Связанные понятия
Панислами́зм (др.-греч. pan — «всё» и араб. إسلام — «ислам») — религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления...
Кемали́зм (тур. Atatürkçülük, Kemalizm) — идеология турецкого национализма, выдвинутая Кемалем. Доныне считается официальной идеологией Турецкой республики. Однако современные сторонники кемализма считают, что их идеология является эффективной моделью развития стран Третьего мира. Сходной мысли придерживается и американский политолог Самюэль Хантингтон, особо выделяя в кемализме момент радикальной (революционной) вестернизации и разрыва с прежними культурными традициями. В основе кемализма лежат...
Исла́мский фундаментали́зм — «термин используемый для общей характеристики современных мусульманских религиозно-политических движений, идеология которых в различных интерпретациях основана на обращении к религиозному, социальному и политическому опыту раннего ислама времен пророка Мухаммада. В этом же смысле употребляются термины „исламское возрождение“, „мусульманский интегризм“». «На европейском континенте многие исследователи ислама и Ближнего Востока для обозначения нынешней тенденции политической...
«Белая революция » — серия реформ, предпринятых шахом Ирана Мохаммедом Реза Пехлеви в 1963 году в целях преодоления феодальных пережитков и интеграции в мировую капиталистическую систему. Шесть пунктов экономических и социальных реформ получили всенародное одобрение на референдуме 26 января 1963 года. Десятки миллиардов нефтедолларов вкладывались в престижные проекты социально-экономического переустройства общества. Была проведена аграрная реформа, наделившая крестьян землёй.
Исламская республиканская партия (حزب جمهوری اسلامی) — политическая партия, созданная иранскими исламскими революционерами во время революции 1979 года с целью облегчения установления в стране режима исламской республики. Распущена в 1987 году: официально по причине «решения исторических задач, для которых она создавалась», фактически — из-за внутренних разногласий; последняя причина фактически признаётся ключевой и в современном Иране.
Упоминания в литературе
Государственные респрессии не смогли окончательно уничтожить повстанческое движение курдов, т. к. стремительное обнищание и угнетение курдских масс не было прекращено. После разгрома восстания шейха Саида курдское сопротивление приобрело партизанский и крайне дезорганизованный характер. Турецкие чиновники не могли чувствовать себя в безопасности, находясь на юго-востоке страны. На них совершались периодические нападения со стороны курдских отрядов. К концу 20-х гг. отряды курдских повстанцев стали концентрироваться вокруг горы Арарат. Массовое выступление подготовила политическая организация «Хойбун», стоящая на позициях
курдского национализма . Непосредственное руководство восстанием взял в свои руки чрезывачайный военный представитель «Хойбун» – Ихсан Нури[133]. К 1929 г. в горных районах Арарата курдам удалось создать автономную администарцию, которая издавала собственную газету, содержащую призывы ко всем курдам объединиться против турецких угнетателей. В начале 1930 г. Анкара серьезно обеспокоилась ростом военно-политической силы повстанцев. Для их подавления было послано несколько карательных экспедиций, но все они были разбиты. Вскоре на подавление курдского восстания Турция задействовала более 50 тыс. солдат. Ожесточенные бои продолжались все лето и начало осени 1930 г.[134] Турецкие войска, используя численный и технический перевес, постоянно теснили восставших, несмотря на их локальные успехи. Иранское правительство разрешило турецким войскам пересекать свою границу, дабы нанести курдам удар в спину. Это существенно ослабило и изолировало курдское движение. Огонь восстания полыхал до 1931 г. Под ударами турецкой армии повстанцы были рассеяны, отдельные отряды скрылись в горных ущельях.
Последний день конференции освещал период после Геноцида. Доклад историка из Чикагского университета Хакана Озоглу был посвящен восстаниям курдов и зарождению
курдского национализма . По утверждению автора, история перехода от империи к национальному государству не может быть написана без учета исторического опыта этого народа. Мюге Гечек изучила воспоминания армянских писателей, которые недавно вышли и на турецком языке. Она отметила, что окончание холодной войны, либерализация турецких средств массовой информации и 75-я годовщина образования Турецкой Республики способствовали тому, что турецкие интеллектуалы почувствовали себя в большей безопасности, и таким образом у них появилась немыслимая ранее возможность для переосмысления прошлого. Историк из Мичиганского университета Джефф Эли свой заключительный комментарий к дискуссии начал с рассказа о том, как накануне столкнулся в такси с юристом. Юрист поинтересовался, куда он направляется. Эли сказал: «На конференцию, посвященную Геноциду армян». В ответ на это юрист спросил: «А что, разве сегодня что-то произошло?» Очевидно, продолжил далее Эли, проблема заключается в том, каким образом дискуссии ученых соотносятся со сферой общественного сознания и официальной памяти. С точки зрения Эли, качественные совместные работы, подобные этому семинару, являются необходимой предпосылкой для изменения общественного сознания. Осознанию Холокоста евреев в годы Второй мировой войны предшествовали серьезные научные исследования. Нужно воссоздать хронику событий. Участники семинара с энтузиазмом согласились с тем, что обсуждение затронутых тем должно иметь продолжение.
