Связанные понятия
Кардина́л-дья́кон или кардинал-диакон — самая низшая ступень из трёх ступеней кардинальского достоинства Римско-католической церкви. Кардиналы, возведённые в сан кардиналов-дьяконов являются либо должностными лицами Римской курии либо священниками, возведёнными в сан после их восьмидесятилетия. Епископы с пастырскими обязанностями с другой стороны — возведены в кардиналы-священники.
Кардинальская шапка — один из главных символов облачения кардиналов Римско-католической Церкви. Впервые красная шапка была дарована кардиналам папой римским Иннокентием IV в 1245 году. Красный цвет символизирует готовность её носителя пролить кровь за веру и за Церковь.
Кардинал-епископ ы, или кардиналы епископского сана являются старшими по степени среди кардиналов и прелатов Римско-католической церкви.
Кардина́л-протодья́кон — глава сана кардиналов-дьяконов, как правило старший по возрасту среди кардиналов-дьяконов или старший по возведению в сан кардинала.
Декан Коллегии кардиналов , Кардинал-декан, (лат. Decanus Sacrum Cardinalium Collegium), до 1983 года Декан Священной коллегии кардиналов — глава Коллегии кардиналов Римско-католической церкви, а также — всегда кардинал Римско-католической церкви епископского сана. Декан коллегии, согласно каноническому праву, возглавляет коллегию, но не имеет власти управлять другими кардиналами и считается «первым среди равных» (лат. primi inter pares). Для деканов коллегии не установлено ограничений на занимаемый...
Упоминания в литературе
Что же говорить в таком случае о местном епархиальном управлении? Епископы на местах были лишены самостоятельности и были обязаны повиноваться Синоду, которому принадлежал надзор за всем, что происходило в епархиях, представлять ему всевозможные и разнообразные отчеты и испрашивать у него разрешения на совершение тех или иных действий. Они не могли, например, назначить или уволить того или иного чиновника епархиального управления, учредить новые приходы[330] и монастыри, построить церкви, их права были ограничены и в таких вопросах, как заведование учебными заведениями и епархиальным хозяйством. Наконец, для ведения дел епархиального
управления при епископах находились консистории, секретари которых непосредственно подчинялись обер-прокурору Синода. Таким образом, контроль за деятельностью епископов, формально принадлежащий Синоду, находился в руках обер-прокурора и секретарей консисторий. Более того, в системе бюрократического управления церковью установилась практика беспрерывного перемещения епископов с одного места на другое.[331] В результате влияние постоянно работающего чиновника на местные приходы и священнослужителей превышало возможности церковной иерархии и епископов: власть бюрократии глубоко проникает во все сферы церковного управления, и высшего, и епархиального, что не способствует единению верующих и их пастырей.[332]
Епархиальная система управления, получившая название консисторской, по своей структуре повторяла центральную. Во главе епархии находился епископ, а
консистория играла роль епархиального правительства. Система епархиальной власти состояла из следующих основных звеньев: института епископальной власти (архиерей, викарий, архиерейский дом); духовной консистории (секретарь и канцелярия, духовное присутствие); приходской организации (институт благочинных, съезды приходского духовенства, местные причты). Первые два звена образовывали епархиальное правление, или, как именовалось в документах, «епархиальное начальство». В историографии утвердилось мнение, что такая «структура церковного управления вела к строгому отделению административно-хозяйственных функций от функции «хранителя веры», то есть идеологической. Это обстоятельство порой служило основанием для разногласий лиц, представлявших эти два направления»[84]. Эти разногласия проявлялись как на центральном, так и на епархиальном уровнях системы церковного управления. В последнем случае они были менее заметны ввиду того, что власть в епархии была сосредоточена в руках духовных лиц – архиереев и членов духовной консистории. На откуп духовенству была отдана и административно-хозяйственная функция.
