Связанные понятия
Зе́мский комисса́р — глава дистриктов в России. Должность введена в результате Областной реформы Петра I в 1719 году. До 1724 года земские комиссары назначались Камер-коллегией. С 1724 года рядом с этими назначенными комиссарами начинают действовать так называемые «комиссары от земли», избираемые уездными землевладельцами из своей среды на определенный срок.
Дистрикт (позднелат. districtus — район) — административно-территориальная единица в разных государствах и странах в разные эпохи времени.
Наместничество — единица административно-территориального деления в некоторых странах, управляемая наместником.
Уе́зд — территориально-административная единица в Древней Руси, Русском царстве, с 1721 года — в Российской империи, с 1918 года — в РСФСР, с декабря 1922 года — в СССР.
Подробнее: Уезды России
Бурмистерская палата — центральное финансовое учреждение и выборный орган городского населения в России. Её создание — одна из первых реформ Петра Великого.
Упоминания в литературе
Таким образом, крестьянские общества и частные землевладельцы имеют в своем распоряжении свыше 12,8 млн. десятин из общей площади области в 13,5 млн. дес., или около 95 % всей земли Малороссии, оставляя на долю остальных категорий собственников – казны, удела, городов и пр. – всего лишь около 5 % общей ее площади. В собственности казны и удела находится около 430.000 десятин или немногим более 3 % всей земли области, причем главная их масса сосредоточена в Черниговской губернии и особенно в Остерском уезде, где в распоряжении казны состоит почти 140 тыс. десятин, что, по отношению к общей площади уезда, составляет 40 %; затем наибольшее количество казенной земли находится в Харьковской губернии, преимущественно в уездах Изюмском и Старобельском.
Наконец остальные 277 тысяч десятин области состоят во владении городов, монастырей, церковных принтов и прочих учреждений.
Использованный в проектах механизм перераспределения средств между центральным бюджетом и губерниями выглядел следующим образом. Для каждой
территориальной единицы была установлена доля участия в военных расходах, она определялась из расчета количества дворов территории по отношению к общему числу дворов в империи. Таким образом, за каждой губернией было закреплено содержание определенных полков армии. Суммы, предназначенные на военные расходы, должны были высылаться в Воинский приказ, затем они распределялись между отдельными полками. Позднее посредничество Воинского приказа оказалось излишним, и определенные суммы из губернских доходов прямо поступали в кассы полков2. Недостаток доходов на местные нужды в «дефицитных» губерниях должен был покрываться из бюджета «прибыльных».
Создание
губерний и изменение местного управления. Указ 18 декабря 1708 г. Губернаторы и генерал-губернаторы. Их функции. Должностные лица при губернаторах и генерал-губернаторах (обер-комендант, обер-комиссар, обер-провиант-мейстер, ландрихтер). Их статус и функции. Попытки создания коллегиального управления губернией. Ландраты (1713 г.). Организация управления уездами. Воеводские канцелярии и уездные коменданты. Изменение административно-территориального деления. Доли. Организация управления ими. Изменения местном управлении в 1719–1720 гг. Провинции. Организация управления ими. Создание отраслевых провинциальных учреждений. Достоинства и недостатки новой системы местного управления. Попытки новых преобразований. Деление территории России на полковые дистрикты (1724 г.). Параллельное существование военных и гражданских дистриктов. Появление на местах параллельных систем управления – военной и гражданской.
В целом удельный вес распоряжения долей на условиях аренды в России составляет более 70,8 % (табл. 6), (на 1.1. 2008г. невостребованные земли на доли составили 27,8 млн.га.) В Тульской, Воронежской, Ульяновской областях этот показатель превысил 98 %. Передали права пользования земельными долями в уставной капитал сельскохозяйственных предприятий 22,2 % собственников земельными долями. В ряде регионов таких
собственников большинство: в Тверской области – 59 %, Чувашской Республике – 58 %, Краснодарском крае – 76 %. Кроме того, 3,3 % (254 тыс.) передали земельную долю в уставной (складочный) капитал сельхозпредприятиям. Следует также иметь в виду, что отдельные хозяйства, учитывая сложившиеся экономические условия, отказываются от заключения договоров на использование земельных – долей, собственниками которых являются лица, занятые в социальной сфере на селе, ожидая законодательного решения вопроса в новом Земельном кодексе или ином Федеральном законе.
