Связанные понятия
Трёхочковый бросок — бросок в баскетболе, совершаемый из-за трёхочковой линии (трёхочковой дуги). Успешный бросок, выполненный из-за пределов зоны, описанной этой дугой, приносит команде три очка, в то время как успешный бросок, выполненный из пределов этой зоны (внутри зоны) — только два.
Бросок с сиреной (англ. Buzzer beater, дословно - "бьющий сирену", по-русски - "бросок с сиреной") - бросок в баскетболе, совершённый непосредственно перед окончанием четверти и сопутствующим звуком сирены. Данный термин, в большинстве случаев, употребляется в отношении удачных бросков, приводящих команду к победе или переводящих игру в овертайм, но также может означать бросок в самом конце четверти или половины игры. Если игрок выпускает мяч из рук, и звон сирены об окончании времени происходит...
Ква́друпл-дабл (англ. Quadruple-double, дословно четверной двойной или четверной дубль) — баскетбольный термин, означающий набор игроком в течение 1 матча двузначного количества пунктов одновременно в 4 статистических показателях. В качестве показателей могут выступать очки, перехваты, блок-шоты, результативные передачи и подборы. Это выдающееся достижение чрезвычайно редко можно встретить на высшем уровне, и каждый сделанный квадрупл-дабл говорит о незаурядных игровых качествах баскетболиста.
Дабл-дабл (англ. Double-double) — двузначная результативность баскетболистов в двух показателях в одном матче. Например: 15 передач, 12 подборов.
Бросок в прыжке (англ. jump shot) - бросок по кольцу в баскетболе, осуществляемый игроком в верхней фазе статического вертикального прыжка. Выполняется, как правило, из-за пределов трёхсекундной зоны. Баскетболист выполняет резкий прыжок вверх вместе с выносом мяча над головой и, разгибая локтевой и кистевой сустав бросковой руки, направляет его в кольцо. При этом вторая рука поддерживает мяч сбоку, но в броске не участвует. Прыжок выполняется для того, чтобы бросок было сложнее накрыть. Иногда...
Упоминания в литературе
Кстати говоря, уменьшение средней продолжительности атаки означает еще одну вещь: у сборной СССР увеличивалось количество атак. То
есть росла результативность в связи с тем, что сборная атаковала быстрее, чем соперник. Конечно, невозможно атаковать больше, чем соперник, ведь после забитого мяча или потери мяч переходит к противнику. Но заставляя играть его активнее, сборная СССР и чаще, и больше, чем прежде, атаковала кольцо соперника. Это очень важный момент, на который обратили внимание все специалисты-аналитики, оценивавшие Олимпийские игры 1972 года: они выделяли сборную СССР как игравшую быстрее и интереснее всех в атаке.
– Фланговый защитник должен быть хорошо подготовлен физически, обладать высокой скоростью, цепко играть в обороне и иметь хорошую фланговую передачу. Современный футбол требует также того, чтобы игрок моего амплуа мог вовремя подключиться к атаке,
а при потере мяча начинать прессинг оппонента прямо на его половине поля. Многие футбольные качества были заложены во мне генетически, но над всеми компонентами нужно постоянно работать, непрестанно совершенствоваться – без этого невозможно представить себе профессионального футболиста.
– Специально проанализировал число совершаемых нашей
командой потерь при вводе мяча в игру. Оказалось, что ровно в половине из 12 матчей, сыгранных на групповом этапе Мировой лиги, российская команда теряла от 20 и более очков. А в двух встречах отдала целую партию соперникам, не подав 25 раз. Много ошибок совершали и в прошлом году на том же чемпионате Европы. Показатели у других команд заметно отличались в лучшую сторону. Как исправить положение?
Но в тренерских концепциях Чернышева и Тарасова было еще одно коренное различие – уже не тактическое, а, скорее, педагогическое. Анатолий Владимирович, как уже говорилось, являлся приверженцем «колхозного хоккея», требовал от игроков равного самопожертвования. Чернышев – принципиальный противник такого подхода. Ему принадлежат такие слова: «Я не помню случая, чтобы Бобров поймал шайбу на себя. Меня в то время это устраивало. Тарасов, чтобы компенсировать другие хоккейные качества, сам ложился под шайбу и требовал этого от других. Но если бы Всеволод лег под шайбу… Для меня Бобров был дороже. В него попадет шайба – он выбудет из игры, а
это для команды большая потеря. Это заставляло меня не требовать от Боброва таких действий. Позже я и Александра Мальцева никогда не выпускал на поле, если команда играла в меньшинстве, вчетвером против пятерых. Мальцев не для этого создан. Он умница, его надо использовать, когда у противника четыре человека. Зачем же таких хоккейных «генералов», как Бобров или Мальцев, пускать в пехотную атаку?..»
