Связанные понятия
Третье сословие (лат. tertius status, фр. tiers état) — во Франции старого порядка (с конца Средних веков до 1789 года) все группы населения за исключением привилегированных, а именно — духовенства (первое сословие) и дворянства (второе сословие). В отличие от первых двух сословий, третье сословие платило налоги. Верхушка третьего сословия (буржуазия) имела представительство на Генеральных штатах, а также доминировала в составе парижского и провинциальных парламентах.
Дополнительный акт (Дополнительный акт к конституциям Империи, фр. Acte additionnel aux constitutions de l'Empire) — конституционный акт, составленный Бенжаменом Констаном по заданию Наполеона после его возвращения с острова Эльба. Этот акт учитывал некоторые усовершенствования, введенные хартией 1814 года и, в свою очередь, послужил основой для исправления этой хартии после второго возвращения Людовика XVIII.
Французское дворянство (фр. la noblesse française или la noblesse de France) — привилегированное сословие феодального происхождения во Франции.
Парламенты (parlements) — высшие суды во Франции XV-XVIII веков (период Старого порядка), образованные в 13 областях Франции по образу и подобию Парижского парламента, юрисдикция которого продолжала распространяться почти на половину территории страны.
Упоминания в литературе
Однако следует отметить, что различия между ними все же существовали. Это особенно видно из острых дискуссий, развернувшихся в Комиссии по выработке нового уложения, созданной по инициативе Екатерины II. В состав Комиссии входили представители всех свободных сословий, в том числе государственные крестьяне и некоренные жители России. Каждый депутат имел письменный
наказ от своих избирателей, с которым он выступал перед членами Комиссии. Екатерина II разработала свой проект Наказа, который должен был служить инструкцией для работы кодификационной комиссии и в то же время носил рекомендательный характер. В Наказе российской императрицы содержался анализ различных форм крестьянской зависимости, известных в Европе, и делался вывод о том, что феодализм в российском варианте, когда крестьянин прикреплен к земле и одновременно является собственностью своего хозяина, есть «великое злоупотребление»148. Само собой разумеется, что в печатный вариант Наказа этого положения не оказалось, поскольку оно входило в непримиримое противоречие с интересами дворянства и ставило вопрос о необходимости ликвидации крепостничества.
Несмотря на то, что екатерининский «
Наказ » никогда не имел статуса официального законодательного акта, значение этого документа трудно переоценить. Экземпляр «Наказа» имелся в каждой губернской канцелярии. В 1768 году Сенат предписал, чтобы в каждом присутственном месте этот документ прочитывался хотя бы один раз в год. При жизни императрицы он был издан восемь раз. К тому же следствием работы над «Наказом» и его переводом стало установление соотношений между терминологией французских просветителей и русским языком. Несколько огрубляя, можно было бы сказать, что русский абсолютизм середины XVIII века является попыткой выстроить из имеющегося в стране материала описанную французскими просветителями монархию.
Ученый рассмотрел организацию местной администрации в уездах, которая возглавлялась в XVII в. воеводами. В северные города они назначались из приказов, которым административно подчинялся какой-либо уезд. Из Устюжской четверти воеводы получали назначения в Тотемский, Сольвычегодский, Устюжский уезды. На местах они действовали на основе полученного в четверти
наказа , в котором фиксировались их обязанности. Ученый отмечает скрупулезную обстоятельность наказов воеводам. По наказам, указам и распоряжениям, посылаемым впоследствии из четверти воеводам, их ответным документам он прослеживает двухстороннюю связь центрального и местного аппаратов управления, показывает руководящую и контрольную роль четверти по отношению к уездной власти, т. к. ее глава по сколько-нибудь серьезному вопросу должен обращаться в центр. М. М. Богословский подытоживал свои рассуждения о воеводском управлении, главная задача которого «сквозит в каждой статье наказов. Не благосостояние местности, не общее благо населения имеют в виду все эти многочисленные, иногда нескладно выраженные и по нескольку раз в одном и том же наказе повторенные предписания, а исключительно только интересы фиска, казенную прибыль, своевременное поступление сборов, отсутствие или, по крайней мере, наименьшие размеры недоимок. Параллельно с этим узко-фискальным взглядом на деятельность местной администрации в наказах повсюду виден чисто бюрократический дух недоверия высших органов власти к низшим, начальствующих к подчиненным. Подчиненный лишен всякой самостоятельности, связан по рукам и ногам, шагу не может ступить без разрешения высшей инстанции»[15]. Историк выразил свое явно негативное восприятие воеводской администрации. Он считал, что отсутствие у воевод свободы действий и их постоянная обязанность сноситься с четвертью имели своей оборотной стороной злоупотребления властью[16].