По некоторым уцелевшим отрывочным документам можно догадываться, что, когда правительство Петра приступило к первой, губернской областной реформе, у него был составлен довольно стройный план губернского устройства, который и можно восстановить по этим документам. План этот заключался в следующем. Во главе каждой из восьми громадных областей, на которые разделена была Россия, должен был стать губернатор – правитель всей суммы губернских дел во всей их совокупности. Под ним среднее место должны были занять четыре «губернские персоны», а именно: обер-комендант, заведующий военным управлением, обер-комиссар и обер-провиант, делящие между собой управление губернскими доходами так, что в руки первого поступают денежные, а в руки второго хлебные сборы и, наконец, ландрихтер, заведующий губернской юстицией. Таким образом, эти четыре персоны делили на четыре доли всю совокупность губернских дел, сосредоточенную в руках губернатора. Под ними предполагалось поставить низшие органы областного управления – уездных комендантов, каждый из которых, будучи подчинен каждой из губернских персон по ее ведомству, сливает в своих руках опять все четыре ведомства в одну совокупность, простирая свою
власть на небольшое подразделение губернии – уезд[30].
Связанные понятия (продолжение)
Земской староста — в Древней Руси представитель низшей княжеской администрации в городах и волостях.
Камерир (от нем. Kämmerer) — камерный чиновник в провинции эпохи Петра I, подчинённый Камер-коллегии, а также чин в последние месяцы правления Павла I.
Ратга́уз (нем. Rathaus, дом совета) — городское правление, учреждённое в 1798 году в Санкт-Петербурге Павлом I, поклонником немецкого образа жизни.
Тяглые крестьяне — в России XV—XVIII веков и в Великом княжестве Литовском категория крестьян, обязанных платить государственные налоги и выполнять государственные повинности (тягло). В разряд тяглых крестьян в России входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со 2-й половины XVII века — бобыли и халупники, а с начала XVIII века — холопы. С введением в 1724 году подушной подати стали частью податных сословий.
Земская изба — выборный орган местного самоуправления в России, создан на местах в результате земской реформы Ивана IV. Земская изба состояла из возглавлявшего её земского старосты, земского дьячка и целовальников, которые выбирались городскими и волостными тяглыми людьми на 1—2 года. Земская изба содержались на деньги местного населения. При Петре I по указу 1699 года земские избы превращены в органы городского самоуправления. Они состояли из выбираемых посадскими людьми бурмистров и подчинялись...
Зашта́тный го́род — в Российской империи — населённый пункт, пользовавшийся правами города, но не являвшийся административным центром уезда.
Губе́рния (от губерна́тор, лат. gubernator ← др.-греч. κυβερνήτης «кормчий») — высшая единица административно-территориального деления в России (Русского царства, Российской империи, Российской республике, РСФСР). Глава губернии — губернатор.
Адмиралте́йский прика́з — орган (приказ) флотского управления, Центральное государственное учреждение России, в компетенцию которого входили строительство, вооружение, снабжение флота и набором рядовых морских служителей (матросов, солдат, канониров и так далее) в экипажи.
Городовые магистраты — в России органы местного самоуправления на уровне города и городской суд в 1724-1727 и в 1743-1778 гг. и только городской суд в 1775-1800 и 1802-1864 гг.
Капита́н-испра́вник — полуофициальное название судебных и полицейских должностей Российской империи в 1775—1917 годах.
Монасты́рские крестья́не — категория зависимого населения в России, существовавшая с XI века до середины XVIII века, находившаяся в феодальном владении Русской православной церкви. После секуляризации церковных земель по указу Екатерины II 26 февраля 1764 года два миллиона монастырских крестьян были переданы в ведение Коллегии экономии и получили название экономических крестьян.
Мануфактур-коллегия — одна из коллегий, задуманная и созданная Петром Великим. Представляла собой коллегиальный орган, отвечавший за развитие российской промышленности, создание и функционирование мануфактур.
Ландмилиция — род поселенного войска, существовавшего в России в 1713—1775 годах. В другом источнике указано что это было Земское ополчение, ополчение из народа, существовало в России в тот же период времени.
Жалованная грамота дворянству 1785 года («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») — грамота Екатерины II, освободившая дворян от обязательной службы.
