Связанные понятия
Электрокар , электротележка, платформенная тележка (от электро… и англ. car — тележка) — электромобиль упрощённой конструкции, колёсная тележка с приводом от электродвигателя, питающимся от аккумуляторов.
Самосва́л — грузовой саморазгружающийся автомобиль, прицеп или полуприцеп с кузовом (чаще бункерного типа), механически (как правило, гидравлически) наклоняемым для выгрузки груза или с принудительной разгрузкой (например, шнеком).
Специа́льный самохо́дный подвижно́й соста́в (сокр. ССПС) — железнодорожный подвижной состав (автомотрисы, мотовозы, дрезины и прочие самоходные машины) для обслуживания устройств и оборудования железных дорог: пути, контактной сети и устройств энергоснабжения, устройств связи централизации и блокировки. Обязательным признаком такого подвижного состава является наличие собственной тягово-энергетической установки.
Подзе́мный автосамосва́л — самосвал специальной конструкции, предназначенный для проведения работ в подземных горных выработках.
Подъёмник — грузоподъёмная машина, предназначенная для вертикального или наклонного межуровневого перемещения людей и (или) грузов в специальных грузонесущих устройствах (вагоны, кабины, клети, ковши, платформы, скипы, тележки и др.), подвешенных на канатах или цепях и движущихся по жёстким вертикальным (реже наклонным) направляющим или рельсовому пути.
Универсальный лесовозный автомобиль ЛИС-200 — полноприводный грузовой автомобиль, оснащенный гидроманипулятором, конструкция которого позволяет в короткий срок силами одного человека превращать его в лесовоз, сортиментовоз или бортовой автомобиль.
Хо́ппер (англ. hopper — буквально: бункер) — саморазгружающийся бункерный грузовой вагон для перевозки массовых сыпучих грузов: угля, руды, цемента, зерна, торфа, балласта. Кузов имеет форму воронки, в нижней части которой расположены люки (по-английски — «хопперы»); при их открытии груз высыпается через них под собственным весом, что способствует быстрой разгрузке.
Вагон является единицей подвижного состава (например, и чаще всего, железнодорожного). Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован, естественно, всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда. Строительством вагонов занимаются вагоностроительные предприятия.
Гусеничный транспортёр НАСА (англ. crawler-transporter) — гусеничный транспортер, который первоначально использовался для перевозки ракет «Сатурн V» (в рамках программы «Аполлон» и для запуска орбитальной станции «Скайлэб»), а также «Сатурн IB» (при пилотируемых полетах на «Скайлэб» и в проекте «Союз» — «Аполлон»). До недавнего времени использовался для транспортировки «Космического челнока» из монтажно-испытательного корпуса на стартовый комплекс.
Д-442 — погрузчик-бульдозер, серийно производившийся в 1950-х годах на Таллинском механическом заводе, и затем в 1960—1966 годах на Таллинском экскаваторном заводе. Изготавливался в виде навесного оборудования к трактору ДТ-55А-С2. Конструктивно аналогичен моделям погрузчика-бульдозера Д-443 и Д-443А, которые отличаются от него более широкой номенклатурой оборудования и большей универсальностью.
Автогидроманипулятор — автомобиль, оснащенный крановой установкой, которая размещена спереди (между кузовом и кабиной), сзади или непосредственно в кузове автомобиля, прицепа или полуприцепа (в этом случае установка перемещается вдоль кузова по направляющим). Почти как и все изобретения, этот гибрид автомобиля и крана стали применять военные.
Аэродромная техника — средства подготовки и обслуживания аэродромов, средства наземного обеспечения полётов (технического обслуживания) и специальные автомобили коммерческого обслуживания ЛА, иначе — средства аэродромно-технического обеспечения (АТО) — специальная автомобильная техника, прицепы и установки. Бывает специально разработанной для аэродромов или серийной автотехникой, доработанной для выполнения специфических задач. В гражданских аэропортах СССР вся аэродромная спецавтотехника красилась...
Железнодорожный кран — полноповоротный стреловой кран на платформе, передвигающийся по железнодорожному пути.
Автокран (англ. Mobile crane, crane truck) —
кран стрелового типа, который может быть снабжён башенно-стреловым оборудованием и перемещается без груза, не требуя специальных путей и устойчивость которого обеспечивается за счет силы тяжести.
Сочленённый самосвал , или землевоз — специализированная машина высокой проходимости, предназначенная для перевозки больших объёмов сыпучих материалов и используемая в качестве альтернативы автосамосвалам на работах в условиях бездорожья. Применяется при земляных работах и строительстве дорог, на угольных и рудных карьерах и т. п.