С 1860‑х годов распространилась было в отдельных епархиях практика выборности благочинных – в 1879 году, при митрополите Макарии (Булгакове), в Московской епархии были даже выработаны специальной комиссией подробные правила о выборах благочинных. Однако Синод положил конец этой практике в 1881 году, издав указ, в котором подтверждалось, что благочинные должны, в согласии с УДК, назначаться епархиальным архиереем[35]. Из вспомогательных органов благочиннического управления можно назвать благочиннические съезды и советы. Однако ни то, ни другое учреждение не являлись законодательно оформленными установлениями, и само существование их стояло в зависимости от доброй воли епархиального начальства. Роль благочиннических съездов была в основном совещательной: на них обсуждались разные аспекты местной пастырской деятельности. Впрочем, в отдельных епархиях съезды рассматривали работу благочиннических советов и, в случае жалоб на них, могли делать представление епархиальному архиерею[36]. Благочиннические советы, будучи также установлением, не имеющим под собой законодательной почвы, тем не менее, получили распространение по всем епархиям в той форме, которая была предусмотрена в инструкциях, составленных для них в литовской
консистории в 1870 году[37]. Состав их включал благочинного и двоих или более выборных членов духовенства[38]. Их основной деятельностью был мелкий суд по вопросам о недовольстве между членами клира, а также между клириками и мирянами. Кроме того, в их компетенцию входило отмечать поведение клириков по клировым ведомостям, представлять клириков и старост к наградам, собирать сведения о нуждающихся духовного звания, наблюдать за сбором взносов в духовную семинарию и училища[39].
Уже 31 мая 1917 года в
Риме была создана новая консистория – Конгрегация по делам Восточных Церквей, в которой были сосредоточены все административные дела католиков «восточного обряда» и которая получила высший статус: во главе неё встал сам Бенедикт XV[59]. Чуть позже был открыт Папский восточный институт (Pontificium Institutum Studiorum Orientalium Ecclesiarum), призванный изучать догматические, литургические, канонические вопросы и духовные традиции православных церквей. В 1922 году его руководство было передано ордену иезуитов, и восточный институт переехал в помещение Папского библейского института, основанного в 1909 году и также находящегося под управлением иезуитов. Позже он переехал в отдельное здание и вошёл в качестве самостоятельной структуры в состав Папского Григорианского университета.
Одну поездку по своей епархии владыка действительно совершил. Дело в том, что Синод указом от 17 марта 1836 года поставил на вид Вятскому епархиальному начальству «нерачительность в исполнении указанных предписаний», выразившуюся в том, что «действия миссионеров, по важности своей цели и сомнительности успехов требовавшие собственного наблюдения архиерея и личной поверки на
месте, предоставлены на рассмотрение консистории, собиравшей для того сведения от других»[40]. Безусловно, данная критика относилась исключительно к епископу Иоанникию – предшественнику владыки Нила. Но реагировать на критику со стороны центральной церковной власти пришлось уже епископу Нилу. Поездка эта длилась всего 18 дней – с 7 по 25 июня. За этот промежуток времени владыка посетил, согласно его путевому журналу, 33 села и совершил всего 5 литургий. Несложные математические подсчеты подскажут, что обозрение проходило достаточно быстро и, естественно, посетить удалось не всю епархию, а только некоторые округа. Вместе с тем нельзя не отметить, что последствия данной поездки сказались на дальнейшей миссионерско-просветительской и административно-управленческой деятельности молодого архиерея.
Связанные понятия (продолжение)
Коллегия кардиналов или кардинальская коллегия, до 1983 года носившая название Священная коллегия кардиналов (лат. Sacrum Cardinalium Collegium) — коллегиальный орган, в который входят все кардиналы Римско-католической церкви.
Конкла́в (лат. conclave — запертая комната, от лат. cum clave — с ключом, под ключом) — собрание кардиналов, созываемое после смерти или ухода в отставку папы римского для избрания нового папы, а также само это помещение. Проходит в изолированном от внешнего мира помещении. Выборы производятся закрытым голосованием дважды в день, для избрания необходимо собрать не менее ⅔ голосов плюс один. Помещение открывают лишь после избрания папы. Об избрании нового понтифика оповещают белым дымом из печной...