Надо сказать, что материальное бремя «представительной службы» население почти полностью несло на себе. И все-таки бывали случаи, когда выборные люди были представлены даже в большем числе. Участие в Соборах было, несомненно, тяжелой обязанностью: и долгий переезд до Москвы, и расходы на дорогу, и собственное содержание в течение «сессии» создавали непривычные трудности. Бывало и так, что предписания о высылке выборных в Москву к указанному сроку получались на местах уже по истечении этого срока.[470] Поэтому случаи неучастия выборных в заседаниях соборов следует рассматривать не как нежелание или инертность, а как издержки работы государственного аппарата. Наконец, выборные не рассматривали свое участие в соборе как субъективное право, что позволяет сомневаться в выводах отдельных авторов относительно того, что в периоды междуцарствия соборы олицетворяли собой реализованную идею народоправства.[471] Существенным и неизменным условием представительства на Земских соборах был не корпоративный выбор того или иного лица определенной социальной группы, а известное административное положение, соединенное с властью и ответственностью начальника. Представитель являлся на Собор не столько ходатаем известного общества, уполномоченным действовать по
наказу доверителей, сколько правительственным органом, обязанным говорить за своих подчиненных. Его призывали на Собор не для того, чтобы выслушивать требования, нужды и желания его избирателей, а для того, чтобы услышать то, что хотело знать правительство, и обязать его выполнять решение, принятое Собором.[472]
Но авторы Уставной Грамоты использовали не только зарубежный опыт, но и специфику российских правовых реалий. Так в Уставной Грамоте появилась норма, аналога которой мы не найдём в родственных конституциях эпохи Реставрации. Речь идёт о ст. 164 и 174, согласно которым при выборах депутатов в Палату послов Наместнического сейма уездные дворянские собрания и окружные городские собрания должны были составить специальный
наказ выбранным депутатам с жалобами на злоупотребления администрации (если таковые имелись) и с предложениями о мерах к увеличению благосостояния жителей данной местности. Наказ подписывался всеми членами дворянского и городского собрания, запечатывался и через депутатов передавался председателю Наместнического Сейма. Подлинники наказов хранились в дворянском и городском собраниях. Сам принцип создания наказов от избирателей явно восходит к процедуре избрания Уложенной Комиссии 1767 г. Тогда каждый депутат был обязан привезти с собой наказ от избирателей своего округа с перечислением вопросов, которые следовало рассмотреть в первоочередном порядке. Тем самым и Екатерина II и Александр I, видимо, пытались создать своеобразный механизм обратной связи между верховной властью и обществом с целью повышения информированности о настроениях в общественном мнении и о положении дел на местах.
Связанные понятия (продолжение)
Ультрарояли́сты (фр. ultraroyaliste), также ультра́ (фр. ultras) — политическая группировка во Франции в период реставрации Бурбонов (1814—1830), представлявшая собой крайнее правое (реакционное) крыло монархистов.
Ордона́нс ы (фр. ordonnance — приказ) — королевские указы во Франции и Англии, имевшие силу государственных законов (в Англии — без обязательного утверждения их органами сословного представительства).В новейшее время в ряде франкоязычных стран, которые являются президентскими республиками (Франция, Сенегал, Тунис, Алжир и др.), ордонанс — акт главы государства, относящийся к сфере законодательной деятельности, но принимаемый главой государства в силу исключительных причин (в т.ч. когда деятельность...
Законодательное собрание (фр. Assemblée nationale législative) — представительное учреждение с законодательной властью, установленное во Франции конституцией 1791 года. Этому собранию, составлявшему единственную палату и заключавшему в себе 745 членов, выбранных на два года, конституция давала право издавать законы (с отсрочивающим вето короля), вотировать налоги, определять количество сухопутных и морских сил, объявлять войну, ратифицировать мирные и коммерческие трактаты и возбуждать перед верховным...
Французское королевство (фр. Royaume français) ― недолго существовавший режим конституционной монархии во Франции, осуществлявший власть с 3 сентября 1791 года по 21 сентября 1792 года. Этот режим был первой конституционной монархией во Франции. Законодательное собрание временно отстранило короля 11 августа после штурма дворца Тюильри. Сформированное в ходе выборов Учредительное собрание упразднило монархию 21 сентября 1792, тем самым подведя к концу период непрерывного правления династии Бурбонов...
Подробнее: Французская конституционная монархия
Клубы времён революции — французские политические клубы эпохи революции; собрания нового типа — народные общества, где граждане рассуждали о политических делах.
