Связанные понятия
Бандурист , бандурник, бандурщик — музыкант, играющий на бандуре. Слепые бандуристы, которые жили и работали в сельской среде в прошлом назывались кобзарями.
«Пливе кача по Тисині …» (укр. Плывёт утка по Тысине) — украинская лемковская (закарпатская) траурная народная песня. Стала широко известна после ее исполнения во время реквиема по погибшим участникам Евромайдана.
Кобза́рь (укр. кобзар) — украинский народный певец, представитель эпического жанра, как правило, аккомпанирующий себе на одном из трех инструментов — кобзе, бандуре или колёсной лире.
Украинские народные песни — это фольклорные произведения украинского народа, которые сохраняются в народной памяти и передаются из уст в уста.
Гопа́к (укр. гопак, гоцак, козак, козачок, тропак, от укр. гоп — восклицание, произносимое во время танца; отсюда же глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать) — национальный украинский танец-пляска. Существуют различные варианты танца: сольный, парный, групповой. Музыкальный размер гопака — 2/4.
Банду́ра — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет овальный корпус и короткий гриф. Струны (на старых инструментах — 12—25, на современных — 53—70) частью натягиваются над грифом (так называемые басы, более длинные, низко звучащие), частью же прикрепляются к деке (так называемые приструнки, более короткие, звучащие высоко).
Украи́нская му́зыка берёт начало от народной музыки восточно-славянских племён и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.
«Новобрачные на Эйфелевой башне » (фр. Les Mariés de la Tour Eiffel) — эксцентричный коллективный балет «Шестёрки», дружеского объединения французских композиторов, по либретто Жана Кокто. Впервые балет был поставлен в Театре Елисейских полей труппой Рольфа де Маре «Шведский балет» (фр. Ballets suédois) 18 июня 1921 года.
«Оранго » (1932 год) — незавершённая опера советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича на либретто А. Н. Толстого и А. О. Старчакова. Долгое время она считалась утраченной, но была обнаружена в 2004 году. Сохранился Пролог из одиннадцати эпизодов: увертюра и две развёрнутые балетные сцены с участием солистов-певцов, солистки-балерины и хора. Рукопись Пролога представляет собой нотный текст, записанный на двух нотоносцах, потому его назвали клавиром (название это считается условным).
Рогово́й орке́стр — музыкальный коллектив, исполняющий музыку на охотничьих рогах. Характерной особенностью таких оркестров является то, что на каждом инструменте можно издать лишь один звук хроматического звукоряда. Изначально в таких оркестрах один музыкант закреплялся за одним инструментом, в современных роговых оркестрах исполнители могут последовательно играть на нескольких инструментах. Таким образом удалось сократить необходимое количество музыкантов в оркестре. Изначально их требовалось около...
«Семён Котко », op. 81 — опера в пяти действиях (семи картинах) русского композитора С. С. Прокофьева по повести В. П. Катаева «Я, сын трудового народа…» (1937), созданная на либретто писателя и композитора в 1939 году. Премьера прошла 23 июня 1940 года в Оперном театре имени К. С. Станиславского. Первое издание партитуры было опубликовано в 1960 году нотоиздательством «Музгиз». В 1943 году по мотивам оперы композитор написал одноимённую сюиту, op. 81 bis.
«Сны о любви » — прощальный тур Аллы Пугачёвой, которым она закончила свою концертную деятельность. Тур начался 7 апреля 2009 года в Москве, а закончился 4 марта 2010 года в Софии (Болгария). Символично, что концертная деятельность певицы закончилась там, где когда-то началась её слава — именно в Болгарии в 1975 году Алла Пугачёва спела своего знаменитого «Арлекино».
«Марш военных кораблей » (яп. 軍艦行進曲 Gunkan kōshinkyoku, Гункан ко:синкёку, он же 軍艦マーチ Гункан мати) — японский флотский марш, гимн военно-морского флота Японии, одна из самых известных японских военных песен (гунка). Считается образцом военной музыки раннего периода Мэйдзи и одним из лучших военных маршей: японцы полагают, что он входит в число важнейших маршей мира.
Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России. Это понятие объединяет традиционную и популярную музыку, развивающихся в России под влиянием русской национальной и иностранной музыкальных культур.