Кардина́л-протопресви́тер (итал. protopresbitero, или реже итал. protoprete, primoprete) — в Коллегии кардиналов — глава сана кардиналов-священников (иногда их называют кардиналы-пресвитеры), первый кардинал-священник в порядке очерёдности. Как и в случае с кардиналом-протодьяконом, является старейшим по возведению в сан кардиналом-священником, но в прошлом происходило несколько исключений этого правила. Этот титул всегда связан со старейшим кардиналом-священником в соответствии с датой его возведения...
Кардина́л (лат. Cardinalis, от cardo — главное обстоятельство, основа, сердце) — высшее после Папы духовное лицо Католической церкви, принадлежащее к любой из трёх степеней священства. лат. Cardinalis sanctæ romanæ Ecclesiæ (с лат. — «Кардинал Святой Римской Церкви»). В соответствии с Кодексом канонического права 1983 года, в функции кардиналов входит избрание папы римского на конклаве и помощь в руководстве Римско-католической церкви, которую они оказывают коллегиально, исполняя совещательные функции...
Ка́нцлер Ри́мско-католи́ческой це́ркви , точное название Ка́нцлер Свято́й Ри́мской Це́ркви (лат. Cancellarius Santa Romana Ecclesia). Исторический титул в Римско-католической Церкви, присваивался кардиналу — руководителю Апостольской канцелярии. Аналогом этого титула был титул Канцлера Святого Апостольского Престола (лат. Cancellarius Santa Sedis Apostolicae), впервые упоминающийся в документе папы римского Формоза, датируемом 864 годом. Как титул главы Апостольской канцелярии он был утверждён в середине...
Кардиналы-пресвитеры (или кардиналы-священники) — наиболее многочисленный из трёх кардинальских санов в Римско-католической церкви. Они формально занимают место выше кардиналов-дьяконов и ниже кардиналов-епископов, хотя это не вопрос осуществления власти, а вопрос престижа.
Подробнее: Кардинал-священник
Вели́кий пенитенциа́рий , также Верховный пенитенциарий (лат. Poenitentiarius major) — глава Апостольской пенитенциарии, одного из трёх церковных трибуналов Римско-католической церкви.
Титулярная церковь — одна из множества ранних христианских церквей (все вместе известные как «tituli»), построенных вокруг Рима и приписанных патронам, чьи имена часто идентифицировали их...
Камерле́нго , или камера́рий Римско-католической церкви (итал. Camerlengo, лат. Camerarius) — одна из высших придворных должностей при Святом Престоле. Должность камерленго имеет светские административные функции, среди которых выделяются управление финансами и имуществом Папского Престола. Камерленго возглавляет Апостольскую Палату (Camera Apostolica). Генеральный Администратор Папского Двора и суперинтендант собственности и доходов Папского престола. Пост камерленго занимает всегда только кардинал...
Генеральный викарий Рима или кардинал-викарий (итал. Cardinale Vicario) — титул, обычно даваемый генеральному викарию епархии Рима для части епархии в пределах Италии. Официальным названием, как дано «Annuario Pontificio» (при заголовке «Викариат Рима»), является «Генеральный викарий Его Святейшества для епархии Рима». Епископ Рима назначает генерального викария с властью ординария помочь с духовным управлением своей епархии. Хотя каноническое право требует, чтобы все католические епархии имели одного...
Конгрегация доктрины веры или Конгрегация Вероучения (лат. Congregatio pro Doctrina Fidei) — старейшая и главная из девяти Конгрегаций Римской курии, в компетенции которой находится наблюдение за ортодоксальностью и чистотой вероучения и морали проповедуемого в Римско-католической церкви. В апостольской конституции Иоанна Павла II Pastor Bonus от 28 июня 1988 года говорится: Обязанность, надлежащая для Конгрегации Доктрины Веры, состоит в том, чтобы продвигать и охранить доктрину веры и морали повсюду...
