Связанные понятия
Северо-Западный проход (англ. Northwest Passage) — морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг.
Ю́жный магни́тный по́люс — условная точка на земной поверхности, в которой магнитное поле Земли направлено строго вертикально вверх (под углом 90° к поверхности). Следует отметить, что с физической точки зрения этот полюс является «северным», поскольку притягивает южный полюс стрелки компаса.
Се́верный по́люс , или Географи́ческий Северный полюс — точка пересечения оси вращения Земли с её поверхностью в Северном полушарии. Находится в центральной части Северного Ледовитого океана. Северный полюс не следует путать с Северным магнитным полюсом.
Согласно международному договору, Антарктикой считается участок земной поверхности к югу 60° ю.ш. За две тысячи лет до открытия Антарктиды древние географы эллинистического мира пришли к убеждению, что на крайнем юге есть земля, Terra Australis Incognita — Неведомая Южная земля. Термин «Антарктика», как противоположность Арктике, впервые употребил Марин Тирский во II веке н. э. В западном мире с античных времён верили в существование южной земли, призванной сбалансировать избыток суши — Европу, Азию...
Подробнее: История Антарктики
Упоминания в литературе
В 1490 году мир был все еще ограничен областями, известными Птолемею более 1200 лет тому назад. К 1521 году земной шар обогнули, и корабли проплыли по всем океанам. Эти тридцать лет вместили в себя множество великих исследовательских плаваний, проделанных мореходами, пользовавшимися самыми примитивными инструментами. Научные открытия того времени почти не оказали влияния на мореплавание, хотя имели огромную ценность и несли немедленную выгоду. Моряки вообще принадлежат к самому консервативному роду людей; лучшим доказательством тому служит сохранившееся до наших дней использование терминов «узел» и «лаг» применительно к навигации современных кораблей, буквально напичканных электроникой. Морякам эпохи Раннего Возрождения еще очень мешала неграмотность. Многие помнили наизусть таблицы мореходных направлений и владели собственным знанием движения небесных тел, но редко кто обладал математическими способностями, необходимыми для того, чтобы воспользоваться новыми открытиями в астрономии. Тем не менее даже до великих
кругосветных путешествий появилась жгучая потребность в более точной навигации. Деньги на путешествия давались не из любви к неизведанному, а ради наживы. Моряк, совершивший открытие, но не имевший возможности возместить затраты на дорогу в некую богатую страну, вряд ли мог рассчитывать на симпатии тех, кто его финансировал. Было относительно просто проплыть вдоль африканского побережья, но необходимо было как-то «застолбить» открытые земли, так чтобы позже можно было разбогатеть.
Правда, он был не первым. Самое первое
кругосветное путешествие на велосипеде совершил американец Томас Стивен, который еще в 1865 году на велосипеде типа «паук» с огромным передним колесом и маленьким задним стартовал из Сан-Франциско. За 103 дня он добрался до атлантического побережья, преодолев 5933 км. Здесь он сел на пароход, переплыл океан и высадился в Лондоне. Поколесив по Британским островам, он пересек Ла-Манш и отправился через Европу в Тегеран. Добравшись туда за 164 дня, преодолев при этом 6600 км, он затем отправился дальше. И через Персию, Индию, Китай и Японию вернулся на родину. На все путешествие у него ушло чуть менее трех лет.
Совершенно по-иному описывает
кругосветное путешествие , проведенное чуть больше четверти века назад, один из его участников, капитан первого ранга в отставке Г. Н. Савичев: «Плавание на атомной подводной лодке… Его, пожалуй, можно сравнить с пребыванием в наглухо (без окон, без дверей) закупоренной многокомнатной квартире. Движения не ощущалось. Что там наверху – день ли, ночь? Вот почему при переходе из одного часового пояса в другой стрелки на часах мы не переводили. Жили по московскому времени. Качка, столь частая на поверхности океана, полностью отсутствовала. Лодка как бы стояла на прочном бетонном основании. А жаль. Даже такой раздражитель, как качка, который моряки нередко проклинают на надводных кораблях, здесь в какой-то мере мог разнообразить наши будни. Редкие выглядывания на поверхность в перископ были настоящим праздником для того, кто допускался к окуляру…»
Головнин Василий Михайлович – русский мореплаватель, вице-адмирал, чл. – корр. Петербургской АН, руководил двумя кругосветными плаваниями. В 1807–1809 гг. на военном шлюпе «Диана», перестроенном из транспорта для перевозки леса, проследовал из Кронштадта через мыс Горн и мыс Доброй Надежды для доставки снабжения в порты Охотск и Петропавловск-Камчатский. В 1809–1811 гг. «Диана» курсировала от Камчатки к о. Баранова (Русская Америка), доставляя грузы для русских поселений. Эти плавания Головнин описал в книге «Замечания о Камчатке и Русской Америке». В 1817–1819 гг. на шлюпе «Камчатка» осуществил второе
кругосветное путешествие , доставляя военные грузы в Петропавловск-Камчатский и исследуя северо-западное побережье Америки. С 1823 г. он – генерал-интендант Российского флота. За 8 лет под его руководством построено 200 кораблей и первые в России 10 пароходов. Головин являлся автором ряда научных трудов, без которых уже не мыслились путешествия, в частности, «Искусство описывания приморских берегов с моря с изъяснением употребления всех новейших способов и инструментов». В его честь названы пролив между Курильскими о-вами, гора и мыс на Новой Земле, мыс на п-ове Ямал, вулкан на о-ве Кунашир.