Генеральный регламент («Генеральный регламент или устав, по которому государственные коллегии, також и все оных принадлежащих к ним канцелярий и контор служители, не токмо во внешних и внутренних учреждениях, но и во отправлении своего чина, подданнейше поступать имеют») — устав государственной гражданской службы в России XVIII—XIX веков, изданный 28 февраля (10 марта) 1720 года. Составлен при участии Петра I.
Волосте́ль — представитель великокняжеской (царской) власти на местах (как правило, в волостях и станах).
Чёрная сотня — городское сословие торговцев и ремесленников Русского государства.
Экономическая (или Казённая) во́лость — низовая административная единица, существовавшая в Российской Империи в 1797—1861 гг. для целей управления государственными (свободными от крепостной зависимости) крестьянами в сельских местностях.
Городской староста — в Российской империи глава администрации города с упрощённым городским управлением.
Рейтарский приказ — орган военного управления, одно из центральных военных ведомств Русского Царства XVII века.
Воево́дская вла́сть — основная форма местного управления в Русском царстве в конце XVI — начале XVIII веков.
Межева́я кни́га — документ имущественного характера, дававший детальную информацию о размерах и границах земельных владений.
Ямско́й прика́з — орган центрального государственного управления в допетровской Руси в XVI — начале XVIII века, который отвечал за регулярные почтовые и транзитные перевозки (ямскую гоньбу). Впервые в письменных источниках упоминается в 1516 году.
Войсковые обыватели — сословие в Российской империи, приравнивалось к государственным крестьянам, было образовано в 1765 году.
Приказ Большой казны Неволин относит учреждение его ко времени Иоанна III, хотя достоверно известно его существование только в царствование Иоанна IV.
Уста́в благочи́ния 1782 года (название на момент подписания — «Устав благочиния, или полицейский») — нормативно-правовой акт, регламентирующий правовой статус полицейских органов, их систему и основные направления деятельности. Подписан Екатериной II 8 апреля 1782 года.
Обельные вотчинники — одни из категорий белопашцев. Являлись потомками людей, оказавших услуги Отечеству и царскому дому в Олонецкой губернии (уезды Повенецком, Петрозаводском и Вытегорском). Права обельных вотчинников были шире прав обельных крестьян. Известно 7 случаев пожалования статусом обельных вотчинников: шесть в начале XVII века и один при Петре I. К 1 января 1896 г. всех обельных вотчинников и крестьян было 1178 человек.
Городские обыватели — в законодательстве Российской империи состояние (сословие) городских жителей (известное также как городское состояние и под именем граждан). Термин «городские обыватели» также использовался для обозначения всех домовладельцев города без различия сословий; при этом зачастую использовалось словосочетание «настоящие городские обыватели» («Настоящие городские обыватели суть те, кои в этом городе дом или иное строение или место или землю имеют»).
Малоросси́йский прика́з или Прика́з Ма́лой Росси́и — центральное государственное учреждение. Создан в 1662 году в Москве для управления территориями Левобережной Украины (Глухов, Киев, Нежин, Немиров, Новгород-Северский, Переяслав, Погар, Почеп, Ромны, Стародуб, Чернигов, Чигирин).
Пяти́на — административно-территориальная единица (буквально, «пятая часть земли»), применявшаяся в различных славянских государствах с глубокой древности, в частности, в Новгородской Руси.
Экономические крестьяне — в России во второй половине XVIII века категория государственных крестьян, образовавшаяся после проведения Екатериной II в 1764 году секуляризационной реформы из бывших монастырских и церковных крестьян.
Нака́з — документ, излагающий поручение вышестоящего органа власти нижестоящему об определённом порядке действия; в данном значении, наказ — исторический вид правового акта.
Монасты́рский прика́з — в соответствии с 13-й главой Соборного уложения 1649 года, высший центральный судебный орган для духовенства в Московском государстве от митрополитов до церковных причётников, а также населения церковных вотчин. Был закрыт царским указом 19 (29) декабря 1677, восстановлен 24 января (4 февраля) 1701 года Петром I, окончательно упразднён Именным указом от 14 (25) января 1725 года, будучи преобразован в Камер-контору Святейшего синода.
