Связанные понятия
О́тыгрыш — один из дебютов в русских шашках. Табия дебюта возникает после 1. cd4 dc5 2. bc3 cd6 3. cb4 ba5 4. d:b6 a:c7 и характеризующего начало боя назад 4…a5:c7.
Игра Петрова — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.gh4 ba5.
Игра Блиндера — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cb4 fg5 2. dc3. Белые предлагают связать свой левый фланг. 2... ba5. При других ответах возможен переход на рельсы других дебютов. Блиндеровский ход — 3.cd2, возможен и 3.gh4, как в партии Юрия Аникеева, применивший теоретическую разработку своего тренера Сергея Бойко2.dc3. "Ход загромождает правый фланг белых, но препятствует постановке "Обратного тычка". 2... ba5 Связка правого фланга белых с целью получения сложной позиции...
Дебю́т , устаревшее — начало (калька с фр. début — начало) — начальная стадия шашечной партии. За ним идет миттельшпиль (середина игры), и затем — эндшпиль. В русских шашках понятие дебюта не формализовано количеством ходов и возможен случай, что дебютный вариант переходит в глубокий миттельшпиль и в эндшпиль. В силу большого теоретического исследования дебютов в русских шашках применяются системы игры с летающими шашками («леталки»), с жеребьевкой начальных ходов. Еще больше роль теоретических знаний...
Отказанный отыгрыш Иванова (Отказанный отыгрыш В. А. Иванова) — редкий именной дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 dc5 2.bc3 cd6 3.cb4 fe5 4.d:f6 g:e5 5.ba5 hg7 6.a:c7 d:b6.
Игра Дьячкова (Защита Дьячкова) — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 fg5 2.bc3 gf6 3.cb4 bc5 4.d:b6 с:c3 5.d:b4 hg7. Дебют ввел в турнирную практику известный мастер С. Дьячков в 1938 г.. Черные могут разыграть дебют иначе: 1.cb4 bc5 2.bc3 fg5 3.gf4 gh4 4.cd4 gf6 5.d:b6 с:c3 6.d:b4 dc7. Основное отличие состоит в том, что у черных еще не сдвинута шашка h8.
Отказанная обратная игра Бодянского — дебют в русских шашках. Белые после ходов 1.cd4 hg5 отказываются связывать левый фланг черных (ходом 2.gh4) и разыграть дебют «обратная игра Бодянского». Вместо этого белые могут сыграть: I 2.bc3, II 2.gf4, III 2.bc3, IV.2.gf4. После хода 2.gf4 один ответ 2… gh6 формирует позицию из дебюта «центральная партия», другой — 2…gh4 может свестись к дебюту «тычок» ходом 3.dc5. Малоисследованная позиция после 3.fе5 d:f 4 4.е:g5. В.Абаулин в книге «Заметки о дебютной...
Реверси (другое название — оте́лло) — настольная игра для двух человек на доске 8 на 8 клеток.
Отказанная игра Каулена — дебют в русских шашках. После 1.gf4 черные отказываются от характерного для дебюта Игра Каулена хода 1…fe5 и играют на правом фланге системы c ответом 1…dс5 или 1…ba5. Откуда и происходит название. Очень редко применяется название для игры с 1…dс5 название Игра ГолосуеваПринятое в ранней теории название двух главных вариантов, выделяемых в отдельные дебюты...
Перекресток — один из дебютов в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 de5 2.bc3 ed6 См. рис.
Подробнее: Перекрёсток (шашечный дебют)
Старая партия — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1. cd4 dc5. 2. bc3 ed6.
Двойная игра Бодянского — дебют в русских шашках. Название дебюта характеризует игру белых и черных на связку своего левого фланга, характерную для "игры (прямой и обратной) Бодянского". Табия дебюта возникает после ходов 1.ab4 hg5 2. gh4 gf4 3. d:g5. bc5.
Вилочка — дебют в русских шашках. Название предложил Вячеслав Константинович Лисенко, исходя из рисунка позиции после второго хода белых (Цукерник,1996, С. 60): 1. cd4 de5. 2. gf4 и возникает характеризующая дебют расстановка шашек. Медков и Мишин писали: «Удачное название этого начала (сравн. расположение шашек после 2-го хода белых) предложено В. К. Лисенко» «Белые, — пишут в своем курсе дебютов Потапов и Рамм (1938, С.75), — избегают вариантов прямого и обратного перекрёстка и стремятся занять...
Игра Шмульяна — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.ef4 fg5 2.cb4. g:e3. 3. d:f4. Возможна иная трактовка ходов: 1.ef4 fe5. 2. cd4. e:c3. 3. d:b4. Игра Шмульяна — теоретически лучший выбор белыми дебюта после ходов 1.ef4 fg5, приводящий белых к трудной защите. Иные дебюты требуют от белых очень трудной защиты. После 2. de3 возникает старинный дебют «Игра Боброва», а после острого выпада в центр 2. fe5 («Игра Матасова — Петрова») белые на грани поражения без особых шансов...
