Связанные понятия
Португальские шашки — один из вариантов игры в шашки, популярный в Португалии, Бразилии, в некоторых странах Южной и Центральной Африки. Цель игры — лишить противника возможности хода путём взятия или запирания всех его шашек.
Ша́шки — логическая настольная игра для двух игроков, заключающаяся в передвижении определённым образом фишек-шашек по клеткам шашечной доски. Во время партии каждому игроку принадлежат шашки одного цвета: чёрного или белого (иногда других цветов, один из которых, считается тёмным, а другой — светлым). Цель игры — взять все шашки соперника или лишить их возможности хода (запереть). Существует несколько вариантов шашек, отличающихся правилами и размерами игрового поля.
Чешские шашки — один из вариантов игры в шашки, популярный в Чехии и Словакии. Цель игры — лишить противника возможности хода путём взятия или запирания всех его шашек.
Столбовые шашки (башни, столбы, многоэтажные шашки) — старинная русская игра, особая разновидность игры в шашки. В столбовых шашках побитые шашки не удаляются с поля, а остаются на доске до конца игры — побитая шашка ставится под бьющую. Получающиеся при этом башни передвигаются по доске целиком, «подчиняясь» верхней шашке. При взятии башни с неё снимают верхнюю шашку, после чего главной становится верхняя шашка в этой башне. Если при этом верхней оказывается шашка другого цвета, то башня становится...
Английские шашки (в британском варианте английского языка «English draughts», в США и Канаде «чекерс») — одна из разновидностей игры в шашки, основное отличие от русских шашек в правилах взятия (назад бьёт только дамка) и ходов дамкой. Чекерс популярен в Великобритании, США, Австралии, Ирландии, Индии, некоторых бывших колониях Великобритании, всего в 30 странах мира. Также играют в чекерс шашисты Италии.
Турецкие шашки — одна из разновидностей игры в шашки, характерной особенностью которой, в отличие от большинства вариантов шашек, является то, что ходы и взятия шашками делаются не по диагоналям, а по вертикалям и горизонталям.
Французские (старофранцузские) шашки — одна из древнейших европейских шашечных систем. Преемник средневековых игр фарисии (форсэ, дамы). Распространилась в соседних государствах, где дала национальные системы шашек, мало отличимые по правилам от французских (например, английские шашки). С распространением во Франции новой игры — на стоклеточной доске, распространение старой игры сильно понизилось. Новая игра переняла правило большинства, расстановку шашек на белых полях. Отсюда другое название...
Бразильские шашки (другое название — Малые польские шашки) — один из распространённых вариантов игры в шашки, наряду с русскими и международными (стоклеточными) шашками. Популярен в Бразилии, Польше (где называются классическими). Игра проводится на доске 8×8 клеток по правилам международных шашек.
Пул чекерс (англ. pool checkers) — одна из разновидностей игры в шашки, популярна в США, на Ямайке и в некоторых странах Африки вариант игры, часто называется «пул». В 1961 году создана Американская ассоциация пул чекерс.
Армянские шашки (тама) — армянская национальная игра, одна из разновидностей игры в шашки, характерной особенностью которой, в отличие от большинства вариантов шашек, является то, что ходы и взятия шашками делаются не по диагоналям, а по вертикалям и горизонталям.
Канадские шашки — вариант игры в шашки на доске 12х12 с 30 шашками по правилам международных шашек, национальный вид спорта в Канаде. Основное распространение получили во франкоязычных регионах Канады Квебек, Онтарио и Новая Англия в США.
Фризские (или фрисландские) шашки — вариант игры в шашки на 100-клеточной доске. Распространены в Нидерландах. Правила игры сходны с правилами международных шашек, основное отличие в правилах боя. Цель игры — уничтожить все шашки противника или лишить их возможности хода («запереть»).
«Чапа́ев » (Чапаевцы, Шашки Чапаева, Щелчки) — советская настольная игра, получившая название по фамилии участника Гражданской войны Василия Ивановича Чапаева.
Ру́сские ша́шки — традиционный и наиболее популярный вид шашек в России, странах бывшего СССР и в Израиле. Цель игры — лишить противника возможности хода путём взятия или запирания всех его шашек (в обратных русских шашках цель противоположна — лишить себя возможности хода).
Невские шашки — четырёхсторонняя шашечная игра на правильной двухцветной четырёхугольной доске с 36-ю игровыми пунктами.
Алтайские шашки (шатра) — одна из разновидностей игры в шашки, сочетающая в себе правила и шашек, и шахмат.
Туре́цкий уда́р — самый сложный ход в русских, международных, бразильских шашках, основанный на правиле снятия с доски сбитых шашек противоположной стороны после завершения (ударного) хода (но не во время хода). Пересекать за один ход пустое поле можно неоднократно, но перескакивать больше одного раза через шашку при взятии запрещено. Обычно понятие применяется в том случае, где данное правило влияет на результат партии (бьющая сторона проигрывает).
Уголки — настольная логическая игра на квадратном поле размером 8x8 (10x10) клеток для двух участников.