Связанные понятия (продолжение)
Револю́ция ке́дров (2005 год) — массовые акции протеста за вывод сирийских войск с территории Ливана. По аналогии с цветными революциями на постсоветском пространстве акции получили название «революции кедров» (или «кедровая революция»).
Насеризм (التيار الناصري: ат-таяр ан-насери - движение Насера) — панарабское социалистическое движение, основателем которого был Гамаль Абдель Насером.
Дамасская весна (араб. ربيع دمشق, Rabīʻi Dimashq) – медийное название ряда политических и общественных процессов в Сирии, которые прошли в условиях политической нестабильности, наступившей в связи со смертью президента Хафеза Асада в июне 2000 года и продолжавшиеся до осени 2001 года.
Арабский национализм (араб. القومية العربية — аль-кавмия аль-арабия) — светская идеология, утверждающая единство арабской нации, обладающей общим языком, происхождением и проживающей на территории от Атлантического до Индийского океана (арабский мир). Во многом близок к панарабизму, но не полностью синонимичен ему.
Бааси́зм (араб. البعث, англ. Ba'athism; от арабского аль-Баас или Баас, что означает «возрождение» или «воскрешение») — идеология арабского социализма, ставящая своей целью создание и развитие объединённого арабского государства под руководством партии-авангарда и прогрессивного революционного правительства. Идеология основана на идеях Заки аль-Арсузи, Мишеля Афляка и Салаха ад-Дин Битара.Баасистское общество стремится к просвещению, возрождению арабской культуры и ценностей. Оно поддерживает создание...
Исламизм (араб. الإسلام السياسي — политический ислам) — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата.
Исламская республика — форма теократического или близкого к нему государственного устройства, при которой роль в управлении государством играет исламское духовенство (в Иране, где эти принципы проведены наиболее последовательно, фактическим главой государства является высший по рангу исламский религиозный деятель).
Пешмерга , пешмарга (нескл.) (курд. Pêşmerge, курд. پێشمەرگە — , pêş — «перед» + merg — «смерть» + e — «есть», буквально — «те, кто смотрит смерти в лицо») — курдские военизированные формирования (Вооружённые силы) в Иракском Курдистане.
Армянофобия (Арменофобия) — одно из проявлений этнической ксенофобии, враждебное отношение, нетерпимость к армянам как этнической группе; негативная установка (неприязнь, иррациональный страх или ненависть) по отношению к армянам или Армении, идеология негативного отношения к армянам.
Антиатлантизм (англ. Anti-Atlanticism) или Антизападные настроения, антизападничество (англ. Anti-Western sentiment) — собирательное название идеологии и геополитической мысли, заключающейся в неприятии ряда материальных и духовных ценностей Западного мира (в том числе и отдельных европейских ценностей) отдельными личностями, нежелании осуществлять сближение с военно-политическим блоком NATO (Организацией Северо-Атлантического договора, от наименования которой и происходит название идеологии) и непризнании...
Анфаль (араб. حملة الأنفال ; курд. Şallawî Enfal) — кодовое название программы по борьбе с курдским населением Северного Ирака, реализовывавшейся в Ираке в 1987—1989 годах. В переводе с арабского языка название программы означает «Трофеи». По разным оценкам было убито от 50 000 до 182 000 курдов.
Силы народной мобилизации (араб. الحشد الشعبي, Хашд шааби) — коалиция, состоящая из шиитских, езидских и христианских милиций, сражающихся на стороне иракского правительства против ИГ, сокращенно PMF. Коалиция спонсируется государством и представляет собой зонтичную организацию из 40, в основном шиитских, милиций. Однако в её составе имеются также христианские, суннитские и езидские группировки. СНМ была сформирована в целях развёртывания борьбы против ИГ. Организация была создана путём формального...
Киликийская резня (погромы в Адане, арм. Ադանայի կոտորած, Adanayi kotorats) — массовые убийства этнических армян в османских вилайетах Адана и Алеппо, произошедшие в апреле 1909 года.
