Связанные понятия
«Космонавт Владислав Волков » — научно-исследовательское судно, предназначенное для сбора телеметрической информации с космических аппаратов, запускавшихся в СССР, а также обеспечения связи наземных пунктов управления полётами с экипажами космических кораблей и станций; до 1995 года носило вымпел АН СССР и находилось в ведении Министерства обороны, а с 1995 года — Российского космического агентства. Названо в честь космонавта Владислава Николаевича Волкова, погибшего во время полета КК «Союз...
Цикло́н (гражданский вариант системы известен как «Цикада») — первая спутниковая система навигации в СССР, построенная на базе космического аппарата (КА) «Циклон» и КА «Залив» (Индекс ГУКОС — 11Ф617), в состав которой входили три аппаратных комплекса: «Цунами-АМ» на искусственных спутниках Земли, «Цунами-БМ» (P-790) на кораблях и «Цунами-ВМ» на береговых объектах.
«Око-1» — функционировавшая в 1996—2014 гг. спутниковая система обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет. Входила в состав космического эшелона системы предупреждения о ракетном нападении. Включала в себя спутники второго поколения Прогноз 71Х6 (УС-КМО — Унифицированная система контроля морей, океанов) на геостационарной орбите.
«Легенда» (индекс ГРАУ — 17К114) — советская/российская система глобальной спутниковой морской космической разведки и целеуказания силам ВМФ, эксплуатировавшаяся в 1978—2006 годах. Система позволяла отслеживать и прогнозировать тактическую обстановку в мировом океане и передавать информацию в реальном времени на корабли, подводные лодки и наземные пункты, однако недолгий срок службы активных спутников предопределил эпизодичность её работы.
Метеорологический спутник — искусственный спутник Земли, созданный для получения из космоса метеорологических данных о Земле, которые используются для прогноза погоды. Спутники этого типа несут на борту приборы, с помощью которых наблюдают в частности за температурой поверхности Земли и облачным, снеговым и ледовым покровом. Методы получения метеоинформации и способы её обработки с помощью метеоспутников изучает спутниковая метеорология.
Упоминания в литературе
Широкое освоение морских просторов привело к тому, что мировые державы стремились усилить влияние своего флота. Конструкции военных кораблей постоянно совершенствовались. Раньше других на строительство судов нового типа перешли мастерские Британии. На верфи в Портсмуте в 1509 году был заложен первый военный парусник, названный «Мэри Роуз».
На корабле были установлены составные мачты, которые несли несколько парусов. В результате такой конструкции скорость увеличивалась в несколько раз, и, кроме того, облегчалось управление судном. Наружную обшивку корабля делали гладкой. Масса корабля превосходила 600 т, длина составляла 37,3 м, а ширина доходила до 11,4 м. На борту имелось 78 разнокалиберных орудий.
Даже если принять в расчет появление около двадцати лет назад многоразовых шаттлов и вялые попытки развернуть над космическими «каравеллами»
солнечный парус, предпринятые земными конструкторами в последние несколько лет, то и в этом случае картина развития космической отрасли все равно получится не самой оптимистической. А ведь авиация, всего лишь через десять лет после первого, исторического полета братьев Райт, уже в период первой Мировой войны стала активно применяться для военных целей, а чуть позже – и для целей гражданских, коммерческих. И уже менее чем через пятьдесят лет, успешно перейдя с винтовой тяги на реактивную и увеличив за счет этого скорость полета почти в десять раз, первые реактивные самолеты появились на регулярных, гражданских маршрутах. К слову сказать – при таком головокружительном прогрессе энергетической основой авиации сейчас, как и сто лет назад остается керосин! По поводу водорода пока слышатся лишь робкие голоса…
Как уже говорилось, 30 декабря 1860 г. клипер «Гайдамак» покинул Плимут и отправился прямо на Дальний Восток. 7 февраля 1861 г. по пути у Порто-Гранде в Рио-де-Жанейро на
клипере «прекратили пары» и приступили к подъему гребного винта, чтобы он не создавал дополнительного сопротивления при ходе под парусами. Из-за выхода из строя подъемного устройства и безграмотных действий командира винт вместе с передней частью подъемной рамы отправился на океанское дно.
