Связанные понятия
Межведомственный разведывательный центр (итал. Centro Intelligence Interforze, CII) — орган военной разведки Италии, подразделение 2-го Отдела (информация и безопасность) Генерального штаба вооружённых сил Италии. Создан в 1997 году, фактически осуществляет свою деятельность с 2000 года.
Военная разведка Великобритании (англ. Defence Intelligence, DI) является одним из ключевых участников британского разведывательного сообщества, но, в отличие от других британских спецслужб (MI5, МИ-6 и Центр правительственной связи), является не самостоятельной организацией, а подразделением Министерства обороны и финансируется в рамках бюджета министерства. Численность персонала составляет примерно 4500 человек, из которых порядка 700 работают в штаб-квартире министерства обороны в Уайтхолле, а...
Подразделение стратегических служб (англ. Strategic Services Unit) — разведывательная служба правительства США, существовавшая в период непосредственно после Второй мировой войны. Было создано из двух отделов Управления стратегических служб военного времени — секретной разведки и контрразведки.
Разведывательное управление армии США (Разведка сухопутных сил, англ. Army Intelligence) — спецслужба сухопутных сил армии США, задачей которой является обеспечение вооружённых сил США своевременными, актуальными и точными разведданными, радиоэлектронная поддержка действий на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях, а также выполнение специальных операций. В соответствии с законом № 12333 от 4 декабря 1981 г. «О разведывательной деятельности Соединённых Штатов» входит в состав разведывательного...
Упоминания в литературе
Комитет информации (Комитет №4) при СМ СССР – объединенный орган политической и военной разведки. Создан Постановлением СМ СССР №1789-470сс от 30 мая 1947 г. В него включены: Первое Главное Управление МГБ СССР; ГРУ Министерства Вооруженных Сил СССР;
разведывательные и информационные структуры аппарата ЦК ВКП(б); разведывательные и информационные структуры МИД СССР; разведывательные и информационные структуры Министерства Внешней Торговли СССР.
В начале марта 1918 года при Народном комиссариате по военным делам (Наркомвоен) был сформирован Оперативный отдел (Оперод). В его состав, кроме других подразделений и служб, входили 2-е (разведывательное) и особое разведывательное отделения. Особое разведывательное отделение занималось в основном вопросами, связанными с организацией разведывательно-диверсионной работы в тылу противника и подготовкой кадров для этой цели. При особом разведывательном отделении находилась специальная школа подрывников, где обучались разведчики и партизаны. Фактически эта школа была
первым разведывательным органом по подготовке кадров специальной разведки.
Практика деятельности 2-го отдела Главного штаба применительно к его структурному построению и в части использования специальной терминологии предусматривала проведение так называемой «глубокой» и «ближней» разведки. Первая проводилась через зарубежные разведывательные плацувки, как правило, действовавшие с позиций польских дипломатических учреждений и других официальных представительств. «Ближняя» же разведка, проводимая на глубину от 100 до 160 километров, осуществлялась силами
и средствами территориальных аппаратов польской разведки – экспозитур, замыкавшихся на одного из заместителей начальника 2-го отдела[18].
С учетом новых задач, возложенных на Оперод, летом 1931 года была пересмотрена структура этого отдела. Функции государственной охраны – обеспечение безопасности членов правительства, обслуживание кремлевских учреждений и правительственных объектов – были сосредоточены в 4-м Отделении Оперода ОГПУ (спецохрана). Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 года был образован общесоюзный Наркомат внутренних дел, с подчиненными ему наркоматами внутренних дел в союзных и автономных республиках (не был воссоздан лишь НКВД РСФСР). В его состав вошли подразделения упраздненного ОГПУ. Наиболее мощным оперативным звеном в структуре Наркомата внутренних дел стало Главное управление государственной безопасности (ГУГБ НКВД СССР), возглавляемое в тот период непосредственно наркомом. Подразделением, осуществлявшим работу по охране высших должностных лиц государства, дипломатического корпуса и иностранных гостей, а также обеспечению безопасности наиболее значимых общественных мероприятий (парады, демонстрации, съезды и т. д.), стал Оперативный отдел ГУГБ НКВД СССР (Оперод). А через полтора года, 28 ноября 1936 года последовало поворотное решение в становлении органах охраны партии и правительства СССР. В структуре ГУГБ на базе
подразделений Оперода образовали самостоятельный Отдел охраны, начальником которого стал комиссар госбезопасности 2-го ранга К.В. Паукер. После него Отдел охраны возглавил комиссар госбезопасности 3-го ранга И.Я. Дагин. Для обеспечения безопасности государственных деятелей во время поездок по стране и во время отдыха на периферии существовали Первые отделы местных УГБ НКВД СССР. 19 ноября 1938 года 1-й отдел ГУГБ возглавил начальник личной охраны И.В. Сталина старший майор госбезопасности Н.С. Власик.
