Связанные понятия
Анто́н — мужское русское личное имя латинского происхождения. Восходит к лат. Antonius — древнеримскому родовому имени Антониев; его происхождение неизвестно, вероятно, у него этрусские корни. По другой версии, возможно, оно происходит от др.-греч. αντεω, ανταω («состязаться», «вступать в бой») — одного из эпитетов Диониса. Церковная форма имени — Анто́ний.
А́ксиос (греч. ἄξιος — «достоин») — возглашение при хиротонии (рукоположении) во диакона, иерея, епископа; а также при интронизации Патриархов и при возложении иерархических наград.
Ге́рман — мужское русское личное имя латинского происхождения; восходит к лат. Germanus — «единоутробный», «близкий», «родной». Это имя, бывшее распространённым в Византии, носил ряд полководцев империи, патриархов и святых. Не следует путать имя Герман с Германн (нем. Hermann; последнее — изменённое Harimann/Herimann, двухосновное имя древнегерманского происхождения, образованное сложением компонентов heri/hari — «войско» и mann — «человек»).
Пру́сская митропо́лия (греч. Μητρόπολη Προύσης) — историческая епархия Константинопольской православной церкви в Малой Азии на побережье Мраморного моря с центром в городе Прусса (ныне Бурса в Турции). Граничит на севере с Никейской митрополией, на западе с Никомидийской, и Анкирской епархией на востоке.
Упоминания в литературе
В годы блокады Ленинграда от голода, болезней и ранений погибли жители этого дома Алексей Александрович Бешков (1908 – январь 1942), Н.П. Вешкина (1870 – апрель 1942), Георгий Иванович Никитин (1908 – декабрь 1941), Василий Павлович Осипов (1900 – январь 1942), Николай Николаевич Павлов (1876 – ноябрь 1941), Павел Васильевич Подлуцкий (1900 – октябрь 1942),
Леонид Петрович Чернов (1895 – сентябрь 1941), Евдокия Павловна Шалина (1892 – апрель 1942).
В тот же вечер на сцене Суворинского театра в доме № 65 по набережной Фонтанки в опере Джакомо Пуччини, шедшей в рамках итальянского сезона 1914 года, в партии Каварадосси дебютировал
Леонид Витальевич Собинов, который исполнил эту партию на итальянском языке. Публика была в восторге. Корней Чуковский отметит в своих воспоминаниях, что Леонид Витальевич много занимался благотворительностью, помогал студентам и просто нуждающимся людям, в частности, писателю Леониду Андрееву. После 1917 года советское правительство предоставит ему дачу С.И. Дворжецкого на Оранжерейной улице (дом № 3) в Сестрорецке.
В одном из корпусов Батенинского жилмассива жил
Леонид Николаев, вошедший в историю тем, что 1 декабря 1934 г. убил партийного руководителя Ленинграда Сергея Мироновича Кирова. Это убийство, совершенное вовсе не по политическим мотивам, – доказательства этого собрала много лет занимавшейся расследованием истории дела директор музея-квартиры Кирова Татьяна Сухарникова, – было использовано Сталиным для начала большого террора. А в Ленинграде в связи с этим убийством пострадали сотни, даже тысячи ни в чем не повинных Николаевых, которых подозревали в том, что они «враги народа» только потому, что они носили такую же фамилию, как и убийца Кирова. В 1935 г. и в 1939 г. в Ленинграде переименовали несколько улиц и переулков, носивших названия Николаевских.
В одном из этих доходных домов, фасад которого выходит в переулок, находилась квартира с двумя мастерскими и живописной школой известного художника конца XIX – начала XX века С. Ю. Жуковского, у которого учились художник И. И. Нивинский и поэт В. В. Маяковский. Также в одном из этих домов с 1899 по 1909 год жил певец
Леонид Собинов, а в 1930-х – кинорежиссер Дзига Вертов. Здесь находилось издательство «Польза» В. М. Антика, известного своими сериями «Народный университет», «Педагогическая академия», «Универсальная библиотека». Тут была последняя перед изгнанием квартира А. И. Солженицына, в которой 12 февраля 1974 года он был арестован.
20 октября (2 ноября). В Берлине в семье писателя
Леонида Андреева родился сын – Даниил Леонидович Андреев (? 1959), будущий философ, поэт, автор «Розы мира».
Связанные понятия (продолжение)
Преднесе́ние креста ́ — в православной традиции привилегия предстоятеля церкви (в ряде случаев и других архиереев) на несение перед ними во время торжественных церемоний и на богослужениях распятия (предносного креста).
Собор Рязанских святых — праздник Русской Православной церкви, установленный в память о православных подвижниках Рязанской земли. Празднование Собору совершается 10 (23) июня.