Российские ученые с конца XIX века могли пользоваться услугами, по крайней мере, трех биологических станций: Биологической станции Соловецкой обители (1881–1898), реорганизованной в Мурманскую биологическую станцию Императорского Санкт-Петербургского Общества Естествоиспытателей у города Александровска (ныне Полярный) в Екатерининской гавани Кольского залива (1899–1933), Севастопольской биологической станции Императорской Академии Наук (основана в 1871 году и в 1963 году реорганизована в Институт биологии южных морей АН УССР) и Русской биологической станции в Виль-Франш-сюр-Мер (Виллафранке, вблизи Монако, Франция; основана в 1886 году). Все биостанции обладали собственными судами. Мурманская биологическая станция к 1904 году имела шлюпку норвежской постройки длиной 5,7 метра и двухмачтовый бот «Орка» длиной 8,5 метра – с тремя парусами, сосновый, с дубовыми шпангоутами, со стальным выдвижным килем. Установленная на нем лебедка с оцинкованным стальным тросом позволяла за 20 минут поднимать животных с 200 метров, а небольшой насос – отмывать их от грунта. С 1 августа 1908 года в распоряжение станции поступила 40-тонная яхта «Александр Ковалевский» длиной 21,3 метра – двухмачтовая, с шестью парусами, с керосиновым двигателем мощностью 25 лошадиных сил, направленная на исследование фауны Кольского залива. Севастопольская биологическая станция имела две килевые шлюпки длиной 5 метров и 3,4 метра с парусным вооружением, позже к ним добавили одномачтовый парусный бот «Александр Ковалевский» длиной 10,7 метра с двумя парусами и бензиновым двигателем. Русская биологическая станция в Виллафранке к 1900
году приобрела яхту «Велелла» длиной 12 метров – трёхмачтовое судно с керосиновым двигателем мощностью 6 лошадиных сил.
Пароход – самоходное судно, движение которого осуществляется при помощи паровой
машины. Строительство пароходов стало возможным только в начале XIX в., когда появилось промышленное производство паровых машин. Первый пароход построил Р. Фултон в 1807 г. в США. Это был речной пароход, он курсировал от Нью-Йорка до Олбани, его скорость была 5 узлов – 9 км/ч. В России первый пароход «Елизавета» появился в 1815 г., мощность его двигателя составляла 2,8 кВт. Он курсировал из Петербурга в Кронштадт и обратно. Первый пароход, пересекший Атлантический океан в 1819 г., был построен в США и назывался «Саванна». Кроме паровой машины он имел бортовые гребные колеса и паруса и значительную часть пути шел под парусами. Первый пароход, что пересек Атлантику без помощи парусов, был английский «Сириус». Свой океанский рейс он совершил в 1838 г. Но еще долго в XIX в. паруса применялись как дополнительное средство движения на пароходах. В 1940-е гг. пароходы стали оборудовать гребными винтами – устройством, состоящим из гребного вала и насаженной на него ступицы с лопастями, расположенными на одинаковых угловых расстояниях одна лопасть от другой и под углом к оси вала. Использование гребных винтов улучшило мореходность пароходов. К концу XIX в. гребные пароходы пришли на смену парусным.
Связанные понятия (продолжение)
«Союз » — наименование семейства советских и российских многоместных транспортных пилотируемых космических кораблей. Разработка базовой модели корабля началась в 1962 году в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва для советской лунной программы. Современные «Союзы» позволяют доставлять экипаж до трёх человек на низкую околоземную орбиту на ракете с тем же названием «Союз». Разработчик и изготовитель кораблей «Союз» — РКК «Энергия».
«Восток » — наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для пилотируемых полётов по околоземной орбите. Создавались ведущим конструктором О. Г. Ивановским под руководством генерального конструктора ОКБ-1 С. П. Королёва с 1958 по 1963 год.
«Янтарь » — семейство российских (ранее — советских) специализированных спутников видовой разведки, разработанных в дополнение, а затем и заменивших разведывательные аппараты серии «Зенит».
Прогресс МС-09 (по классификации НАСА Progress 70 или 70P) — грузовой космический корабль серии Прогресс, запущенный госкорпорацией Роскосмос с помощью ракеты-носителя «Союз-2.1а» для снабжения Международной космической станции (МКС). Корабль впервые был запущен по сверхкороткой двухвитковой схеме сближения с МКС (полёт до МКС составил 3 часа 40 минут).
Лунный корабль (ЛК), по заводской нормали 11Ф94 — спускаемый аппарат, космический корабль-часть пилотируемого экспедиционного комплекса Л3, разработанный в КБ Королёва в рамках советской лунно-посадочной программы для высадки на поверхность Луны космонавта.
