения Микенской цивилизации (в так называемый элладский период греческой истории), а также существовавшие некоторое время после прихода греков.
Ка́рия (др.-греч. Καρία) — историческая область на юго-западном побережье Малой Азии, где обитал народ карийцев.
Иони́йцы , или ионя́не (др.-греч. Ἴωνες, греч. Ίωνες) — одно из главных древнегреческих племён. Название получили от легендарного героя Иона, считавшегося родоначальником племени. Занимали территорию Аттики, часть о. Эвбея, другие острова Эгейского моря, за исключением Лесбоса, Родоса и Тенедоса (Бозджаады). В XI—IX вв. до н. э. ими были колонизированы средняя часть западного побережья Малой Азии (область Иония), потом побережья Чёрного и Мраморного морей. Ионийский диалект получил широкое распространение...
Ахе́йцы или ахея́не (др.-греч. Ἀχαιοί, лат. Achaei, Achivi) — наряду с ионийцами, дорийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Предки ахейцев изначально обитали в районе Придунайской низменности или даже в степях Северного Причерноморья, откуда они мигрировали в Фессалию (с начала II-го тыс. до н. э.), позже — на полуостров Пелопоннес. В эпическом языке «Илиады» Гомера под ахейцами подразумеваются все греки Пелопоннеса. Параллельно в произведении греки называются данайцами...
Данайцы , данаи (др.-греч. Δαναοί) — в древнегреческой мифологии (в частности, у Гомера) древнее название греков (наряду с аргивянами и ахейцами), с которым связаны такие мифические персонажи, как Данай, Даная и Данаиды. Прежде всего оно употребляется по отношению к жителям Арголиды, но может означать любого грека, особенно с Пелопоннеса. В гомеровском эпосе данайцы — одно из названий греков, осаждавших Трою.
Упоминания в литературе
Следовательно, вся этрусская цивилизации происходит непосредственно с Малоазиатского плато. Геродот писал свой труд в середине V в. до н. э. Почти все греческие и римские историки приняли его точку зрения. Вергилий, Овидий и Гораций в своих поэмах нередко называют этрусков лидийцами. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи лидийский город
Сарды сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков. Сенека приводит этрусков как пример миграции целого народа и пишет: «Tuscos Asia sibi vindicat» – «Азия считает, что она породила туcков».
В 500 году до н. э. против персов восстали торговые греческие города малоазийского побережья и островов Эгейского моря. Пришедший им на помощь военный отряд из Афин совершил неожиданный рейд на
Сарды и сжег богатейший из городов Малой Азии. Геродот рассказывает, что в гневе Дарий пустил стрелу в сторону Афин и повелел виночерпию каждое утро перед трапезой повторять ему: «Царь, помни об афинянах».
Ученых давно привлекала Бехистунская скала к востоку от Керманшаха, по дороге из Багдада в Тегеран. На этой скале и сегодня ясно различимы клинописные знаки. Это надписи на персидском, эламском и аккадском языках, сделанные царем Дарием после своего воцарения. «Вот что я совершил по воле Ахурамазда в течение одного года, – сообщает Дарий. – После того как я стал царем, я дал 19 сражений. По воле Ахурамазды я разбил врагов и взял в плен 9 царей. Это сделал я, Дарий, царь царей, царь великий, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид. Это царство, которым я владею, от Скифии, которая позади Согдианы, до Эфиопии, от Индии до
Сард , дал мне Ахурамазда, величайший из богов. Да защитит Ахурамазда меня и мой дом!»
После нападения на
Сарды , войска персидских сатрапий Малой Азии направились в Лидию. Ионийцы отступили. А летом 498 г. до н. э. произошла решающая битва у города Эфес, в которой греки были разгромлены. После этого афиняне и эретрийцы отозвали свои контингенты. Но у повстанцев уже не было пути назад и они продолжали сопротивление.
К концу 660-х гг. сопротивление киммерийцам и трерам возглавил царь Лидии Гиг, ставший постепенно сильнейшим правителем Малой Азии. Он в 660 г. до н. э. обратился за помощью к Ассирии – но получил отказ и вынужден был сражаться с врагом в одиночку. Сначала Гигу сопутствовал успех. Однако, оскорблённый отказом Ашшурбанапала, лидийский царь в 655 г. до н. э. поддержал восстание против ассирийцев в Египте. Ашшурбанапал, не в силах сражаться на несколько фронтов, в отместку натравил на Гига киммерийцев. В 654 г. до н. э. Гиг погиб, а его столица
Сарды подверглась жестокому набегу киммерийцев. Его сын Ардис тщетно задабривал Ашшурбанапала, прося о помощи против кочевников. Киммерийцы и треры разгромили его ещё не оправившуюся армию, взяли Сарды и сожгли их дотла. Несколько лет центральные области Лидии находились во власти завоевателей, хозяйничавших по всей Малой Азии.
