Ликбез (литературный альманах)

Альманах «Ликбез» был основан в 1989 г. — В. В. Корневым, С. Ю. Лёвиным и С. Ю. Липовым.

Первые три номера (декабрь 1989, январь 1990, апрель 1990) представляли собой сшитые вручную машинописные страницы формата А5. Тираж издания составлял от 4-х до 25-ти экземпляров. После почти двухлетнего перерыва «Ликбез» вышел уже в новом виде (4-й номер — апрель 1992) — формат А4 с иллюстрациями, тиражируемый на ксероксе.

С 7-го номера (январь 1994) «Ликбез» пережил настоящую технологическую революцию — теперь он издается в типографии тиражом 300—500 экземпляров (14-й номер — 1000 экз.) офсетным способом. На пике своей популярности — в конце 90-х гг. альманах составлял самую ощутимую конкуренцию литературным изданиям алтайских писателей (журналы «Алтай» и «Барнаул»), а в среде читающей молодежи котировался на порядок выше своих официозных оппонентов. При этом фирменным знаком «Ликбеза», как продолжателя лучших самиздатовских традиций, была полная бескорыстность его авторов и редколлегии (ни один из номеров альманаха принципиально не продавался за деньги). Другой особенностью «Ликбеза» была практика проведения ряда нонконформистских литературно-музыкальных мероприятий, включавших в себя, наряду с обычными презентациями и поэтическими конкурсами, даже оперные и кинематографические постановки.

Идейно-эстетическая база «ликбезовцев» окончательно сложилась в 1992—1993 гг., что совпало с объединением вокруг альманаха остатков творческих союзов «ЭРА» («Эпицентр российского авангардизма») и «ГРИАДКА» (Группа имени Ивана Андреевича Дедушки Крылова) в лице И. А. Копылова, В. Н. Токмакова, А. Е. Лушникова, М. В. Гундарина, В. В. Десятова, И. Обмокни и др.

В это время заместитель главного редактора «Ликбеза» И. А. Копылов сформулировал три приоритетных принципа альманаха: «Во-первых, „Ликбез“ — это творческая лаборатория молодых авторов; во вторых, „Ликбез“ — не просто собрание разных людей, но коллектив единомышленников; и, в третьих, „Ликбез“ — это некоммерческое издание». В самых общих словах, кредо творцов «Ликбез» состоит в сочетании литературного новаторства с просвещенным патриотизмом и традионализмом. В логотипе альманаха, как в известной максиме Маяковского перо приравнивается к штыку. Таким образом, творческим идеалом «ликбезовцев» является союз поэта и гражданина. Что касается собственно эстетической программы «ЛИКБЕЗА», то попытки сформулировать таковую в своё время были вербализованы то как «концептуализм», то как «новый реализм», «новый романтизм», наконец сегодня как «новая искренность»:

«Мы, члены литбюро альманаха „Ликбез“, в своей деятельности руководствуется следующими соображениями. 1. Современная русская литература оказалась заложницей продолжающегося осуществления двух проектов, одинаково выморочных и тупиковых. Первый проект заключается в попытках вернуть к жизни сумму схем, приемов и тем, некогда опробованных (и отработанных) литературой классического периода. В итоге происходят попытки оживления, зомбификация почетных мертвецов. Второй проект заключается в попытках втиснуть образ сегодняшней действительности в „умышленные“, игровые, подчеркнуто интеллектуальные приемы, слепо заимствуемые из принципиально иных культурных традиций. Иначе говоря — в попытках одушевить заведомо безжизненные сущности и существа. Вместо зомби, запланированных первым проектом, в итоге второго должны получиться големы. Разница невелика и непринципиальна. Мы считаем, что литература нуждается в прививке „новой искренности“. Не почивший в бозе „коллективный дух“, не обнаженное или замаскированное жесткое рацио, но сердце каждого из нас, современников, может и должно стать источником и вдохновения, и плодотворной работы. 2. Ситуация в литературной провинции также может быть описана в названных выше терминах. Если некоторое время назад литератор здесь не имел возможности вырваться из контекста „Проекта Зомби“, то сейчас он вынужден выбирать „Проект Голем“. Но этот выбор иначе как порочным и ничтожным не назовешь. Жесткая клановость, корпоративность, попытки удержать литературу на плаву в качестве массового явления — все это усугубляет литературную ситуацию в провинции, делая её нетерпимой для тех, кто видит перед собой культурные перспективы, кто чувствует в себе волю к творчеству. 3. Мы считаем, что место писателя в социальной и культурной действительности ни в коем случае не определяется его клановой, поколенческой, политической и т. п. принадлежностью. Критерий здесь прост — его творческие возможности, которые должны реализовываться на практике. А этой практикой, помимо собственно искусства, являются также общение, труд, любая созидательная деятельность во благо нашего отечества и народа. Ради взаимопомощи и взаимореализации, ради возможности открытия новых творческих перспектив, мы и работаем в „Ликбезе“, равно как и вне его».

С 2000-го года «Ликбез» открыл сайт в сети интернет (http://lik-bez.ru/), где регулярно выставляются новые электронные номера издания. Сетевой «Ликбез» является самым популярным ресурсом среди всех краевых изданий и привлекает на свои страницы авторов всей литературной России и русскоязычного зарубежья. «Ликбезу» посвящена страничка в самом авторитетном на сегодняшний день исследовании текущей литературы «Русская литература сегодня», написанным С. Чуприниным.

Авторами «Ликбеза» в первый период его существования были прежде всего представители «новой волны» алтайской литературы: В. Токмаков, М. Гундарин, Н. Николенкова, Ф. Габдраупова, И. Обмокни, П. Госсен, А. Брехов, Е. Борщев, Д. Воробьев, и др. Вместе с тем, в альманахе печатались и представители старшего поколения, такие как: В. Башунов, А. Родионов, И. Жданов, А. Еременко, С. Яненко, Б.Рыжий... В новейший период в «Ликбезе» печатались признанные в читающей России авторы: З. Прилепин, Н. Садур, Э. Лимонов, Д. Пригов, Г. Шульпяков, Д. Тонконогов, А.Курпатов, А.Цветков, Д.Ольшанский, Товарищ У и др.

«Ликбез» дружит c городами – с новосибирскими, красноярскими, екатеринбургскими, питерскими, одесскими, уфимскими авторами. Поэтому на его страницах целыми блоками публикуются тексты литературных друзей из других регионов и городов. Из публикаций зарубежных авторов можно отметить публикации известного сербского писателя Владана Матиевича, живого классика чилийской драматургии Марко Антонио де ла Парра, современного американского прозаика Эриха фон Неффа, .

Сегодня «Ликбез» – это еще и антибюджетная киностудия, выпустившая несколько полнометражных картин ("ЗОБ", "КАДО", "Вырванные страницы из дневника Ленина", "CapitoЛизм"), ежегодный международный фестиваль авторского кино «КиноЛикбез», Клуб любителей интеллектуального кино, циклы лекций "Философский ликбез" и "Кинотеориум", интернет-программа "Артликбез", штаб подготовки различных творческих мероприятий.

С 2015 года все ликбезовские проекты и сам альманах переехали в Санкт-Петербург, где в декабре 2019 г. можно будет отметить 30-летие одного из старейших и действующих самиздатовских проектов.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я