Кольцо (художественная группа)
(Не путать с «Кольцо » (художественная группа). Харьков. 1911—1914)
«Кольцо» — художественная группа кубофутористического направления была основана в 1913 году в Киеве. Основателями группы считаются А. А. Экстер и А. К. Богомазов. В группу вошли художники-реформаторы, исповедующие новые для России идеи в живописи.
В марте 1914 года в Киевском политехническом институте художники группы «Кольцо» организовали выставку «Кольцо» при поддержке кружка «Искусство». В выставке принимал участие 21 художник, экспонировалось 306 работ, из которых 88 своих первых работ впервые представил публике Александр Богомазов (акварель, графика, рисунки). Некоторые из его работ: № 1 Базар, № 2 Портрет Н. И. Д., № 3 Святой угол, № 4 Натюрморт, № 5 На балконе, № 13 Банковая улица, № 16 Табачная лавочка (композиция в треугольн.). № 17 Человек разбрасыв. снег., № 26 Рыжий кот, № 29 Портрет моей жены, № 40 Портрет художника Е. И. Конопацкого, № 43 Автопортрет, № 47 Базар, № 68 Человек, везущий тачку, № 81 Крылов, № 82 Тютчев, № 83 Фет, № 84 Грибоедов, № 85 Гоголь, № 86 Пушкин, № 88 Очистка конвертера.
На выставке были представлены работы:
А. К. Богомазова (88 работ)
Е. И. Конопацкого (26 работ)
С. С...ова (20 работ)
Ивана Удода (19 работ)
Михаила Левина (19 работ)
Екатерины Васильевой (13 работ)
Ниссона Шифрина (13 работ)
Михаила Денисова (12 работ)
Бориса Пастухова (12 работ)
Виктора Пастухова (12 работ)
Георгия Курнакова (10 работ)
Константина Мальцева (8 работ)
Борис Барбот де Марни (7 работ)
Ванды Витольдовны Монастырской-Богомазовой (6 работ)
Ивана Григорьева (6 работ)
Христиана Крона (6 работ)
Сарры Шор (6 работ)
Арсения Бузинного (5 работ)
А. А. Экстер (2 работы)
Пётра Рафаэлова (1 работа)Участники выставки рассматривали ее как «первый самостоятельный голос в защиту Нового Искусства». В предисловии к каталогу выставки идеи, присущие группе «Кольцо», сформулированы так: «Они заменяли архитектурную перспективу перспективой ритмической вибрации линий, являющейся в более тесном отношении к чувствительности и выражающей больше эстетических эмоций.»
В основном выставочные работы были написаны в манере кубизма и футуризма .
Н. Кульбин и А. Флореггер в журнале «Музы», № 5 от 1914 года (Киев, с. 5-8) охарактеризовали выставку как «новое слово в художественной жизни Киева» и отметили «громадное значение» этой выставки для Киева.
В 1914 году, просуществовав около двух лет, группа «Кольцо» распалась.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Московский салон — художественное общество, существовавшее в Москве в 1910—1921 гг.
Открытый клуб — московский клуб и галерея, где проходят выставки произведений искусства разных эпох и направлений, а также другие культурные события.
«Супре́мус » — объединение художников-авангардистов, которое было основано Казимиром Севериновичем Малевичем в 1915—1916 гг. Оно объединило художников, увлечённых созданным К. Малевичем супрематизмом.
Упоминания в литературе
К сожалению, все описанные культурные события и процессы практически не коснулись стран так называемого лагеря социализма, в лагере свирепствовала преимущественно татуировка преступного мира. Тем не менее лучики света пробивались и сюда. Так, в Польше движение выставок, представляющих современную татуировку, началось в 1982 году с экспозиции фотографии Дока Фореста в Галерее фотографии в
Кольцах. Эта выставка, показанная позже в нескольких отделениях Бюро художественных выставок на территории Польши, была первым подобного типа показом не только в Польше, но и во всех странах Восточной Европы. Основной целью этой выставки, которая пользовалась огромным успехом, особенно среди молодежи, и вызвала самые полярные высказывания в прессе, было "расширение знаний посетителей экспозиции об этом интересном явлении, о его общественной и культурной обусловленности, обращение внимания на результат взаимного проникновения культур... и инициирование вопросов, связанных со сферой современного искусства".