Большее количество занимающихся приводит к ощутимой
потере качества тренировок. Группы могут иметь любительскую, полупрофессиональную и профессиональную направленность. Наиболее талантливых детей одного возраста лучше всего объединить в группы с большим количеством тренировок и серьезными намерениями относительно спортивного будущего. Из чуть менее способных учеников с хорошей мотивацией можно составить группы второго эшелона, с перспективой в дальнейшем быть переведенными к самым лучшим. Остальных ребят достаточно просто разбить по возрасту в любительские группы и каждые полгода проводить просмотр детей, с целью оценки достигнутого и перераспределения наиболее успевающих.
Связанные понятия (продолжение)
Трипл-дабл (англ. triple-double, дословно тройной двойной или тройной дубль) — баскетбольный термин, означающий набор игроком в одном матче в трёх статистических показателях не менее 10 пунктов (т.е. двузначного числа). В качестве показателей могут выступать очки, перехваты, блок-шоты, результативные передачи и подборы. Пример — 16 очков, 11 передач, 12 подборов. Термин впервые был использован в статистике Национальной баскетбольной ассоциации применительно к Мэджику Джонсону, рекордсмену по трипл-даблам...
Бросок крюком (также, крюк; англ. hook shot) — бросок в баскетболе, совершаемый боком к кольцу за счёт вращательного движения руки и выпуска мяча над головой. Поскольку исполняется такой бросок дальней рукой от кольца и, следовательно, защитника, его практически невозможно заблокировать.
Большое трио (англ. Big Three) — неофициальное название тройки игроков баскетбольного клуба НБА «Сан-Антонио Спёрс» за период выступлений с 2002 по 2016 год в составе Тима Данкана, Тони Паркера и Ману Джинобили. С «Большим трио» «Сан-Антонио Спёрс» четыре раза выигрывали титул чемпиона НБА (в 2003, 2005, 2007 и 2014 годах). Данкан завершил карьеру по окончании сезона 2015/16, а Джинобили — 2017/18. Таким образом, выступающий в составе «Шарлотт Хорнетс» Тони Паркер остался единственным игроком «Большого...
Слэм-данк (англ. Slam dunk; тж. dunk, jam, stuff, flush, throw down) — вид броска в баскетболе (а также стритболе и слэмболе), при котором игрок выпрыгивает вверх и одной или двумя руками бросает мяч сквозь кольцо сверху вниз. Такой бросок оценивается как и обычный — в 2 очка (за исключением слэмбола — в нем слэм-данк засчитывается за 3 очка). Термин «слэм-данк» впервые употребил комментатор «Лос-Анджелес Лейкерс» Чик Херн. До этого бросок называли dunk shot.
Конференция атлантического побережья (англ. Atlantic Coast Conference) — спортивная студенческая лига в США, входящая в 1-й Дивизион NCAA. На данный момент в конференции состоят 15 университетских команд, соревнующиеся в 25 видах спорта. Входит в 6 сильнейших конференций американского студенческого спорта.
Штрафной бросок (англ. Free throw, по-русски — «свободный бросок») — бросок, выполняемый баскетболистом после нарушения на нём правил игроком противоположной команды. Это возможность игрока набрать одно очко броском в корзину без помех с позиции за линией штрафного броска и внутри полукруга. Штрафной бросок назначается судьёй в случае фола в момент выполнения броска или за умышленную грубость. При попадании мяча в корзину во время нарушения пробивается один раз, в других случаях — два. Исключением...
Пик-н-ролл (англ. Pick and roll, по-русски — «двойка») — англоязычное название атакующей комбинации в баскетболе, разыгрываемой двумя игроками. Игрок нападающей команды, владеющий мячом и опекаемый игроком защищающейся команды, движется в сторону товарища по команде, который ставит заслон (pick) на пути защищающегося игрока. Защищающийся игрок оказывается вынужден выбирать, кого ему опекать - владеющего мячом или поставившего экран. Если он переключается на заслоняющего, то владеющий мячом может...
Персональный фол — наказание в баскетболе. Замечание игроку, фиксируемое в протоколе, за ошибку при контакте с соперником. В зависимости от характера ошибки различна степень наказания — от вбрасывания мяча пострадавшей командой из-за боковой линии до 3 штрафных бросков. Игрок не должен блокировать соперника, держать, толкать, сталкиваться с ним, ставить подножку, препятствовать его перемещению, выставляя руку, плечо, колено, бедро или ступню ноги. Он не должен сгибаться неестественным образом (вне...
