Связанные понятия
Дорожная разметка (маркировка) — маркировка на покрытии автомобильных дорог. Она служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. Разметка может использоваться самостоятельно или сочетаться с дорожными знаками или светофорами.
Доро́жное движе́ние — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
Доро́жные зна́ки Росси́йской Федера́ции установлены правилами дорожного движения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения», приложение 1 «Дорожные знаки». Правила применения и производства знаков определены в ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290-2004. Соответствуют Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах.
Подробнее: Дорожные знаки России
Движение без остановки запрещено (СТОП, STOP) — дорожный знак приоритета, предписывающий водителям совершить обязательную кратковременную остановку перед ним, прежде чем продолжать движение, уступив дорогу всем транспортным средствам и пешеходам. Впервые использован в США в 1915 году. Как правило, имеет восьмиугольную форму, реже — круглую, но во всех странах мира имеет преобладающий красный цвет в окраске. Фактически является более «строгим» вариантом знака Уступите дорогу. Единственный среди всех...
Полоса движения — продольный участок проезжей части, шириной достаточной для движения автомобилей в один ряд.
Упоминания в литературе
Появилось 24 новых
дорожных знака и добавилось 18 разновидностей уже существующих знаков, изменилась их классификация. Кроме того, уточнено значение отдельных знаков, используемых прежде. Все вновь введенные дорожные знаки соответствуют требованиям международной Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 г. и дополняющего его Европейского соглашения 1971 г. Подробная информация, касающаяся новых знаков, содержится в соответствующем разделе настоящих Комментариев.
Еще одним важным средством организации движения является дорожная разметка (рис. 1.3). Она представляет собой линии определенной формы, конфигурации и исполнения, которые в большинстве случаев имеют белый цвет. Требования линий дорожной разметки обязаны строго соблюдать все участники дорожного движения. Если разметка противоречит требованиям
дорожных знаков , то во многих странах (как и в России) нужно соблюдать требования знаков. Если же противоречат друг другу линии постоянной и временной разметки, то, как и в аналогичной ситуации с дорожными знаками, участники движения должны соблюдать требования временной разметки.
5) Все временные
дорожные знаки , в том числе – ограничивающие скорость, которые устанавливаются на период ремонта, должны быть на желтом фоне. В случаях если значения временных дорожных знаков и стационарных дорожных знаков противоречат друг другу, водители должны руководствоваться временными знаками.
Современные исследователи изобразительных знаков полагают, что они воспроизводят не только свойства отображаемого предмета, а определенные условия его восприятия. Когда мы видим изображение, то пользуемся для его распознавания хранящимися в памяти данными о познанных, виденных вещах и явлениях. Оказывается, что мы распознаем изображение, пользуясь кодом узнавания. Такой код вычленяет некоторые черты предмета, наиболее существенные как для сохранения их в памяти, так и для налаживания будущих коммуникативных связей. Например, мы издалека распознаем зебру (и затем сможем ее воспроизвести на рисунке), не обращая особого внимания на строение ее головы, пропорции ног и туловища и т. д., – важна лишь ее наиболее характерная черта: полосатость. В быту использование знаков играет огромную роль: от самых простых знаков, например, обозначающих мужские и женские комнаты личной гигиены, до сложных систем типа «
дорожных знаков », регламентирующих движение, или знаков-указателей, позволяющих ориентироваться в местах большого скопления людей, например на вокзалах. Функции этих знаков просты и вполне понятны. Их значения универсальны и для неграмотных, и для представителей другой языковой культуры.
Как справедливо отмечают исследователи, нарушение указанных правил, норм и стандартов влечет создание опасного участка (зоны) на дороге, в условиях которого водители транспортных средств частично или полностью утрачивают контроль над источником повышенной опасности (по причине, например, несвоевременного получения информации об изменении или ухудшении условий движения по дороге, неадекватного на них реагирования), вынуждены работать в сложных условиях[35]. Опасность, в частности, может выражаться в наличии гололеда на участке дороги, которая в целом имеет сухую проезжую часть (48,3 % дорожно-транспортных происшествий по причине неудовлетворительного состояния дорожных условий совершается в условиях гололеда); в отсутствии
дорожного знака , предупреждающего об опасном месте (зоне): повороте, проведении работ, ином препятствии движению (3,6 % дорожно-транспортных происшествий); в ограниченной видимости из-за строений, насаждений и других причин (1,2 % ДТП)[36].