По традиции, начавшейся с периода правления великого князя Василия III, духовником главы российского государства являлся настоятель (протопоп) Благовещенского собора Московского Кремля.
Подробнее: Список духовников российских монархов
Арсений Каппадокийский (греч. Αρσένιος ο Καππαδόκης, иногда именуется на турецкий лад Хаджи-Эфенди или Хаджыэфендыс, греч. Χατζηεφεντής, в миру Феодор Анницалихос; около 1840, Фарасы, Турецкая империя — 10 ноября 1924 года, Корфу, Греция), почитается в лике преподобных, память совершается 10 ноября. Учитель и наставник Паисия Святогорца.
Макси́м (лат. maximus — самый большой, величайший) — мужское имя латинского происхождения. Римское родовое имя.
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей — глава Русской православной церкви заграницей в сане митрополита. Является председателем Собора Епископов и Архиерейского Синода РПЦЗ, епархиальным архиереем Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии, в которой имеет постоянное местопребывание, и настоятелем Митрополичьего соборного храма и управляет церквами, не входящими в состав епархий, а непосредственно ему подчинённых.
Двукратный собор 861 года (греч. Πρωτοδευτέρα Σύνοδος) иначе Перво-Второй — поместный собор Константинопольской Церкви, состоявшийся в церкви Святых Апостолов в Константинополе в мае 861 под председательством патриарха Фотия в присутствии императора Михаила III. На Соборе присутствовали 318 епископов, включая папских легатов. Соборные акты не сохранилось: они были сожжены на соборе в 869 году сторонниками патриарха Игнатия.
Ревни́тели благоче́стия, или боголю́бцы — небольшой круг духовных и светских лиц, объединившийся в конце 1640-х — начале 1650-х годов в Москве вокруг Стефана Вонифатьева, духовника́ царя Алексея Михайловича. «Ревнители» стремились к исправлению церковной и гражданской жизни в России путём утверждения благочестия на основе строгого следования церковным уставам и постановлениям Стоглавого собора 1551 года. В него входили «люди начитанные и искусные в деле проповеди»: настоятель Казанского собора Иван...
Собор , собор святых — один из христианских церковных праздников, составляющих две группы.
Архонда́рик или фонда́рик (греч. αρχονταρικόν, от άρχοντας — аристократ, знатный человек) — приёмная комната для гостей в православном монастыре, также гостиница для паломников, как правило, в Греции (на Афоне, в Метеорах) или в Египте (Синайский монастырь). В архондарике также ведутся духовные беседы с паломниками. Название происходит от греческого слова архонт, означающего именитого посетителя монастыря, которого принимали с особым почётом.
Дики́рий (греч. δικήριον — «двухсвечник») и Трики́рий (греч. τρικήριον — «трёхсвечник») — принадлежности архиерейского богослужения в Православной Церкви.
Па́вел — распространённое имя латинского происхождения (от лат. paulus — «малый», «небольшой»). Женский аналог — Павла. Имя в разных фонетических вариациях стало популярным в христианских народах благодаря апостолу Павлу.
Мака́р — мужское имя греческого происхождения; восходит к др.-греч. Μακάριος («Макариос») — «блаженный, счастливый». В древнегреческой мифологии «Макариос» — один из эпитетов Зевса (в русском именослове наличествует ещё одно имя с похожей исходной этимологией — Феликс).
Троепе́рстное сложе́ние; Троепе́рстное кре́стное зна́мение — принятое в современном (со средних веков) православии (и некоторых иных древних восточных церквях) сложение пальцев правой руки при совершении крестного знамении или благословении (мирянином).
Подробнее: Троеперстие
Константи́н — мужское русское личное имя латинского происхождения; восходит к лат. constans (родительный падеж constantis) — «постоянный, стойкий». Constantius (Конста́нций) — известное в античности личное имя; Constantinus — его производная форма, обретшая самостоятельность.
Корейская духовная миссия (кор. 대한그리스도정교회) — церковно-административная структура Русской православной церкви заграницей на территории Южной Кореи, ставшая восприемницей дела действовавшей в Сеуле Русской духовной миссии.
Остиа́рий (Привратник) — в Католической церкви один из чинов церковнослужителя, отменённый во второй половине XX века при введении современного римского обряда.
Литурги́ческое богосло́вие — сравнительная богословская наука, занимающаяся систематизацией богословских идей заключенных в богослужении, церковных песнопениях, последовании праздников, иконографических композициях, таинствах и во всем церковнослуже́бном обихо́де, при сравнении их с богослужебными обычаями других инославных христианских обществ.
Рипи́да , рипи́ды (греч. ριπίδιον — опахало, веер) — в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного двустороннего изображения шестикрылого серафима в круге, в квадрате, в ромбе или в звезде на длинной рукояти.