Настоящее исследование продолжает монографию автора «Историко-фольклорная поэтика С. А. Есенина» (Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1998. 225 с.). Главы 1 и 2 – «Свадьба у Есенина» и «Символика кольца и свадебная тематика в годовых праздниках и фольклоре Рязанщины» под новым углом зрения развивают главу 1 «Свадебная тематика в творчестве Есенина» монографии; глава 14 – «Есенинская топонимика» логически и содержательно дополняет главу 10 «Художественная топонимика Есенина»; справочный раздел сохранил уже имевшееся
название «Концепты художественного творчества Есенина (Указатель)».
Следующий за трагической Шинелью и веселым Братишкой опус фэксов носил странное имя С. В. Д. (1927, сценарий Ю. Н. Тынянова и литературоведа Ю. Г. Оксмана), что означало вензель, выгравированный на кольце. Авантюрист и шулер Медокс выиграл кольцо в карты и выдал его за подтверждение своей причастности к тайному обществу декабристов (Союз великого дела). Провокатор Медокс преследовал и шантажировал бунтовщика Суханова, бывшего друга, а светская красавица, жена генерала, влюбленная в Суханова, спасала его, раненого и истекающего кровью. Это была талантливая стилизация романтической мелодрамы и в драматургии, и в актерской
игре, и в изобразительном строе. Генеральша Вышневская (ее играла красавица Софья Магарилл, жена Козинцева), вся в мягких складках атласа, пышных тюрбанах, соболях, казалось, сошла с полотен Тропинина и раннего Брюллова. Картина боя на снегу, с его дымками над редутами, шеренгами солдат, уходящими вдаль, заставляла вспомнить батальную живопись пушкинских времен. Материальный мир в С. В. Д. был романтизирован согласно общему стилевому и жанровому заданию мелодрамы.
Но среди всей этой фанаберии, пожалуй, ничто так не будоражит дизайнерское воображение, как книжная закладка. Выпускаются ЗD-закладки – с эффектом голографических изображений. Светящиеся закладки-напоминалки «Lightleaf». Закладки-резинки с указателями для строк, на которых было прервано чтение. Магнитные закладки-фиксаторы страниц – в форме гвоздиков, стрелок, колец и прочего. Угловые закладки – в виде бумажных накладок, выполненных в стиле оригами. Фигурные закладки – снежинки, сердечки, птички, туфельки… Закладки-мотиваторы – с афоризмами классиков и цитатами
о пользе чтения. Скрепки-закладки, стилизованные под популярные игрушки вроде «Monster High» или «Гарри Поттера». Закладки-подвески – с кистями, самоцветами, брелками. При этом книжная закладка может быть одновременно линейкой, календарём, блоком для записей, шпаргалкой по разным школьным предметам и даже часами.
Памятник Александру II – центр г. Хельсинки. Наверное, никому не придет в голову посетить Финляндию, не посетив Хельсинки. Здесь получается замкнутое кольцо, ведь осмотр Хельсинки невозможен без экскурсии в центральную часть города. Здесь вы
просто обязаны посетить большое здание Лютеранского собора. Вы ощутите все величие этого памятника, если даже будете находиться возле него… Немного развернувшись, вы увидите еще одно здание – библиотеку университета. Таким образом, вы стоите на одном месте, а вокруг – архитектурные памятники…
Не должно удивлять, что художники, работавшие с громоздким, неподатливым материалом почвы, камней, древесной растительности, по сути, имели дело все с теми же психическими феноменами – зрительных и ментальных установок, динамики видения. Неоднократно мастера «земляного искусства» создавали некие аналоги оптических устройств – подзорных труб, телескопов, направленных на значимые участки земли или неба. «Солнечные туннели» Нэнси Холт (1973–1976) – четыре бетонированные трубы, расставленные в пустыне Большого Бассейна так, чтобы во время летнего и зимнего солнцестояния Солнце в своей низшей позиции посылало лучи точно в круговые выходы «туннелей». С фронтальной позиции возникал необычный эффект: кольцо дальнего цилиндра вписывалось в широкое обрамление ближнего, и заполнявший их яркий свет сводил объемы к плоскости, так что все сооружение уподоблялось циркулярным композициям Кеннета Ноланда. В туннелях были просверлены отверстия, соответствовавшие четырем созвездиям, и с перемещением солнца по небосводу внутри плыли их световые проекции. Реальный пейзаж, претворенный в геометрическую абстракцию, дополнялся при входе внутрь впечатлением блуждания среди звезд. Аналогичный эффект схода небесной выси на землю достигнут Нэнси Холт в «Голове гидры» (1974, Льюистон, Артпарк). Шесть небольших круговых бассейнов своим расположением, соотношением размеров и яркости повторяли созвездие Гидры. При
создании этой работы художница имела в виду миф о сражении Геракла с многоголовой лернейской Гидрой, но в ее памяти всплывали также представления индейцев об озерах как глазах земли. В перекрытых стеклом озерцах отражалось небо, сверкали солнечные лучи, но в них же собирались воспоминания о давних легендах и человеческих верованиях.
