Связанные понятия
Царь-плотник — памятник Петру I, установленный на Адмиралтейской набережной в 1996 году скульптором Л. А. Бернштамом.
Литейный двор — одно из крупнейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга XVIII века. Располагался на южном берегу Невы в районе начала Фонтанки. Представлял собой совокупность хозяйственных построек, состоявших из бревенчатого литейного анбар (склада), кузницы (c горном), ряда мастерских (для изготовления лафетов, ящиков) и слобод для рабочих. Главная просека, соединявшая Невский проспект с Невой, послужила основой Литейного проспекта. Станки (сверлильные, токарные) приводились в движение конской...
Пески ́ — исторический район Санкт-Петербурга, располагающийся на месте Советских улиц (раньше Рождественских улиц), а также пересекающих их Мытнинской и Дегтярной улиц, Суворовского, Греческого и Лиговского проспектов.
«Атлас Российский », или, как напечатано на титульном листе: «Атлас Российской, состоящий из девятнадцати специальных карт, представляющих Всероссийскую империю с пограничными землями, сочинённый по правилам географическим и новейшим обсервациям, с приложенною при том Генеральною картою великия сея империи, старанием и трудами Императорской академии наук» — уникальное произведение раннего периода отечественной картографии, выпущенное в 1745 г. Российской Академией наук и признанное первым официальным...
«А́тлас Всеросси́йской импе́рии » (Atlas imperii russici) — первый русский печатный географический атлас XVIII века, составленный Иваном Кириловым. В 1724—1737 годах он напечатал и подготовил к печати не менее 37 карт, из которых найдено 28 (26 печатных и 2 рукописные), в том числе три атласа (1731—1732) по 10—12 карт.
«Альфарет » — петербургское издательство, основанное в 2006 г. и специализирующееся на выпуске копий редких дореволюционных русских книг единичными экземплярами под заказ.
Комиссия о строении Москвы — административное учреждение, образованное в Москве в 1813 году для ликвидации последствий пожара 1812 года. Также известна в источниках как «Комиссия для строений Москвы».
Палаты князя В. В. Голицына — каменный дворец князя Василия Васильевича Голицына, находившийся на Охотном ряду, на территории нынешнего комплекса зданий Государственной думы РФ. Яркий памятник гражданской архитектуры московского барокко конца XVII века, был снесён в начале 1930-х годов.
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Гофинтенда́нтская конто́ра — в Российской империи часть Министерства Императорского Двора, ведавшая всеми строительно-хозяйственными вопросами императорского двора. Включала камер-цалмейстерскую контору, отвечавшую за убранство и меблировку императорских дворцов, гоф-штаб-квартирмейстерскую часть, отвечавшую за размещение придворных служителей во дворцах и на обывательских квартирах, городские дворцовые магазины, а также некоторые придворные здания и селения.
Губернский архитектор — должность в Российский империи, связанная с осуществлением и регулированием архитектурно-строительной деятельности в губерниях. Существовала с последней четверти XVIII века до ликвидации государственного аппарата дореволюционной России.
Партикуля́рная верфь (Первая Невская верфь, Судовой двор) — петербургская верфь для постройки гражданских судов, находившаяся на Фонтанке напротив Летнего сада, на территории Соляного городка, ограниченной современными улицей Пестеля, Соляным переулком и Гангутской улицей.
Полю́строво ; на картах с конца XIX века и до 1940 года включительно — Палюстрово, от лат. paluster — болотистый) — исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Невы.
Бутурлинский комитет («Комитет 2 апреля 1848 года»), принятое в историографии название «Комитета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений» — высшего постоянного цензурного органа, осуществлявшего надзор за «духом и направлением» российской литературы и периодической печати. Получил название по фамилии своего первого председателя Д. П. Бутурлина.
Государственный ассигнационный банк — государственный банк Российской империи, созданный в 1768 (по новому стилю — в 1769) году для выпуска ассигнаций и их обмена на звонкую монету. Здание банка в Санкт-Петербурге на Садовой улице, 21 построил в 1783—1790 годах архитектор Джакомо Кваренги.
Елизаве́тинское баро́кко (барочно-рокайльный стиль, монументальное рококо) — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начала XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы...