Типографская школа — учебное заведение в Москве, существовавшее в 1681—1687 годах при Московском печатном дворе.
Литурги́я апо́стола Ма́рка — литургия александрийского типа. По преданию, её автором является апостол и евангелист Марк, ученик и сподвижник апостолов Петра, Павла и Варнавы.
Никомидийские мученики — общее наименование мучеников за христианскую веру, принявших мученическую смерть в городе Никомидии.
«По́весть о бе́лом клобуке ́» (др.-рус. По́вѣсть ω бѣ́ломъ клобуцѣ́) или «По́весть о новгоро́дском бе́лом клобуке́» — памятник древнерусской литературы XV—XVI веков, сочинение о чудесном появлении на Руси белого клобука, мистического символа «Третьего Рима».
Идиоритм , или особножи́тие, особножи́тельный монастырь (греч. μόναστήριον ιδιόρυθμον, букв. — особый, своеобразный; также идиорритма, идиоритми́ческий монастырь, особножи́тный монастырь, своежи́тие; иногда, обычно в России синодального периода — шта́тный монастырь) — особый вид православных монастырей в противоположность общежительным монастырям.
Дромологофет (греч. Λογοθέτης τοΰ δρόμου — Логофет Дрома) в Византийской империи так назывался главный начальник почтового ведомства. Впоследствии он скреплял своей подписью царские указы и золотые буллы (Хрисовул (лат. Bulla Aurea; греч. Χρυσόβουλλον)). При Кодине он занимал 27 место в ряду придворных чинов, но уже не имел никакой должности.
Анки́рский собо́р (греч. Σύνοδος ἐν Ἀγκύρᾳ τῆς Γαλατίας) — поместный собор христианской церкви состоявшийся 314 году в городе Анкира (современная Анкара). В работе собора принимали участие 18 епископов из Малой Азии и Сирии, председательствовал Виталий Антиохийский или Маркелл Анкирский. Собор был созван после Великого гонения и рассматривал вопросы возвращения в церковное общение лиц, отрекшихся в ходе гонений от христианства, а затем попросивших о своём возвращении в общину.
Сара́нская епа́рхия — епархия Русской православной церкви с центром в городе Саранске. Территория — центральные районы Мордовии. Входит в состав Мордовской митрополии. Правящий архиерей — митрополит Зиновий (Корзинкин).
Ге́рман Валаа́мский — православный монах, «начальник», то есть основатель (вместе с преподобным Сергием), Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам в Ладожском озере.
Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.).
Тезоименный святой (патрональный) — святой, чьим именем нарекает священник человека во время таинства крещения. Традиционно имя выбирается родителями или священником из церковного календаря в соответствии с именем святого, память которого празднуется в день рождения или крещения человека.
Мине́я о́бщая — богослужебная книга, содержащая общие молитвословия для всех святых одного лика (пророкам, апостолам, святителям и т. д.), общие богослужения для известной категории праздников, например, праздники Господни, Предтече и т. п.
Студийский монастырь (греч. Μονή Στουδίου) — самый значительный монастырь средневекового Константинополя.
Обязанности уставщика заключаются в наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались согласно церковного и монастырского уставов, без пропусков и изменений.
Подробнее: Уставщик
Семь церквей Апокалипсиса — семь церквей раннего христианства, располагавшиеся в Малой Азии. Также известны как Семь церквей Азии (по названию римской провинции, а не части света).
Золотой век Симеона (болг. Златен век) — период расцвета болгарской культуры, пик которой приходится на годы правления царя Симеона. Термин введен в XIX веке Спиридоном Палаузовым.
Киргизская духовная миссия — учреждение, образованное Священным Синодом в 1881 году с целью обращения казахов (киргизов, как их нередко называли в дореволюционный период) в православие. Центром миссии была Семипалатинская область. Находилась в подчинении основанной ранее Алтайской духовной миссии Тобольской епархии. В составе миссии были миссионер (Филарет Синьковский), переводчик и псаломщик. В 1883 году в Усть-Каменогорске (центр Киргизской миссии) состоялось первое крещение казаха Елембая.
Далматская икона Успения Пресвятой Богородицы — икона, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Происходит из Далматовского Успенского монастыря. Празднование иконе совершается 15 февраля (по юлианскому календарю).
Соте́р (др.-греч. σωτήρ, «спаситель, хранитель»; жен. — греч. σώτειρα) — первоначально эпитет Зевса и, реже, других богов-олимпийцев.
Новгоро́дская митропо́лия — митрополия Русской православной церкви на территории Новгородской области, объединяющая Боровичскую и Новгородскую епархии. Глава Новгородской митрополии имеет титул митрополит Новгородский и Старорусский. С момента создания митрополии правящим архиереем является митрополит Лев (Церпицкий).