В общем, в конце концов Стив Фоссет добился того, о чем давно мечтал: 4 июля 2002 года в 7.34 по местному времени шар «Спирит оф Фридом» («Дух Свободы») совершил посадку на западе штата Квинсленд (Австралия), неподалеку от того места, откуда и стартовал. Впервые в истории одиночное
кругосветное путешествие на воздушном шаре было завершено.
Инициаторами русской экспедиции для поисков южного материка выступили И.Ф. Крузенштерн, Г.А. Сарычев, О.К. Коцебу; их предложение встретило одобрение и серьезную поддержку императора Российской империи Александра I. Начальником дивизии (экспедиции) был назначен капитан 2 ранга Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, участник
кругосветного путешествия русских кораблей под началом Крузенштерна в 1803–1806 гг.; был членом экипажа шлюпа «Надежда». Этот достойный герой своего просвещенного времени родился на острове Эзель Балтийского моря (ныне остров Сааремаа, территория Эстонии), получил образование в Морском кадетском корпусе. «Я родился среди моря, как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря», – признавался Беллинсгаузен. На протяжении 13 лет он командовал различными кораблями на Балтийском и Черноморском флотах. Проводил гидрографические работы, составил описание восточного побережья Черного моря.
Из эскадры Магеллана только один корабль вернулся в Испанию. Этот корабль, плывя сначала по Индийскому океану, потом по Атлантическому, вернулся в Европу, совершив, таким образом, первое в истории человечества
кругосветное путешествие .
Другим очень дорогим круизом является
кругосветное путешествие . Оно продолжается 103 дня и стоит около 450 тыс. долларов. Пассажирам лайнера предлагают каюту-пентхаус, завтрак на личной веранде, мраморную ванну, огромный гардероб с летней, зимней и спортивной одеждой. На корабле также есть магазины и казино.
Если вы не побоитесь жестоких столкновений с пиратами, то вам удастся совершить
кругосветное путешествие вместе с военными экспедициями.
Связанные понятия (продолжение)
Хроно́метр (от др.-греч. χρόνος — «время» и μετρέω — «измеряю») — часы с особо точным ходом (механические либо кварцевые).
Мореплаватель — устаревшая морская специальность высокого ранга (сравнимая с командиром соединения флота), включавшая в себя знания и навыки моряков, мореходов, землепроходцев. Существовала для целей объединения, лидерства и руководства над группами людей различных специализаций, направляемых в георазведывательные экспедиции (не путать с геологоразведкой) во времена географии, отличавшейся от современной карты Мира, для разведывания, колонизации и освоения новых территорий, производимых для извлечения...
Судовой журнал , также вахтенный журнал или шканечный журнал — один из основных судовых документов.
Морска́я навига́ция — раздел навигации, изучающий судовождение, разрабатывающий теоретические обоснования и практические приёмы вождения судов. Долгое время вождение кораблей обозначалось термином «навигация» (лат. navigatio, от лат. navigo — плыву на судне), но, в связи с развитием техники и появления дисциплин, изучающих маршруты объектов в воздушном и космическом пространстве, а также многих подразделов навигации, основанных на различных принципах определения местоположения в пространстве, навигация...
Барк (нидерл. bark) — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение. Иными словами, все мачты барка, за исключением последней, из поперечного рангоута имеют только реи, тогда как последняя мачта рей не имеет. Число мачт барка — три и более (двухмачтовые парусники подобного вооружения называются бригантинами).
Китобойное судно — узкоспециализированный корабль, предназначенный для промысла китов.
Южный полярный круг — самая южная широта, на которой центр полуденного солнца виден только в июньское солнцестояние, и самая северная, на которой центр солнца полуночного виден только в солнцестояние декабрьское, и южнее которой бывают полярные дни и ночи; одна из пяти главных параллелей, обозначенных на карте Земли.