Суд над Людо́виком XVI (фр. procès de Louis XVI) — в революционной Франции, проходивший в парижском дворце Тюильри с 10 по 26 декабря 1792 года судебный процесс над бывшим королём Людовиком XVI, на момент суда — французским гражданином Луи Капетом (Louis Capet), судимым депутатами Национального конвента.
Законодательный корпус (фр. corps législatif) — термин французского государственного права. Выражение это встречается в смысле представительного собрания с законодательной властью ещё в дореволюционной политической литературе. В эпоху революции оно применялось к законодательному собранию, более известному под этим вторым своим названием.
Генера́льный контролёр фина́нсов , также генерал-контролёр финансов (фр. contrôleur général des finances) — во Франции старого режима министерская должность королевской финансовой администрации, учреждённая в 1661 году вместо должности суперинтенданта.
Десятилетнее консульство — период в истории Франции от вступления в силу Конституции VIII года (25 декабря 1799) до 2 августа 1802, когда сенат официально объявил итоги плебисцита по вопросу о предоставлении Наполеону Бонапарту пожизненного консульства. Фактически уже в этот период вся полнота власти во Франции принадлежала первому консулу — Бонапарту.
Эшеве́ны (фр. échevins) — в средневековой феодальной Франции должностные лица, преимущественно в северных городах, имевшие административные и судебные полномочия. Либо назначались сеньорами, либо избирались горожанами. Формировали коллегии, которые возглавлял прево, глава купцов и городской глава. Также ведали торговлей и ценами на рынках, иногда городскими налогами.Должность ликвидирована во время французской революции декретом от 14 декабря 1789 года.
Жирондистский проект конституции — проект конституции Франции, представленный Национальному конвенту 15 и 16 февраля 1793 года маркизом Кондорсе и состоявший из трёх частей...
Адрес , также коллекти́вный адрес (фр. adresse) — в политическом смысле заявление известного числа лиц или целого объединения или корпорации; термин XVIII—XIX веков.
Консула́т (фр. Consulat) — период в истории Франции, во время которого власть в стране фактически принадлежала Наполеону Бонапарту, но юридически его власть была различным образом ограничена. Продолжался с 9 ноября 1799 (18 брюмера VIII года, когда Бонапартом был совершён государственный переворот) по 18 мая 1804 (когда Наполеон был провозглашён императором).
Ста́рый поря́док (также Старый режим; Дореволюционная Франция; фр. Ancien Régime, Ансьен Режим) — политический и социально-экономический режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI — начала XVII веков до Великой Французской революции. Как пишет французский историк П. Губер, «Монархия Старого порядка родилась в гражданских войнах, которые привели Францию к краху во второй половине XVI в.». Однако некоторые его черты возникли ещё ранее, в XV—XVI веках. Особенности Старого порядка во...
Национальные имущества (фр. Biens nationaux) — в революционной Франции конфискованные, в силу постановлений Национального собрания и Конвента, и объявленные национальной собственностью имущества церкви и эмигрантов. Включали земли, здания, ренты с земель и проч.
Батоннье ́ (фр. le bâtonnier) — во Франции адвокат, стоящий во главе совета корпорации адвокатов при апелляционном суде или суде первой инстанции. Избирается членами корпорации каждые два года.
Ка́нцлер Фра́нции (фр. Chancelier de France) — во Франции старого режима одна из высших коронных должностей, второе должностное лицо короны; а с 1627 года, после упразднения званий коннетабля Франции и адмирала Франции, — высшее должностное лицо короны Франции.
Закон о подозрительных (фр. Loi des suspects) — название принятого во Франции, в период революционного террора, декрета от 17 сентября 1793 года («Décret du 17 septembre 1793 relatif aux gens suspects») в отношении так называемых «подозрительных» лиц. Это постановление конвента было принято стараниями Мерлена из Дуэ и КамбасересаАннулирован в октябре 1795 года, на момент установления Директории.
Кутю́мы (от фр. coutume — обычай) — правовые обычаи некоторых провинций, территорий, городов в средневековой Франции, или французское местное обычное право (также называемое публичным) эпохи феодализма.
Фриме́р (фр. frimaire, от frimas — иней, изморозь) — 3-й месяц (21/23 ноября — 20/22 декабря) французского республиканского календаря, действовавшего с октября 1793 по 1 января 1806. Фример является последним, третьим месяцем осеннего квартала (фр. mois d'automne). За ним следует первый зимний месяц — нивоз.