Австе́рия , или аустерия (от греч. Ιστιαστηριον, трактир; лат. austeria; итал. osteria, харчевня; польск. austina, странноприимница) — в России при Петре Великом ресторация, питейный дом, гостиница и почти клуб для иноземцев и русской знати, устроенный на западный манер и по приказу царя после его ознакомления с европейским бытом.
Арзамасская школа (Ступинская школа) — так называемая школа иконописного и живописного дела, подготавливавшая также и учителей рисования из крепостных крестьян. Первая в России провинциальная частная художественная школа. Существовавшая в 1802—1861 годах, она была устроена Александром Васильевичем Ступиным в городе Арзамасе (Нижегородская губерния), пользовалась значительной известностью в 1840-х годах и получила статус «художественной школы».
Придво́рная коню́шенная контора — в Российской империи в Министерстве Императорского Двора канцелярия, заведовавшая всеми расходами на содержание конских ассигнованных заводов.Контора размещалась в Санкт-Петербурге в собственном доме — здании придворных конюшен между Конюшенным и Театральным мостами, построенном в 1823 году на месте прежних конюшен, выстроенных ещё в 1721 году при Петре I. Придворным конюшням принадлежал также комплекс зданий, отделявшийся от главного здания Конюшенной площадью...
«Русский художественный листок » — печатный сборник, журнал, издавался живописцем и рисовальщиком В. Ф. Тиммом в течение 12 лет, с 1851 по 1862 годы в Санкт-Петербурге, три раза в месяц. Рисунки (литографии), с небольшим объяснительным текстом, печатались в два тона, красками. В «Русском художественном листке» В. Ф. Тимм помещал как свои собственные рисунки на камне, так и исполненные другими художниками. Литографии к изданию готовились в мастерской А. Э. Мюнстера.
Московское дворцовое архитектурное училище (МДАУ) — учебное заведение, созданное в Москве в 1831 году на базе Архитектурного училища при Экспедиции кремлёвского строения. В 1865 году вошло в состав Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Генерал-полицмейстер — руководитель столичной и российской полиции в Российской империи. Должность введена указом Петра I от 27 мая (7 июня) 1718 года.
Московский губернский архив старых дел — одно из крупнейших архивных учреждений России дореволюционного периода. Большая часть его фондов ныне сохраняется в Центральном историческом архиве Москве — подразделении Главархива Москвы.
Кронверк (нем. Kronwerk — «коронообразное укрепление») — наружное вспомогательное укрепление, служившее для усиления крепостного фронта и состоявшее из одного бастиона и двух полубастионов на флангах, придававших ему вид короны.
Адмиралте́йский о́стров — часть территории Санкт-Петербурга, расположенная между рекой Невой, Лебяжьей канавкой, Мойкой, Крюковым каналом, Адмиралтейским и Ново-Адмиралтейским каналами.
Манифе́ст об учрежде́нии министе́рств — первый акт министерской реформы 1802-11 гг., регламентировавший деятельность отраслевых управленческих органов в Российской империи. Издан 8 сентября 1802 года императором Александром I.
Каменный приказ , Приказ каменных дел — орган управления царства Русского (приказ) и Российской империи (учреждение), который ведал каменным делом в России, в различные периоды времени.
«Живописная Россия » (полное название «Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении») — 19-томное издание, подготовленное товариществом М. О. Вольф в 70-х годах XIX века (издано в 1881—1901 гг.). Одно из самых дорогих изданий в истории российского книгопечатания. Сегодня является библиографической редкостью (в начале XXI века была предпринята попытка репринта ЖР).
Рукопи́сные импера́торские библиоте́ки Кита́я (кит. трад. 策府, пиньинь: cèfǔ или кит. 册府 с тем же чтением) упоминаются в исторических документах конца I века до н. э. Основным источником, дающим сведения о составе и принципах комплектования библиотек, являются династийные истории. В условиях централизации духовной жизни в императорском Китае, придворная библиотека была образцовым книгохранилищем, которая совмещала функции исторического архива и цензурного комитета, поскольку содержала набор текстов...
Полное собрание книг по четырём разделам (кит. 四庫全書, Сыку цюаньшу) — самое масштабное издательское начинание в истории Китая. Включает огромное количество китайских текстов, распределённых по четырём разделам — «Классики» (китайский литературный канон), «История» (исторические и географические трактаты), «Мастера» (философия, искусство, наука), «Собрания» (антологии китайской литературы).