С целью осуществления всех необходимых полномочий при должности командующего войсками вермахта в Крыму был создан штаб, основой которого послужили соответствующие структуры 42-го армейского корпуса 11-й армии. Организационно этот штаб состоял из нескольких отделов, главными из которых в данном случае являлись оперативный (I),
разведывательный (II) и административный (VII) отделы. Через первый отдел шло управление войсками оккупационной группировки на полуострове (немецкие, румынские и словацкие полевые части и соединения). Через второй – подразделениями абвера – немецкой военной разведки[84].
Связанные понятия (продолжение)
Бюро разведки и исследований государственного департамента /Информационное управление Госдепартамента США (англ. Bureau of Intelligence and Research, INR) — подразделение Государственного департамента США, в задачи которого входит обеспечение высшего руководства страны информацией по вопросам международной и военной политики, подготовка международных политических обзоров на основе информации разведки, публикация открытых и закрытых политических бюллетеней по различным вопросам международной политики...
Разведывательное сообщество Соединённых Штатов (англ. United States Intelligence Community, IC) — собирательный термин для обозначения 17 отдельных правительственных учреждений США, перед которыми стоит задача сбора информации и ведения разведывательной деятельности в интересах США. Разведсообщество США представляет собой совещательный орган для координации разведывательных действий отдельных учреждений исполнительной власти, собирающих техническими и агентурными средствами информацию для защиты...
Разведывательное бюро (хинди खुफिया ब्यूरो, Khufīya Bureau, англ. Intelligence Bureau (IB)) — старейшая разведывательная служба Индии, в настоящее время — основное федеральное ведомство, отвечающее за внутреннюю безопасность страны. Официально находится в структуре Министерства внутренних дел Индии, но на практике директор Бюро является членом Объединенного разведывательного комитета (англ. Joint Intelligence Committee) и обладает полномочиями напрямую обращаться к премьер-министру в случае необходимости...
Данная статья — список по странам государственных органов разведки, контрразведки и т. п. О службах в вооружённых силах, как органах военного управления см. Службы.Спецслужба — структура и (или) деятельность, структурированная (организованная) в соответствии со специальными требованиями. Термин часто используется в узком смысле «специальной службы для организации и ведения разведывательных действий» или «организации, выполняющей специальные (разведывательные, охранные и т. п.) функции».
Подробнее: Спецслужба
Комитет информации при Совете Министров СССР (с 1949 года — Комитет информации при Министерстве иностранных дел СССР) (в/ч 15618) — название советской внешней разведки в 1947—1951 годах.
Директорат военной разведки (англ. Directorate of Military Intelligence, DMI) — подразделение Военного министерства Великобритании, существовавшее до реорганизации министерства в 1964. В 1964 функции Директората перешли военной разведке Великобритании.
Управление контртеррористической и финансовой разведки (англ. Office of Terrorism and Financial Intelligence, TFI) — подразделение министерства финансов США, задачами которого являются сбор информации и подготовка экспертных оценок по экономическим и валютно-финансовым вопросам, изучение экономического положения иностранных государств, предупреждение о событиях и тенденциях в финансовой сфере, которые могут затронуть интересы безопасности США. В соответствии с законом № 12333 от 4 декабря 1981 «О...
Центральная служба безопасности (англ. Central Security Service, CSS) — спецслужба США, подведомственная министерству обороны США, созданная в 1971 году директивой президента для обеспечения полнофункционального взаимодействия между Агентством национальной безопасности (NSA) и Криптографической службой (SCE) вооруженных сил США в области радиоэлектронной разведки. Организационно входит в состав АНБ, руководителем CSS является по совместительству директор АНБ, оперативное руководство CSS осуществляет...
Слу́жба вне́шней разве́дки Российской Федерации (СВР России) — федеральная служба, основной орган внешней разведки Российской Федерации, спецслужба. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.