Совет старейшин (фр. Conseil des Anciens) — французская верхняя палата по конституции III года.
Вре́менное ко́нсульство — период в истории Франции от государственного переворота 18 брюмера (9 ноября 1799 года) до принятия Конституции VIII года (24 декабря 1799 года). Характеризовался постепенным усилением власти Наполеона Бонапарта.
Базо́ш (фр. Basoche или confrèrie de la Bazoche) — корпорация французских прокурорских клерков, возникшая в Париже в начале XIV века и получившая своё название по месту службы — зданию парламента, долгое время бывшим королевским дворцом (basilica, отсюда «базош»).
Нотабли (фр. notables, от лат. notabilis — значительный, выдающийся) — во Франции XIV—XVII вв. члены собрания (собрание нотаблей — assemblée des notables), созываемого королём для обсуждения финансовых, административных и других государственных вопросов. В отличие от Генеральных штатов, нотабли назначались королём из числа видных представителей дворянства, высшего духовенства, городских верхов. Собрания нотаблей имели совещательные функции, подменяя собой собрания Генеральных штатов. Несмотря на...
Рекетмейстер (фр. maître des requêtes) — докладчик просьб и жалоб в дореволюционной Франции; то же, что статс-секретарь. Русское слово образовано от немецкого, сочетавшего французское requête — жалоба, прошение, и немецкое Meister.
Национа́льный Конве́нт (фр. Convention nationale) — высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики во время Великой французской революции, действовавший с 21 сентября 1792 по 26 октября 1795. Законодательное собрание после восстания 10 августа 1792 года, свергнувшего монархию, постановило приостановить короля Людовика XVI в его функциях и созвать национальный Конвент для выработки новой конституции. Выборы в Конвент были двухстепенными, в них участвовали все мужчины (исключая...
Брюме́р (фр. brumaire, от brume — «туман») — второй месяц (22/23 октября — 20/21 ноября) французского республиканского календаря, действовавшего с октября 1793 по 1 января 1806 года. Вместе с предшествующим ему вандемьером и следующим за ним фримером составляет осенний квартал (фр. mois d’automne).
Несравненная палата , также бесподобная палата (фр. Chambre introuvable) — палата депутатов французского парламента (нижняя палата), действовавшая в начальный период Реставрации Бурбонов, произошедшей после отречения императора Наполеона I. Палата была избрана 14 августа 1815 года. Поскольку большинство в этой палате составляли ультрароялисты, она, по выражению короля Людовика XVIII, была «несравненной» и весьма полезной для правительства.
Банкеты реформистов или реформистские банкеты — движение оппозиции за избирательную реформу во Франции под конец правления Луи-Филиппа (1847—1849), новый способ выражения политических взглядов и стремлений оппозиции, не имевшей возможности влиять на правительство через палату, в которой значительное большинство было на стороне министерства, и главным образом заключавшихся в требовании избирательной реформы. Мысль об организации банкетов была подана депутатом Одилоном Барро. С июля 1847 по февраль...
Сентябрьская революция 1870 года — термин российских историков для революции 3-4 сентября 1870 г. во Франции, свергнувшей Наполеона III и положившей начало Третьей республике; во французской исторической классификации такой термин не используется.
«Отечество в опасности » (фр. La patrie en danger) — декрет (декларация) Законодательного собрания Франции от 11 июля 1792 года. Декларация была принята в ответ на угрозы, нависшие в этот момент над Французской революцией. Угрозы исходили как от внешних врагов (коалиция Пруссии и Австрии), так и от внутренних (бывшие дворяне и неприсягнувшие священники). Идея призыва всей нации на борьбу с врагами революции получила широкую поддержку в Законодательном собрании. Объявление Отечества в опасности сыграло...
Расстрел на Марсовом поле (фр. Fusillade du Champ-de-Mars) или резня на Марсовом поле во время Великой французской революции — расстрел безоружной демонстрации в поддержку петиции о ликвидации монархии 17 июля 1791 года.
Национальные мастерские (фр. les ateliers nationaux) — мастерские для безработных пролетариев во Франции; впервые были устроены в Париже и других городах в 1789 г., но не получили распространения и скоро, вследствие их дороговизны, были уничтожены. Гораздо бо́льшую роль национальные мастерские сыграли в марте-июне 1848 г., после февральской революции.
Кордельеры (фр. Club des Cordeliers) — политический клуб в эпоху французской революции, известный сначала под именем клуба «Друзей прав человека»; собирался в предместье Сен-Антуан (фр. Saint-Antoine), в старом монастыре кордельеров (или, иначе, францисканцев), отчего и получил своё название. Здесь сначала происходили только беседы о нравственных и политических вопросах, но скоро стали страстно обсуждаться и жгучие вопросы дня. В своих принципах кордельеры сходились с якобинцами, участвовали в их...