Руки царя были нежны, белы, теплы и красивы, как у женщины, но в них заключался такой избыток жизненной силы, что, налагая ладони на темя больных, царь исцелял головные боли, судороги, черную меланхолию и беснование. На указательном пальце левой руки носил Соломон гемму из кроваво-красного астерикса, извергавшего из себя шесть лучей жемчужного
цвета. Много сотен лет было этому кольцу, и на оборотной стороне его камня вырезана была надпись на языке древнего, исчезнувшего народа: «Все проходит».
«Старинный двухэтажный дом кремового цвета помещался на бульварном кольце в глубине чахлого сада, отделенного от тротуара резною
чугунною решеткой… Дом назывался “домом Грибоедова” на том основании, что будто бы некогда им владела тетка писателя… Ну, владела или не владела – мы того не знаем. Помнится даже, что, кажется, никакой тетки-домовладелицы у Грибоедова не было…»
Связанные понятия (продолжение)
Лавка художника — старейшее галерейное пространство Санкт-Петербурга, галерея современного искусства.
Польская школа плаката — школа художественного плаката в Польше. Относится к периоду 1940-х — 1980-х годов. Иногда определяют более узкие рамки — с 1950-х по 1970-е годы.
Тарасовцы,
Братство тарасовцев (укр. Братство (Братерство) тарасівців) — тайная организация представителей украинского национального движения, выступавших с национально-освободительных позиций (в отличие от малороссийства и аполитического украинофильства). Основано летом 1891 года группой харьковских студентов, посетивших могилу Тараса Шевченко вблизи Киева.
Арефьевский круг — неформальное объединение независимых ленинградских художников.
Апт-арт (оригинальное название: APTART) — «квартирное искусство», название происходит от английских слов «apartment» (квартира) и «art» (искусство). Апт-арт — термин, изобретённый художником Никитой Алексеевым для домашней выставки, которая оформляется в начале 80-х годов в качестве особого экспозиционного жанра, ставшего ярким художественным явлением и оригинальным, чисто российским вкладом в развитие современного искусства. Апт-арт — искусство, созданное именно с расчетом на такой способ демонстрации...
«Миниатюры» — серия исторических рассказов-эссе советского писателя Валентина Пикуля.
Панфутуризм — литературная организация украинских футуристов, возникшая на Украине в 1921 году после Октябрьской революции.
Академия Витти (фр. Académie Vitti) — французская частная академия художеств в Париже в районе Notre-Dame-des-Champs, существовавшая с 1894 по 1914 годы.
Однодневная выставка — первая художественная выставка товарищества «Искусство или смерть», состоявшаяся 19 марта 1988 года в Таганроге.
Выставка «
Изобразительное искусство Ленинграда », открытая в ноябре 1976 года в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж», стала, по мнению В. А. Гусева и В. А. Леняшина, «заметным событием в художественной жизни страны». Впервые зрители получили возможность столь полно проследить более чем полувековой путь, пройденный коллективом ленинградских художников — «одним из крупнейших отрядов советских мастеров изобразительного искусства. Её значение определялось не только историческим аспектом, но и...