Лэй-ап (англ. layup, дословно — вкладывание сверху, в русском — бросок из-под кольца) — двухочковый бросок в баскетболе, совершаемый из-под кольца. В большинстве случаев лэй-апы выполняются с отскоком мяча от щита. Техника броска может варьироваться, но всегда сильно отличается от техники броска в прыжке тем, что вторая рука при броске является вспомогательной только на фазе выноса мяча. При взлёте игрок поднимает мяч на одной руке и мягким движением направляет мяч в кольцо или в ближний верхний...
Центрфорвард — позиция игрока в баскетбольной команде. Центрфорвард — это талантливый тяжёлый форвард, который может сыграть на позиции центрового. Игрок данного амплуа играет как под кольцом, борясь за подбор мяча, так и на границе трёхсекундной зоны, атакуя лицом или спиной к кольцу. Обладает большей пластикой по сравнению с типичным центровым и большим ростом, нежели у тяжёлого форварда. Помимо этого центрофорварда отличает подвижность, возможность броска со средней дистанции, уверенная игра в...
Юго-Восточная конференция (англ. The Southeastern Conference) — спортивная студенческая конференция в США, чьи члены в основном расположены в юго-восточном регионе США. Штаб-квартира расположена в Бирмингеме (штат Алабама). Конференция SEC входит в первый дивизион Национальная ассоциация студенческого спорта, а команды по американскому футболу выступают в поддивизионе Football Bowl (FBS), ранее известном как Дивизион I-A. Конференция является одной из самых финансово-успешных конференций в NCAA...
Тайм-аут (англ. time out) — в спортивных играх перерыв, объявляемый по просьбе команды, тренера или спортсмена. Тайм-аут берётся командой для определения стратегии на ближайший промежуток времени, восстановления сил и боевого духа, а также остановки таймера. Обычно команда берёт тайм-аут перед решающими моментами в матче (чаще всего его берёт проигрывающая команда или команда, чьё преимущество слишком слабое) либо же с целью избежания штрафа за задержку игры.
Рейтинг Холлинджера , PER (англ. Player Efficiency Rating) — рейтинг эффективности игрока в баскетболе. Джон Холлинджер создал рейтинг, по которому можно определить влияние и пользу игрока по одному числу — по его рейтингу. Используя подробные формулы, Холлинджер разработал систему, которая оценивает статистические характеристики каждого игрока.
Реси́вер (англ. Wide receiver) (принимающий, употребительно сокращение WR) — позиция игрока в американском футболе.
Центр (C) — позиция игрока в американском и канадском футболе. Центром называется игрок, находящийся посередине линии нападения. Основная задача центра — передача мяча квотербеку в начале каждого розыгрыша (т. н. «снэп»).
Блок-шот или блок (англ. blocked shot «заблокированный бросок») — баскетбольный термин, означающий ситуацию, когда игрок защиты блокирует по правилам бросок соперника. Основными блокирующими игроками являются игроки передней линии — центровые и тяжёлые форварды. Однако игроки других позиций, имеющие хороший прыжок и координацию, зачастую становятся лучшими в данном показателе. Блок — показатель, характеризующий действия баскетболиста в защите.
Американская спортивная конференция (англ. American Athletic Conference) — спортивная студенческая конференция в США, чьи члены расположены в южном, Северо-восточном регионах США и на Среднем Западе. Штаб-квартира расположена в Провиденсе (Род-Айленд). Конференция American входит в первый дивизион Национальной ассоциации студенческого спорта.
Всемирный профессиональный баскетбольный турнир (англ. World Professional Basketball Tournament) — соревнование профессиональных баскетбольных команд, проводившееся ежегодно в Чикаго (США) с 1939 по 1948 год при участии как команд профессиональных баскетбольных лиг НБЛ и АБЛ, так и ведущих независимых команд, таких, как «Нью-Йорк Ренессанс» и «Гарлем Глобтроттерс». Турнир не носил статуса официального, но был высоко престижным; с 1940 года команда-победительница профессионального турнира встречалась...
Пробежка (англ. travelling) — нарушение правил в баскетболе: запрещенное перемещение одной или обеих ног в любом направлении во время контроля мяча на площадке сверх установленных ограничений. Игрок с мячом в руках имеет право...
Позиций или амплуа в баскетболе в основном три: защитник, форвард и центровой. Если детализировать, то по амплуа игроков можно разделить на 5 категорий: разыгрывающий защитник, атакующий защитник, лёгкий форвард, тяжёлый (или мощный) форвард и центровой. Данные позиции не регулируются правилами баскетбола и носят неформальный характер. В основном позиции сгруппированы по принципу нахождения игрока на площадке: передняя линия и задняя.