«Меридиан » (индекс ГУКОС — 14Ф112) — серия российских спутников связи двойного назначения, разработанных «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва по заказу Министерства обороны России. Запуски космических аппаратов «Меридиан» производятся с космодрома «Плесецк» ракетами-носителями семейства «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат».
УС-П (сокр. от Управляемый Спутник Пассивный, индекс ГРАУ — 17Ф17, также УС-ПУ и EORSAT) — серия советских и российских спутников пассивной радиотехнической разведки. Спутники этой серии входят в состав системы глобальной морской космической разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда».
«Офек » (ивр. אופק — «горизонт») — серия спутников, разработанная в Израиле концерном Israeli Aerospace Industries. Относится к разведывательным спутникам. Срок службы предположительно не превышает 1—3 лет. Запуск спутников производится с космодрома Пальмахим в западном направлении, над Средиземным морем, проливом Гибралтар и далее над Атлантикой, чтобы избежать падения отработавших ступеней ракеты-носителя в соседних с Израилем арабских странах.
Корабль измерительного комплекса (КИК) — серия специальных кораблей советского Военно-морского флота, предназначенных для контроля параметров полёта ракет на различных отрезках траектории, как продолжение наземных научно-измерительных пунктов и обеспечения испытаний МБР на предельной дальности. Также корабли этой категории оснащены оборудованием для обеспечения приводнения и подъёма спускаемых аппаратов космических станций.
Эра советских космических кораблей началась 12 апреля 1961 года в связи с первым в истории Земли полетом лётчика-космонавта майора Юрия Гагарина в космос.
Подробнее: Советские космические корабли
Серия космических аппаратов
Космос — название советских и российских ИСЗ различного назначения и разных программ, не оглашаемых по соображениям секретности и вследствие неудач. Первый запуск состоялся 16 марта 1962 года. Всего с 1962 года было запущено свыше 2,5 тысяч спутников. Некоторые спутники запускались одновременно. Выполняли военные, технологические, научные, медицинские и прочие испытания и исследования. Запускались как с Байконура, так и с Плесецка, до конца 1980-х годов запускались также...
«Кли́пер » — многоцелевой пилотируемый многоразовый космический корабль, проектировавшийся в РКК «Энергия» с 2000 года на смену кораблям серии «Союз». Руководителем проекта был Николай Брюханов.В 2006 году по результатам конкурса проект был отправлен Роскосмосом формально на доработку, а затем остановлен в связи с прекращением конкурса. В начале 2009 года РКК «Энергия» победила в конкурсе на разработку более универсального корабля ППТС-ПТКНП («Русь»).
Заря (Индекс ГРАУ: 14Ф70) — советский многоразовый транспортно-многоцелевой пилотируемый космический корабль, разработанный РКК «Энергия» в 1985—1989 годах, производство которого так и не было начато в связи с сокращением финансирования космических программ.
СКИ ОМЭР — Служба космических исследований Отдела морских экспедиционных работ АН СССР, подразделение, подчинённое Академии наук СССР (формально) и Министерству обороны СССР (фактически), имевшее в своём ведении научно-исследовательские суда, предназначенные для обеспечения космических программ СССР.
Союз МС — наименование последней модификации советских и российских многоместных транспортных пилотируемых космических кораблей семейства Союз. Разработка базовой модели корабля началась в 1962 году в ОКБ-1 под руководством С. П. Королёва для советской лунной программы. Союзы этой модификации позволяют доставлять экипаж до трёх человек на низкую околоземную орбиту на ракете с тем же названием Союз. Разработчик и изготовитель кораблей Союз — РКК «Энергия».
Многофункциональная космическая система ретрансляции (МКСР) «Луч» — спутниковая система ретрансляции для обеспечения связи с движущимися объектами вне зон видимости с российской территории. Система построена с использованием геостационарных спутников-ретрансляторов Луч-5А, Луч-5Б и Луч-5В и пришла на смену первому поколению системы ретрансляции «Луч».
Суборбитальный полёт — полёт летательного аппарата по баллистической траектории со скоростью, меньшей первой космической, то есть недостаточной для вывода на орбиту искусственного спутника Земли.
Стыковка — процесс (или способ) соединения космических аппаратов (КА) с помощью стыковочного механизма (агрегата стыковки), допускающего в дальнейшем рассоединение (расстыковку) КА и продолжение их полётов по отдельности. При этом осуществляется механическое соединение, достаточно прочное для управления полётом одного аппарата с помощью состыкованного с ним другого. Стыковочный механизм может соединять (и не соединять) электрические схемы и гидравлические системы аппаратов; он может также содержать...