Пятая республиканская художественная выставка "Советская Россия" 1975 года, открывшаяся в ноябре 1975 года в московском Манеже, стала крупным событием в общественной и художественной жизни, которое, по мнению В. Ванслова, «нельзя рассматривать просто как очередную проходящую выставку. Устремлённая в будущее, она вместе с тем явилась завершением целого этапа работы художников Российской Федерации, итогом десяти зональных выставок, и её значение нельзя оценивать в отрыве от них».
Подробнее: Советская Россия (выставка, 1975)
Петербу́рг — художественная группа, существовавшая в Ленинграде в 1960-х — 1970-х годах.
«Концессия » — арт-группа художников, образованная в 1988 году в Ленинграде, в связи с выставочной программой «Авангард в (Русском музее зачеркнуто) на заборе».
Неофициальное искусство СССР (или другое искусство, альтернативное искусство, нонконформистское искусство, подпольное искусство, андерграунд) — под этим названием объединяют представителей различных художественных течений в изобразительном искусстве СССР 1950—1980-х годов, которые по соображениям политической и идеологической цензуры были вытеснены официальными властями из публичной художественной жизни. Вследствие «андеграундного» существования неофициальное искусство в СССР было тесно связано с...
«Новые горизонты » — это группа израильских художников, принимавших активное участие в культурной жизни страны в период 1948—1963 годов и стремившихся поощрять влияние международного искусства на изобразительное искусство Израиля. Представители группы внесли значительный вклад в разработку художественного абстракционистского стиля в живописи и лирической скульптуре.
Ленинградская пейзажная живопись — устоявшееся понятие, относящееся к живописи как к одному из видов изобразительного искусства Ленинграда 1917-1990 годов и охватывающее творчество нескольких поколений художников Ленинграда в жанре пейзажа. Одно из наиболее значительных явлений в российской советской пейзажной живописи XX века.
Гейдельбергская школа (англ. Heidelberg School) — австралийское художественное движение конца XIX века, позднее было описано как Австралийский импрессионизм.
Арт-группа «Крепость» — творческое объединение, основанное группой художников ленинградского андеграунда во второй половине 80-х годов.
Ленинградская пейзажная школа , — группа живописцев, работавшая в 1930-х — 1940-х (некоторые исследователи расширяют временные рамки её существования — 1920-е — 1950-е годы).Определение «ленинградская пейзажная школа 1930-х — 1940-х годов» — было предложено искусствоведом А. И. Струковой в её диссертации и книге «Ленинградская пейзажная школа 1930—1940-е годы». Ранее в 1971 году Л. В. Мочалов в статье о В. Пакулине называл имена художников, объединённых, по его выражению, «ленинградской пейзажной...
Ленинградский живописный портрет — понятие, относящееся к живописи как к одному из видов изобразительного искусства Ленинграда 1917-1990 годов и охватывающее творчество нескольких поколений художников Ленинграда в жанре портрета. Одно из наиболее значительных явлений в российской советской портретной живописи XX века.
Подробнее: Портретная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда
ЭХО — экспериментальное художественное объединение, существовало в Омске в начальные годы перестройки 1987—1990. Объединение дало толчок к творческому развитию многих современных живописцев и графиков. На выставках ЭХО xудожники профессионалы и любители смогли открыто заявить о существовании авангардного, альтернативного подхода к искусству. Подхода который был противоположен официальному тогда засилию социалистического реализма.
«Искусство или смерть » (первоначально, в 1987—1988 гг., — Группа «ЖУПЕЛ») — товарищество (арт-группа) ростовских (Ростов-на-Дону) и таганрогских художников, основанное А. С. Тер-Оганьяном в сентябре 1988 года. Одно из самых ярких художественных объединений перестроечных лет.
Официальное
советское искусство, изобразительное искусство СССР охватывает период 1917—1991 годов и характеризуется огромной ролью идеологии в своем развитии. Параллельно с ним с 1950-х годов развивалось неофициальное искусство СССР.