Связанные понятия (продолжение)
Пешеход — человек, передвигающийся пешком, то есть с помощью ног, методами ходьбы, бега или прыжков. Согласно ПДД в РФ «пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам в РФ приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. В некоторых сообществах к пешеходам приравниваются люди, передвигающиеся с помощью роликовых коньков...
Прое́зжая часть — элемент дороги или дорожного сооружения, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Пра́вила доро́жного движе́ния — свод правил, регулирующих обязанности участников дорожного движения (водителей транспортных средств, пассажиров, пешеходов и т. д.), а также технические требования, предъявляемые к транспортным средствам, для обеспечения безопасности дорожного движения.
Ограничение скорости — одно из мероприятий по безопасности дорожного движения. Максимально допустимая скорость определяется законами, дорожными знаками или инструкциями по эксплуатации авто-, мото- и велотранспорта.
Доро́жная размéтка Росси́йской Федера́ции — дорожная разметка, действующая в России. Установлена правилами дорожного движения. Соответствует Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Подразделяется на горизонтальную и вертикальную разметки.
Иску́сственная неро́вность (неофициальный термин «лежа́чий полице́йский» — от англ. sleeping policeman) — элемент принудительного снижения скорости транспортных средств, одна из мер успокоения дорожного движения. Термин пришёл из Англии и изначально назывался «спящий полицейский». Обычно представляют собой возвышение на проезжей части.
Парковка во Франции (фр. stationnement) в целом соответствует европейским правилам длительной остановки транспортного средства, но имеются характерные национальные особенности.
Шлагба́ум (нем. Schlagbaum — упавшее дерево) — устройство для быстрого преграждения и освобождения пути в виде поворачивающейся вокруг горизонтальной (вертикальный шлагбаум) или вертикальной (горизонтальный шлагбаум) оси стрелы. Шлагбаумами обычно снабжены пересечения автомобильных и железнодорожных путей. Также их ставят для регулирования въезда на охраняемые территории.
Пешехо́дный перехо́д — специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги, либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.
Катафо́т (др.-греч. κατα- — приставка со значением усиления, φῶς — «свет»), световозвраща́тель, ретрорефлектор, фликер (от англ. flicker) — устройство, предназначенное для отражения луча света в сторону источника с минимальным рассеиванием.
Бортово́й ка́мень (также бордюр, поребрик) — разделитель между проезжей частью и тротуаром.
Стоянка или парковка (англ. parking) — длительная остановка транспортного средства.
Бессветофорное движение — концепция организации дорожного движения, основанная на том, что на некоторых видах перекрёстков для безопасного разъезда автомобилей не требуется светофор (траектории транспортных средств пересекаются исключительно во время перестроения). Подходящие типы перекрёстков...
Велосипе́дная доро́жка (велодоро́жка) — это или часть дороги общего пользования, или самостоятельная дорога, предназначенная преимущественно для движения велосипедов. Движение механических транспортных средств (за исключением мопедов) и гужевых повозок по велодорожке запрещено. Пешеходы могут двигаться по велодорожке только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.
Биле́т (фр. billet, от средневекового billetus — записка, письмо, свидетельство; удостоверение) — документ, удостоверяющий наличие некоего права у какого-либо определённого лица или у предъявителя билета. Действие билета может распространяться на конкретное время или не иметь сроков.
Железнодорожная светофорная сигнализация — часть сигнализации на железных дорогах и подобном рельсовом транспорте, выполненная на основе железнодорожных светофоров. Имея в целом конструктивно и внешне сходные светофоры, разные системы рельсового транспорта используют различные системы значений (сигнальных показаний), то есть приказов машинисту (водителю подвижного состава), обладающих разным смыслом, и различные системы передачи показаний в виде зрительного образа.