Славянские танцы (нем. Slavische Tänze) — сборник народной танцевальной музыки различного происхождения в обработке Антонина Дворжака. Танцы (всего 16) изданы двумя тетрадями в 1878 (op. 46) и 1886 (op. 72) годах. Изначально написанные для фортепиано в четыре руки, они почти сразу были оркестрованы самим автором. Славянские танцы принадлежат к числу самых репертуарных сочинений Дворжака, наиболее известны ми-минорный (op. 72 № 2) и до-минорный (op. 46 № 8).
Славя́нский марш / Сербско-русский марш — оркестровое музыкальное произведение (сочинение № 31 «Славянский марш на народно-славянские темы») русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Погасшие огни (нем. Feuersnot) — одноактная комическая опера Рихарда Штрауса на либретто Э. фон Вольцогена, по мотивам одноимённой фламандской сказки. Авторский подзаголовок — «поэма для пения» (нем. Singgedicht). Премьера: Дрезденская опера, 21 ноября 1901 г.
Авторская песня , или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах.
Дети Розенталя — постмодернистская опера в двух действиях композитора Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. Мировая премьера состоялась в Большом театре в 2005 году. Опера повествует о клонах («дублях») великих композиторов — Вагнера, Верди, Мусоргского, Чайковского, Моцарта — созданных Алексом Розенталем, учёным, бежавшим из нацистской Германии в СССР.
Сре́дний дуэ́т (балетмейстер Алексей Ратманский, композитор Юрий Ханон) — одноактный балет, поставленный в Мариинском театре в ноябре 1998 года на музыку первой части «Средней симфонии». Десятиминутная постановка стала дебютом Ратманского как хореографа в Мариинском театре.
«Дитя́ и волшебство ́» (иногда «Дитя и волшебства́», фр. L’Enfant et les Sortilèges) — одноактная опера-балет (фр. fantasie lyrique — музыкальная фантазия) Мориса Равеля в двух картинах (фр. parties) на либретто Колетт. Номер сочинения по каталогу Марна M.71. Создавалась в период с 1919 по 1925 год. Премьера состоялась 21 марта 1925 года в опере Монте-Карло под управлением Виктора де Сабаты и в хореографии Джорджа Баланчина при участии Русского балета Дягилева. Вторая после «Испанского часа» и последняя...
«Подмосковные вечера » — широко известная советская песня послевоенного времени, сохраняющая многочисленных почитателей и по сей день. Написана композитором Василием Соловьёвым-Седым на слова Михаила Матусовского.
«Половецкие пляски » — балетный фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» русского композитора А. П. Бородина.
Одиночка — третий гастрольный тур российской певицы МакSим, организованный в поддержку её третьего студийного альбома «Одиночка». Тур стартовал в конце лета 2009 года. Один из первых концертов в московском клубе «Б1 Maximum» был плохо встречен критикой и получил, в основном, негативные отзывы.
«Мимолётности » (фр. Visions fugitives) op. 22 — сборник фортепианных миниатюр, написанных Сергеем Сергеевичем Прокофьевым в 1915-17 гг. Некоторые «Мимолётности» Прокофьев исполнил перед отдыхающими в курзале Кисловодска 14 октября 1917 г. Официальная премьера «Мимолётностей» (сборник целиком) состоялась 15 апреля 1918 г. в Петрограде, также в исполнении автора. Поводом к написанию послужили стихи К. Д. Бальмонта, две строки из которых Прокофьев выбрал к качестве эпиграфа...
«Три левых часа » — поэтический вечер, устроенный участниками объединения ОБЭРИУ, состоявшийся в ленинградском Доме печати 24 января 1928 года. Это событие стало первым и самым масштабным перформансом объединения, в котором приняли участие И. В. Бахтерев, К. К. Вагинов, А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. И. Хармс и другие. Специально к этому событию Хармсом была написана пьеса «Елизавета Бам». На вечере была также представлена декларация ОБЭРИУ. Название вечера обозначает приверженность его устроителей...
Вока́льно-инструмента́льный анса́мбль (сокращённо ВИА) — официальное наименование признанных государством профессиональных и самодеятельных музыкальных групп в Советском Союзе в 1960-е — 1980-е годы. Термин «ВИА» в советское время был синонимом термина «музыкальная группа» (мог применяться даже к иностранной группе), но со временем стал ассоциироваться именно с советскими рок-, поп- и фолк-группами.
Белорусский рок — условное название рок-музыки, созданной музыкантами из Белоруссии. В большинстве случаев бывает белорусско- либо русскоязычным.