Междунаро́дные (стокле́точные) ша́шки — один из вариантов игры в шашки. Распространены в Нидерландах, Бельгии, Польше, Франции, Израиле, в России и других странах бывшего СССР, в Африке, Монголии, Китае, Суринаме. Правила игры сходны с правилами русских шашек, отличия заключаются в размере доски, количестве шашек в исходном положении, шашечной нотации, некоторых правилах боя и признания окончаний ничейными. Цель игры — уничтожить все шашки противника или лишить их возможности хода («запереть»).
Длинные нарды — одна из разновидностей игры в нарды, требующая от участников стратегического мышления и умения вести комбинационную борьбу.
Отка́занная обра́тная городска́я па́ртия — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cb4 fe5 2.ef4 ba5 См. рис. Название дебюта по характеристике игры — отказ от развития в дебют обратная городская партия, который представляет собой городскую партию, разыгранную черными (обратная) (но с минус один темпом, поскольку игру начинают белые).
Мостик — стандартная комбинация в шашках. Название отражает характерное для этого удара «наведение моста» к шашке соперника, стоящей перед дамочными полями (после этого манёвра белые заключительным ударом по «мосту» перебегают в дамки). В Голландии называется удар Вейса (нидерл. zetje van Weiss), отдавая честь памяти первого известного шашиста, проведшего этот удар в 1900 году (см. диаграмму 1). Чемпион мира Исидор Вейс в этой позиции провёл удар, новый для того времени.
Поддавки (Обратные русские шашки) — игра в русские шашки с противоположной целью — лишить себя возможности хода, создав ситуацию, когда все свои шашки отданы сопернику или заперты. Являются традиционным и наиболее популярным видом обратных шашек в России. Игра в поддавки возможна благодаря основному шашечному правилу, обязывающему брать шашку, находящуюся под боем.
Китайские шашки (Chinese Checkers) — стратегическая настольная игра на 2, 3, 4 или 6 игроков.
Игра Филиппова—Блиндера — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cb4 fg5 2. ed4 dc5 3. b:d6 e:e3 4. f:d4. Получивший самостоятельное развитие анализ Бориса Марковича Блиндера в игре Филиппова. Возможна Жертва Шмульяна — Маркачева.
Харьковское начало (по городу Харьков, где разработано начало) — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.gh4 bc5 2.cb4 (с перестановкой ходов 1.cb4 bc5 2.gh4) fe5 3.hg5 h:f4 4.e:g5 gh6 5.fe3 h:f4 6.e:g5hg7 7.gh6 Характеризуются выпадом на g5 и захватом поля h6, ослабление своего левого фланга белыми.
Игра Блиндера — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cb4 fg5 2. dc3. Белые предлагают связать свой левый фланг. 2... ba5. При других ответах возможен переход на рельсы других дебютов. Блиндеровский ход — 3.cd2, возможен и 3.gh4, как в партии Юрия Аникеева, применивший теоретическую разработку своего тренера Сергея Бойко2.dc3. "Ход загромождает правый фланг белых, но препятствует постановке "Обратного тычка". 2... ba5 Связка правого фланга белых с целью получения сложной позиции...
Игра Дьячкова (Защита Дьячкова) — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 fg5 2.bc3 gf6 3.cb4 bc5 4.d:b6 с:c3 5.d:b4 hg7. Дебют ввел в турнирную практику известный мастер С. Дьячков в 1938 г.. Черные могут разыграть дебют иначе: 1.cb4 bc5 2.bc3 fg5 3.gf4 gh4 4.cd4 gf6 5.d:b6 с:c3 6.d:b4 dc7. Основное отличие состоит в том, что у черных еще не сдвинута шашка h8.
Игра Медкова — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.cd4 fg5 2.bc3 gf6 3.ab2 dc5 4.gh4. "Основную схему развития в этом дебюте (движения трех белых шашек по большой диагонали) предложил В. В. Медков" (Цукерник, 1996, С. 194)
Вилочка — дебют в русских шашках. Название предложил Вячеслав Константинович Лисенко, исходя из рисунка позиции после второго хода белых (Цукерник,1996, С. 60): 1. cd4 de5. 2. gf4 и возникает характеризующая дебют расстановка шашек. Медков и Мишин писали: «Удачное название этого начала (сравн. расположение шашек после 2-го хода белых) предложено В. К. Лисенко» «Белые, — пишут в своем курсе дебютов Потапов и Рамм (1938, С.75), — избегают вариантов прямого и обратного перекрёстка и стремятся занять...
Отказанная игра Блиндера , Отказанная игра Б. Блиндера — дебют в русских шашках. Выраженной табии дебюта нет. Название — по отказу черными от перехода в Игру Блиндера со связкой левого фланга белых после хода 2…ba5, и выбора другого пути развития. Как правило, «при иных ответах игра может свестись к другим дебютам, но и возможны и характерные лишь для данного дебюта построения. Например, 2…gh4. 3. ba5 (при 3.cd2 создаются позиции из других дебютов) 3…gf6…4.cb4 bc5 5.gf4 ab6 …6. hg3 fe5! с обоюдоострой...