Исламский социализм — термин, введенный различными мусульманскими исследователями и политиками. Социалисты-мусульмане полагают, что учение Корана и пророка Мухаммеда совместимо с принципами социальной справедливости, свободы и равенства.
Панарабизм — общественно-политическое ирредентистическое движение, направленное на консолидацию арабов Ближнего Востока.
Египетский национализм относится к национализму египтян и египетской культуры. Египетский национализм, как правило, гражданский национализм, подчёркивающий единство египтян, независимо от их этнической принадлежности или религии. Египетский национализм в первую очередь проявляется в фараонизме, который появился в XIX веке и определял Египет как уникальную и независимую политическую единицу в мире со времен фараонов в Древнем Египте. Арабский, на котором говорят в современном Египте, и египетский...
Почти сразу после начала вооруженного противостояния между сирийским правительством и оппозицией в марте 2011 года началась консолидация многочисленных политических и военных группировок в стране и за её пределами. Целью одних было проведение политических реформ и либерализации общественной жизни, другие же призывали к немедленному свержению режима Башара Асада. Внутренняя сирийская оппозиция выступает за диалог с правительством, в то время как внешняя настаивает на свержении режима и имеет вооруженное...
Подробнее: Участники сирийского конфликта
Шабиха (араб. الشبيحة, от корня شبح «призрак») — военизированные проправительственные формирования в Сирии. Получили широкую известность во время гражданской войны в Сирии. Как показало проведённое в 2012 году расследование ООН, отряды «Шабихи» в ходе войны совершают преступления против человечности, прибегая к пыткам и казням.
Турецкое национальное движение (тур. Türk Ulusal Hareketi) — военно-политическое объединение турецких революционеров, оформившееся в 1920-е годы вокруг личности Кемаля Ататюрка. Движение выступало за превращение Османской империи в республику, против договора в Севре и раздела Анатолии. Основными идеями были кемализм, светскость, турецкий национализм, большое влияние оказала эпоха Танзимата.
Ас-Саика (араб. الصاعقة («шторм» или «молния») в значении «штурмовой группы»; также часто известна под названием Авангард народно-освободительной борьбы) – палестинская баасистская военно-политическая фракция, созданная при участии сирийской партии Баас и находившаяся в союзнических отношениях с сирийскими правительственными войсками в период гражданской войны в Ливане. Является членом зонтичной Организации освобождения Палестины, хотя в настоящее время приостановила своё участие в её деятельности...
Подробнее: Ас-Сайка
Шуубия (араб. الشعوبية) — политическое движение в Арабском халифате, отрицавшее исключительные права арабов на господство в государстве и привилегированное положение в умме. Зародилось в VIII веке, в период правления Омейядов. Наибольшего распространения достигло в Иране. Шуубийя нередко выражало интересы региональных элит и проявлялось в сохранении и возрождении местного языка, а также в росте «сектантских» настроений (ши’изм).
Арабский социализм (араб. الاشتراكية العربية, al-ishtirākīya al-‘arabīya) — политическая идеология, представляющая собой смешение панарабизма и социализма. Арабский социализм отличается от гораздо более широкой традиции социалистической мысли в арабском мире, появившейся на 50 лет раньше, чем арабский социализм.
Пантюрки́зм — культурное и политическое течение, распространённое в государствах, населенных тюркскими народами, в основе которого лежат идеи о необходимости их политической консолидации на основе этнической, культурной и языковой общности. Сформировалось во второй половине XIX века. Движение началось среди тюрков в Крыму, изначально стремившихся объединиться c тюрками Османской империи.
Геноцид ассирийцев (арам. ܩܛܠ ܥܡܐ ܡܫܝܚܝܐ, тур. Süryani Katliamı — «сирийская резня») — планомерное массовое уничтожение ассирийцев властями Османской империи во время Первой мировой войны, наряду с геноцидом армян и геноцидом понтийских греков.
«Сунни́тский треуго́льник » — условный район на территории Ирака к северу и западу от Багдада, получивший известность во время войны в Ираке.
День учащихся (перс. روز دانش آموز) — иранский праздник, отмечающийся 4 ноября (13 абана по календарю солнечной хиджры).
Христианский погром 9—18 июля 1860 года, вспыхнувший как протест мусульман Сирии в составе Османской империи против изменений в сложившейся структуре сирийского общества. По сути, продолжение друзско-маронитского конфликта, произошедшего в мае — июне 1860 года.