Капита́н — морской термин, означающий должностное лицо, возглавляющее экипаж гражданского судна и несущее ответственность за его действия; в штатной ситуации необходимым и обязательным считается обладание судоводительским образованием и наличие морского звания капитана (штурмана) — представитель судовладельца и грузовладельцев в отношении долгов и исков, обусловленных нуждами судна, груза и плавания, при отсутствии их иных представителей (например, он наделён правом продавать часть груза или судового...
Герои́ческий век антаркти́ческих иссле́дований (англ. Heroic Age of Antarctic Exploration) — термин, принятый в англоязычной историографии для обозначения ряда экспедиций в регион Антарктики, организованных на рубеже XIX века и первых десятилетий XX века, использовавших собачьи упряжки в качестве основного вида транспорта. Основной их целью было достижение географического Южного полюса и территориальный раздел побережий и внутренних районов неизвестного материка, изучение его физических, климатических...
Неведомая Южная земля (лат. Terra Australis Incognita; также: Неизвестная Южная земля, Таинственная Южная земля, иногда — просто Южная земля) — гипотетический материк вокруг Южного полюса, изображавшийся на картах в XV—XVIII веках. Очертания материка изображались произвольными, нередко изображали горы, леса и реки. Гипотеза о Южной земле основывалась на ошибочном представлении, что большое количество суши в Северном полушарии должно «уравновешиваться» не меньшим в Южном — «иначе Земля бы перевернулась...
Се́верный магни́тный по́люс — условная точка в северной полярной области земной поверхности, в которой магнитное поле Земли направлено строго вниз (под углом 90° к поверхности).
«Норвегия » (норв. Norge) — полужёсткий дирижабль, построенный в 1923-1926 годах в Италии.
Экспедиция Норденшёльда (в иноязычных источниках — экспедиция «Веги») 1878—1880 годов под руководством Адольфа Эрика Норденшёльда была первой экспедицией, во время которой удалось пройти весь Северный морской путь, известный с середины 1700-х годов как возможный судоходный маршрут между Европой и Азией через Северный Ледовитый океан. Несмотря на многие препятствия и проблемы, возникавшие в пути, экспедиция закончилась успешно и была признана одним из выдающихся достижений шведской науки.
Бельгийская антарктическая экспедиция (фр. L’expédition antarctique belge, также «Экспедиция „Бельжики“», фр. expédition Belgica) — проходила в 1897—1899 годах в Южном океане. Руководитель — Адриен де Жерлаш, в интернациональной команде приняли участие будущие известные полярные исследователи Фредерик Кук (США) и Руаль Амундсен (Норвегия). В ходе плавания произошёл незапланированный 386-дневный дрейф в Море Беллинсгаузена, тем не менее, были сделаны годичные циклы астрономических, метеорологических...
Ю́жный по́люс Земли — точка пересечения оси вращения Земли с её поверхностью в Южном полушарии. Находится в пределах Полярного плато Антарктиды на высоте 2800 м. Южный полюс не следует путать с Южным магнитным полюсом.
Кругосветный билет (англ. Round-the-world ticket, RTW ticket, известен также как «кругосветный тариф», англ. round-the-world fare) — авиабилет, который позволяет путешественникам летать по всему миру за относительно низкую цену. Кругосветные билеты предлагают альянсы авиакомпаний, такие как SkyTeam, Star Alliance и Oneworld, а также специализированные туристические агентства. Цены на кругосветные билеты варьируются, как правило, в диапазоне $ 3000—5000 за билет экономкласса. Были случаи, когда кругосветные...
В декабре 1911 — январе 1912 года Южного полюса достигли конкурирующие между собой команды Руаля Амундсена и Роберта Скотта с разницей в 33 дня. Полюсная команда Скотта погибла в полном составе на обратном пути, её судьба на протяжении XX века стала предметом весьма обширных дискуссий профессиональных полярников и историков полярных экспедиций. В данной статье рассматриваются основные мнения и версии, существующие в литературе.
Подробнее: Сравнение опыта экспедиций Амундсена и Скотта на Южный полюс
По́иск пересече́ний (англ. Degree Confluence Project) — хобби, состоящее в посещении тех точек земного шара, где пересекаются географические параллели и меридианы, или, иначе говоря, мест, широта и долгота которых выражается целым числом градусов. Как правило, посещаются точки, находящиеся на суше, либо, в зимнее время, на ледовой поверхности водоёмов.