Фокея, расположенная на севере ионийского побережья, на пути в лидийскую столицу
Сарды , прославилась наиболее широкой греческой колонизацией в Западном Средиземноморье. Фокейцы, как и этруски, приобрели репутацию бесстрашных мореплавателей и пиратов. Их колонии появились даже на южном побережье Франции и востоке Испании. Крупнейшей из них была Массалия, основанная около 60. г. до н. э. недалеко от устья Роны. Массалия стала не только соперницей Карфагена, но и постоянно вступала в контакты с Этрурией. Другая фокейская колония, которая находилась поблизости от этрусского побережья. – это Алалия на востоке Корсики, основанная около 56. г. до н. э. Спустя одно-два десятилетия после появления Алалии, фокейцы стали в массовом порядке переселяться в Западное Средиземноморье в связи с персидской оккупацией их метрополии.
О большой, прекрасно содержавшейся магистрали, соединявшей прибрежную полосу Эгейского моря с Сузами сообщает Геродот, путешествовавший по ней в середине V в. до н.э. Путь из
Сард до Суз имел 111 почтовых станций и требовал около 90 дней. На протяжении каждых 25 километров находились станции, где путник мог найти отдых и приют. Дороги охранялись отрядами войск, которые строго наказывали за попытки грабежа и разбоя, и дороги стали благодаря этому безопасными.
Связанные понятия (продолжение)
Фраки́йцы (др.-греч. Θρᾳκός; лат. Thraci; болг. Траки) — древний народ, группа индоевропейских племён, обитавшая на северо-востоке Балканского полуострова и северо-западе Малой Азии. Говорили на фракийском языке, который относят к раннеиндоевропейским палеобалканским языкам. Могущественное племя фракийцев — одризы — основали в 450 до н. э. государство во Фракии, впоследствии покорённое Филиппом Македонским (при нём возник Филиппополь), в 46 н. э. при Клавдие было подчинено римлянам, с XIV века принадлежало...
Э́ллины (от греч. Έλληνες) — самоназвание древних и современных греков с VII века до н. э. Этноним «греки» (др.-греч. Γραικοί, лат. Graeci) происходит из латинского языка и первоначально, по-видимому, относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в названии местности Грея (Грайя, Γραία) в Средней Греции, был воспринят римлянами, вероятно, от колонистов из Греи в Кумах. Римляне перенесли название «греки» на весь народ эллинов. В современном русском языке слово «эллины» обычно используется...
Бебрики (др.-греч. Βέβρῠκες) — народ, обитавший в античные времена на территории Вифинии. Согласно Страбону, они были одним из фракийских племён, проникших в Малую Азию из Европы.Согласно легенде, бебриков победили Геракл и/или Диоскуры, которые убили их царя Мигдона или Амика. Их землю отдали царю Лику из народа мариандинов, который построил город Гераклея Понтийская. Согласно некоторым источникам, Амик был братом Мигдона и тоже царём; оба они якобы были сыновьями Посейдона и Мелии.
Галльское нашествие на Балканы — серия военных походов кельтов конца IV века до н.э — начала III века до н. э., описанная в древнегреческих источниках и подтверждаемая археологическими находками.
Тавры (др.-греч. Ταύροι) — народ, населявший в древности южное побережье (преимущественно горную часть) Крыма, известное в то время как Таврика или Таврида (др.-греч. Ταυρίδα). Упомянуты в трудах греческих и римских историков и географов. Первые упоминания — VI век до н. э., последние — I век н. э. К этому времени смешались со скифами и обычно назывались «тавроскифы» (греч. Σκυθοταύροι, Ταύροι Σκύθες, Ταυροσκύθες).
Тевкры — согласно древнегреческой мифологии, народность, населявшая древнюю Трою. Её связывают с tjkr из состава «народов моря» в надписях Рамсеса III. Однако ряд учёных читают это название как секер или зекер, или даже чаккара, а хеттолог и специалист по истории Передней Азии Тревор Брайс рассматривает попытки увязать исторических tjkr c литературным эпитетом «тевкры», используемым античными авторами в отношении троянцев, как спекулятивные.
Итал (др.-греч. Ίταλος) — царь энотров, именем которого, по преданию, названа Италия. «Царь энотров, которые переименованы в италиков, доблестен и мудр, покорил землю между Напетинским и Скиллетинским заливами». Его статуя из кедра стояла во дворце Латина в Лавренте. Согласно Фукидиду, один из царей сикулов, по имени которого названа Италия.