Монтанья́ры (фр. Montagnards — люди на вершине, горцы) — политическая партия, образовавшаяся во время Великой французской революции. С открытия Законодательного собрания 1 октября 1791 года монтаньяры занимали верхние ряды левой стороны, откуда и произошло название их партии — «вершина», «гора» (фр. La Montagne).
Втора́я Францу́зская респу́блика — период французской истории с 1848 по 1852 годы. Республиканская форма правления провозглашена в феврале 1848 года после революции, отречения и бегства Луи-Филиппа I; затем у власти находилось временное правительство. В течение того же года президентом республики был избран принц Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона I; его правление довольно быстро стало авторитарным, 2 декабря 1851 года он присвоил себе исключительные полномочия, а ровно через год, 2 декабря...
Якоби́нцы (фр. Jacobins) — участники Якобинского клуба (фр. Club des Jacobins; Jacobins; Société des Jacobins, Amis de la Liberté et de l’Égalité), французского политического клуба эпохи Великой французской революции — самое известное и влиятельное политическое движение революции, связанное с определением радикального эгалитаризма, республиканизма и применения насилия в достижении целей, приведших к созданию революционного правительства 1793-1794 годов.
Ию́льская мона́рхия (фр. monarchie de Juillet) — период в истории Франции от Июльской революции 1830 года, покончившей с режимом Реставрации, до Февральской революции 1848 года, установившей Вторую республику.
Жирондисты (фр. Girondins) — одна из политических партий в эпоху Великой Французской революции.
Французский
Закон о разделении церквей и государства от 9 декабря 1905 года (фр. Loi du 9 décembre 1905 concernant la séparation des Eglises et de l'Etat) стал первым законом, положившим начало процессу полного отделения церкви от государства в социально-экономических условиях, приближенных к жизни современного общества. Был разработан правительством левого блока Луи Эмиля Комба.
Охранительный сенат (фр. le Sénat conservateur) — парламентский орган во Франции в период Первой республики и Первой империи, учреждённый согласно Конституции VIII года (ноябрь 1799) Консулата. Вместе с Трибунатом и Законодательным корпусом составлял одно из трёх законодательных собраний Консулата.
Королевский двор Франции (фр. Cour de France) — монархический двор короля Франции, состоящий из множества придворных, личного окружения короля, военного окружения и охраны, а также все вспомогательные службы, которые обслуживали личные нужды короля, его семьи и придворных.
Комите́т обще́ственного спасе́ния (фр. Comité de salut public) — один из многочисленных комитетов Национального Конвента Франции, который к осени 1793 года сосредоточил в своих руках всю верховную власть в революционной Франции — назначал и смещал чиновников, послов, генералов в действующей армии. Принимал решения об арестах, распоряжался специальным финансовым фондом. Решения Комитета беспрекословно утверждались Конвентом и становились законами.
Упоминания в литературе (продолжение)
В русской политической мысли XVIII век проходил под знаком абсолютизма, при этом внимание российских авторов концентрировалось на идее просвещенного абсолютизма. В указанном направлении развивали свои взгляды И.Т. Посошков, Феофан Прокопович, В.Н. Татищев. Дань веяниям времени отдала императрица Екатерина II, размышлявшая в духе популярных в тот период идей европейского Просвещения о государственных преобразованиях в известном «
Наказе ». «Наказ комиссии о сочинении проекта нового уложения», который Екатерина II написала для депутатов, разрабатывающих новый свод законов, был пронизан передовыми идеями Вольтера, Монтескье, Дидро, Беккариа и других европейских мыслителей. Более того, значительная часть «Наказа» была заимствована из «Духа законов» Монтескье и «О преступлениях и наказаниях» Беккариа. В «Наказе» Екатерины II декларировались равенство прав, равенство граждан перед законом, т. е. лозунги Великой Французской революции, которая ещё только предстояла. Во Франции «Наказ» был даже запрещён. Но как писал русский историк В.О. Ключевский, «признавая в себе «отменно республиканскую душу», она считала наиболее пригодным для России образом правления самодержавие или деспотию, которых основательно не различала»[11]. Поскольку политическая жизнь российского общества была слишком далека от её реформаторских проектов, этот век завершается резкой критикой абсолютизма и радикально-республиканскими идеями А.Н. Радищева.