Новому́ченики — христианские святые, принявшие мученическую кончину в относительно недавнее время от рук представителей иных религий или современных атеистических режимов. Называются так в отличие от мучеников, которые были умерщвлены в ходе гонений на христиан в Римской империи в I—IV веках. Термин впервые появился в греческой православной Церкви (Константинопольский Патриархат) в конце XV века.
Си́нкелл (греч. σύγκελλος, σύνκελλος — буквально: «сокелейник, живущий в одной келье», от греч. συν- (συγ-) — приставка со значением: «совместности действия, соучастия» + греч. κέλλιον — «чулан, конурка или подвал; келья») — церковный чин в Православной церкви при Византийских патриархах или епископах.
Схи́ма (от др.-греч. σχῆμα — образ) — торжественная клятва (обет) православных монахов соблюдать особо строгие аскетические правила поведения. Схимой называется также монашеское облачение, совокупность одежд монаха.
Затворники — первоначально: христианские подвижники, которые добровольно заключали себя на целую жизнь в пещеры и кельи, чтобы отдаться там постоянной молитве. Случаи выхода их оттуда бывали крайне редки и обусловливались какими-нибудь весьма вескими причинами общественного или частного свойства.
Упоминания в литературе (продолжение)
В сороковых – пятидесятых годах XIX века Рафаил Зотов вел театральную хронику и политическую летопись в «Северной пчеле», сотрудничал в «Сыне Отечества», «Голосе» и других периодических изданиях; во второй половине жизни опубликовал немало научных статей. На французском языке он составил историю царствования Александра I. Но еще раньше Рафаил Зотов выступил как автор исторических романов: «Шапка юродивого», «
Леонид , или Некоторые черты из жизни Наполеона», «Двадцатилетие Европы в царствование Александра I», «Таинственный монах», «Наполеон на острове Св. Елены», «Два брата, или Москва в 1812 году», «Никлас – Медвежья лапа», «Бородинское ядро и Березинская переправа», «Цын-Киу-Тонг, или Три добрых дела духа тьмы» и многие другие.
Началась война. Крым оккупирован. Городская управа Симферополя предложила А. Булдееву возглавить газету «Голос Крыма». Условия работы были очень трудные, постоянно приходилось балансировать «по грани острой»: шаг в сторону мог быть чреват концлагерем… В условиях цензурных рогаток А.Булдеев отстаивал доброе русское имя98. Ему удалось создать вокруг себя цельный коллектив русских патриотов. Тут были и замечательный русский поэт Дмитрий Крачковский (Кленовский)99 – нынешние исследователи творчества поэта почему-то замалчивают этот период жизни Кленовского; и крупный писатель Борис Ширяев, впоследствии написавший ужасающие по своей правде воспоминания о Соловках «Неугасимая лампада». Помогали А. Булдееву и Геннадий Панин, и публицисты
Леонид и Евгения Польские. В этих трудных условиях редакция газеты выпустила в свет даже толстый журнал «Современник», правда, всего лишь один номер. Где его теперь найти?100
В октябре 1964 года СССР возглавил своеобразный триумвират – Генеральным секретарем ЦК КПСС стал
Леонид Брежнев, Председателем Совета министров – Алексей Косыгин, а Президиум Верховного Совета СССР в скором времени возглавил Николай Подгорный. Всю полноту власти Брежневу удалось перетянуть на себя лишь спустя десять лет.
В 1913–1917 гг. здесь, кроме семей домовладельца и архитектора В.Н. Боброва, жили совладельцы фирмы колониальных товаров «Наследники Е.Д. Красновской» Евгений и Павел Киприановичи Красновские, доверенный опекун фирмы «Наследники Е.Д. Красновской», член биржевого комитета Петроградской винной и фруктовой биржи, член Петроградского комитета виноделия Я.В. Малафеев, товарищ председателя правления Общества инженеров-электриков инженер Василий Константинович Мерзлоухов и смотритель Малоохтинского кладбища поморского согласия[54]
Леонид Константинович Мерзлоухов, чиновник Центральной бухгалтерии Государственного контроля, коллежский советник Александр Тихонович Николаев. Ефим Абрамович Изаксон содержал здесь живописную мастерскую.
Леонид Млечин пишет в своей книге, что первым делом новый комдив отправил в штаб армии собственноручно написанное письмо: «Прошу Вашего распоряжения дат мне машину легковую которую вручит тов. Новицкому который прибудет ко мне на фронт а в товарища Думенко отберите она ему совершенно не нужна».
В большом угловом доме жили знаменитый тенор
Леонид Собинов, писатель Лев Кассиль, женатый на его дочери Светлане, артисты М.И. Прудкин, С.В. Гиацинтова, Н.П. Хмелев.