Окла́дные дохо́ды – одна из категорий доходов Русского государства. Окладными доходами назывались такие доходы, которые можно было ввести в определённый оклад и собирать в обязательном для плательщиков, заранее определённом размере. Окладные доходы возникали из сборов, которое правительство устанавливало для покрытия расходов на возникшие новые государственные нужды: необходимость устройства отрядов войска, вооружённых огнестрельным оружием, вызвала сбор пищальных денег; на покупку пороха собирали...
Округ — название различных военных и гражданских административно-территориальных или учётных единиц на территории, в том или ином государстве.
Сиби́рский прика́з — орган управления, центральное правительственное учреждение в России XVII—XVIII веков с областной компетенцией.
Прика́з Большо́го прихо́да , или просто Большой приход, как он назван у Котошихина, является в первый раз в 1573 г. В нём сидели окольничий и два дьяка. Доходы приказа были свыше 500 тыс. руб. и составлялись из сборов с лавок, с гостиных дворов в Москве и в городах, с погребов, с мер для питья и товаров, с таможен, мыт, перевозов, мостовщины. Деньги эти расходовались на содержание приезжавших в Москву в посольствах иноземцев, а также иноземных купцов; на выдачу содержания русским послам, отправляемым...
Приказ Казанского дворца (Казанский приказ) — один из центральных государственных органов управления в России (Руси), в середине XVI — начале XVIII веков.
По́лное собра́ние зако́нов Росси́йской импе́рии (ПСЗРИ) — наиболее полный сборник законодательных актов Российской империи, расположенных в хронологическом порядке. Собрание считается монументальным памятником русского права. Его сила и действие распространялись на все устройство государственной и общественной жизни. Полное собрание законов не следует смешивать со Сводом законов — 16-томным изданием, в котором многие законы (с сохранением текста каждого отдельного параграфа) были сведены в своего...
Уложéнные комиссии — временные коллегиальные органы в России XVIII века, которые созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года. Всего было семь таких комиссий. Наиболее масштабная и значимая из них, фактически собрание сословных представителей, была созвана Екатериной II в 1767 году.
Подробнее: Уложенная комиссия
Чёрные земли — земельные наделы черносошных крестьян и тяглого городского населения в России XIV—XVII веков.
Сельский сход (мирская сходка, мирской сход) — орган крестьянского самоуправления во 2-й половине XIX — начале XX веков. Объединял всех крестьян-домохозяев, составлявших сельское общество, избирал сельского старосту и других должностных лиц. Обладал судебно-полицейской властью. Долговременно отсутствующие крестьяне могли передавать своё право голоса другому лицу.
Земский приказ — центральный орган государственного управления (приказ), центральное государственное учреждение XVI — XVII веков, ведавшее управлением Москвой, охраной порядка в столице — Москве и некоторыми другими городами, один из более тридцати приказов в столице.
Дворовые люди — лица, составлявшие в древней Руси придворный штат русских князей, великих и удельных, сильно разросшийся при московских великих князьях и достигший наивысшего расцвета при «государе, царе и великом князе московском и всея Русии». Это — «княж двор», «двор великого князя» и т. д.; этих дворовых людей не следует путать со слугами «под дворьским» (дворецким). В состав «двора» входили: бояре, окольничие, дворецкие, думные дворяне, стольники, чашники, стряпчие, сытники, ключники, конюшие...
Упоминания в литературе (продолжение)
Льготы по налогу на имущество организаций – самые большие из всех льгот и составляют в целом по всем регионам 283 831 млн рублей – или 71,1 % от общей суммы налоговых льгот, установленные законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Наибольшие объемы льгот по этому налогу – суммарно 153 609,8 млн рублей, или 54,12 % от суммы льготы по стране в следующих 10 регионах: г. Москва (42 969,7 млн руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (41 102,7 млн руб.), Сахалинская область (16 274,7 млн руб.), Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (12 465,9 млн руб.), Санкт-Петербург (9932 млн руб.), Республика Татарстан (7279,4 млн руб.), Краснодарский край (6367 млн руб.), Свердловская область (6053,8 млн руб.), Ленинградская область (5663,4 млн руб.), Иркутская область (5501,2 млн руб.). Причем
на долю первых двух регионов приходится примерно треть льгот по налогу на имущество в России.