В сфере законодательства Екатерина потребовала устранения устаревших законов: для принятия нового «Уложения» – избрать депутатов от госучреждений от городов и сословий, а сенату – подготовить проект нового «Уложения». Сама императрица написала «
Наказ » будущим депутатам. В этом историческим документе, составленном под сильным влиянием французских философов-просветителей, Екатерина ставила сложнейшие вопросы. Скажем, о формах государственного управления, о наделении крестьян земельной собственностью, т. е. о законности крепостного права. Все эти вопросы и некоторые другие считались для того времени неслыханным новшеством. Что вызвало мощный протест дворян и почти всех слоев тогдашнего общества. В результате крепостное право не только сохранилось, но и расширилось.
В Уставе о ссыльных отсутствуют нормы о целях наказания в виде ссылки, основных принципах его исполнения и других общих положениях, как того можно было ожидать, имея в виду, например, опубликованный много раньше «
Наказ » 1767 г. В этом мы усматриваем недостаток Устава. По содержанию данный документ объединяет регулирование самых различных вопросов, связанных с осуществлением ссылки (режима в острогах, имущества ссыльных, некоторых аспектов их семейных отношений и др.). Эта особенность в значительной мере объясняется желанием властей упорядочить и разъяснить порядок исполнения ссылки, во многом запутанный из-за обилия предшествовавших указов и правительственных решений (с середины XVII в. действовало более 200 актов), сделать его единообразным во всех районах империи. В последующем в Устав о ссыльных вносились многочисленные изменения, однако основа оставалась прежней, и действовал этот документ почти сто лет, что свидетельствует об его фундаментальности. Нижеследующий анализ Устава о ссыльных мы проводим по публикации его в т. XXXVIII Полного собрания законов Российской империи издания 1830 г.[441]
К работе Думы крестьяне проявляли большой интерес, который выразился в огромном потоке
наказов , «приговоров» и петиций. Т.Шанин пишет: «Англо-саксонский парламент, в котором его члены, однажды избранные, вольны действовать, как они считают нужным, поразил бы российских крестьян как явно несуразный. Опыт общинного самоуправления учил их иному. Депутату ясно говорилось, что он должен передать на словах… Власти и особенно Дума должны были быть поставлены в известность о крестьянских трудностях и нуждах – отсюда приговоры и петиции».
«Образ мыслей вообще и самый гражданский закон» не могут исполняться иначе, как путем установления правил для всего населения империи и по всем предметам законодательства. Поэтому она начала в январе 1765 года писать «
Наказ » комиссии уложения, являющийся компиляцией из разных источников, используя книги Монтескье, Беккариа, французскую энциклопедию и сочинения немецких публицистов.
Уральские депутаты-трудовики использовали
наказы , шедшие с мест в целях оправдания радикальных требований решения аграрного вопроса. Так, только во II Думе от Оренбургской, Пермской и Уфимской губерний они получили 26 наказов крестьян в поддержку требования конфискации помещичьей земли[32]. На письма с мест ссылались уральские депутаты-трудовики, отстаивая идею эволюционного развития общины, выступая против ее искусственного разрушения[33]. Письма, наказы, приговоры активно использовали в своей практике и уральские депутаты-кадеты. Опираясь на них, депутаты пытались реализовать тактику наступления на правительство, не останавливаясь перед возможностью открытого разрыва с ним. В телеграмме, принятой на сходе в Нейво-Рудянском заводе кадеты провели требование в поддержку резолюции своей фракции «об отставке нынешнего министерства… идущего по реакционному пути, не получившего доверия и симпатии страны…»[34].
Против помещиков крестьяне обычно выступали «всем миром»[67]. Их борьба за свои права привела к «активизации роли сельской общины, от имени которой в большинстве случаев составлялись приговоры,
наказы и другие документы, явившиеся результатом революционного правотворчества народных масс»[68]. Община стала решать «больший круг вопросов, чем до революции 1905–1907 гг.»[69].
Покровский проводит прямую аналогию между Францией и Россией XVIII в.: в «
Наказе » Екатерины II Сенат признается хранителем гарантий, его роль фактически отождествляется с ролью французского парламента – судебной курии[315]. «Теория „монархического“ либерализма… – заключает автор, – последнее звено длинного эволюционного ряда, первым звеном которого были столь первобытные учреждения, как „табу“ и иммунитет»[316].