Брита́нская экспеди́ция на Джомолу́нгму 1922 го́да (англ. 1922 British Mount Everest expedition) — альпинистская экспедиция, целью которой было первое восхождение на вершину Джомолунгмы. Также впервые были использованы кислородные баллоны (англ. oxygen tank). Поскольку Непал был закрыт для посещения жителями западных стран, подойти к горе с южной стороны было нельзя. Экспедиция пыталась взойти на Джомолунгму с севера, со стороны Тибета.
Брита́нская антаркти́ческая экспеди́ция 1907—1909 годов (англ. The British Antarctic Expedition 1907–09), также известна как Экспеди́ция «Ни́мрода» (англ. Nimrod Expedition) — первая из трёх самостоятельных экспедиций Эрнеста Шеклтона. Целью экспедиции было достижение географического Южного полюса, однако Шеклтон был вынужден повернуть, не дойдя до цели всего 180 км, из-за неверно рассчитанной тактики похода и общего истощения членов полюсной группы. Экспедиция проходила в условиях политического...
Подробнее: Первая экспедиция Шеклтона
Локсодрома или локсодромия (от греч. «loxodromie»: греч. «loxos» — «косой», «наклонный» и греч. «dromos» — «путь») — кривая на поверхности вращения, пересекающая все меридианы под постоянным углом, называемым локсодромическим путевым углом.
Маршрут тихоокеанского хребта , или Тихоокеанская тропа (англ. Pacific Crest Trail, официальное название — The Pacific Crest National Scenic Trail, сокращенная аббревиатура — PCT) — пешеходный и конный туристический маршрут протяженностью 4279 км (2659 миль) , пролегающий по системе горных хребтов вдоль тихоокеанского побережья Соединённых Штатов Америки от границы с Мексикой до границы с Канадой. Маршрут тропы проходит вдали от крупных населенных пунктов по живописным уголкам дикой нетронутой человеком...
Австро-Венгерская полярная экспедиция — арктическая экспедиция по поиску Северо-Восточного прохода, совершённая в 1871—1874 годах под руководством Юлиуса Пайера и Карла Вайпрехта. В ходе экспедиции был открыт и частично исследован архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Австрали́йская антаркти́ческая экспеди́ция 1911—1914 годов (англ. Australasian Antarctic Expedition, AAE) — комплексное исследование полярного континента под руководством геолога Дугласа Моусона, уже имевшего полярный опыт после участия в экспедиции Шеклтона 1907—1909 годов. Изначально целью Моусона было составление карты отдельных участков береговой линии Антарктиды в Австралийском секторе континента протяжённостью около 2000 миль (3200 км) из примерно 6600. Значительную финансовую поддержку экспедиции...
Антарктиду пересекают все меридианы земного шара, соединяясь на Южном полюсе, лежащем в центре материка. Теоретически, Антарктида расположена во всех часовых поясах, которым, однако, не всегда следуют на практике. Южнее полярного круга происходят явления полярного дня и ночи, длительностью от 24 часов на широте полярного круга, до шести месяцев на Южном полюсе. Население полярных станций в Антарктиде использует разный отсчет времени, зависящий от принадлежности или местонахождения станции. Станции...
Подробнее: Время в Антарктиде
Первая русская антарктическая экспедиция 1819—1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева в воды Южного океана имела целью доказать или опровергнуть предположение о существовании шестого материка — Антарктиды и снаряжалась одновременно с аналогичной экспедицией Васильева на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный», посылаемой в северные полярные воды. Под командованием Беллинсгаузена находился шлюп «Восток», а Лазарева — шлюп «Мирный», численность команды достигала 190 человек...
Трансантарктическая экспедиция Британского содружества (англ. Commonwealth Trans-Antarctic Expedition, аббревиатура CTAE) 1955—1958 гг. — полярная экспедиция под руководством сэра Вивиана Фукса и сэра Эдмунда Хиллари, впервые в мировой научной практике успешно пересекшая Антарктический континент на дистанции 3473 км и проведшая исследования мощности ледникового покрова на всём протяжении пути от залива Фазеля на побережье моря Уэдделла, до побережья моря Росса. Вспомогательная команда Э. Хиллари...
Вторая германская антарктическая экспедиция (нем. Zweite Deutsche Antarktisexpedition) проходила в море Уэдделла в 1911—1912 годах; это была вторая германская экспедиция, действовавшая в Антарктике после 1903 года. Главной целью экспедиции и её главы — Вильгельма Фильхнера — было пересечение Антарктического континента в самом узком его месте — от моря Уэдделла до моря Росса; о покорении Южного полюса официально не объявлялось. Предстояло доказать или опровергнуть гипотезу о наличии пролива между...