МРСЦ-1 «Успех » - морская система разведки и целеуказания, предназначена для вскрытия надводной обстановки на обширных пространствах и передачи текущей информации на корабли, подводные лодки и береговые ракетные комплексы для последующего наведения крылатых ракет на точечные, в том числе подвижные цели. Одна из первых в мире боевых информационных систем, работающая в реальном времени. Система имела авиационную и корабельную составляющие комплекса. Принята на вооружение в 1965 году. Разработчик системы...
«Луч » — серия советских и российских телекоммуникационных спутников-ретрансляторов двойного назначения, созданных в НПО ПМ имени академика М. Ф. Решетнёва.
«Глонасс-К » (наименование по ОКР «Ураган-К») — серия космических аппаратов российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, разработанная ОАО Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва. Является 3-м поколением спутников этой серии (1-е поколение — «Глонасс», 2-е поколение — «Глонасс-М»). От спутников предыдущей серии отличаются гарантийным сроком активного существования в 10 лет, полностью выполненными из российских комплектующих, уменьшенной массой, негерметичным исполнением...
Космический полёт — это путешествие или транспортировка в или через космос. Чёткая граница между Землёй и космосом отсутствует, и Международной авиационной федерацией была принята границей высота в 100 км от поверхности Земли. Чтобы на такой высоте летательный аппарат летел благодаря действию аэродинамических сил, необходимо иметь первую космическую скорость, что делает полёт скорее орбитальным, чем аэродинамическим. Классическое разделение между авиа- и космическим полётами всё больше размывается...
Програ́мма «Аполло́н» — программа пилотируемых космических полётов космического агентства США НАСА, принятая в 1961 году с целью осуществления первой пилотируемой высадки на Луну и завершённая в 1975 году. Президент Джон Ф. Кеннеди сформулировал задачу в своей речи 12 сентября 1961 года, и она была решена 20 июля 1969 года в ходе полёта «Аполлон-11» высадкой Нила Армстронга и Базза Олдрина. Всего по программе «Аполлон» были совершены 6 успешных высадок астронавтов на Луну (последняя — в 1972 году...
«Федерация » — многоразовый пилотируемый космический корабль, который должен прийти на смену пилотируемым кораблям серии «Союз» и автоматическим грузовым кораблям серии «Прогресс».
Российская
космонавтика относится к ракетной технике и программам исследования космоса, проводимым Российской Федерацией с 1991 года и является наследницей космической программы СССР. Высшим органом по управлению космической отраслью является госкорпорация «Роскосмос», тесно сотрудничающая с Европейским космическим агентством.
«Прогресс » — серия транспортных беспилотных грузовых космических кораблей (ТГК), выводимых на орбиту с помощью ракеты-носителя «Союз». Разработана в СССР для снабжения орбитальных станций.
«Зенит » — тип военных советских (российских) разведывательных космических аппаратов, запущенных в период между 1961 и 1994 годами. Для того чтобы скрыть их характер, все спутники запускали под порядковыми названиями «Космос». За 33-летний период было запущено более пяти сотен «Зенитов», что делает его самым многочисленным типом спутников подобного класса в истории космических полётов.
Фаньхуэй ши вэйсин, кратко FSW (кит. трад. 返回式衛星, пиньинь: Fǎnhuí Shì Wèixīng, палл.: фаньхуэй ши вэйсин, буквально: «возвращаемый спутник») — серия многоцелевых прикладных возвращаемых спутников Китая. Спутники FSW были важнейшей частью китайской космической программы в 1970-х—2000-х годах. Посредством спутников FSW уже в 1975—1976 годах Китай третьим в мире и первым в Азии достиг технологии возвращения спутников. Спутники FSW были созданы на базе корабля отменённой первой пилотируемой космической...
Орлец- 1 (кодовое наименование Дон, индекс ГУКОС: 17Ф12) — название серии российских спутников широкополосной детальной и обзорной фоторазведки. Разрешение полученых изображений — 0.95 м на точку.