Арсенальная выставка (англ. Armory Show), официальное название Международная выставка современного искусства (International Exhibition of Modern Art) — выставка произведений живописи, графики и скульптуры современного искусства, организованная с 17 февраля по 15 марта 1913 года в здании Арсенала (Armory) 69 Нью-Йоркского полка Национальной гвардии, на углу Лексингтон-авеню и 25-й улицы. Позднее выставка была показана также в Бостоне и Чикаго. Эта выставка считается отправной точкой развития современного...
Общество художников «Бубновый валет» — русская художественная группа, самое крупное творческое объединение раннего авангарда, существовавшее с 1911 по 1917 год. Художники группы («бубнововалетцы») порвали с традициями реалистической живописи и выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Среди её основателей и наиболее выдающихся художников — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова...
Группа МТМ — арт-группа, работающая в жанре «книга художника». Группа была основана в 2006 году для реализации художественных концепций в русле традиций авторской книги русского авангарда 1910—1920-х годов. Название группы составлено из начальных букв имен её участников — трёх российских художников, живущих в Берлине и Москве.
«Мост » (нем. Die Brücke) — группа художников в Германии в 1905—1913 годах, выступивших основоположниками немецкого экспрессионизма.
Ослиный хвост — художественное объединение, организованное М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой в 1912 году.
Товарищество «Искусство или смерть» — ретроспективная выставка «Товарищества „Искусство или смерть“», проходившая с 26 сентября по 25 октября 2009 года в московском Государственном музее современного искусства Российской академии художеств в рамках 3-ей московской биеннале современного искусства. Куратор — Ольга Голованова.
Футури́зм (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России.
«Школа мусорных вёдер » («Ашка́нская школа»; англ. Ashcan School) — художественное направление, возникшее в живописи США в начале XX века. Больша́я часть работ представителей школы посвящена реалистичному изображению повседневной жизни бедных и рабочих кварталов Нью-Йорка. Основоположники и крупнейшие представители школы: Роберт Генри, Джон Слоан, Эдвард Хоппер, Джордж Лакс, Эверетт Шинн и Уильям Глакенс.
Полиреализм (от греч. pοly- — «множественность» и лат. realis — «существенный», «действительный») — множественный реализм — явление современной культуры, общее название ряда художественных движений.
Московская живописная школа (или Московская школа живописи) – устойчивое понятие, закрепившееся с конца XIX века в отношении нескольких поколений московских живописцев, тяготевших в своём творчестве к «широкому спектру традиций старого Московского Училища живописи, ваяния и зодчества».
Американский реализм — стиль в искусстве, музыке и литературе, изображающий современные социальные реалии в жизни и повседневной деятельности обычных людей. Американский реализм ведет свое начало с литературы середины 19-го века и стал важной тенденцией в изобразительном искусстве в начале 20 века.
Галерея Гари Татинцяна — галерея современного искусства, открытая в Москве в 2005 году нью-йоркским галеристом Гари Татинцяном.
Словенский импрессионизм — художественное течение, существовавшее в Словении в 1900-е годы. Главными его представителями были Рихард Якопич, Матия Яма, Иван Грохар и Матей Стернен, организовавшие «Свободное сообщество группы художников Сава». Все четыре художника писали в похожем стиле, вдохновлённым как французским импрессионизмом (в первую очередь Моне, Писсарро и Сислеем), так и представителями импрессионизма за пределами Франции, в особенности Джованни Сегантини. Так как на момент формирования...
Новое общество живописцев (НОЖ) — объединение московских живописцев, куда вошли С. Я. Адливанкин, А. М. Глускин, А. М. Нюренберг, М. С. Перуцкий, Н. Н. Попов, Г. Г. Ряжский.
Ве́рбовка — кустарное общество (артизанский кооператив, артель) декоративного-прикладного искусства, созданное в 1910 году в селе Вербовка Каменского уезда Киевской губернии Российской империи помещицей Натальей Давыдовой.
Московский поэтический клуб при фонде поддержки современного искусства Stella Art Foundation — явление современной литературной и культурной жизни России.
Наи́вное иску́сство (франц. art naïf; англ. naïve art) — одно из направлений примитивизма XVIII—XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.