Подробнее: Позиции в баскетболе
Кикер или Плейскикер (англ. Kicker и англ. Placekicker, K) — позиция игрока в американском футболе.
Задержка игры (англ. Delay of game) — действия спортивной команды или спортсмена, направленные на затягивание соревнования с целью сохранения своего преимущества и доведения его до победного конца. Зачастую в игровых видах спорта это классифицируется как нарушение, если команда совершает такие действия дольше допустимого времени, и наказывается каким-либо штрафом. Встречается в американском футболе, канадском футболе, хоккее с шайбой и обычном футболе. Подвид задержки игры — затяжка времени.
Тачдаун (англ. touchdown — приземление) — один из способов набора очков в американском и канадском футболе.
В бейсболе или софтболе, стартовым питчером (англ. Starting pitcher) или просто стартером (англ. Starter) называется питчер, выполняющий на первого беттера первую в матче подачу. А питчер, который вступает в игру после того, как была произведена первая подача, называется релиф-питчером (англ. Relief pitcher), дословно — запасным питчером.
Подробнее: Стартовый питчер
Регулярный сезон — в некоторых командных спортивных соревнованиях так называют этап розыгрыша, предшествующий плей-офф. На этом этапе обычно играется турнир, в котором за каждый сыгранный матч получают определенное (в зависимости от регламента соревнования) количество очков. По итогам этого турнира в зависимости от набранных очков команды распределяются по местам и лучшие команды выходят в стадию плей-офф, где разыгрывают главный, самый престижный (в большинстве случаев, но не всегда) приз соревнования...
По правилам американского футбола в каждый момент матча на поле должно находиться по одиннадцать игроков от каждой команды. Роли, которые выполняют на поле игроки, называются позициями (в зависимости от роли игрок занимает то или иное место на поле как во время розыгрыша, так и после него). Командам разрешается неограниченное число замен после каждого розыгрыша, поэтому внутри каждой команды обычно можно выделить три группы игроков: нападение (команда, владеющая мячом и пытающаяся набрать очки...
Подробнее: Позиции игроков в американском футболе
Пробоул — выставочное соревнование по американскому футболу, «матч всех звезд» Национальной футбольной лиги.
Очки (англ. points) — показатель в баскетболе, который используются для определения победителя в игре. За штрафной бросок команде начисляется одно очко, за попадание из-за дуги (ФИБА: 6,75 м, НБА: 7,24 м) — 3 очка , все остальные броски оцениваются в 2 очка. В НБА попадание из-за дуги было официально утверждено только в сезоне 1979—1980 годов, а в соревнованиях под эгидой ФИБА и того позднее — в 1984 году, хотя впервые оно было введено ещё в АБА в сезоне 1967—1968 годов. Команда, набравшая большее...
Подробнее: Очко (баскетбол)
Передача мяча — один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, самый главный элемент в игре разыгрывающего защитника. Умение правильно и точно передать мяч — основа чёткого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре. Результативная передача (англ. assist) — пас на игрока, впоследствии поразившего кольцо соперника. Результативная передача учитывается в финальном протоколе. Пасующий отвечает за точность, своевременность, быстроту передачи, её неожиданность для соперников...
Перехва́т (англ. steal) — в баскетболе действия игрока обороны по завладению мячом. Перехват мяча выполняется при передаче игроков атаки. При утрате контроля над мячом атакующей команде вследствие перехвата защитниками в статистическом отчете матча записывается потеря. После перехвата мяча защищающаяся команда имеет шанс перейти в быстрый прорыв и набрать «лёгкие» очки.
Подбор (англ. rebound) — важнейший элемент при игре в баскетбол, спортивная «кража» мяча, при котором игрок овладевает мячом после неудачной попытки двух- или трёхочкового броска или последнего штрафного броска. Существует негласное правило, что команда, выигрывающая подбор, чаще всего выигрывает матч. В основном, подборы — прерогатива передней линии команды, то есть центровых и тяжёлых форвардов. Тем не менее игроки небольшого роста могут тоже делать подборы наряду с большими. Чтобы подбирать мяч...
Приз имени Маргарет Уэйд (англ. Wade Trophy) — ежегодная награда, вручаемая лучшему игроку первого дивизиона американского студенческого чемпионата по баскетболу среди женщин. Награда названа в честь выдающегося баскетбольного тренера Маргарет Уэйд, которая трижды приводила команду Университета штата Дельта к победе в национальном чемпионате. Впервые приз вручался в 1978 году и стал первой индивидуальной наградой в женском студенческом баскетболе. Спонсором награды является группа компаний State...