Конгрегация по делам епископов (лат. Congregatio pro Episcopis) — одна из девяти конгрегаций Римской курии, занимается, главным образом, вопросами епископской деятельности и юридическими статусами церквей латинского обряда.
Вице-декан Коллегии кардиналов или Субдекан Коллегии кардиналов, Кардинал-субдекан (лат. Subdecanus Sacri Collegii), до 1983 года Вице-декан или Субдекан Священной Коллегии кардиналов — заместитель декана Коллегии кардиналов, который является помощником декана и замещает его в случае невозможности исполнением деканом своих функций, по какой либо причине.
Конгрегация богослужения и дисциплины таинств (лат. Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum) — конгрегация занимается большинством дел, связанных с литургической практикой латинского обряда Римско-католической церкви, в отличие от Восточных обрядов, находящихся в компетенции Восточных Католических Церквей, а также некоторыми техническими вопросами, касающимися Таинств.
Кардинал-префект (лат. cardinalis prefectus) — название главы той или иной Конгрегации Римской курии. Начиная с XVI века префекты Римских Конгрегаций всегда состоят в сане кардинала, за редким исключением. Кардинал-префект всегда куриальный кардинал, то есть кардинал на службе в Римской курии. Также титул кардинала-префекта носит глава Верховного трибунала апостольской сигнатуры, если он в сане кардинала. Если руководитель не является кардиналом, то он называется про-префект, то есть исполняющий...
Верховный трибунал апостольской сигнатуры (лат. Supremum Tribunal Signaturae Apostolicae) — высший суд в системе судопроизводства Римско-католической Церкви, обеспечивающий также контроль за должным совершением правосудия в Церкви.
Па́пство — богословский и религиозно-политический институт католицизма, устанавливающий Па́пу Ри́мского видимым главой всей Католической церкви. Папа также является верховным правителем Святого Престола, вспомогательной суверенной территорией которого является Ватикан, где находится его постоянная резиденция.
Конгрегация католического образования , иначе называемая Конгрегацией семинарий и учебных заведений (лат. Congregatio de Institutione Catholica de Seminariis atque Studiorum Institutis) – одна из девяти конгрегаций Римской курии.
Кардиналы-выборщики — термин, употребляемый по отношению к тем членам Коллегии Кардиналов, которые избирают на Конклаве папу римского.
Администра́тор (лат. administrator), в Римско-католической церкви — духовное лицо, управляющее соответствующими церковными структурами.
Консекратор (лат. Consecrator) — термин, используемый в Римско-Католической Церкви, обозначает назначенного епископа, который собирается рукополагать священника в епископский сан (то есть, в третью высшую ступень священства). Этот термин часто используется в Церкви Восточного обряда и в англиканском сообщества.
Коадъю́тор , епископ-коадъютор (Coadjutor) — католический титулярный епископ (то есть имеющий сан епископа, но не являющийся ординарием епархии), назначаемый Святым Престолом в определенную епархию для осуществления епископских функций наряду с епархиальным епископом с правом наследования епископской кафедры (ККП, канон 403 § 3).
Апо́стольский протонота́рий (лат. protonotarius apostolicus) — титул в Римско-католической церкви. Апостольским протонотарием называется либо член самой высшей неепископской коллегии прелатов в Римской курии, либо, вне Рима, почётный прелат, которому папа римский присвоил этот титул и его особые привилегии.
Конгрегация евангелизации народов (лат. Congregatio pro Gentium Evangelizatione) — одна из девяти конгрегаций Римской курии, занимается вопросами евангелизации и миссионерства.