Кар (Карий, др.-греч. Κάρ, Κᾱρός) — в античной мифологии эпоним карийцев. Согласно Николаю Дамасскому, сын Зевса и Торребии. У озера услышал пение нимф, и научился от них музыке, песни назвали торребии, а озеро Торребийским. По карийскому мифу, брат Лида и Миса. По другой версии, сын Креты.
Амазо́нки (др.-греч. ἀμαζόνες) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство. По легенде амазонки произошли от Ареса и Гармонии. Для воспроизведения потомства амазонки вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой версии — убивали), из девочек воспитывали новых амазонок .
Фидалея в древнегреческой мифологии - жена Бизанта, основателя города Византии.В период отсутствия царя Бизанта, преследовавшего со своей армией фракийского царя Гемоса, произошло нападение скифского царя - Одриса на Византию. Фидалея участвовала в спасении города, забросав лагерь скифской армии ядовитыми змеями.
Ми́дия (др.-греч. Μηδία, староперсидское Māda, ассирийское и вавилонское Mādāya) — древнее восточное государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными племенами. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.
Молосцы , молоссы (др.-греч. Μολοσσοί) — народ, обитавший в Древней Греции в области Эпир. «Молосским» считался оракул Додоны. После вторжения в Эпир греков были ассимилированы ими, но сохранили самоназвание. Крупнейшими городами молоссов были Пассарон, Текмон, Додона. Название области «Молоссия» сохранилось до наших дней. Известна также крупная порода собак, использовавшаяся молосцами для охраны стад и домов, на основе которой в последующие века был выведен ряд современных пород.
Колхи (груз. ქოლხები); (др.-греч. Κόλχος) — собирательное название западных древнегрузинских племён, занимавших территорию юго-восточного и восточного Причерноморья.
Деспина (Деспойна, др.-греч. Δέσποινα «владычица») — в древнегреческой мифологии эпитет дочери Деметры и Посейдона Гиппия, её подлинное имя Павсаний не раскрыл непосвященным. Когда Деметра скиталась по земле, ею овладел Посейдон в образе коня. Согласно жителям Фигалии (Аркадия), Деметра родила не коня Ариона (как по другим сказаниям), а Деспойну. Алтарь Деспойны находился в Олимпии.
Дори́йцы , или доря́не (др.-греч. Δωριεῖς, ед. число др.-греч. Δωριεύς) — наряду с ахейцами, ионийцами и эолийцами являлись одним из основных древнегреческих племён. Говорили на дорийском диалекте древнегреческого языка, единственным современным потомком которого является цаконский язык.
Агафирсы (др.-греч. Ἀγάθυρσοι) — имя, используемое античными авторами для обозначения племени, обитавшего на территории Скифии, о котором известно из сочинений Геродота и Плиния.
В статью включены персонажи древнегреческой мифологии, связанные с городами Ионии на побережье Малой Азии. О мифологии Хиоса и Самоса см. Мифы островов Эгейского моря.
Подробнее: Мифы Ионии
Шерданы (ŠRDN, серданы, шардана) — один из так называемых «народов моря», по древнеегипетским источникам, населявших Средиземноморье во 2-м тысячелетии до н. э. Шерданы, промышлявшие пиратством и участвовавшие во вторжениях на территорию Египта, были разгромлены Рамсесом II, Мернептахом, Рамсесом III и постепенно становились источником пополнения личной гвардии фараонов.
Фракийская мифология представляет собой верования фракийцев. Поскольку фракийцы были бесписьменным народом, то представления о их религии в основном черпаются из греческих источников. Так Геродот повествует о четырёх главных богах фракийцев, которые соответствуют греческим богам Арес, Артемида, Дионис и Гермес. Их сопоставляют с фракийскими персонажами...
Му́шки — народ, вторгшийся на рубеже бронзового и железного веков на территорию Анатолии. Упоминается в ассирийских источниках, но неизвестен в хеттских. Ряд историков связывали их с мосхами (Μόσχοι) из греческих источников, или с названием грузинской Месхетии. Иосиф Флавий отождествлял мосхов с библейским Мешехом. В палеобалканских языках термин мушки связан с лошадьми (алб. Mushka)
Ангриварии (лат. Angrivarii) — древнегерманское племя, жившее на территории современной Саксонии к северу от племени херусков (огражденных от них по инициативе ангривариев земляным валом) по обоим берегам реки Везера и в Тевтобургском Лесу, между бруктерами с юго-запада и фозами с юго-востока. Позднее ангриварии были известны как ангры или енгры.