«Секре́тная разве́дывательная слу́жба МИД Великобритании», (СИС/MИ-6) ((англ. Secret Intelligence Service, SIS/Military Intelligence, MI6) — служба внешнеполитической разведки Великобритании. Cлужба разведки МИД является частью аппарата правительства и подчинена одновременно МИД и Объединённому комитету правительства по разведке. Начальник СИС является членом коллегии МИД (госсекретарь в ранге зам. министра) и единственным известным госслужащим в системе разведки. С 1994 г. центральный аппарат СИС...
Разведка береговой охраны (англ. Coast Guard Intelligence (CGI)) — подразделение военной разведки Береговой охраны Департамента внутренней безопасности США. Отвечает за сбор разведданных, касающихся морских границ, побережий, портов и внутренних вод США. Основной функцией является борьба с нелегальной эмиграцией, контрабандой, в первую очередь — наркотиков, с экологическими преступлениями в прибрежной зоне и морским терроризмом, а также проведение контрразведывательных операций. Однако, в большинстве...
Особый отдел — наименование военной контрразведки ВЧК —ГПУ — ОГПУ — НКВД — Комитета государственной безопасности СССР. После распада СССР — наименование военной контрразведки Федеральной службы безопасности России, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, Службы безопасности Украины.
Управление стратегических служб (англ. Office of Strategic Services, OSS) — первая объединённая разведывательная служба США, созданная во время Второй мировой войны. На её основе после войны было создано ЦРУ.
Военная информационная служба (польск. Wojskowe Slużby Informacyjne, WSI) — главный орган военной разведки и военной контрразведки Польши, существовавший в 1991—2006. Была создана в 1990 на базе существовавших до того в Войске Польском Службы внутренней военной безопасности (Wojskowa Służba Wewnętrzna (1957—1990) и 2-го Директората Генерального Штаба Войска Польского и первоначально называлась «2-й Директорат разведки и контрразведки» (польск. Zarząd II Wywiadu i Kontrwywiadu), в 1991 была переименована...
Разве́дка — комплекс мероприятий, проводимых государством в лице военного ведомства (его сотрудника), преимущественно по получению и обработке данных о действующем или вероятном противнике, его военных ресурсах, боевых возможностях и уязвимости, а также о театре военных действий.
Гла́вное управле́ние Генера́льного шта́ба Вооружённых сил Росси́йской Федера́ции (более известно под своим прежним наименованием — Гла́вное разве́дывательное управле́ние (ГРУ)) (Военная разведка) — орган внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации и центральный орган разведки Вооружённых сил Российской Федерации.
Центральное бюро экономической разведки (англ. Central Economic Intelligence Bureau (CEIB)) — правительственное разведывательное агентство Индии, ответственное за сбор информации о противоправных действиях в кредитно-финансовой, бюджетной и налоговой сферах. Организационно входит в Департамент налогов и сборов Министерства финансов страны. Создано в июле 1985.
Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществлявший в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, связи и дорожного строительства силами инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований, находившихся в его подчинении.
Оперативная разведка — комплекс мероприятий по добыванию и изучению сведений о действующем или вероятном противнике и районе предполагаемых военных действий в целях подготовки к успешному ведению операции войсками (силами) объединения.
Директорат безопасности обороны (фр. Direction de la protection et de la sécurité de la défense, DPSD) — служба военной контрразведки Франции, член французского разведывательного сообщества. Взаимодействует с Генеральным директоратом внешней безопасности (DGSE), Управлением военной разведки (DRM) и Главным управлением внутренней разведки (DCRI).
Военное управление — комплекс мероприятий предпринимаемых государством по созданию вооружённых сил, их поддержанию на должном уровне, отвечающем требованиям обороноспособности и принятой военной доктрины и непосредственно само руководство вооружёнными силамиНепосредственно само руководство (командование) войсками (силами) внутри вооружённых сил на всех уровнях, называется Управление войск (сил) и не относится к комплексу военного управления.
Государственная техническая комиссия СССР (Гостехкомиссия СССР, ГТК СССР) — специальный орган, созданный с целью противодействия иностранным техническим средствам разведки, предотвращения утечки по техническим каналам государственных и военных секретов, сведений о военном и военно-промышленном потенциале, организации межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности.
Управление разведки и анализа (англ. Office of Intelligence and Analysis (I&A)) — агентство Министерства внутренней безопасности США, которое отвечает за развитие разведывательных служб в интересах Министерства в целом путём сбора, анализа и распространения данных в масштабах всего Министерства, а также предоставляет данные для других членов разведывательного сообщества США для выработки ответных мер на местном и государственном уровне. Управление занимается не только отслеживанием террористов и...