Надземный пешеходный переход — внеуличный пешеходный переход, выполненный в виде инженерного сооружения, расположенного над проезжей частью либо железнодорожными путями. Зачастую ошибочно именуется пешеходным мостом.
Обо́чина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки (ПДД 1.2).
Бесконта́ктная ка́рта — общее название бесконтактных устройств на интегральных схемах (ИС), используемых для разграничения доступа или в платёжных системах.
Валидатор (от англ. valid — действительный, имеющий силу, правомерный) — электронное или механическо-электронное устройство, предназначенное для отображения и/или проверки документов (проездных билетов общественного транспорта, пропусков), записанных на бесконтактные или контактные электронные носители для оперативного контроля над правомерностью прохода пассажира в салон автобуса, троллейбуса, трамвая и иных подобных видов наземного транспорта, на посадочную платформу в метро, на железной дороге...
Термины лево- и право- стороннее движение используются для определения способа разъезда встречных транспортных потоков. При левостороннем движении транспортные средства должны разъезжаться правыми боками, то есть находиться по правую сторону относительно друг друга, при правостороннем — левыми.
Подробнее: Левостороннее и правостороннее движение
Общественный (коммунальный) транспорт — разновидность пассажирского транспорта как отрасли, предоставляющей услуги по перевозке людей по маршрутам, которые перевозчик заранее устанавливает, доводя до общего сведения способ доставки (транспортное средство), размер и форму оплаты, гарантируя регулярность (повторяемость движения по завершении производственного цикла перевозки), а также неизменяемость маршрута по требованию пассажиров.
Система автоматического сбора пошлины (англ. Electronic toll collection, ETC) — совокупность устройств для взимания оплаты проезда по платному участку дороги без остановки транспортного средства.
Правый поворот на красный свет (англ. right turn on red) — принцип (правило) правил дорожного движения, разрешающий в странах с правосторонним движением транспортным средствам на светофоре выполнять поворот направо при запрещающем (красном) сигнале светофора, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений, а также пешеходам — до въезда на перекресток, и после совершения поворота (выезда с перекрестка).
Трамва́йно-пешехо́дная у́лица — часть улично-дорожной сети, предназначенная для движения трамваев, пешеходов, велосипедистов и автомобилей экстренных служб. Движение частного автотранспорта по данной улице запрещено. В ночное время по данной улице возможен проезд коммунальной уборочной техники и автомобилей, обслуживающих торговые точки на данной улице (при условии отсутствия альтернативных проездов). В некоторых городах Европы (например Алексантеринкату в Хельсинки) допускается проезд по трамвайно-пешеходной...
Персона́льный автомати́ческий тра́нспорт (ПАТ, PRT — Personal Rapid Transit) — это вид городского и пригородного транспорта, который автоматически (без водителя) перевозит пассажиров в режиме такси, используя сеть выделенных путей.
Автосто́п — комплекс устройств на локомотиве и на пути, который, в случае потери бдительности машинистом, приводит в действие автотормоза состава, тем самым осуществляя экстренное торможение поезда. Автостопы применяются совместно с устройствами автоматической локомотивной сигнализации.
Доступность (англ. accessibility) — создание продуктов, устройств, сервисов или окружающей среды для людей с ограниченными возможностями. Концепция доступного дизайна и практика разработки доступных объектов призваны обеспечить как «прямой доступ» (то есть без сторонней помощи), так и «непрямой доступ», означающий совместимость с вспомогательными технологиями, используемыми человеком (например, скринридерами).
Дорожный затор , или автомобильная пробка, — скопление на дороге транспортных средств, движущихся со средней скоростью, значительно меньшей, чем нормальная скорость для данного участка дороги. При образовании затора значительно снижается пропускная способность участка дороги. Если прибывающий поток транспорта превышает пропускную способность участка дороги, затор растёт лавинообразно.
Выделенная полоса для движения общественного транспорта (согласно Правилам дорожного движения России «Полоса для движения маршрутных транспортных средств») — полоса, предназначенная для придания приоритета общественному транспорту в общем движении. Полоса может находиться в любом месте дороги, не только у бордюра со стороны основного движения (справа при правостороннем).