Екатерина II (правила в 1762–1796 гг.) считала необходимым разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, господство закона, равенство всех перед законом. Программу реформ она изложила в «
Наказе для Уложенной комиссии». Заседания более 500 выборных членов Комиссии по составлению нового Уложения (свода законов вместо Соборного уложения 1649 г.) выявили глубокие социально-сословные противоречия в обществе. Екатерина II распустила комиссию и в ходе своего царствования осуществила частные преобразования. Принцип разделения властей частично реализовался в ходе губернской реформы. Четко обозначался правовой статус сословий (Жалованные грамоты дворянам и городам). Провозглашалась веротерпимость. Свободным людям запрещалось закабалаться. Дворянство и горожане стали выбирать должностных лиц (предводителей дворянства, городских голов) и формировать органы управления (нижние земские суды, городские управы и т. д.).
К этому же ряду неблаговидных суждений об адвокатуре относятся и известные слова вождя мирового пролетариата В.И. Ленина: «Адвоката надо брать ежовыми рукавицами, ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает…»[47]. Правда, сказано это было еще до роспуска Советом народных комиссаров адвокатуры, совсем в другое время и совершенно по другому поводу. Но ведь надо учесть, что ленинские слова для всех поколений большевиков-коммунистов всегда являлись бесспорным заветом «правильного» поведения без учета места, времени и обстоятельств, при которых такие «заветы» рождались. В некоторых кабинетах сотрудников правоохранительных органов даже ныне, в начале XXI в., вывешены плакаты с этими «
наказами вождя».
Фундаментальная однородность требований по главным вопросам в
наказах , полученных из самых разных мест России, говорит о зрелости установок этой огромной общности. Требование отмены частной собственности на землю содержалось в 100 % документов, причем 78 % хотели, чтобы передача земли крестьянам была проведена Думой. 59 % требовали закона, запрещающего наемный труд в сельском хозяйстве, 84 % требовали введения прогрессивного прямого подоходного налога. Среди неэкономических требований выделяются всеобщее бесплатное образование (100 % документов), свободные и равные выборы (84 %).
Постепенно, однако, все больше вводятся выборные представители на соборах. Сама по себе система представительства была довольно сложной и запутанной. Вместе с тем расширение выборного начала позволило В. О. Ключевскому сделать вывод: «Выборный народный челобитчик на земском соборе XVII века сменил собою правительственного агента XVI века»[6]. При этом порядок избрания определялся на местах теми, кто избирал своего представителя. Для избранного лица готовился
наказ , в котором излагалась позиция делегирующего его коллектива. Наряду с выборными лицами часть мест в соборе по-прежнему занимали должностные лица: члены Боярской думы и высшее духовенство.
Механизм – в идее своей стройный; но, для того чтобы он действовал, необходимы некоторые существенные условия. Машинное производство имеет в основании своем расчет на непрерывно действующие и совершенно равные, следовательно, безличные силы. И этот механизм мог бы успешно действовать, когда бы доверенные от народа лица устранились вовсе от своей личности; когда бы на парламентских скамьях сидели механические исполнители данного им
наказа ; когда бы министры явились тоже безличными, механическими исполнителями воли большинства; когда бы притом представителями народа избираемы были всегда лица, способные уразуметь в точности и исполнять добросовестно данную им и математически точно выраженную программу действий. Вот при таких условиях действительно машина работала бы исправно и достигла бы цели. Закон действительно выдержал бы волю народа; управление действительно исходило бы от парламента; опорная точка государственного здания лежала бы действительно в собраниях избирателей, и каждый гражданин явно и сознательно участвовал бы в правлении общественными делами.
Используя аналогию между актуальной политической ситуацией и «бурей», Уваров как будто обосновывал идеал «устойчивости» и «стабильности», не подразумевающий движение. Наиболее явно этот образ транслировался с помощью метафоры «якоря»: бросив якорь, корабль удерживается на одном месте, тем самым спасаясь от шторма. Однако в то же время Уваров предлагал императору метафору движения, которая станет ключевой в период его министерства: «Как идти в ногу с Европой и не удалиться от нашего собственного места („situation“)?» [Уваров 1995: 70]. Задачу, поставленную Уваровым, действительно сложно было выполнить: она предполагала две разнонаправленные траектории движения России – вместе с Европой, но одновременно и неким «своим» путем. Для разрешения этой антиномии Уваров прибег к органицистским метафорам. Так, он писал о народности: «…Народность не состоит в движении назад, ни даже в неподвижности; государственный состав может и должен развиваться подобно человеческому телу <…>. Речь не идет о том, чтобы противиться естественному ходу вещей» [Уваров 1995: 71]. Подхватывая тезис о неравномерном развитии народных тел (как и человеческих), Уваров постулировал принцип, который затем станет базовым для близких к нему историографов. Согласно этой точке зрения, конечная точка маршрута у России и европейских стран одна, хотя двигаются они к ней различными путями и темпами. Уваров пытался показать, что уникальность России состоит в сочетании «несочетаемого»: Россия, как писала в «
Наказе » Екатерина II, «есть европейская держава», а между тем она все-таки отделена от Европы. Подобно западным державам, корабль «Россия» оказался в эпицентре бури, однако лишь ему удастся в итоге бросить якорь и тем самым спастись.