Си́ва (араб. سيوة) — оазис в Египте, расположен в губернаторстве Матрух, в 50 км от границы с Ливией. Оазис находится примерно в 300 км к юго-западу от побережья Средиземного моря, во впадине Каттара, поэтому оазис на 18 метров ниже уровня моря. Размеры оазиса 50 на 20 км.
Индиге́ты (лат. Indiges, Indigetes) — у древних римлян название местных «отечественных» богов, которые некогда жили в Лациуме как люди, но после смерти стали богами-покровителями местного населения.
Фраки́йский вса́дник — объект поклонения культа, распространённого в древней Фракии. Известен в основном по скульптурами и надписям, относящимся к периоду с IV века до н. э. по нач. IV века н. э.
Кабиры (др.-греч. Κάβειροι) — древние божества древнегреческой и более ранней мифологии. По мнению Геродота, культ Кабиров греки заимствовали у пеласгов.
Язион в древнегреческой мифологии - сын Зевса и дочери Атланта - Электры, брат Дардана.Его супруга - Деметра родила от него - Плутоса (бог богатства). Согласно преданию, Язион переселился с Крита на территорию острова Самофракия, и тут же был посвящён Зевсом в мистерии Деметры. впоследствии был распространён по всей территории Эллады.
Дельфийский оракул (Delphicum oraculum) — оракул при храме Аполлона в Дельфах, расположенных у подножия южного склона горы Парнас в Фокиде.
Пунийцы это название, которое дали древние римляне финикийцам, переселившимся в Северную Африку и основавшим там в 12—7 вв. до н. э. колонии Утика, Карфаген, Лептис-Магна и др. Условно история данной колонизации делится на два этапа...
Галл (греч. γάλλοι, лат. galli) — античный жрец матери богов Кибелы, её возлюбленного Аттиса и почитаемой в Риме сирийской богини Атаргатис.
Этнонимы греков — совокупность самоназваний (эндоэтнонимов) и использующихся другими народами (экзоэтнонимов) названий греческого народа на протяжении его существования. Вопрос о происхождении этнических названий греческого народа принадлежит к числу спорных и не решенных по настоящее время.
Совет богов — Dii Consentes (также Dii Complices) — мифологический совет в пантеоне Древнего Рима. В его состав входили двенадцать главных божеств: шесть богов и шесть богинь. Их золоченые статуи были установлены на форуме, позже, видимо, в портике Deorum Consentium.
«Народы моря » — группа средиземноморских народов, начавших миграцию в условиях «катастрофы бронзового века», в XIII веке до н. э., к границам Египта и государства хеттов, предположительно из региона Эгейского моря (Балканы и Малая Азия). В числе их были племена: шерданы, тирсены, турша, филистимляне и чаккаль, дануны, фригийцы, шакалеша, ахиява или акайваша (ахейцы), гараманты, луки, тевкры.
Андраста , согласно римскому историку Диону Кассию, была кельтской богиней победы, которую часто изображали мчащейся на боевой колеснице. Предполагается, что имя Andraste восходит к эпитету «непобедимая».
Троянская Война — легендарная война, сказания о которой были распространены в греческом народе ещё до сложения Гомеровского эпоса: автор первой рапсодии «Илиады» предполагает в своих слушателях подробное знакомство с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл, Атрей, Одиссей, Аякс Великий, Аякс Малый, Гектор уже знакомы им.
Халде́и (вавилонское Kaldu, ивр. כַּשְׂדִּים — Касдим, греч. Χαλδαίοι) — семитские племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном. В 626—536 гг. до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия, основавшая Нововавилонское царство.Говорили на арамейском языке. Слово «халдеи» (в подлиннике - "касдим", קשדים, ивр.) неоднократно упоминается в Библии — например...
Индийские боги в античной литературе . Наибольшее число сведений об Индии у греческих и латинских авторов восходит к историкам похода Александра Великого в Индию и произведению посла в Индию Мегасфена. По их общему мнению, индийцы поклонялись двум основным богам, которых греки называли Гераклом и Дионисом.
Ма́йя (др.-греч. Μαῖα матушка, кормилица; позднелат. Maia) в древнегреческой мифологии — старшая из семи сестёр-плеяд, дочерей титана Атланта и океаниды Плейоны, нимфа гор. Превосходила сестер красотой. Упомянута в «Одиссее» (XIV 435).
Соте́р (др.-греч. σωτήρ, «спаситель, хранитель»; жен. — греч. σώτειρα) — первоначально эпитет Зевса и, реже, других богов-олимпийцев.
Персидское восстание — восстание персов против Мидии, возглавлявшееся Киром II, будущим основателем державы Ахеменидов.