Лоббизм в Германии

В Германии термин «лоббизм» (Lobbysmus) имеет негативный оттенок, поэтому вместо него часто употребляют термины «общественно-политические коммуникации» (politische Kommunikation), «взаимодействие с органами государственной власти» (Public Affairs) и «политическое консультирование» (Politikberatung). Лоббирование в Германии осуществляют различные группы интересов (Interessengruppen), среди которых наиболее влиятельными являются Объединение немецких профсоюзов, Федеральный союз немецкой промышленности, Федеральное объединение германских союзов работодателей, а также другие различные объединения, благотворительные фонды, неправительственные организации. Также лоббистской деятельностью занимаются PR- и GR-агентства (среди наиболее известных PR-агентств такие агентства как Media Consulta, Ketchum Pleon, FischerAppelt и Oliver Schrott), юридические фирмы и исследовательские центры. В 2006 году некоторыми авторами было предложено обозначить лоббизм как пятую ветвь власти (по аналогии с обозначением прессы как четвертой ветви власти). Другие же авторы сочли это преувеличением и такое обозначение не прижилось.

Негативное отношение к лоббизму в Германии обусловлено тонкой гранью между лоббистской деятельностью и коррупцией. В частности, по мнению организации Transparency International такие распространенные виды лоббистской деятельности как организация или финансирование приемов для представителей элиты и журналистов, пожертвования политическим партиям и подарки видным политикам должны подвергаться более жесткому контролю. В этой связи предлагается разработать «кодекс поведения» для лоббистов.С 1972 года ведется Открытый список зарегистрированных объединений и их представителей, в который занесены лоббисты, официально аккредитованные при бундестаге. Регистрация осуществляется на добровольной основе, но она необходима, чтобы быть приглашенным в те или иные парламентские комиссии на обсуждение законопроектов. В 2013 году в списке были зарегистрированы 2141 представителей различных организаций.При обсуждении таких тем как атомная энергетика, использование солнечной энергии, биотехнологии, авторское право и патенты на программное обеспечение промышленные концерны и крупные корпорации часто подвергаются критике за то, что они благодаря интенсивной лоббистской деятельности, в том числе и на общеевропейском уровне, добиваются принятия законов, противоречащих интересам общества или потребителей. За это также упрекают экологические организации и общественные объединения, которые отстаивают интересы отдельных групп, выдавая их за общие. Считается, что в ФРГ наиболее сильное воздействие на органы государственной власти осуществляют лоббисты из фармакологической и энергетической отраслей.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я