Tракмобиль (англ. Trackmobile) — модельный ряд самодвижущихся машин, выполняющих транспортные работы с вагонами, перемещающихся между железнодорожными путями на пневматических колёсах и использующих увеличение сцепного веса за счёт переноса части веса вагона на собственные оси. Производится компанией Trackmobile,LLC в США. Тракмобиль стал первым в мире выпускаемым серийно специализированным маневровым устройством (вагонным тягачом) на комбинированном автомобильно-железнодорожном ходу.
Подробнее: Тракмобиль
Рефрижераторный вагон (от лат. охлаждаю) — универсальный крытый вагон для перевозки скоропортящихся грузов, длительное хранение которых возможно только при пониженных температурах (часто при ниже 0°C).
Грузовой автомобиль (разг. грузовик) — автомобиль, предназначенный для перевозки грузов в кузове или на грузовой платформе. Для обобщённого обозначения машин, созданных на базе грузового автомобиля, используется термин грузовая техника.
Тре́йлер , реже тра́йлер (русская калька с англ. trailer — прицеп; по-английски называется lowboy (low loader в британском английском, low-bed в Канаде и Южной Африке или float ) — многоосный колёсный прицеп или полуприцеп особой конструкции, предназначенный для перевозки по дорогам (как правило, по шоссе) тяжёлых и крупногабаритных неделимых грузов. Повсеместно используется для транспортирования специальной (например, строительной) и военной (в частности, использование танковых транспортёров с трейлерами...
Контрейлер (от лат. con (cum) — «заодно», «вместе» и англ. trailer — «волочащий», «тащущий») — контейнер, снабженный автомобильными колёсами, предназначенный для комбинированных перевозок грузов — автомобильно-водных, автомобильно-железнодорожных или смешанных автомобильно-железнодорожно-водных.
Ре́льсовые стреловы́е самохо́дные кра́ны отличаются от железнодорожных или широко применяемых башенных конструкцией исполнения, увеличенным грузовым моментом и необходимостью устройства специальных рельсовых путей. Ширина колеи составляет от 10 до 15 м, грузоподъёмность в пределах от 75 до 130 т.
Подробнее: Рельсовый стреловой кран
Ломовоз — грузовой автомобиль,прицеп или п-прицеп с краноманипуляторной установкой и грейферным захватом, предназначенный для погрузки, разгрузки и транспортировки металлических отходов (металловоз).
Автодрезина — самоходное несъёмное средство рельсового транспорта (крупная разновидность дрезины), приводящееся в движение при помощи двигателя внутреннего сгорания (обычно автомобильного типа). Близкий аналог автомотрисы. Применяется обычно во время ремонта и обслуживания пути, контактной сети или других железнодорожных устройств для перевозки персонала, инструментов, материалов и механизмов, монтажа оборудования, а также для инспекторских поездок.
Штабелёр (англ. Stacker) — это транспортное средство, оборудованное механизмом для подъёма, штабелирования (хранения и перевозки грузов с установкой их друг на друга) или перемещения интермодальных транспортных единиц (то есть грузов, приспособленных для перевозки различными видами транспорта).
Платформа (фр. plateforme от plat — плоский + forme — форма) — грузовой вагон открытого типа, предназначенный для перевозки длинномерных, штучных грузов, контейнеров и оборудования, не требующих защиты от атмосферных воздействий.
Вагон-лесовоз — железнодорожный грузовой вагон специализированный для перевозки лесоматериалов не требующих защиты от осадков.
Специализированный вагон — грузовой вагон для перевозки определённого груза или группы близких по свойствам грузов. Конструкция специализированного вагона приспособлена для удобной погрузки, экономичной транспортировки и быстрой механизированной выгрузки.
Вагон промышленного транспорта — грузовой вагон, предназначенный для внутренних и технологических перевозок преимущественно в горнодобывающей, металлургической и химической промышленности. Вагоны промышленного транспорта также используются в карьерах, на заводах, фабриках, строительных площадках.
Мостовы́е кра́ны кругово́го де́йствия — краны мостового типа, использующиеся в реакторных залах атомных электростанций для транспортировки оборудования во время ремонтных работ. Также называются мосто́выми поля́рными или поля́рными.
Мультилифт — крюковая система, представляющая собой погрузочно-разгрузочный механизм с гидравлическим приводом и крюковым захватным устройством. Система часто устанавливается на автомобильное шасси и применяется для перевозки различных грузов.