Драфт в спорте (англ. draft) — процедура выбора профессиональными командами игроков, не имеющих активного контракта ни с одной командой в лиге. Когда команда выбирает игрока, она получает эксклюзивные права на подписание контракта с этим игроком, и никакая другая команда в лиге не может его подписать.
Баскетбольный мяч — накачанный мяч для игры в баскетбол. Мяч должен иметь сферическую форму и быть установленного оттенка оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Масса мяча (официально принятого размера 7) составляет 567—650 г, окружность — 749—780 мм. Используются также и мячи меньших размеров: в играх мужских команд используются мячи «размер 7», в играх женских команд — «размер 6», в матчах по мини-баскетболу — «размер 5». Баскетбольные мячи бывают двух типов...
Слэмбол (англ. Slamball) — командный вид спорта, созданный на базе баскетбола, игра с мячом. Очки в нём также зачисляются после попадания мяча в корзину команды-соперника, но система их начисления изменена. Главное же отличие состоит в покрытии: вместо паркета используются батуты, помогающие спортсменам набрать необходимую высоту для слэм-данков. Правила допускают определённый силовой контакт (в отличие от баскетбола), команды состоят из 4-х игроков.
Правило трёх очков за победу (англ. Three points for a win rule) — правило начисления очков футбольным командам во внутренних национальных чемпионатах, групповых этапах клубных турниров и соревнований национальных сборных, заключающееся в следующем: за победу команда получает три очка в турнирной таблице, за ничью получает только одно очко и в случае проигрыша очков не получает. Ранее команда получала за победу только два очка.
Кража базы (англ. Stolen base) — игровая ситуация в бейсболе, когда игрок, находящийся на базе, обегает следующую базу в момент подачи питчера, но до того, как бьющий успел осуществить удар. Кража базы — один из способов переместиться на следующую базу без удара и в бейсбольной статистике обозначается сокращением SB.
Зал славы баскетбола имени Нейсмита (англ. Naismith Memorial Basketball Hall of Fame) расположен на родине баскетбола в Спрингфилде (Массачусетс). Назван в честь изобретателя баскетбола — Джеймса Нейсмита. Зал славы баскетбола имени Нейсмита увековечивает лучшие моменты игры и самых ярких звёзд баскетбола.
«Красные Крылья » — российский баскетбольный клуб из города Самара. Команда основана в 2009 году. В 2015 году «Красные Крылья» объединились с баскетбольным клубом «Самара».
Заслон (англ. screen) - блокирующее движение в баскетболе, осуществляемое игроком нападения с целью создания для партнёра свободного пространства для прохода к кольцу, броска без сопротивления или получения передачи. Чаще всего заслоны используются против защиты с персональной опекой. Заслоны выполняются в различных ситуациях с игроками разных амплуа. Они выполняются, чтобы открыть атакующего баскетболиста без мяча или с мячом. Заслон может быть пассивным (со стороны атакующего) или активным (наведение...
Оффенсив гард (англ. Offensive guard) (G) — позиция игрока в американском футболе; гард располагается между центром и одним из двух оффенсив тэклов в расстановке лайнменов команды, играющей в нападении.
Шорт-стоп (англ. Shortstop, сокращённо SS) — игровая позиция в бейсболе. Шорт-стопом называют игрока обороняющейся команды, находящегося между второй и третьей базами. Считается одной из наиболее важных оборонительных позиций на поле, а также одной из самых сложных ввиду фактического выполнения двойной работы — шорт-стоп страхует сразу две базы. Согласно системе бейсбольной нумерации шорт-стопу присваивается номер 6. Создателем позиции считается американский бейсболист 1840-х годов Док Адамс.
Хет-трик Горди Хоу (англ. Gordie Howe hat trick) — в хоккее с шайбой неофициальное название особого вида хет-трика, когда игрок в течение одного матча забрасывает шайбу, делает голевую передачу и участвует в драке.
Самый ценный игрок (англ. Most Valuable Player MVP) — награда, которой награждается самый полезный игрок команды, лиги, конкретного соревнования или серии соревнований. Первоначально термин использовался в профессиональном спорте, но в настоящее время стал широко применяться и в любительском спорте, а также в других областях деятельности, таких как бизнес и музыка.
Подбра́сывание моне́ты — действие, часто используемое в повседневной жизни и теории вероятностей (например, в вероятностной машине Тьюринга) как «генератор случайности», выдающее приёмнику два возможных сигнала: «орёл» (герб) или «решка» (номинал монеты). Может использоваться как в качестве игры (орлянка), так и при необходимости принятия случайного решения из двух одинаково приемлемых (например, при жеребьёвке в различных видах спорта).