«Алмаз » (ОПС) — серия орбитальных станций, разработанных ЦКБМ для задач Министерства Обороны СССР. На орбиту станции выводились с помощью ракеты-носителя «Протон». Транспортное обслуживание станции предполагалось как космическим кораблём ТКС, разработанным по той же программе «Алмаз», так и ранее разработанным «Союзом». Станции для пилотируемой эксплуатации получали названия «Салют», смежные с гражданскими станциями ДОС. Всего было запущено 5 станций «Алмаз»—ОПС — пилотируемые «Салют-2», «Салют...
Система предупреждения о ракетном нападении (СПРН) — комплекс специальных технических средств обнаружения запуска баллистических ракет, вычисления их траектории и передачи в командный центр информации, на основе которой фиксируется факт нападения на государство с применением ракетного оружия и принимается оперативное решение об ответных действиях. В дежурном режиме СПРН обеспечивает инструментальную разведку параметров ракет вероятных противников при проведении ими испытательных и учебно-боевых пусков...
Экспериментальный полёт «Аполлон» — «Союз» (сокр. ЭПАС; другие названия — программа «Союз — Аполлон», программа «Аполлон — Союз»; англ. Apollo–Soyuz Test Project, ASTP), также известен как «рукопожатие в космосе» — программа совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон». Осуществлён 15 июля 1975 года.
Орбитальная станция (ОС) — космический аппарат, предназначенный для долговременного пребывания людей на околопланетной орбите с целью проведения научных исследований в условиях космического пространства, разведки, наблюдений за поверхностью и атмосферой планеты, астрономических наблюдений и т. п.
«Горизонт » — серия спутников связи на геостационарной орбите, которые предназначались для обеспечения телефонно-телеграфной связи, передачи программ центрального, республиканского и регионального телевидения, а также связи морских судов с береговыми станциями. Разработаны и производились в НПО ПМ начиная с середины 70-х годов XX века.
Космическая гонка — напряжённое соперничество в области освоения космоса между СССР и США в период с 1957 по 1975 годы. В число событий гонки входят запуски искусственных спутников, полёты в космос животных и человека, а также высадка на Луну. Побочный эффект холодной войны.
Советская программа лунных пилотируемых полётов — ряд проектов и две параллельно выполнявшиеся в СССР программы (лунно-облётная и лунно-посадочная), имевшие своей целью исследование Луны с помощью пилотируемых космических кораблей. Была важным элементом советской космической программы и длительное время была важнейшим проектом по своему значению и приоритетности.
Беспилотный грузовой космический корабль (автоматический грузовой корабль, АГК) — беспилотный космический корабль, предназначенный для снабжения пилотируемой орбитальной станции (ОС) топливом, научным оборудованием и материалами, продуктами, воздухом, водой и прочим, производящий с ней стыковку.
Воздушный старт — способ запуска ракет или самолётов с высоты нескольких километров, куда доставляется запускаемый аппарат. Средством доставки чаще всего служит другой самолёт, но может выступать и воздушный шар или дирижабль.
Истребитель спутников (ИС) — советская программа противоспутникового оружия, которая привела к развёртыванию системы ИС-А (И2П, 4Я11) в 1970—1980-х годах. Изначально предполагался запуск ИС с помощью УР-200, но после прекращения разработки УР-200 вместо неё использовались ракеты-носители Полёт, Циклон-2 и Циклон-2А.
«Венера » — серия советских автоматических межпланетных станций (АМС) для изучения Венеры и космического пространства.
КА «
Гарпун » (индекс ГУКОС — 14Ф136) — серия российских военных спутников-ретрансляторов (СР), создаваемых для обеспечения оперативной ретрансляции больших объёмов цифровой информации с космических аппаратов (КА) радиотехнической и видовой разведки сверхподробного наблюдения на наземный пункт приёма в реальном масштабе времени. КА «Гарпун» заменят аналогичные по назначению советские КА «Поток», которые являлись частью Глобальной космической командно-ретрансляционной системы (ГККРС).
Фрам — серия советских (российских) космических аппаратов ДЗЗ (фотонаблюдения). Первые советские «гражданские» спутники ДЗЗ. Использовались в целях проведения многозонального фотографирования поверхности Земли, и для исследования природных ресурсов Земли (ИПРЗ), в частности.