Стратегическая разведка — разведывательная деятельность с целью получения информации о стратегическом потенциале и стратегических намерениях разведываемого государства, организации или иной социальной общности, влияющей на выработку стратегии.
Военно-строительные формирования — формирования (воинские части и подразделения) в ряде государств, предназначенные для подготовки театров военных действий: строительства военной инфраструктуры, долговременных оборонительных сооружений и коммуникаций, а также обустройства и расквартирования войск как в военное, так и в мирное время.
Подробнее: Строительные войска
Имперское министерство вооружений и боеприпасов (нем. Reichsministerium für Bewaffnung und Munition; RMBuM), со 2 сентября 1943 года — Имперское министерство вооружений и военного производства (Reichsministerium für Rüstung und Kriegsproduktion), — центральное государственное учреждение Третьего рейха, отвечавшее за производство вооружений.
Служба — система штатных органов управления и воинских формирований, выполняющая функции обеспечения и обслуживания войск (сил) в соответствии со своей специализацией.
Министерство государственной безопасности СССР (МГБ СССР) и Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР) — центральные органы государственной власти СССР, ведавшие вопросами государственной безопасности в феврале — июле 1941 г. и в 1943—1953 гг. Наряду с Министерством внутренних дел СССР, Министерство государственной безопасности СССР являлось союзно-республиканским министерством.
Управление по внешним связям и информации (чеш. Úřad pro zahraniční styky a informace (ÚZSI) — Ведомство зарубежных связей и информации) — служба внешней разведки Чешской республики, созданная после распада Чехословакии. На неё возложена обязанность предоставления точной и своевременной информации правительству Чешской Республики, а также защита страны от терроризма, распространения оружия массового уничтожения, экономических преступлений и т. д.
Научные роты — российские военные подразделения, развёрнутые в структуре министерства обороны на материально-технической базе различных научно-исследовательских организаций и высших военных учебных заведений.
Упоминания в литературе (продолжение)
Центральному разведуправлению принадлежит особая роль в шпионском сообществе. Оно само
и аппарат центральной разведки, руководителем которой является по совместительству директор ЦРУ, координируют работу органов разведки и контрразведки, анализ и оценку полученной информации, долгосрочное планирование. Этому сообществу отводилось первое место в борьбе с главным противником – Советским Союзом. Недаром американская пресса по достоинству оценивала его как ведомство «холодной войны».
Во время войны постоянно совершенствовались не только силы и средства авиаразведки, но и организационная структура органов, отвечающих за текущее руководство практической деятельностью воздушной разведки. На первом году войны в штабах
фронтов при оперативном отделе находились 1–2 офицера разведки, примерно столько же было и в аналогичном отделе ВВС Красной армии. Но уже в начале 1942 г. в штабах ВВС фронтов формируют самостоятельные разведотделы, а в штабе ВВС Красной Армии – целое разведуправление из 4-х отделов.
В 1990 году возглавил одно
из подразделений центрального аппарата разведки. В январе 1992 года назначен Первым заместителем Директора Службы внешней разведки.