Упоминания в литературе (продолжение)
Произведем теперь чисто произвольную
оценку результатов конфликта: пятьдесят очков за выигрыш, нуль – за проигрыш, минус сто за серьезную рану и минус десять – за потерю времени в длительном поединке. Можно считать, что эти очки непосредственно конвертируются в валюту, которой является выживание генов. Индивидуум, получивший высокие оценки, то есть имеющий в среднем большой выигрыш, это тот индивидуум, который оставляет после себя большое число своих генов в генофонде. Точные численные значения не имеют значения для нашего анализа, но помогают нам размышлять о проблеме.
На самом деле ожидание, что автомат рано или поздно высыплет деньги, является абсолютно бессмысленным, как и все другие расчеты. Основной принцип азартных игр – каждый последующий кон никак не зависит от предыдущего. В этом убедились на своем опыте профессиональные игроки, которые умеют
вести игру с минимальными потерями для себя.
Сдача на колесе с двумя нулями дает игрокам 2,63 % по выплатам 1:1. Как получается это число? Известно, что существует 38 вероятностей. 18 чисел дают выигрыш одного элемента, и еще 18 чисел дают проигрыш другого элемента. Еще два числа
(оба зеленых) дают потерю 1/2 элемента каждое. Таким образом, за 38 попыток игрок теряет один элемент (1/2+1/2). 1/38 и составляет 2,63 %.
Сдача на колесе с двумя нулями дает игрокам 2,63% по выплатам 1:1. Как получается это число? Известно, что существует 38 вероятностей. 18 чисел дают выигрыш одного элемента, и еще 18 чисел дают проигрыш другого элемента. Еще два числа
(оба зеленых) дают потерю 1/2 элемента каждое. Таким образом, за 38 попыток игрок теряет один элемент (1/2+1/2). 1/38 и составляет 2,63%.
Фирсов постоянно вносил в игру новые идеи. Умышленная временная
потеря шайбы с последующим ее возвращением, перевод шайбы между коньками себе за спину с разворотом и немедленным броском по цели, финт «клюшка-конек-клюшка», ложный замах на бросок по воротам, имитация передачи с внезапным для соперника ускорением дриблинга – вот далеко не полный перечень тех приемов, которые Фирсов либо придумал сам, либо у кого-то подсмотрел и затем, усовершенствовав, освоил. Некоторые из его фирменных финтов настолько сложны для выполнения, что мало кому еще удалось их освоить. В частности, прием обводки «клюшка-конек-клюшка»…
Разрушительную работу азиатского гриппа продолжили на поле доступными им средствами защитники «Локомотива», среди которых выделялся Рогов. Их стараниями в последние полчаса «Спартак» лишился Исаева, а в заключительной десятиминутке после того, как основательно «подковали» Ильина, остался вдевятером. Ильин через несколько минут вернулся, но помочь
команде в связи с потерей трудоспособности не мог.
Тем временем, несмотря на постигшую команду ВВС трагедию, чемпионат страны по хоккею продолжался. Василий Сталин был слишком честолюбив, чтобы позволить
команде даже после такой потери опустить руки, поэтому он уговорил оставшихся в живых игроков продолжать первенство. И команда «летчиков» совершила чудо – заняла 4-е место. А год спустя, вновь набрав силу и мощь, ВВС вернули себе чемпионский титул. Василий был на вершине счастья. Назвав своих игроков «сталинскими соколами», он тут же поручил начальнику команды Дмитрию Теплякову записать все личные просьбы хоккеистов. После этого кто-то получил квартиру, кто-то – очередное воинское звание, кто-то – машину. Бобров к тому времени был уже «упакован» – имел и машину, и роскошную квартиру в «доме ВВС» на Соколе.
Только достижение результата с помощью запланированных ресурсов покажет вам, эффективна ли ваша команда. А если критериев эффективности нет, то параноидальный контроль по формальным признакам
может привести к потере самых ценных кадров.
Тайны и секреты боевых искусств всегда строго охранялись во всех школах, стилях и системах единоборств,
особенно на Востоке. В результате многие из них со временем были утеряны. Именно это может произойти и с системой рукопашного боя по системе спецназа, если мы не раскроем ее секреты самому широкому кругу патриотов России. Чтобы избежать этого, и было принято решение написать данную книгу. Хватит бездарно брать врага числом и нести неоправданные потери. Для того чтобы совершенствовать мастерство, необходим положительный опыт, который был сконцентрирован в закрытой для большинства системе рукопашного боя спецназа КГБ.