В административном делении Великого княжества Московского наиболее крупной единицей был уезд, т. е. город с
принадлежащими к его управлению сельскими территориями. На севере административно-территориальными единицами были земли (Новгородская земля, Псковская земля, Вятская земля и т. д.). Уезды и земли по величине были неодинаковы. Они могли охватывать как целые княжества и другие государственные образования, присоединявшиеся к Москве, так и часть их. Административное деление не имело системы и однообразия. Оно слагалось исторически по мере присоединения новых территорий к Москве. Уезды делились на станы, станы – на волости, иногда волости подразделялись на станы. Земли, в свою очередь, делились на доли – трети и четверти. Сохранялись и иные территориальные единицы, например, в Новгородской земле станы делились на погосты, в Пскове – на губы.
Говоря о совокупном годовом бюджете Министерства двора, следует иметь в виду, что этот бюджет далеко не на 100 % состоял из средств Государственного казначейства, поскольку в структуру Министерства входило Удельное ведомство, оно ежегодно приносило солидные средства на содержание Министерства Императорского двора. Если приводить конкретные цифры, то в
1883 г. совокупный бюджет Министерства двора составил 16 167 428 руб., при этом доля средств Государственного казначейства составила 10 550 000 руб., или 65,2 %. В 1900 г. эти средства составили соответственно 29 377 899 руб. и 16 357 595 руб., или 55,7 %.42 Надо заметить, что в этих границах соотношение бюджетных и удельных средств удерживали вплоть до начала Первой мировой войны. Так, по смете на 1906 г. доля средств Государственного казначейства должна была составить 64,4 % общего бюджета Министерства Императорского двора.
Следующий этап развития советской экономики – 1970–1980-е гг. был связан с формированием крупных территориальных экономических комплексов. Общая трансформация структуры управления потребовала изменений функций местных Советов. Закон СССР от 25.06.1980 № 2351-Х «Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов» усилил процесс концентрации финансовых ресурсов на верхних, по сути, региональных, уровнях
местного управления. Основная часть доходов местных бюджетов формировалась за счет отчислений от государственных доходов и налогов. Главным регулирующим источником являлся налог с оборота. При этом, если в годы седьмой и восьмой пятилеток основная его доля концентрировалась в союзном бюджете, то в 1971–1985 гг. произошло перемещение этого источника в бюджеты республик, и значительная часть налога с оборота оседала в доходах местных бюджетов. Если же учесть суммы, которые ежегодно передавались в местные бюджеты из республиканских бюджетов по взаимным расчетам в форме средств, полученных из республиканских бюджетов, восполняемых, как правило, за счет налога с оборота, то уровень налога с оборота, например, в десятой и одиннадцатой пятилетках возрос до 50 % объема доходов местных бюджетов[15].
В 70-х годах ХГХ века в регион прибыло почти 350 тысяч переселенцев, из них на долю Терской области пришлось 70 тысяч человек. Население увеличилось не только численно, изменялся и его национальный состав, где преимущество составляли русские и украинцы, их доля составила более 50 %, появились и новые социальные слои, такие как мещане, сословное офицерство, купечество, промышленники и т. д. Гражданская составляющая, вытесняя военную, начинает занимать ведущее место в хозяйственно-экономическом строительстве, а следовательно, и в культурной жизни региона КМВ. Значительный приток населения на КМВ продолжался вплоть до конца XIX века. Красноречива и статистика состава населения города Пятигорска за 50 лет, с 1847 по 1897 год: в 1847 году оно составляло 3824 человека, а в 1897 году – уже 18 440, то есть возросло в 4,8 раза. Сильно изменилась на КМВ и социальная структура проживающего населения: в 1847 году более половины составляли военные (как служащие в регулярных войсках, так и отставники),
на долю же городских сословий (купцов и мещан) приходилось 25 %, а на долю крестьян – 16,4 %.
Количество земель, отводимых участникам землеустройства, определялось по различным основаниям: а) при
отводе земель государственным организациям, учреждениям и предприятиям, а также для городов и поселений городского типа – в соответствии с установленной границей городской черты; б) при устройстве земель существующих земельных обществ и обособленных хозяйств (дворов) – по количеству земель, законно им предоставленных в трудовое пользование; в) при разверстаниях, разделах и выделах земель в земельных обществах – по числу разверсточных единиц, приходящихся на долю участников землеустройства; г) при распределении и отводе земель свободного земельного фонда для надобностей переселения и расселения – по особо устанавливаемым для этого нормам или по фактической возможности трудового освоения земель теми, кому они предоставляются; д) при предоставлении земель учреждениям, обществам и лицам на особых основаниях (аренды, концессии и пр.) – по условиям соответствующих договоров или по указаниям относящихся к этим случаям специальных распоряжений.