Читатель может предположить, что по сравнению со стратегической разведкой (речь о ней пойдет ниже) оперативная агентурная разведка была чем-то второсортным. Это не так. Каждое разведывательное управление или отдел – это ГРУ в миниатюре, со своим электронным оборудованием, службой обработки информации, секретными агентами и даже (если речь идет о флоте) со своей космической разведкой. Во время войны или непосредственно перед ее началом возможности каждого разведывательного управления могли многократно увеличиваться благодаря проникновению в тыл противника тысяч диверсантов из частей и соединений СпН. Вместе эти разведывательные управления и отделы образовывали очень мощный разведывательный конгломерат, по своим возможностям не уступавший стратегической разведке. Стратегическая разведка и оперативная агентурная разведка фактически имели независимые друг от друга и дублирующие друг друга агентурные сети, а в таких странах, как Норвегия, Швеция, Западная Германия, Австрия, Турция, Афганистан или Китай, оперативная разведка располагала намного более эффективно действующей и неуязвимой сетью агентов по сравнению со стратегической разведкой. Первое утверждение становится очевидным, если посмотреть на список стран, на территории которых работала оперативная агентурная разведка
различных разведывательных управлений и отделов:
5) система коммуникаций внутри предприятия. Формирование показателей внутренней отчетности на всех уровнях производственной структуры по нарастающей и использование ее в целях управления. На нулевом уровне возникает первичная учетная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов. На первом уровне создается сводная документация отдела снабжения, складского хозяйства, промышленных подразделений, внешней кооперации, сбытового и финансового отделов, бухгалтерии. На последующих уровнях производится объединение и формирование отчетной сводной документации
функциональных отделах управления предприятия (главного конструктора, главного технолога, главного механика, отдела кадров, планово-производственного отдела др.). На самом верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступающей из структурных подразделений, и ее преобразование в результирующую отчетную информацию (планово-экономический отдел, планово-диспетчерский отдел и бухгалтерия);
Начальник седьмого отдела руководил военно-административными органами, которые состояли из полевых (Feldkommandantur; FK) и местных комендатур (Ortskommandantur; OK), наделенных всей полнотой власти в зоне своего действия. Полевые комендатуры создавались обычно в пределах области. Им подчинялись местные комендатуры, создаваемые в городах, районных центрах, крупных узлах железных и шоссейных дорог и местах дислокации военных гарнизонов. Все комендатуры должны были выполнять две задачи: охранную и управленческую. К первой относилось «обеспечение покоя» в оккупированных районах и охрана тылов действующей армии. Ко второй – создание, руководство и контроль над органами местного самоуправления, а также «мобилизация резервов» для ведения войны. В целом это сводилось к следующим основным функциям: (а) борьба с партизанами; (б) охрана коммуникаций, военных объектов и лагерей военнопленных; (в)
разведывательная и контрразведывательная деятельность; (г) ведение пропаганды. Всего же за период с 1941 по 1944 год на территории восточной Белоруссии функционировало 11 полевых и 23 местные комендатуры (в целом же на территории всей Белоруссии это соотношение было таким – 18:48)[125].
В этой связи в канун Первой мировой войны в российской военной разведке были проведены существенные преобразования. Из состава Главного штаба – высшего органа
военного управления России – было выделено Главное управление (ГУ) Генерального штаба (ГШ), в котором было сосредоточено руководство военной разведкой.
Первая – сбор политической, экономической, военной и научно-технической информации о России, Абхазии и Южной Осетии, ее анализ и систематизация;
проникновение в зарубежные разведывательные службы.
Результативность работы службы управления персоналом зависит от ее структуры и определения должностных функций каждого подразделения, от качества взаимосвязей в работе между подразделениями кадровой службы, от обеспечения необходимыми специалистами, осуществляющими кадровый менеджмент, и от степени взаимодействия между службой управления персоналом и
другими подразделениями организации, в первую очередь, экономическими отделами.
Проектирование системы управления персоналом нельзя отделить от проектирования системы
управления организацией, т. к. первая включает не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей – от директора до бригадира, а также руководителей функциональных подразделений, выполняющих функции научно-технического, производственного, экономического руководства, руководства внешними хозяйственными связями.
Первый блок – блок общих
вопросов управления банком включает подразделения планирования и прогнозирования деятельности банка, а также подразделения собственной безопасности банка и правовое управление.
Вместо ЦРГ и на ее базе в качестве внешней разведки США образовывалось
Центральное разведывательное управление (ЦРУ, Central Intelligence Agency, CIA). Слово «агентство» подчеркивало самостоятельный ведомственный статус ЦРУ. Только «агентства» и «департаменты» (министерства) в США могут иметь самостоятельное бюджетное финансирование, а значит, их создание подлежит предварительному утверждению конгрессом посредством закона. Хилленкоттер стал первым директором ЦРУ, сохранив титул директора национальной разведки. То есть по-прежнему подразумевалось, что он должен был координировать работу всех ведомственных разведорганов США. Однако сам процесс координации в законе ясно прописан не был, поэтому и госдепартамент и ФБР, и военная разведка зачастую игнорировали своего нового конкурента.
В ВМФ
СССР первое подразделение Особого назначения морских разведчиков-диверсантов, использующих легководолазное снаряжение, было создано на западном направлении еще в 1941 годуй, после некоторого перерыва, полностью воссоздано в 1954 году. В то же время на южном оперативном направлении, в соответствии с директивой Главного штаба ВМС от 24 июня 1953 года, шло формирование б-го морского разведывательного пункта. Следует также сказать, что еще в 1943 году, на основе личного богатого опыта, советскими легководолазами-разведчиками было разработано совершенно секретное наставление по организации и проведению специальных разведывательно-диверсионных операций. Таким образом, в военной разведке СССР было предостаточно специалистов, имевших опыт проведения специальных операций гораздо больший, чем имел Лайонел Крэбб. То, что знал Крэбб, не было эксклюзивной информацией. И как специалист подводник – главный консультант подводных диверсантов он не был нужен советской Специальной разведке.