Подробнее: Сыку цюаньшу
Библиотека будущего (норв. Framtidsbiblioteket) — общественный арт-проект шотландской художницы Кэти Патерсон, стартовавший в 2014 году и рассчитанный на 100 лет. Каждый год в течение века один из крупных современных писателей передаёт проекту свой новый роман. Собранные таким образом произведения будут опубликованы в 2114 году.
Византийская сигиллография — раздел византинистики, посвящённый изучению надписей на византийских печатях, их датировке и интерпретации. Большая часть сохранившихся печатей изготовлена из свинца, однако они изготавливались также и из драгоценных металлов. Право использования золотых печатей принадлежало исключительно императору, который таким образом подтверждал хрисовулы, то есть важные государственные документы или послания к главам иностранных государств. Таких печатей сохранилось около 40, по...
«Тридцать шесть видов Фудзи » (яп. 富嶽三十六景 фугаку сандзю:роккэй) — серия из 46 (36+10 дополнительных) цветных гравюр по дереву японского художника Кацусики Хокусая. На всех гравюрах, включая самую известную японскую гравюру «Большая волна в Канагаве», присутствует изображение священной горы Японии — Фудзи.
Мраморный план Рима (лат. Forma Urbis Romae или Forma Urbis marmorea) — античный монументальный план города Рима, созданный в эпоху Септимия Севера в 203—211 годах. До наших дней сохранился фрагментарно.
«Кембриджская история древнего мира » (англ. The Cambridge Ancient History, сокр.: CAH) — самое крупное англоязычное справочное издание по древней истории; вышло в издательстве Кембриджского университета.
«Рака Александра Невского сразу стала общепризнанным чудом молодой столицы. Можно с уверенностью сказать, что она — единственное в мире столь монументальное сооружение из высокопробного серебра».
Исследовательский проект «
Рембрандт » (англ. Rembrandt Research Project) — группа амстердамских учёных, образованная в 1968 году для исследования творческого наследия Рембрандта с целью проверки его подлинности и фактической принадлежности кисти великого художника. Многие произведения, приписываемые Рембрандту, были выполнены его учениками и подмастерьями и в течение столетий продавались под его именем; к середине XX века их число перевалило за несколько тысяч. Исследования проекта «Рембрандт» дали...
Международная выставка каллиграфии — проект, организованный Современным музеем каллиграфии, при поддержке Национального Союза Каллиграфов и Конгрессно-выставочного центра «Сокольники». Проект заключается в популяризации искусства каллиграфии путём проведения художественных выставок и фестивалей. Его заявленной целью является «сохранение для будущего поколения редкого искусства каллиграфии».
Автором скульптурного фонтана
Рыбак или Несчастный рыбак, расположенного в столице Сербии Белграде в центре кольцевого сквера в парке Большой Калемегдан является выдающийся сербский скульптор Симеон Роксандич. Скульптура была сделана в Мюнхенской и Римской мастерских художника в 1906 году, во время его годичного отъезда из Крагуевацкой гимназии, в которой он вел уроки рисования. Впервые скульптура была представлена публике на LXXII Международной художественной выставке в Риме в 1907 году. Установленный...
Путешествие братьев Демидовых по Европе (1750—1761 гг.) — гран-тур трех молодых российских дворян Александра Григорьевича, Павла Григорьевича и Петра Григорьевича Демидовых, сыновей Григория Акинфиевича Демидова, по Европе с целью завершения образования и приобретения новых знаний в различных отраслях. Путешествие продлилось в общей сложности 10 лет: с декабря 1750 по август 1761 гг.
Медалье́рика — вспомогательная историческая дисциплина; изучает возникновение и историю медали, становление и развитие медальерного искусства, использует отдельные медали и медальерные комплексы как исторические источники для исследования событий прошлого, жизни и деятельности выдающихся людей, а также изучения истории искусства.
Футуропо́лис — предложенное в России в 2009 году обозначение для плановых городов экспериментального характера, которые призваны испытать новые формы социальной организации. Футурополисы унаследовали черты движения «новых городов» и технополисов. Полностью реализованных в России проектов пока нет; с долей условности можно отнести к футурополисам отдельные проекты за рубежом.
Портретная галерея декабристов — собрание акварелей Н. А. Бестужева с изображениями участников восстания 14 декабря 1825 г., сосланных в Нерчинские рудники и содержавшихся сначала в Читинском остроге, а затем в Петровском заводе.