Не многим отличались, по существу, официальные декларации, заявления, принятые в казачьих областях. Например, резолюция Оренбургского Войскового Круга, принятая на Чрезвычайной сессии в феврале 1918 г. в г. Верхнеуральске, гласила: «Выслушав
наказы станиц, данные делегатам с мест, и мнения самих депутатов по политическому моменту, и, особенно, по борьбе с большевиками, и имея в виду, что как наказы, так и мнения всех депутатов говорят за беспощадное сопротивление большевикам, значит, за неподчинение так называемому Совету Народных Комиссаров, Чрезвычайный войсковой круг единогласно постановил: впредь до установления Всероссийским Учредительным Собранием государственной власти – никакой власти в войске не признавать, кроме власти Войскового Круга, который для Оренбургского Казачьего Войска является единственным хозяином, распорядителем и законодателем для Войска; его постановления обязательны не только для лиц Войскового сословия, но и для проживающих на Оренбургской казачьей территории – лиц не Войскового сословия.
Затем воевода назначал дату выборов. Соответствующее извещение он направлял с рассыльщиками, пушкарями и зачинщиками (по отписке галицкого воеводы 1636 г.) в пригороды, торжки и вотчины к уездным дворянам и детям боярским. Академик Л. В. Черепнин высказал предположение, что до проведения выборов воеводы опрашивали служилых людей о возможных кандидатах. К назначенному сроку избиратели собирались в съезжей избе, где по сословиям выдвигали своих представителей. По окончании выборов присутствующими подписывался итоговый избирательный акт – «за руками списки» и составлялся «договор» – своеобразный
наказ депутатам. К указанному в «призывной» грамоте сроку открытия собора (обычно к церковному празднику) выборные направлялись в Москву.
Период, предшествовавший созданию Оренбургского Магометанского Духовного Собрания. Представления мусульман Волго-Уральского региона о религиозной автономии могут быть получены из их
наказов в Уложенную комиссию 1767 г. Согласно этим наказам, судьями должны бытьахуны и муллы. Следует отметить единодушие в этом вопросе самых различных групп: служилых татар Казанского, Пензенского и Саранского уездов[78], башкир Уфимской провинции[79], башкир Исетской провинции[80], татар Сеитовской слободы (Каргалы)[81], ясачных татар Казанской дороги Уфимской провинции[82], служилых мишарей и татар Уфимской провинции[83], мишарей Исетской провинции[84]. Но речь здесь не о создании централизованной религиозной администрации, а об избрании четырех ахунов для Уфимской провинции. При этом в выборах должны участвовать не только башкиры, но и тарханы, мещеряки (мишари) и ясачные татары: «ибо все мы одного магометанского закона состоим»[85]. Расшифровка полномочий этого суда дается в наказе башкир Уфимской провинции. Здесь основное внимание уделяется брачно-семейному праву: раздел имущества, основания для развода, установление степени родства, препятствующего заключению брака. Кроме того за имамами фактически закрепляются полномочия мухтасиба по контролю за соблюдением поста и совершением пятикратных молитв[86].
а) представляет Преосвященным своим викариям, пользующимся ныне, согласно
Наказу , правами полусамостоятельных, все права епархиальных архиереев, с организацией при них управления, применительно к местным условиям и возможностям;
Первая группа источников представлена материалами законодательной деятельности государственных учреждений и памятниками писцового делопроизводства конца XV – первой половины XVII в. К ним относятся: Судебники 1497 и 1550 гг., Уложение о службе 1555/1556 гг. и Соборный Приговор 1604 г., Приговор «Совета всей земли» Первого ополчения 1611 г., Соборное Уложение 1649 г., различные международные договоры и обязательства, сохранившаяся дипломатическая переписка, великокняжеские и царские «указные грамоты о всяких государевых делах», а также
наказы воеводам, воинские уставы и наставления.
Статья 53 Основных законов Российской империи, изданий 1832–1892 гг., объявляла: «Законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений, грамот, положений,
наказов (инструкций), манифестов, указов, мнений Государственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения (выделено нами. – А. С.)».