Подробнее: Резня христиан в Сирии (1860)
Переворот в Иране (1953) — государственный переворот в Иране в 1953 году, повлёкший свержение демократически избранного правительства Национального фронта Ирана.
Азербайджанский национализм (азерб. Azərbaycan milliyətçiliyi) или Азербайджанизм (азерб. Azərbaycançılıq) — общественно-политическое движение в Азербайджане и за его пределами, возникшее в связи со стремлением к формированию национального самосознания азербайджанцев и азербайджанского национального государства начиная с конца XIX века.
Ливийская Арабская Республика — государство в Северной Африке, созданное после военного переворота в Ливии 1969 года, упразднившего монархию. Существовала с 1969 по 1977 г.
Исламофаши́зм (англ. Islamofascism) — идеологическое клише, термин, служащий для проведения идеологических параллелей между современным исламским экстремизмом и фашизмом или национал-социализмом первой половины XX века.
Ката́иб Хезболла ́ (араб. كتائب حزب الله) — шиитская военизированная группировка, действующая на территории Ирака и Сирии.
Иракские повстанцы (инсургенты) — это вооружённые формирования, выступающие против оккупировавших Ирак сил международной коалиции, а также против созданных при поддержке США органов гражданской администрации и правительства Ирака.
Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. Установление прочной исламской власти в богатом углеводородами Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире.
Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный), отделенчество — политика и практика обособления, отделения части территории (сецессии) государства с целью создания нового самостоятельного (суверенного независимого) государства или получения статуса автономии.
Новые османы (тур. Yeni Osmanlılar, также тур. Genç Osmanlı) — возникшая в 1865 году секретная организация националистически настроенной османской интеллигенции, находившейся под влиянием западных мыслителей, в частности Монтескьё и Руссо, а также идей Французской революции. Организаторами движения были Ибрахим Шинаси, Зия-паша, Намык Кемаль, Хусейн Авни-паша и бывший визирь Мустафа Фазыл-паша.
Иранский кризис — международный конфликт между СССР с одной стороны, Ираном и Западными странами — с другой, произошедший в 1946 году и связанный с присутствием, активизацией и выводом советских войск из оккупированных областей Ирана.
Национально-освободительное восстание в Сирии в 1925—1927 годах (Сирийская революция, араб. الثورة السورية الكبرى)— восстание в Сирии под руководством мусульманской религиозной общины друзов против французского господства. Восстание было в конечном счете подавлено французскими войсками. После подавления восстания Сирия 11 июня 1932 года была объявлена республикой при сохранении Лигой Наций французского мандата на управление ею.
Болгаризация (болг. побългаряване; българизация) — ассимиляция этнических неболгар, живущих в Болгарии, в некоторых случаях не добровольная. Болгаризации, и шире славянизации, подвергались турки, гагаузы, румыны и аромуны, татары, черкесы и греки.
Хамидие (тур. Hamidiye, в буквальном смысле означает «принадлежащие Хамиду») — хорошо вооружённые иррегулярные формирования, состоящие из курдов, черкесов и карапапахов. Учреждены и названы в честь султана Абдул-Хамида II в 1890 году. Хамидие были созданы черкесом Зеки-пашой по примеру русских казачьих формирований для патрулирования русско-турецкой и турецко-иранской границы. Однако, Хамидие чаще использовались османскими властями для преследований и нападений на армян в Западной Армении. После...
Меджли́с или маджли́с (араб. مجلس — majlis, дословно «собрание») — наименование законодательно-представительного органа (парламента) ряда стран (в основном с преимущественно мусульманским населением), народов, а также вообще Народного собрания.
Младоту́рки (тур. Jön Türkler) — политическое движение в Османской империи, которое, начиная с 1876 года, пыталось провести либеральные реформы и создать конституционное государственное устройство. Младотуркам удалось свергнуть султана Абдул-Хамида II (1908) и провести половинчатые прозападные реформы, однако после поражения Турции в Первой мировой войне они потеряли власть. После победы Кемаля Ататюрка большинство младотурок активно поддерживали деятельность кемалистской Народно-республиканской...
Беспорядки в Эль-Камышлы (2004) — волнения сирийских курдов в Эль-Камышлы, начавшиеся во время футбольного матча, когда болельщики гостевой команды (арабы) начали поднимать портреты Саддама Хуссейна, что спровоцировало недовольство болельщиков принимающей стороны (курдов). Группы фанатов начали бросать камнями друг в друга; вскоре на трибунах с арабской стороны появилось больше портретов Саддама Хуссейна, в то время как с курдской стороны появилось большое количество флагов Курдистана. Вскоре локальные...