Апостольская Палата (лат. Camera Apostolica) — одна из главных дикастерий Римской курии, в ведении которой находятся материальные ценности, принадлежащие Святому Престолу, в том числе и в период когда Святой Престол вакантен. Возглавляет Апостольскую Палату кардинал в должности камерленго.
Комменда (лат. commendare, поручать) — первоначально вакантное, временно замещавшееся соседним духовным лицом место, а также приход, с которого доходы временно поступали мирянину. В франкском государстве существовали особые мирские аббаты, коммендатарные (abbates commendatarii) — священнослужители или, иногда, миряне, владеющие аббатством на праве in commendam (от лат. commenda — опека), то есть отчуждающий доходы аббатства в свою пользу, однако, не имеющий церковной юрисдикции над монахами.
Конгрегация по канонизации святых (лат. Congregatio de Causis Sanctorum) — одна из центральных дикастерий Римской курии, которая руководит процессами беатификации и канонизации, а также присвоения титула Учитель Церкви.
Монсеньо́р (фр. Monseigneur, итал. monsignore) мн. ч. monsignori — один из титулов высшего католического духовенства. Монсеньор является формой обращения для тех членов духовенства Римско-католической церкви, которые носят некоторые церковные почётные титулы. Монсеньор — форма апокопы от итальянского monsignore, от французского mon seigneur, означая «мой господин». В литературном русском языке встречаются сокращения мон. и монс.
Ауксилиа́рий (лат. Auxiliarius), викарный епископ или вспомогательный епископ — в Католической церкви епископ, назначаемый в обширную и многочисленную епархию, с целью помощи епископу-ординарию. Также вспомогательный епископ может быть назначен в епархию, ординарий которой по каким-либо причинам неспособен исполнять свои функции.
Апостольская Датария (лат. Datāria Apostolica) — дикастерия (появилась приблизительно в 1420 году, в понтификат папы римского Мартина V, а возможно и раньше) Римской курии, из которого посылаются всякие папские бреве и милости помимо консистории. Ведению Апостольского датария подлежали дела по небольшим бенефициям, разрешению брачных уз, обетов и т. п.
Конгрегация по делам духовенства (лат. Congregatio pro Clericis) — одна из девяти конгрегаций Римской курии, занимается, главным образом, делами духовенства и церковного имущества.
Апостольская пенитенциария (лат. Sacra Paenitentiaria), более формально Верховный Трибунал Апостольской Пенитенциарии — один из трёх трибуналов Римской курии. Апостольская пенитенциария решает вопросы, связанные с внутренней подсудностью и располагает не судебной, а административной властью. Апостольскую пенитенциарию возглавляет великий пенитенциарий, который, как правило, должен носить звание кардинала.
Доктор обоих прав (сокращенное — J.U.D.) (лат. Iuris Utriusque Doctor) — учёная степень высшей ступени доктора наук в области гражданского и церковного права.
Священная Конгрегация Собора , более полное название Священная Конгрегация по исполнению и интерпретации Тридентского собора (лат. Congregatio pro executione et interpretatione concilii Tridentini) — бывшая Конгрегация Римской курии: занималась правильным истолкованием канонов Тридентского собора, со временем взяла на себя задачу обеспечения белым духовенством.
Папаби́ль (от итал. papabile; множественное число — папаби́ли, итал. papabili) — неофициальный итальянский термин, сначала введённый политологами-специалистами по Ватикану (ватиканистами, или ватиканологами) и теперь используемый как интернациональный термин во многих языках. Обозначает того или тех кардиналов, которые могут быть наиболее вероятными кандидатами в следующие римские папы.
Ри́мская ку́рия , или Па́пская ку́рия, (лат. Curia Romana) — главный административный орган Святого Престола и Ватикана и один из основных в Католической церкви. Отдельные ведомства Римской курии от имени и властью папы римского отвечают на вопросы, рассматривают предложения, апелляции, жалобы или просьбы, направленные в адрес Святого Престола, выносят распоряжения, решения или приговоры, выступают с различными инициативами и т. д. В рамках курии (перед Верховным трибуналом Апостольской сигнатуры...