Бесплатный общественный транспорт — это система перевозки пассажиров без взимания платы за проезд. При этом за эксплуатационные расходы по обслуживанию транспортных средств и работы персонала платит из бюджета государство, городские власти или крупные компании.
Железнодорожный светофор — устройство для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней (а именно, цветом, миганием, числом, расположением огней). Как правило, показание светофора предназначено для членов локомотивной бригады или для машиниста подвижного состава, а сам светофор, за исключением локомотивного светофора, является напольным устройством.
Двухэтажный автобус — автобус, имеющий два этажа или палубы. Двухэтажные автобусы массово использовались в качестве городского транспорта в Великобритании, а также используются и ныне в некоторых городах Европы, Азии, Австралии. Известнейшим двухэтажным автобусом является, например, лондонский даблдеккер «Рутмастер» (англ. Routemaster), ставший символом города и, возможно, самым узнаваемым автобусом в мире. Кроме того, существуют и междугородние модели двухэтажных автобусов.
Маршрут (нем. Marschroute, от франц. marche — ход, движение вперёд и route — дорога, путь) — путь следования объекта, учитывающий направление движения относительно географических ориентиров или координат, с указанием начальной, конечной и промежуточных точек, в случае их наличия.
Транспортное средство — техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.
Общее пространство (англ. shared space) — новая концепция дорожного движения, заключающаяся в том, что автомобили, велосипедисты и пешеходы используют одно и то же мощёное пространство. При этом отсутствуют такие атрибуты автомобильной улицы, как бордюры, полосы, знаки, светофоры и переходы. Предполагается, что водители и пешеходы сами организуются так, как выгоднее всего. «Общее пространство» больше всего напоминает жилую зону, уже прописанную в правилах дорожного движения большинства стран.
Несмотря на очевидное единообразие, в европейских дорожных знаках существуют значительные отличия. Однако большинство европейских стран приняли Венскую конвенцию о дорожных знаках и сигналах 1968 года — это страны Албания, Австрия, Белоруссия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Республика Молдова, Черногория, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Россия, Сан-Марино...
Подробнее: Сравнение дорожных знаков Европы
Дорожные знаки Таиланда — являются стандартными дорожными знаками, аналогичными тем, которые используются в других странах, но с определёнными различиями. На знаках обычно используются шрифт Highway Gothic, который также используется в Соединенных Штатах, хотя некоторые знаки на недавно построенных скоростных автомагистралях используют Arial Bold.
Идентификационный номер транспортного средства (англ. Vehicle identification number, VIN) — уникальный код транспортного средства, состоящий из 17 знаков. В коде представлены сведения о производителе и характеристиках транспортного средства, а также о годе выпуска. Строение кода основано на стандартах ISO 3779-1983 и ISO 3780. Идентификационные номера наносятся на неразъёмных частях кузова или шасси и на особо изготовленных номерных табличках (шильдиках).
См. также другие значения термина Красный треугольник и ЗАО .Знак аварийной остановки — переносной знак, представляющий собой светоотражающий красный треугольник, выполненный из стеклопластика или других материалов, самостоятельно устанавливаемый в случае аварийной остановки машины её водителем в соответствии с требованиями правил дорожного движения с целью своевременного предупреждения других участников дорожного движения об опасности, которую создаёт стоящий в неположенном месте на проезжей части...
Подробнее: Знак аварийной остановки
Упоминания в литературе (продолжение)
Люди пересекают улицы по «зебрам» или руководствуясь указателями,
дорожными знаками , а также сигналами светофоров (которыми часто пренебрегают). В сущности, для большинства людей в мире улицы формируют понятный и удобный план устройства города.
Внимание следует уделить также и проезжей части: особенностям дороги (поворотам, уклонам), наличию
дорожных знаков , светофоров и других средств регулирования уличного движения. Все эти нюансы будут указаны в протоколе осмотра.
3) иметь сходство с
дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения;
3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований
дорожных знаков (кроме знаков 2.2, 2.4–2.6, 3.11–3.14, 3.17.2, 3.20) и дорожной разметки, а также пп. 9.4–9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать
дорожные знаки , светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.