Упоминания в литературе (продолжение)
В 1796 году уже известный нам Роберт Фултон представил свой проект субмарины «Наутилус», длиной более 6 м, оснащенной полым килем, который служил и балластной цистерной. Под водой лодка двигалась с помощью ручного привода на гребной винт, а в
надводном положении могла использовать парус, который поднимался на складной мачте. Но его идеей никто так и не заинтересовался…
Еще одно новшество – некоторые изобретатели стали ставить на аэростатах… паруса. Например, в 1897 году шведский инженер Соломон
Август Андре с двумя спутниками рискнул отправиться на воздушном шаре «Орел» к Северному полюсу. Перед тем как отправиться в полет, Андре долго выжидал ветер нужного направления. Но еще больше, чем на ветер, который ведь всегда может перемениться, инженер надеялся на новшества, которые он внес в конструкцию своего шара.
В п. «b» Правила 3 МППСС-72 указывается, что «термин “судно с механическим двигателем” означает любое судно, приводимое в движение механической установкой». «Термин “парусное судно” означает любое судно под парусом, включая имеющее механическую установку, при условии, что она не используется» (п. «с» Правила 3 МППСС-72). «Термин “судно, занятое ловом рыбы”, означает любое судно, производящее лов рыбы сетями, ярусными крючковыми снастями, тралами или другими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность, но не относятся к судну, производящему лов рыбы, буксируемыми крючковыми снастями, или другими орудиями лова, не ограничивающими маневренность судна» (п. «d» Правила 3 МППСС-72). «“Гидросамолет”
означает любой летательный аппарат, способный маневрировать на воде» (п. «е» Правила 3). «“Судно, лишенное возможности управляться”, означает судно, которое в силу каких-либо исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется, и поэтому не может уступить дорогу другому судну» (п. «f» Правила 3 МППСС-72). «Термин “судно, ограниченное в возможности маневрировать”, означает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется Правилами МППСС-72, и поэтому не может уступить дорогу другому судну» (п. «q» Правила 3 МППСС-72). К судам, ограниченным в возможности маневрировать, относятся:
Известно, что уже около 6000 года до н. э. в Египте был известен парус. Долгое время он был крайне примитивным. Суда имели всего одну-две мачты. Поэтому в случае встречного ветра подобные суда были вынуждены становиться на якорь, дожидаясь, пока ветер снова не станет попутным. Это обстоятельство вынуждало корабли держаться вблизи берегов, сторониться открытого моря. И естественно, что нередко они садились на мель или разбивались о прибрежные скалы. Поскольку осадка
кораблей того времени при полной загрузке не превышала двух метров, опытные кормчие старались иметь под килем не менее семи футов (примерно два метра) с тем, чтобы даже при волне не могло ударить о грунт.
Основная причина катастрофы заключалась в неверной загрузке судна. Если бы загрузка была нормальной, то «Памир» мог бы потерять паруса и даже шлюпки, но перенес бы ураган. Многие тяжелые катастрофы происходят по вине людей. В данном случае вина капитана заключалась в том, что он погрузил в трюмы сыпучий груз – зерно, что для парусника особенно опасно, ибо при шквалах (т. е. внезапных сильных порывах ветра) возникает значительный крен, который на волне может достичь критической величины, и судно может перевернуться. Кроме того, в нарушение всех правил
морской практики капитан дополнительно принял зерно в балластные танки. Когда в результате усадки и частичного смещения груза в трюмах образовался постоянный крен в 15° на левый борт, капитан, не желая портить зерно в правых балластных цистернах, не заполнил их водой, чтобы выровнять крен. Советы своих помощников о необходимости устранения крена капитан отверг. В результате постоянного крена и ударов волн произошло разрушение переборок внутри трюма, и зерно, теперь уже совершенно свободно, все больше смещалось на левый борт, крен на который достиг 37°. Советы и требования помощников немедленно дать сигнал бедствия и попросить о помощи капитан упорно отвергал, ложно трактуя честь немецкого флага. Однако когда, наконец, он согласился послать сигнал, то не захотел принять помощь ближайшего суда «Манчестер», сославшись на то, что оно – английское. «Манчестеру», откликнувшемуся на сигнал СОС, была послана радиограмма о том, что на «Памире» все в порядке и «Манчестер» может следовать своим курсом.
Гребцы взялись за весла. Стояла непроглядная ночь, ветер с южного берега усиливался, поднялась
волна. Не найдя катер обеспечения, разведчики соорудили из плащ-палаток и весел паруса и, используя сильный попутный ветер, направились в полосу своих войск Однако накатной волной шлюпку перевернуло и людей раскидало. Хорошо, что их заметили с бронекатера. Но подобрали только гребцов и Королькова. «Где остальные?» – «пытал» его Прохватилов. А тот только руками разводил. До утра так и не нашли остальных водолазов.