Апо́стольская конститу́ция (лат. constitutio apostolica) — законодательный акт, провозглашённый папой римским и содержащий предписания общего и постоянного характера для всей Католической церкви или её части.
Почётный прелат Его Святейшества (лат. Praelatus Honorarius Sanctitatis Suae) — священник, которому Папа Римский предоставил этот титул. Почётные прелаты именуются монсеньорами и имеют некоторые привилегии в вопросах церковного облачения. Перед motu proprio Pontificalis Domus от 28 марта 1968 почётные прелаты назывались придворными прелатами (по-латыни: Antistites Urbani), титул, который тогда также шёл с некоторыми должностями типа архиепископа-помощника или епископа-помощника Папского Трона или...
Па́пский лега́т (лат. Legatus papae, Legatus Pontificius) — личный представитель папы римского в разных странах с поручением на срок, необходимый для его выполнения. Легат назначается лично папой и посылается с поручением к правительству, к монарху или к определённой общине верующих или же для организации определённого важного церковного мероприятия. Легаты стали назначаться папами с VI века. В отличие от папского нунция, легат не являлся постоянным дипломатическим представителем и действует от имени...
Упоминания в литературе (продолжение)
28 декабря. Определение Св. Синода по делу о браках переселенцев: «1) Епархиальному начальству распорядиться, чтобы в каждом приходе, в который поступают переселенцы, приходский священник немедленно составлял именный список малолетним, с показанием семейств, к которым они принадлежат, и епархии, уезда и прихода, из которых
переселены, и представлял в консисторию. 2)Консистории препровождать таковые списки в консисторию той епархии, откуда перешли переселенцы, для отметки, по метрическим записям, года рождения каждаго лица, и за тем возвращать сии списки в новонаселенные приходы, чтобы оные были в готовности для справки о летах при браках» (Мнения. Т. доп. С. 620).
Вторым после Папы титулом в иерархии Католической церкви является титул кардинала, которого, заручившись
согласием консистории – собрания кардинальской коллегии, назначает Папа. В период Средневековья этот титул папы обычно присваивали своим незаконнорожденным сыновьям, племянникам и другим родственникам. Иногда кардиналами становились даже дети понтификов. Так, будущий Папа Лев X получил кардинальский титул в возрасте семи лет. Многие назначенные кардиналы до избрания вовсе не имели священного сана.
Летом 1928 года произошло, однако, событие, которое поставило Св. Синод нашей Церкви в необходимость решительно отвергнуть вышесказанные стремления Мариавитского Епископата. Епископат Мариавитской Церкви не только вступил в общение, но даже допустил к совершению богослужения у себя некоего Сергия Шведко, выдающего себя за православного священника, в действительности же являющегося бывшим диаконом нашей Церкви, которого наш Синод лишил диаконского сана за многообразные проступки, предусмотренные 25, 42 и 55 Апостольскими правилами, 32, 51, 56 и 57 Правилами Святого Василия Великого, 36 и 49 Правилами Карфагенского Собора, 9 правилом VI Вселенского Собора и 185 ст. действующего у нас Устава Духовных
Консисторий. За свое новое преступление – за совершение Литургии в Мариавитской общине, не состоящей в каноническом общении со Св. Православной Церковью, при том же когда он не имел священнического сана и лишен был даже диаконского сана, названный Шведко Варшавской епархиальной властью отлучен от Св. Православной Церкви с преданием анафеме.
9
августа. Предложение консистории о назначении священника на вакантное место в соответствии с желанием прихожан (Резолюции. Т. 3. Ч. 1. С. 255–256. № 4205).
Вторым после папы титулом в иерархии Католической церкви является титул кардинала, которого, заручившись
согласием консистории – собрания кардинальской коллегии, назначает папа. В период Средневековья этот титул папы обычно присваивали своим незаконнорожденным сыновьям, племянникам и другим родственникам.