Состояние психического пресыщения появляется либо вслед за состоянием монотонии (если работа не прекращается долгое время), либо развивается первично. Последний случай чаще характерен для людей, имеющих «взрывную» типологию (в большей мере склонных к быстродействию и к выполнению интенсивной кратковременной деятельности): слабую нервную систему, высокую подвижность возбуждения и преобладание возбуждения на эмоционально-мотивационном уровне регулирования. Это состояние еще плохо изучено, однако и сейчас очевидно, что самым эффективным средством борьбы с ним является прекращение деятельности. Смена темпа вряд ли здесь поможет. Зато большое значение в предупреждении этого состояния (впрочем,
как и состояния монотонии) имеет правильно организованный тренировочный цикл при подготовке к соревнованиям. Осуществление на практике принципа предельной специализации может приводить к потере интереса не только к тренировочным занятиям, но и к соревнованиям. Поэтому должны использоваться различные формы переменности: волнообразное изменение нагрузок, ударная тренировочная нагрузка, маятнико-образное построение тренировочного цикла.
Прежде чем говорить о тактической подготовке, определимся с понятием «Боевое искусство». «Боевое искусство – это искусство выживания и выполнения
различных задач с максимальной результативностью и минимальными потерями в сложных жизненных обстоятельствах». Сложные жизненные обстоятельства – это не только нападение хулиганов в темной подворотне. Это бедность, стихийные бедствия, войны, голод, смерть близких людей и вообще любые ситуации, которые можно назвать сложными.
Впрочем, советская сборная тоже понесла ощутимые
потери: из нее, как мы помним, вылетел «советский Бобби Халл» – Анатолий Фирсов, который пришелся не ко двору новому тренеру сборной Всеволоду Боброву. Однако определенное преимущество было за нашей сборной. Как пишет все тот же К. Драйден:
Нужно помнить, что обычно нельзя отрезать себе возможности для отхода и маневрирования. Топ-менеджеры крупнейшего в свое время хедж-фонда Long-Term совершили такую ошибку: «Теперь они уподобились генералам, бросившим на отдаленный театр
военных действий слишком большие силы и обнаружившим, что пути к отходу блокированы»[23]. За это фонд поплатился банкротством, а инвесторы – потерей крупных сумм денег. Только активное вмешательство ФРС США остановило потрясение мировой финансовой системы. Но инвесторам от этого не стало легче – свои деньги в этой битве они потеряли.
Никто, кроме самого Проста, похоже, не был рад. Даже поклонники Сенны, думается,
чувствовали, какой потерей для «Больших призов» станет уход Профессора. Да и сам бразилец, уже трехкратный чемпион, остепенившийся, сменивший агрессивную манеру езды на филигранную технику, в душе вряд ли был доволен тем, что его вечный оппонент подался на покой. Ведь он остался последним из чемпионской когорты, а вместе с Простом уходила целая эпоха. Возможно, этот переломный момент и определил дальнейшую трагическую судьбу Сенны, но это уже другая история.
Случай со Жмельковым не типичен для нашего спорта, но он служит бесспорным подтверждением истины, что нарушение режима и жизненных норм даже самого одаренного
спортсмена неизбежно приводит к потере мастерства.
Естественно, определить возможные результаты и их вероятности – непростая задача. Но этот процесс навязывает инвестору правильную дисциплину мышления, заставляя его оценить, как разные изменения ожиданий в отношении триггеров стоимости – таких как продажи, издержки и инвестиции – повлияют на акционерную стоимость, а также на вероятность различных исходов. Кроме того, такое упражнение помогает избежать ловушки под названием «боязнь потери»8.
Потерю веса предсказать более сложно, потому что это зависит не только от тренировок. В равной мере на процесс влияют и ваши индивидуальные особенности: состояние здоровья, генетика, режим питания, а также тип тренировок. Но так же, как и силовые анаэробные упражнения, аэробные кардиотренировки приносят огромную пользу вашему здоровью и позитивно влияют на спортивные достижения, причем происходит это задолго до того, как вы сможете увидеть результаты в зеркале. При выполнении аэробных упражнений увеличивается количество митохондрий, которые, по сути, являются в мышцах «клеточными энергоблоками», использующими кислород для производства энергии: чем больше у вас митохондрий, тем быстрее и дольше вы сможете бегать и тем больше жира будут сжигать ваши мышцы. Исследования показывают, что примерно через шесть недель тренировок уровень митохондрий увеличивается на 50‒100 %.