«Полюс недоступности » — временная советская антарктическая станция в 2100 километрах от станции Мирный, действовавшая в декабре 1958 года. Имеет код 89550 согласно Всемирной метеорологической организации.
Морска́я ми́ля — единица измерения расстояния, используемая в мореплавании и авиации.
Панди́т или пундит (санскр. पण्डित букв. «учёный») — житель Южной Азии, которого британские власти в XIX веке использовали как разведчика неизученных ими местностей к северу от Британской Индии.
Дрейф льда — движение льда в море или океане под действием ветра и течений. Самый масштабный дрейф льда происходит в Арктике, именно там он давно и усиленно исследуется.
Путешествие на «Джеймсе Кэрде» было совершено командой из шести человек под руководством сэра Эрнеста Шеклтона на спасательной шлюпке «Джеймс Кэрд» от острова Элефант (Мордвинова, Южные Шетландские острова) до острова Южная Георгия с целью спасения участников партии моря Уэдделла Имперской трансантарктической экспедиции после того, как экспедиционное судно «Эндьюранс» было раздавлено паковыми льдами. Накануне антарктической зимы команда отправилась в 800-мильное плавание через самый бушующий океан...
Колония О’Нила — один из планов по освоению космоса посредством космического поселения (большой космической станции). Проект разработан Принстонской группой учёных, работающих под руководством Дж. О’Нила.
Ру́сская поля́рная экспеди́ция 1900—1902 годов была снаряжена Императорской Академией наук и имела основной целью исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова. Стала первым академическим предприятием России в водах Ледовитого океана, совершённым на собственном судне. Руководил экспедицией русский геолог и полярный исследователь барон Эдуард Васильевич Толль.
Воздухопла́вание (аэрона́втика — от греч. аэр — воздух и наута (греч. ναυτα — плавающий, мореплаватель)) — вертикальное и горизонтальное перемещение в атмосфере Земли на летательных аппаратах легче воздуха (в отличие от авиации, использующей летательные аппараты тяжелее воздуха).
Неопо́знанный пла́вающий (подво́дный) объект (НПО) — восприятие предмета или свечения в гидросфере Земли с жидкой водой, происхождение которого остаётся неизвестным даже после изучения специалистами всех доступных свидетельств о нём. Термин «НПО» был введён по аналогии с термином «НЛО» — таким же явлением, но наблюдаемым в атмосфере или в космосе.
Ил-76 в Антарктиде — первый перелёт тяжелого транспортного самолета Ил-76ТД из Москвы до полярной станции «Новолазаревская» в Антарктиде в феврале 1986 года.
Шотландская национальная антарктическая экспедиция 1902—1904 гг. — антарктическая экспедиция, организованная и проходившая под руководством Уильяма Спирса Брюса, естествоиспытателя и бывшего студента-медика Университета Эдинбурга. Несмотря на то, что славу предприятия затмила проходившая в то же время экспедиция «Дискавери» Роберта Скотта, Брюс полностью выполнил запланированные геологоразведочные работы и научные изыскания. Достижения экспедиции включали создание первой в Антарктике обитаемой метеорологической...
Вихри в океане — круговые движения океанской воды, подобные круговым движениям воздуха в вихрях атмосферы.
Снежный крейсер (англ. Snow Cruiser) — вездеход, который был создан Иллинойсским технологическим институтом (англ. Armour Institute of Technology) в 1939 г. для очередной экспедиции Ричарда Бэрда в Антарктиду. Его конструктором был сподвижник Бэрда Томас Поултер.
«Геостационарный банан над Техасом » — утопический арт-проект канадского художника Сесара Саэса, согласно которому в августе 2008 года в небо над Техасом планировалось запустить полужёсткий дирижабль в форме банана, наполненный гелием. Проектируемая длина дирижабля — порядка 300 метров, высота дрейфа — 30—50 км. Авторы проекта утверждали, что дирижабль можно будет наблюдать только из Техаса и с прилегающих территорий. Предполагаемое место запуска — Сонора (Мексика), место приземления — Луизиана (США...
Британская антарктическая экспедиция 1910—1913 годов (англ. British Antarctic Expedition 1910—1913) на барке «Терра Нова», возглавляемая Робертом Скоттом, имела политическую цель: «достижение Южного полюса, с тем, чтобы честь этого свершения доставить Британской империи»:397. С самого начала экспедиция оказалась вовлечена в полярную гонку с конкурирующей командой Руаля Амундсена. Скотт с четырьмя спутниками достигли Южного полюса 17 января 1912 года, спустя 34 дня после Амундсена, и погибли на обратном...
Подробнее: Терра Нова (экспедиция)