Духовные приказы в
1744 г. были заменены духовными консисториями – присутственными местами для епархиального управления и суда. Устав их был издан в 1841 г. Как писал профессор Московского университета Н.К. Соколов,
Архимандрит Иакинф Бичурин прибыл в Иркутск 4 августа 1802 г., принял по описи в свое управление «Вознесенский монастырь, церкви, утварь и церковную ризницу, деньги и все монастырские вещи и припаси». В его ведение перешла и духовная семинария, а с 9 августа 1802 г. он стал непременно участвовать в заседаниях Иркутской
духовной консистории. Под контролем молодого архимандрита в монастыре стали строить новые хозяйственные помещения, а также готовить черноризцев и бурсаков к миссионерско-просветительской деятельности.
Незадолго до перенесения часовни Свято-Пантелеимоновского монастыря в новое здание на Никольской улице Московская
Духовная консистория 19 сентября 1879 г. обратилась в Богоявленскую обитель по вопросу устройства в освобождающемся помещении часовни афонского Евфигменского монастыря во имя св. Марии Магдалины, но получила отказ. 1 октября того же года казначей обители иеромонах Филарет написал в консисторию, что настоятель монастыря епископ Дмитровский Амвросий и старшая братия на совещании решили, что устройство новой часовни невозможно и освобождающееся помещение следует использовать под жилье. Часовня же Руссика была устроена как исключение, в связи с многочисленными чудотворениями привезенных с Афона святынь и особо близкими отношениями двух монастырей[124].
• Резолюция
на объяснении присутствующего в консистории архимандрита о неподписании им журнала об отношении к московскому военному генерал-губернатору о приведении мельницы Угрешского монастыря в прежнее состояние (Резолюции. Т. 2. Ч. 1. С. 48. № 1542).
Значение основополагающих источников в церковном праве Российской империи определялось тем, что в уже упоминавшейся статье 6 Устава Духовных
консисторий в ряду источников для церковного управления и суда наряду с другими назывались «каноны или правила Святых Апостолов, святых соборов Вселенских и поместных м святых отцов», т. е. вообще весь объем древнего канона. Но его место среди других источников церковного права не было определено и, наоборот, порождало массу вопросов: о степени преемственности древних правил и церковных соборов, о возможном сочетании действующего законодательства с древним каноном.
Вниманию читателей предлагаются прежде всего четыре указа белгородского епископа Епифания Тихорского11,относящиеся к начальному периоду Белгородской/Харьковской духовной школы. Указы епископа отложились в
фонде № 2009 «Белгородская духовная консистория (1712–1855 годы)» в ЦГИАУК и публикуются впервые. Отбор материалов для публикации находился в прямой зависимости от физической сохранности (состояния) документов, поскольку почти во всех документах первых десятилетий XVIII века, имеющих отношение к коллегиумам, присутствуют значительные механические повреждения материального носителя (дыры, разрывы, отсутствие части текста), в ряде случаев процессы угасания текста приняли необратимый характер. По этой причине пришлось отказаться от публикации некоторых документов (хотя общий смысл документа понятен, и они продолжают оставаться важными свидетельствами). Указы, отобранные для публикации, являются типическими, воплощают характерные особенности организационной деятельности белгородского епископа Епифания Тихорского, направленной на создание Харьковского коллегиума. Подобные указы повторялись им неоднократно и в последующее время, будучи адресованы разным священникам во все уголки обширной епархии. Поскольку школа первоначально была основана в том же городе, где и епископская кафедра, она называлась Белгородской. Через несколько лет, при переводе ее в Харьков и преобразования на основе местных традиций (об этом речь пойдет ниже), она стала называться Харьковским коллегиумом. Однако, как это было характерно для того времени, в документах параллельно существовали названия «Харьковская школа» или же «Белгородская школа», когда в документации фиксировался факт наличия/создания школы в белгородской епархии.