Игра Филиппова — дебют в русских шашках. Табия дебюта получается после ходов 1. ed4 de5. 2. ab4 hg5, но возможен и другой порядок: 1. ed4 hg5; 2. gh4 de5.
Дебю́т , устаревшее — начало (калька с фр. début — начало) — начальная стадия шашечной партии. За ним идет миттельшпиль (середина игры), и затем — эндшпиль. В русских шашках понятие дебюта не формализовано количеством ходов и возможен случай, что дебютный вариант переходит в глубокий миттельшпиль и в эндшпиль. В силу большого теоретического исследования дебютов в русских шашках применяются системы игры с летающими шашками («леталки»), с жеребьевкой начальных ходов. Еще больше роль теоретических знаний...
Трибуны , они же шашки Дурейса — гибрид двух шашечных игр: двойные шашки и столбовые шашки. Изобретатель — латвийский шашист Дурейс.
Дызым (также «Дюздюм», «Дюз-Дюм», букв. «нанизывать») — настольная игра семейства Мельница (Morris, Mills, Merells) из Туркмении.
На́рды (от пехл. nēw-ardaxšīr — буквально: храбрый Ардашир), другие распространённые названия: трик-трак (фр. trictrac), бэкгаммон (англ. backgammon), тавла (тур. tavla; греч. τάβλι от др.-греч. «τάβλα, τάβλη»; (лат. «tabula») — «игральная доска»), шеш-беш, коша — настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделённой на две половины. Цель игры — бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом (иногда фигурирует...
Гексагональные шахматы Глинского — разновидность игры в шахматы с 6-угольными клетками трех цветов, которых всего 91. Изобретены польским инженером Владиславом Глинским во второй половине 1930-х годов, запатентованы в 1946 году. Являются, вероятно, наиболее известным из гексагональных вариантов шахмат.
Сёги (яп. 将棋 сё:ги, «игра генералов»; ) — японская настольная логическая игра шахматного типа.
Рэ́ндзю (яп. 連珠) — настольная логическая игра для двух игроков, спортивный вариант крестиков-ноликов до пяти в ряд, сочетающая в себе, кроме спортивных элементов, также элементы искусства и философии. Возникла в Китае более четырёх тысяч лет назад, вариации были известны и цивилизации инков, и Древнему Риму. В начале нашей эры игра из Китая попала в Японию, где и получила наибольшее распространение. Принятый спортивный вариант, равно как и название, также родились в Японии. Старые вариации игры известны...
Сальто (Сальта) — вид шашечной игры. Изобретен в Германии в 1899 году Конрадом Бютгенбахом (Гамбург).
Ша́хматы (перс. شاه مات ‘шах мат’, буквальный перевод «шах умер») — настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта.
Марсельские шахматы — вариант шахмат, в котором каждый игрок передвигает свои фигуры два раза за ход. Правила игры были впервые опубликованы в 1925 году в Марселе в местной газете Le Soleil. Этот вариант шахмат стал очень популярным в конце 1930-х годов. В настоящее время игра имеет ограниченное распространение во Франции, Италии, США, доступна на некоторых шахматных веб-серверах.
Городки ́ — русская народная спортивная игра. В этой игре необходимо с определённых расстояний «выбивать» метанием биты «города» — фигуры, составленные различным образом из пяти деревянных цилиндров (чурок), называемых «городками» или «рюхами».
Бомба — стандартная комбинация в международных шашках. В ударе «бомба» решающую роль играет правило взятия большинства, отличительное правило международных шашках. Характерна для классических позиций.
Игра Шмульяна — дебют в русских шашках. Табия дебюта возникает после ходов 1.ef4 fg5 2.cb4. g:e3. 3. d:f4. Возможна иная трактовка ходов: 1.ef4 fe5. 2. cd4. e:c3. 3. d:b4. Игра Шмульяна — теоретически лучший выбор белыми дебюта после ходов 1.ef4 fg5, приводящий белых к трудной защите. Иные дебюты требуют от белых очень трудной защиты. После 2. de3 возникает старинный дебют «Игра Боброва», а после острого выпада в центр 2. fe5 («Игра Матасова — Петрова») белые на грани поражения без особых шансов...
Шахматы Капабланки — вариант шахмат, предложенный Капабланкой для спасения от ничейной смерти, которая, как считал Капабланка, угрожает классическим шахматам.
Ласка — шашечная игра, изобретённая чемпионом мира по шахматам Эмануэлем Ласкером. Правила игры имеют сходство с английскими шашками (чекерсом) и старинной русской игрой «башни» (столбовые шашки).
Насто́льная игра ́ — игра, основанная на манипуляции относительно небольшим набором предметов, которые могут целиком разместиться на столе или в руках играющих. В число настольных игр входят игры со специальным полем, карточные игры, кости, солдатики и другие. Игры данной категории, в отличие от спортивных и видеоигр, не требуют активного перемещения игроков, наличия дополнительного технически сложного инвентаря или специальных сооружений, игровых площадок, полей и т. п.