В такой ситуации от Павла Судоплатова требовалась сформировать команду диверсантов, способную нейтрализовать деятельность «коллег» противника. Затем эти подразделения должны были создавать хаос в тылу наступающих войск вермахта. Какие средства предполагалось использовать – непонятно. По утверждению самого Павла Судоплатова, в момент формирования Особой группы у руководства органов госбезопасности отсутствовала целостная концепция ведения борьбы в тылу противника. Вопросы подчиненности будущих диверсионных групп, их цели и задачи только прорабатывались, причем «чисто теоретически». Так же была непонятна ведомственная принадлежность будущих диверсантов. Формально руководитель Особой группы Павел Судоплатов находился в подчинении у начальника
Первого управления (внешняя разведка) НКГБ Павла Фитина и наркома госбезопасности Всеволода Меркулова. С другой стороны, возглавляемая им Особая группа напрямую подчинялась другому наркому – Лаврентию Берии, который руководил НКВД СССР и одновременно курировал деятельность нескольких ведомств, в т. ч. и НКГБ СССР.
В средних и крупных спортивных организациях с численностью сотрудников более 100 человек предпочтительной
является линейно-функциональная структура управления, которая отличается от линейной тем, что руководитель организации имеет заместителей и может делегировать часть полномочий своим подчиненным – руководителям первого уровня. Например, директор спортивной организации имеет в подчинении главного тренера, главного бухгалтера, заместителя директора, которому подчинены все подразделения, решающие различные хозяйственные вопросы учреждения (хозяйственный отдел, водители, вспомогательный персонал).
В 1954 году происходит дальнейшее укрупнение структуры «Десятки»: увеличивается численность личного состава, вводятся должности генерал-инспекторов, а начальник управления становится первым заместителем начальника Генштаба. Весной 1956 года происходит слияние штаба Объединенных Вооруженных сил Варшавского договора и 10-го Управления в единый орган военного управления – ШОВС и 10 У ГШ. В 1960 году 10-е Управление стало
Главным и новый орган управления стал именоваться 10 ГУ ГШ и ШОВС. Деятельность этой единой штатной структуры осуществлялась на протяжении 10 лет (май 1956 г. – август 1966 г.). В этот период управление возглавляли: до июня 1962 года – генерал армии А. И. Антонов (одновременно являлся начальником штаба Объединенных Вооруженных сил стран Варшавского договора), а затем генерал-полковник авиации Н. П. Дагаев.
Хронологически в этой книге рассматривается хозяйственная деятельность правоохранительных органов в период с лета 1929 по весну 1945 г. Летом 1929 г. завершился в основном период дискуссий и поисков эффективных форм организации
самостоятельных хозяйственных подразделений в структуре ОГПУ СССР и НКВД союзных республик. Постановлениями Политбюро ЦК ВКП(б) от 16.07.29 «Об использовании труда уголовных арестантов» и СНК СССР от 11.07.29 «Об использовании труда уголовно-заключенных» было санкционировано создание на всей территории страны единообразной системы исправительно-трудовых учреждений, ориентированной на выполнение народнохозяйственных задач. С этого момента наличие в составе ОГПУ – НКВД экономических подразделений, имеющих самостоятельное значение, стало свершившимся фактом. Именно с этого года началось планирование и развертывание работ на объектах, имеющих важное оборонное значение, т. е. имели место первые примеры действий хозяйственных подразделений ОГПУ в интересах государственной обороны. Наконец, с этого момента и до 22 июня 1941 г. хозяйственные подразделения ОГПУ – НКВД переживали период поступательного развития в рамках единого организационно-правового пространства.
В разделе первом настоящей главы исследования сделан вывод о том, что военная служба суть деятельности государственных организаций и
органов, входящих в военную организацию государства, решающих задачи в области военной безопасности специфическим методами.