Обратная игра Бодянского , Обратная игра П. Бодянского — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 hg5 2.gh4 — «Игра Бодянского» за черных.
Ортодокса́льная защи́та — шахматный дебют, разновидность отказанного ферзевого гамбита. Начинается ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 e7-e6 3. Кb1-c3 Кg8-f6 4. Сc1-g5 Сf8-e7 5. e2-e3 0—0 6. Кg1-f3 Кb8-d7.
Защита Гундерама — шахматный дебют, начинающийся ходами 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Фd8-e7.
Защи́та двух коне́й — дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kb8-c6 3. Cf1-c4 Kg8-f6.
Шахматы для троих — семейство вариантов шахмат, разработанных специально для игры втроем. Относятся к коалиционным играм. Существует множество вариаций шахмат для троих игроков. Как правило, в них используется нестандартная доска. Например, шестиугольная доска, доска с клетками — правильными треугольниками или трехсторонняя с четырёхугольными клетками, соединяющимися в центре доски особым образом.
Игра Филиппова — дебют в русских шашках. Табия дебюта получается после ходов 1. ed4 de5. 2. ab4 hg5, но возможен и другой порядок: 1. ed4 hg5; 2. gh4 de5.
Ру́сская па́ртия (защита Петрова) — дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 Kg8-f6.
Испа́нский гамби́т — шахматный дебют, разновидность принятого королевского гамбита. Начинается ходами: 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4 e5:f4 3. d2-d4.
Ролевая игра живого действия (от англ. Live action role-playing game, LARP) — разновидность ролевой игры, которая характеризуется непосредственным отыгрышем действий персонажа. Весьма схожа с театральным действием, но отличается тем, что игроки действуют не по заранее написанному сценарию, а согласно мотивации своего персонажа и личным желаниям. В отличии от словесных или настольных ролевых игр как правило требует антуража — костюма и снаряжения персонажа, моделирование быта и сооружений, окружающей...
Ша́хматы (перс. شاه مات ‘шах мат’, буквальный перевод «шах умер») — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта.
Отказанная игра Петрова — дебют в русских шашках. Возникает после отказа черных от дебюта Игра Петрова. На 1.gh4 могут ответить I 1…fe5, II 1…fg5, III 1…bc5.
Ёж — шахматный термин, обозначающий пешечную структуру, характеризующуюся расположением чёрных пешек по шестому ряду или, реже, белых пешек по третьему ряду. Одна из наиболее популярных дебютных систем начиная с 1970-х годов.
Защи́та Дамиа́но — шахматный дебют, начинающийся ходами 1. e2-e4 e7-e5 2. Kg1-f3 f7-f6.
Отказанная игра Блиндера , Отказанная игра Б. Блиндера — дебют в русских шашках. Выраженной табии дебюта нет. Название — по отказу черными от перехода в Игру Блиндера со связкой левого фланга белых после хода 2…ba5, и выбора другого пути развития. Как правило, «при иных ответах игра может свестись к другим дебютам, но и возможны и характерные лишь для данного дебюта построения. Например, 2…gh4. 3. ba5 (при 3.cd2 создаются позиции из других дебютов) 3…gf6…4.cb4 bc5 5.gf4 ab6 …6. hg3 fe5! с обоюдоострой...
Пешечная дуэль — это логическая игра на шахматной доске. В ней участвуют два игрока, у каждого перед началом игры по три (иногда более) пешки, расположенные друг против друга на противоположных крайних горизонталях. Первыми ходят белые. Каждый ход состоит из передвижения одной из пешек своего цвета. Первым ходом каждый из игроков может идти не далее, чем до середины доски, и на любое количество клеток во все последующие ходы. Пешки ходят вперёд либо назад. Задача каждого из игроков — оставить противника...
Защита Святого — Коршунова — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 fg5 2.bc3 gh4 3.cb4 de5 4.df6 eg5 (см. на диаграмме). Этот вариант с разменом разработал за чёрных...
Великие шахматы (Great Chess) — исторический вариант шахмат, на доске 10×10 клеток, с тремя дополнительными фигурами (жираф, визирь, боевая машина).
Марсельские шахматы — вариант шахмат, в котором каждый игрок передвигает свои фигуры два раза за ход. Правила игры были впервые опубликованы в 1925 году в Марселе в местной газете Le Soleil. Этот вариант шахмат стал очень популярным в конце 1930-х годов. В настоящее время игра имеет ограниченное распространение во Франции, Италии, США, доступна на некоторых шахматных веб-серверах.