Поначалу выступающие не предлагали «лекарства», предпочитая подробно останавливаться на симптомах кризисного положения Церкви. Яркий образчик такого подхода – записка В. В. Розанова, одного из наиболее активных участников собраний. Как обычно, на частном примере, Розанов постарался показать глобальную проблему, подметив наиболее болезненные проявления церковной жизни. Характеризуя верующих столиц и провинции, философ замечал, что большинство в храме составляли «одни простолюдины». «Это гораздо более жутко, – писал он, – чем книги Штрауса и Ренана»[204]. Розанов не боялся указать, что Церковь, в смысле организованного общества верующих, ограничивается старостой, клиром и консисторией. А раз так, то не удивительно, что и к ней отношение соответствующее – не такое, как у старосты, клирика
или члена консистории – «в Церкви я не творю – и… холоден к ней»[205].
В состав Андреевско-Владимирского братства входили представители местной элиты: руководство города и губернии, архиерей и духовенство, занимающее
высшие посты в епархии, интеллигенция, купцы и буржуазия. В 1896 г. в Братстве числилось 88 представителей белого и черного духовенства, из которых наиболее выделялись архиепископ Агафодор (председатель Братства), ректор Ставропольской духовной семинарии протоирей П.И. Смирнов, ключарь Казанского кафедрального собора священник Д.И. Успенский, преподаватель семинарии священник К.В. Кутепов, секретарь Ставропольской Духовной консистории А.А. Вишницкий, епархиальные миссионеры: священник С. Никольский и А.Е. Шашин; инспектор Ставропольской духовной семинарии священник Н.П. Малиновский, инспектор женского епархиального училища священник А.И. Ленский [93].
357/2. Копия указа Калужской
духовной консистории от 11 февраля 1809 г. об увеличении штата Оптиной пустыни до 30 человек.
Доносили бы о принявших святое крещение в светскую команду для дарования льготы от ясака,
и в консисторию для сведения, и новокрещенным давали бы от себя билет.
Ближайшими к Челбасской были следующие церкви: станицы Крыловской одноштатная Михаило-Архангельская в 12 верстах и станицы Батуринской во имя Святого Чудотворца Николая одноштатная в 20 верстах. Церковному имуществу велась главная и дополнительная опись, составленная в 1888 году по форме, изданной Святейшим Синодом. Также велись приходно-расходные книги о свечной и кошельковой суммах, выданные в Ставропольской
Духовной Консистории в 1888 году за шнуром и печатью. Имелись копии метрических книг[9], исповедных росписей[10] и обыскных книг[11] за 1888 год. К большому сожалению, эти документы были утеряны, а с ними потеряна и связь с нашими славными и достойными предками, первыми жителями казачьей станицы Челбасской.
41 Об этом свидетельствует, в частности, сохранившаяся здесь книга «Материалы для истории Пугачевского бунта, собранные С.С.Краснодубровским. I.
Архив Астраханской Духовной консистории (Труды Саратовской ученой архивной комиссии. – Саратов, 1889)», имеющая штамп библиотеки Симферопольского духовного училища, а на титульном листе – надпись: «Другу моему дорогому, милому и незабвенному Архимандриту Михаилу (Мише Грибановскому) от сердечно любящего его автора. Саратов, 89. Х.5». Благодарим Л.М.Демидову, сообщившую нам об этой книге.
Архимандрит Игнатий устроил монастырское хозяйство, прекратив отдачу в аренду небольшого участка земли, сохранявшегося во владении обители. Одновременно он обратился с рапортом в
духовную консисторию Санкт-Петербургской епархии, прося наделить Сергиеву пустынь участком земли, пригодной для хлебопашества, а также небольшим участком леса, в пятьдесят десятин. Он смог добиться просимого. Так что в 1836 году в пустыни всей земли с лесными участками было 269 десятин. В монастырском саду росло 300 яблонь и 100 вишен.