Важный раздел Постановления, на который мало кто из современных историков обращал внимание. Органы военной контрразведки «комплектуются за счет оперативного
состава бывшего Управления Особых отделов НКВД СССР и специального отбора военнослужащих из числа командно-начальствующего и политического состава Красной Армии». С первой категорией лиц все понятно – было бы странно не использовать опытных военных чекистов. А вот вторая категория – военнослужащие Красной Армии, а не сотрудники органов госбезопасности, как это в начале войны. Причин изменения кадровой политики можно назвать множество, начиная с того, что чекисты требовались на других участках работы – например, для комплектования органов госбезопасности освобожденных территорий Советского Союза и заканчивая желанием Иосифа Сталина внести «свежую кровь» в кадровый состав военной контрразведки.
В работе рассматривается развитие радиоразведки русского флота в начале XX века: предпосылки зарождения радиоразведки, первые теоретические взгляды и практический опыт применения ее сил и средств на флоте в 1895–1904 гг.; деятельность военного руководства по ее внедрению на флоте и боевому применению в ходе Русско-японской войны 1904–1905 гг; развитие взглядов и деятельность органов управления по строительству системы берегового наблюдения и связи (радиоразведки) на флотах в 1906–1914
гг; создание первых структурных подразделений радиоразведки ВМФ и их деятельность в ходе Первой мировой войны 1914–1917 гг, взаимодействие с союзниками в области РЭР.
Управление персонала является важной составной частью общей системы управления организации – организационного управления. «Организационное управление» – область менеджмента, направленная на формирование организации и управление ею путем постановки целей, определения и реализации задач для их достижения. Некоторые стандарты (например, ИСО/МЭК ТО 15504) вообще отождествляют «организационное управление» и «менеджмент» в целом: «Management (менеджмент, административное управление) – вид профессиональной деятельности людей, занимающихся организацией и координацией всех видов процессов по достижению системы целей предприятия». Так или иначе, в настоящее время эти задачи выходят на первый план для любой из российских быстроразвивающихся компаний, которые сейчас становятся главным действующим лицом отечественной экономики. Все это требует интенсивных усилий в области решения задач «организационного управления», причем как в целях поддержания стабильности текущей деятельности, так и для развития бизнеса. В связи с этим во многих компаниях подобные задачи ставятся на профессиональную основу и выделяются в отдельную службу. Эту необходимую профессиональную
основу «организационного управления» наиболее последовательно формирует концепция регулярного менеджмента.
Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируются рядом законов. В первую очередь это закон «О милиции», определяющий ее задачи, разделение на милицию общественной
безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и компетенция других подразделений регламентируется законами «О пожарной безопасности», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и некоторыми другими.
С первых дней Великой Отечественной войны выявились не только сильные, но и слабые стороны организации тыла ВВС. Опыт показал,
что управление авиационной базы является ненужным промежуточным звеном между районом авиационного базирования и батальонами аэродромного обслуживания. Оно не способствовало, а затрудняло управление батальонами. Кроме того, уже в первые дни войны выявилась острая необходимость увеличить количество БАО, иметь в составе районов авиационного базирования склады для обеспечения частей материальными средствами, а также свой автотранспорт. Поэтому директивой заместителя Народного комиссара обороны от 24 августа 1941 г. была проведена реорганизация органов тыла, согласно которой более четко определились задачи района авиационного базирования, изменена его структура.
Еще одной активно действовавшей разведывательной службой на оккупированной западными союзниками территории являлась группа бывших немецких военных разведчиков, известная также как «Организация Гелена» (ОГ). Она была создана на основе соглашения в июле 1946 г. военной разведкой США с генерал-лейтенантом вермахта Рейнхардом Геленом, с апреля 1942 г. до мая 1945 г. являвшегося начальником управления германского Генерального штаба «Иностранные армии Востока», о ведении совместной разведывательной работы в советской оккупационной зоне. Первым американским «куратором» ОГ в Берлине был Фрэнк Г. Визнер, заочно познакомиться с которым Петру Ивановичу пришлось в Бухаресте еще в 1944 г. С 1 июня 1949 г. руководство «ОГ» (ее штаб-квартира находилась в Пуллахе, в 5 км к югу от Мюнхена) перешло к ЦРУ. 12 сентября того же года, после провозглашения Федеративной Республики Германии (ФРГ), «Организация Гелена» была официально признана правительством ФРГ. Хотя решение о преобразовании «Организации Гелена» в государственную Федеральную
разведывательную службу (Bundesnachrichtendienst, БНД) было принято канцлером ФРГ только 1 апреля 1956 г.
Так например, с 1938 по 1946 год
внешняя разведка находилась в составе НКВД, НКГБ, снова в НКВД и снова в НКГБ. Причем в самостоятельное подразделение с правом выхода руководства на первых лиц государства разведка была преобразована лишь в июле 1941 года.