Преимущество первого хода в шахматах — гипотетическое преимущество игрока (белых), который делает первый ход в шахматах. Шахматные практики и теоретики в целом согласны с тем, что белые начинают игру с некоторым преимуществом. Собранная статистика с 1851 года поддерживает это представление; белые последовательно выигрывают чуть чаще, чем чёрные, и обычно набирают от 52 до 56 процентов. Процент побед белых примерно одинаковый для турнирных игр между людьми и между компьютерами. Однако преимущество...
Э́ндшпиль (от нем. Endspiel — «конец игры») — заключительная часть шахматной или шашечной партии.
Ша́шки — логическая настольная игра для двух игроков, заключающаяся в передвижении определённым образом фишек-шашек по клеткам шашечной доски. Во время партии каждому игроку принадлежат шашки одного цвета: чёрного или белого (иногда других цветов, один из которых, считается тёмным, а другой — светлым). Цель игры — взять все шашки соперника или лишить их возможности хода (запереть). Существует несколько вариантов шашек, отличающихся правилами и размерами игрового поля.
Насто́льная игра ́ — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. В число настольных игр входят игры со специальным полем, карточные игры, кости, солдатики и другие. Игры данной категории, в отличие от спортивных и видеоигр, не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т. п.
Отказанный обратный кол — дебют в русских шашках. Общепринятой табии нет. Отказанным обратным колом называют системы, возникающие после отказа чёрных от рельс дебюта «обратный кол».
Насто́льная ролева́я игра ́ — вид ролевой игры, в котором участники устно описывают действия своих персонажей, опираясь на их особенности, и в котором успех действий зависит от игровой системы. Первой коммерческой настольной ролевой игрой была вышедшая в 1974 году «Dungeons and Dragons» компании TSR, Inc.
Шве́дские ша́хматы (оригинальное название — «Bughouse chess», по-русски иногда используют транслитерацию «Багха́ус» или просторечное название «шведки») — разновидность шахмат для четырёх игроков, составляющих две команды по два человека. Игра идёт на двух досках, игроки одной команды играют на стоящих рядом разных досках разным цветом. Снятая на одной доске фигура противника передаётся партнёру, играющему на другой доске, и может быть использована им как своя.
Рэ́ндзю (яп. 連珠) — настольная логическая игра для двух игроков, спортивный вариант крестиков-ноликов до пяти в ряд, сочетающая в себе, кроме спортивных элементов, также элементы искусства и философии. Возникла в Китае более четырёх тысяч лет назад, вариации были известны и цивилизации инков, и Древнему Риму. В начале нашей эры игра из Китая попала в Японию, где и получила наибольшее распространение. Принятый спортивный вариант, равно как и название, также родились в Японии. Старые вариации игры известны...
Шляпа — салонная командно-индивидуальная или парная интеллектуальная игра, в которой игрок должен за небольшое время объяснить как можно больше слов, чтобы его партнер их отгадал. Англоязычный аналог этой игры — «Alias» (об этой игре написано ниже).
Дебю́т (фр. début — начало) — начальная стадия шахматной партии, характеризуется мобилизацией сил играющих.
Перуа́нский гамби́т — шахматный дебют, разновидность разновидность отказанного ферзевого гамбита. Начинается ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 e7-e6 3. Kb1-c3 Kg8-f6 4. Cc1-g5 c7-c5 5. cd Фd8-b6.
Одновременной игрой (англ. simultaneous game) называют игру, в которой стратегии избираются участниками до того, как станут известны стратегии оппонентов. Одновременные игры противопоставлены последовательным, где ходы совершаются по очереди. Чаще всего одновременные игры предстают в нормальной форме.
Подробнее: Одновременная игра
Сёги (яп. 将棋 сё:ги, «игра генералов»; ) — японская настольная логическая игра шахматного типа.
Ниче́йная смерть — этап развития логической игры (обычно речь идёт о настольных играх, таких как шахматы, шашки, го и пр.), когда разработанность теории достигает уровня, позволяющего любому владеющему ей игроку, независимо от квалификации противника, свести партию в худшем случае к ничьей.
Французская защита — дебют, начинающийся ходами: 1. e2-e4 e7-e6. Относится к полуоткрытым началам. Одной из основных идей является кардинально прикрыть наиболее уязвимый пункт «f7». Стратегия чёрных построена на идее смещения равновесия в центре буквально на первых ходах, что предопределяет сложный характер дальнейшего течения партии в этом дебюте. Типовые позиции, возникающие во Французской защите, легли в основу написания одного из лучших шахматных учебников «Моя система» А. Нимцовича.
Тычо́к — дебют в русских шашках. Табия дебюта получается после ходов 1.cb4 fe5 2.bc5 с перебоем d:b4 3.a:c5 b:d4 4.e:c5 или b:d4 3. e:c5 d:b4 4.a:c5, и белые ставят тычок (шашку на с5 при отсутствии чёрной на а5, если она есть, то это — коловая шашка ).