Вспомним, однако, что человек – довольно сложно устроенная машина. У нас такой нет. Мы не можем опираться на опыт, нет и возможности использовать развитую шахматную теорию, что, конечно, минус. Знание теории дает довольно много. Допустим, требуется выяснить, выдержит ли некая конструкция удар кувалдой. Знание теории сопротивления материалов позволяет провести расчет и дать ответ без кувалды. Если теория испытателю неизвестна, то остается только выполнить удар. Примерно такова же ситуация и в шахматах. Если мы знаем,
что потеря центра в дебюте – это почти всегда плохо, и если мы видим, что такая угроза существует, то нет необходимости анализировать все продолжения, будет вполне достаточно сосредоточиться на угрозах центру. Если такой теоретический факт неизвестен, то придется провести анализ на некоторое количество ходов вперед, чтобы обнаружить то, о чем теория говорит сразу. Конечно, шахматная теория существует, но давайте пока осложним себе жизнь и положим, что она нам неизвестна. Итак, зафиксируйте свое внимание на проблеме. Обход дерева перебора необходим, но полный его обход невозможен. Продолжим анализ.
На начальном этапе обучения ведению
мяча отмечается много типичных ошибок. Прежде всего дети стараются бить по мячу расслабленной ладонью, не включая предплечье, или бьют рукой с сомкнутыми пальцами по мячу сверху. Многие пытаются вести мяч прямо перед собой, что мешает продвижению вперёд, так как при этом возможно передвижение лишь маленькими, частыми и неравномерными шагами. Другие пытаются вести мяч, протягивая напряжённую руку вперёд и двигаясь широкими шагами, как будто делая выпады. При таком способе передвижения они ударяют мяч об пол 2–3 раза на каждый шаг. У подавляющего большинства детей выполняемые движения неритмичны, медленны, скованны. Они не умеют сочетать ритм движения руки с ритмом работы ног. Из-за неритмичности мяч отскакивает от пола на разную высоту, что чаще всего кончается его потерей.
Необходимо
так составить свой «план игры», чтобы вы, покидая данную стрелковую позицию, могли проконтролировать падение стальных мишеней без потери времени на разглядывание.
1. Уровень ваших потерь в каждой игровой сессии низок
и общий проигрыш адекватно ограничен.
Основным обеспечивающим фактором первой цели является сохранение целостности собственной внутренней системы управления субъекта. Потеря хотя бы одного из компонентов приводит
к потере ценности системы как единого целого. По второй цели, основным обеспечивающим фактором является нарушение целостности внутренней системы управления противника. В тех случаях, когда система устойчива, то есть, нет преобладающего преимущества ни одной из сторон, в процессе взаимодействия сначала происходит нарушение структурной целостности внутренней системы противника, а потом уже на основе этого обеспечивается в частности полный контроль над противником и в целом над всей динамично меняющейся ситуацией.
Поддержание жидкостного баланса важно для выступления. Потребление жидкости до, во время (там, где это уместно) и после тренировки и
соревнования важно особенно в условиях жаркого климата и высокогорья. При большой потере жидкости во время потоотделения еда и напитки также должны содержать достаточно солей, чтобы восполнять солевые потери, выходящие с потом.
Не все страны восстановили свою экономику и инфраструктуру после войны. Швейцария, сохранявшая нейтралитет, не понесла существенных потерь в войне, что
позволяло ей достойно провести пятый чемпионат.
Тогда «Канадиенз» не сумели
избежать тяжелых потерь: 5 апреля в городской больнице Сиэтла от «испанки» скончался защитник Джо «Плохиш» Халл, автор знаменитой телеграммы Ливингстону, а осенью 1920 г., так и не восстановив здоровье, умер легендарный владелец «Канадиенс» Джордж Кеннеди, тоже засветившийся в громкой истории с Ливингстоном и расколом НХА.
Третья категория игр служит ребенку «для упражнения в процессе воспроизведения впечатлений или репродукции впечатлений». Взрослый человек может с отчетливостью воспроизвести в своем уме любое впечатление, которое он раньше испытал. Что же касается ребенка, этот процесс репродукции совершенно недоступен ему. Лицо матери, которое ребенок узнает на 4 – 5-м месяце и при виде которой улыбается, – это самое лицо исчезает из его памяти тотчас же, как ребенок перестает его видеть перед собой. С течением времени память ребенка начинает удерживать следы впечатления, но только под условием постоянного их повторения, без этого ребенок непременно и навсегда забудет то, что видел и слышал. Опыт показывает, что ребенок, сделавшийся глухим, забудет и речь, сделается немым, потому что слова не освежаются в его памяти с
потерей слуха. Но взрослый, потеряв слух, не утрачивает речи. Это показывает, что воспроизведение впечатлений тесно связано с частотой их нового восприятия.
Длительное ожидание или откладывание достижения цели на неопределенный срок приводит к охлаждению,
потере интереса к деятельности, желания достичь цели. Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность.