Дымовая коробка

Дымовая коробка (дымовая камера) — одна из основных частей парового котла паровоза, расположенная в его передней части, противоположно топке. Служит для сбора выходящих из дымогарных и жаровых труб газов сгорания и вывода их в атмосферу через дымовую трубу. Играет важную роль в создании тяги воздуха в топке, что в свою очередь позволяет значительно повысить мощность паровоза. Также в дымовой коробке устанавливаются различные устройства, которые позволяют улучшить работу локомотива.

В дымовой коробке происходит соединение всех выходящих из дымогарных и жаровых труб воздушных потоков в один, поэтому её объём должен быть достаточно большим. Примечательно, что на ранних паровозах роль дымовой коробки в повышении экономичности котла недооценивалась, из-за чего её делали относительно короткой (на некоторых паровозах серий Ч — не более 1 метра). В дальнейшем, когда было выяснено, что увеличение объёма приводит к более равномерному смешению потоков горячих газов и снижает унос несгоревших частиц, дымовые коробки стали делать более крупными (в основном увеличивая их длину), например у ИС её длина составляет 3137 мм, а у многих американских паровозов — около 4,3 метра. Так как для создания тяги воздуха в топке, в дымовой коробке необходимо создать разрежение, то в ней устанавливаются различные устройства для создания тяги дыма в дымовой трубе. Это может быть как простое конусное устройство (создаёт тягу за счёт выброса пара в трубу), так и более сложный по конструкции вентилятор. Также в дымовой коробке устанавливают искроуловители. Для повышения экономичности паровоза, в дымовой коробке могут устанавливать водо-, а иногда и воздухоподогреватель.

Так как в процессе работы в дымовой коробке происходит откладывание золы и пепла, в её передней части устанавливается дверца, через которую осуществляется периодическая очистка коробки.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я