«Оресте́я » — опера С. И. Танеева в 3 действиях (частях), 8 картинах. Либретто А. А. Венкстерна, по мотивам одноимённой трагедии Эсхила. Опера была завершена в июле 1894 года. Первая постановка «Орестеи» состоялась 5 (17) октября 1895 года в Мариинском театре в Петербурге.
Ленинградский рок — направление (школа) в русском роке, формировавшееся в Ленинграде в 1970-х годах и пережившее расцвет в 1980-х во времена существования Ленинградского рок-клуба.
Дирижёр (от фр. diriger — управлять, направлять, руководить) — руководитель разучивания и исполнения ансамблевой (оркестровой, хоровой, оперной и т. д.) музыки. Именно дирижёру принадлежит художественная трактовка произведения, он же призван обеспечить как ансамблевую стройность, так и техническое совершенство исполнения. Хотя те или иные формы управления группами музыкантов существовали ещё в глубокой древности, в самостоятельную профессию, требующую специальных навыков и специальной одарённости...
«Тайный поход против Советского Союза» или «Тревожный марш» (нем. Der heimlichen Aufmarsch gegen die Sowjetunion или Der Heimliche Aufmarsch) — антифашистский марш немецких коммунистов. Стихи были написаны в 1927 Эрихом Вайнертом. Позднее Ханс Эйслер написал музыку для этого марша, и в 1931 году он прозвучал в исполнении агитпроптеатра «Красные рупора», а затем был исполнен в антифашистском фильме «Ничейная земля» Эрнстом Бушем. Композитор Владимир Фогель, который также писал музыку для рабочего...
Подробнее: Тревожный марш
«Стальной скок » (фр. Le pas d’acier) — одноактный балет Сергея Сергеевича Прокофьева в двух картинах. Либретто Г. Б. Якулова и самого композитора. Первое представление состоялось 7 июня 1927 года в Париже в Театре Сары Бернар под управлением Роже Дезормьера при участии танцоров труппы «Русский балет Дягилева»: Леонида Мясина, Любови Чернышёвой, Александры Даниловой и Сержа Лифаря.
«Эксцентри́чная красавица », «Эксцентри́ческая красавица» или «Прекрасная истери́чка» (фр. La Belle excentrique) — одноактный балет Эрика Сати или, по определению автора, «серьёзная фантазия» (итал. Fantasia Seria), или, иными словами, «большой ритурнель», премьера которого состоялась 14 июня 1921 года в театре Колизей. В целом выдержанный в духе самого вызывающего и эксцентричного мюзик-холла начала XX века, балет был эксцентричен втройне. Во-первых, музыка Сати несла в себе заряд самой вызывающей...
«Арши́н мал ала́н » (азерб. Arşın mal alan / آرشین مال آلان; дословный перевод — «Покупающий товар аршинами»), известный также как «Продавец ручного товара» — последняя и самая популярная оперетта азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова в 4 действиях. Она была написана в 1913 году в Петербурге. Автором либретто оперетты (на азербайджанском) является сам Узеир Гаджибеков. Премьера «Аршин мал алана» состоялась 25 октября 1913 года в театре Гаджи Зейналабдина Тагиева в Баку.
Маленькая торжественная месса (фр. Petite Messe solennelle) — позднее произведение Джоакино Россини, написанное им в Пасси в 1863 году, спустя более чем 20 лет после его предыдущей крупной работы, «Stabat mater», и почти 35 лет спустя после завершения оперной карьеры.
«Рок-н-ролл Таврический » (до 1990 г. — «Рок-Серпень») — музыкальный рок-фестиваль, проходивший в г. Новая Каховка (Херсонская область, Украина) в 1986—1995, 2005—2006 и 2011—2012 годах.
«Азербайджанский джаз » — разновидность джаза, основанного на традициях мугама. Азербайджанский джаз зародился в Баку благодаря его основателю, музыканту и композитору Вагифу Мустафа-заде. В азербайджанском этно-джазе, или джаз-мугаме, в зависимости от фантазии исполнителей сочетаются новоорлеанские ритмы и музыкальные традиции Востока.
Ариа́дна на На́ксосе (нем. Ariadne auf Naxos) — одноактная опера немецкого композитора Рихарда Штрауса на либретто, написанное Гуго фон Гофмансталем. В основу оперы лёг сюжет комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера. Существуют две версии оперы. Постановка первой версии состоялась 8 апреля 1912 года в штутгартском Хофтеатре (ныне, Штутгартский оперный театр). Постановка второй версии была осуществлена четырьмя годами позднее.