Отличие «собственно правоохранительных органов» от специальных служб и контролирующих органов состоит в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп она носит опосредованный (производный) или второстепенный характер. Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способ деятельности. Они все являются органами предварительного расследования, имеют в
своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных (следственных) действий.
Управление войсками накануне Великой Отечественной войны организовывалось в соответствии с положениями «Полевого устава» 1940 года и «Наставления по полевой службе войсковых штабов» 1936 года. В этих уставных документах были уточнены обязанности должностных лиц органов управления, была определена роль командира и штаба в управлении войсками, а также взаимоотношение между штабами. Так, командир несет полную ответственность за состояние и боевую деятельность войск. Он руководит жизнью, обучением войск и их боевой
деятельностью. Штаб является основным органом командира по управлению войсками, повышается его роль в организации взаимодействия и обеспечения боевых действий войск. Помимо организации разведки и охранения на штаб возлагается разработка мероприятий по противотанковой, противовоздушной обороне и маскировке войск, а также планирование материального и технического обеспечения войск в операции (бою). Начальник штаба как первый заместитель командующего (командира) имел право от его имени отдавать приказы и распоряжения подчиненным войскам и органам управления, увязывал работу всех элементов полевого управления, согласовывал деятельность начальников родов войск и специальных войск в интересах подготовки и успешного ведения операции (боя). На начальника штаба была возложена также обязанность руководства материальным и техническим обеспечением войск. Он должен был разрабатывать указания командующего (командира) по вопросам материального и технического обеспечения войск, а в ходе операции (боя) контролировать работу органов управления материальным и техническим обеспечением с тем, чтобы их деятельность соответствовала боевой обстановке.
Первый тип: военные, транспортные, войсковых частей – осуществляющие возложенные на прокуратуру функции в полном объеме в соответствующих сферах правовых отношений.
Учитывая важность задач ПДЭК, в ее состав следует включать высококвалифицированных сотрудников, в
первую очередь руководителей подразделений, имеющих доступ к конфиденциальной информации. Кроме того, в состав комиссии должны входить руководитель службы безопасности предприятия и руководитель подразделения конфиденциального делопроизводства, а также руководитель архива предприятия (при наличии архива). Председателем комиссии необходимо назначать одного из заместителей руководителя предприятия, допущенного ко всем конфиденциальным документам. ПДЭК создается приказом руководителя предприятия и должна работать на постоянной основе с заменой в необходимых случаях отдельных ее членов. Задачи, функции и порядок работы комиссии определяются положением о ней. На ПДЭК может быть возложено и проведение экспертизы ценности открытых документов с тем, чтобы она могла оценивать значение документов, образующихся в деятельности предприятия, в их совокупности и таким образом более правильно определять сроки их хранения. Сотрудники, работающие с конфиденциальными документами, должны иметь допуск к соответствующим видам тайны.
Массив документации Третьего рейха и учреждений, созданных оккупантами на захваченной территории Северного Кавказа, в количественном отношении уступает
комплексу официальных советских документов по данной теме, что, впрочем, не снижает его значимости. По происхождению и характеру данные источники целесообразно разделить на две большие группы. Первую из них составляют директивные и делопроизводственные документы органов власти Третьего рейха: приказы и инструкции германского гражданского и военного руководства, стенограммы заседаний штаба «Ост» и другие материалы, характеризующие общие принципы оккупационной политики на советских территориях, а также проекты административно-территориальных, экономических и политических преобразований германского руководства на Северном Кавказе.
Иностранные материалы о достижениях, проектах и перспективах заграничной авиационной промышленности поступают от особой группы ИКАЛ и в большей своей части направляются для проработки в Институты
Первого Главного Управления (ЦАГИ, ЦИАМ и ВИАМ) u частично непосредственно главн. конструкторам и заводам».
В соответствии с приказом ГУГМС приказом по Филиалу от 31 декабря 1966 года были освобождены от работы и направлены в порядке перевода в созданное ЦКБ ГМП 158 сотрудников Лаборатории гидрометприборов и 7 сотрудников из
других подразделений Филиала. Организационный период становления ЦКБ ГМП закончился 1 января 1967 года. Некоторое время ЦКБ размещалось в аэрозольном корпусе Филиала. В 1967 году было введено в эксплуатацию первое производственное здание ЦКБ, полностью строительство было завершено в 1969 году.