Балластоуплотнительная машина — самоходная путевая машина для уплотнения балласта в шпальных ящиках, на плечах и откосах балластной призмы. Применяется на железнодорожном транспорте при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути.
МПТ-Г (Мотовоз Погрузочно-Транспортный Грузовой) — самоходный четырехосный экипаж с двигателем внутреннего сгорания. Данный вид машины относится к категории путевой техники для служб пути. Помимо телескопического крана мотовоз оснащен краном-манипулятором, позволяющим дополнительное использование большого количества сменного навесного оборудования (бур, захват, кусторез, грейфер и прочее).
Пассажирский вагон — это единица подвижного состава, предназначенная для перевозки пассажиров. Пассажирский вагон — основная часть пассажирского вагонного парка, в состав котоpoгo входят также вспомогательные вагоны пассажирского парка: вагоны-рестораны, багажные вагоны, почтовые вагоны.
Трансферкар (англ. transfercar, от лат. transfero — переношу, перемещаю и англ. саr — вагон, тележка) — саморазгружающийся и самодвижущийся грузовой вагон, используемый на металлургических предприятиях для подачи сырья к доменным печам.
Ду́мпер (от англ. dump — сваливать) — специализированная самоходная самосвальная машина, обычно небольшая, предназначенная для перевозки относительно небольших объёмов сыпучих грузов на короткие расстояния (до 1—2 км) и являющаяся в этих условиях более производительной по сравнению с автосамосвалом.
Вагоноопроки́дыватель — специальное сооружение для механизированной разгрузки вагонов с насыпными и навалочными грузами (рудой, углем, зерном).
Транспортирование танков (боевых машин) — доставка танков (а также других боевых машин, таких как боевые машины пехоты) в место назначения, при которой не используется их движители; позволяет существенно сократить время движения и сохранить моторесурс техники. Используется при передвижении войск, в воздушных и морских десантах, а также для доставки к месту ремонта неисправных машин. Осуществляется танковыми транспортёрами, а также воздушным, водным и железнодорожным транспортом.
Вагон-цистерна — вид подвижного состава железных дорог. Цистерны предназначены для перевозки жидкостей: нефти и продуктов её переработки, химически активных и агрессивных жидких веществ (кислоты, щёлочи и др. сложные вещества), сжиженного газа (пропан-бутан, кислород), воды, молока (молоковоз), патоки, вина, соков и др. Вагоны-цистерны используются также для перевозки мелкодисперсных порошков: муки (муковоз), цемента, талька и прочего.
Гу́сеничный кра́н (англ. Crawler-mounted / фр. Montee sur chenilles) — стреловой самоходный кран, снабженный для передвижения гусеницами. Относится к группе кранов стрелового типа.
Электробалластёр — путевая машина для дозирования балласта, подъёмки и сдвижки (рихтовки) и установки по уровню (при перекосе) рельсо-шпальной решётки, а также планировки откосов. Применяется на железнодорожном транспорте при строительстве, ремонте и текущем содержании железнодорожного пути.
Доклевеллер или перегрузочный мост — специальная уравнительная платформа, которая играет роль моста между полом кузова транспортного средства и уровнем грузовой платформы или иной поверхностью, перекрывая пространство и компенсируя перепад высот. При этом часть платформы может находиться на одном уровне с полом кузова грузовика.
Фитинговая платформа (англ. fitting, от англ. fit — прилаживать, монтировать, собирать) — специализированная платформа, предназначенная для перевозки крупнотоннажных контейнеров (ISO 668) и оборудованная специализированными узлами для их крепления — фитинговыми упорами (этот упор входит в замок контейнера).
Мотобуксиро́вщик (другое название «мотособака» или «мини-снегоболотоход») — механическое транспортное средство, представляющее собой сцепку из буксировщика на гусеничном ходу, сцепленного с санями или санями-волокушами. Водитель и полезный груз размещается в санях или в волокушах. Некоторые модели мотобуксировщиков могут иметь грузовую площадку непосредственно на самом тягаче.
Одноковшовый экскаватор — наиболее распространённый тип землеройных машин, применяемых в строительстве и добыче полезных ископаемых. По виду работ отмечают два основных типа экскаватора по направлению зуба ковша — обратная или прямая лопата. Экскаваторы с прямой лопатой применяются только в карьерах при загрузке горной массы в вагоны думпкара или для погрузки рудой или иной горной породой карьерных самосвалов. Отличительной особенностью такого экскаватора является открывающееся днище ковша.