В среднем доля городского населения Королевства Польского, по сравнению с Княжеством Варшавским, была по-прежнему невелика. В 1810 г. она составляла 18,4%, увеличившись в 1829 г. до 21,6%. При этом подавляющее большинство городов были небольшими как по числу жителей, так и по размерам городской территории. В 1820-е гг. общее число городов достигло 451. В таких небольших городах (местечках) проживало по 1-2 тыс. жителей7. По характеру хозяйственной деятельности они оставались преимущественно торговыми и ремесленными центрами прилегающей сельской округи, а их жители еще в значительной мере были заняты в сельскохозяйственном производстве. В 1810 г. в городах (в границах будущего Королевства Польского) проживало около 600 тыс. чел. В Познанском и Быдгощском департаментах
тогда же городское население составило свыше 200 тыс. чел. То есть созданное Королевство утратило наиболее урбанизированные области, что привело к сокращению городского населения примерно на четверть. Разумеется, это не могло не сказаться как на структуре населения, так и на социальном устройстве Королевства Польского.
На протяжении 2004–2008 гг. четыре региона СЗФО – Республика Коми, Вологодская, Ленинградская области и г. Санкт-Петербург – являлись регионами-донорами. Остальные 6 субъектов округа относились к дотационным. Среди них самый дотационный –
Псковская область. Основную долю (60 %) в структуре финансовой помощи, перечисленной в бюджет этой области за 2004–2008 гг., занимали дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Доля дотаций в Архангельской и Новгородской областях в 2006–2008 г г. составляла треть безвозмездных перечислений из федерального Фонда поддержки регионов (табл. 2.21).
После ревизии, проведенной в Кавказской
губернии генерал-майором Вердеревским (1810 г.) Комитет министров принял решение о введении существенных льгот для кавказских чиновников. Согласно ему канцелярские служащие и статские чиновники могли быть зачислены на военную службу и продолжать выполнение своих обычных обязанностей. Примечательно, что «все до одного» чиновники пожелали служить в армии, поскольку это улучшало их материальное положение. Вследствие этого администрация на Кавказе стала приобретать военно-бюрократический характер. Специальным указом оговаривались и другие льготы: за приезд на Кавказ присваивался чин коллежского асессора (VIII класс), равный майору в военном табеле о рангах, выдавалось дополнительное денежное вознаграждение, предоставлялось право на получение ордена Св. Владимира 4-й степени, пенсии и т. д.214. Доля офицеров среди населения Терской области была довольно высока и составляла порядка 0,34 %, что значительно превышало ставропольские (0,05 %), общероссийские (),16 %) и средние по Кавказу (0,26 %) показатели215!
С нового года страна начала жить по новым правилам – натуральных льгот стало намного меньше, убавилось и число льготников. Нормы комментируемого
Закона разделили страну и общество на два лагеря: федеральных и региональных льготников. Основу такого деления положил принцип разделения компетенции в социальном обеспечении между федеральным центром и властями на местах. Отчасти к этой системе привлекли и муниципальные образования, на долю которых также приходится некоторая часть льготников. Взятое направление современной социальной политики содержит в себе основные зачатки социального неравенства, что приведет к окончательному расслоению общества на классы. Естественно, что уровень социальных гарантий будет тем выше, чем шире территориальное обеспечение льготника. При всем при этом, принимая во внимание состояние отечественного бюджетного процесса в части исполнения бюджета и распределения бюджетных средств, складывается вполне ясная картина окончательного обнищания и без того малоимущих «региональных» и «местных» льготников. Из 89 российских регионов лишь 14 не являются дотационными. По мнению Михаила Задорнова (член Комитета ГД по бюджету и налогам), около 40 субъектов Федерации с будущего года не смогут финансировать даже базовые обязательства – детские пособия, зарплату учителям и врачам, дополнительные расходы на образование. Они будут вынуждены собственные обязательства сокращать[11].
Социальная структура Австралии сформировалась при высокой концентрации частных капиталов, в том числе земельной собственности в руках «сквоттеров», получивших большие участки в первой половине XIX в., преобладанием фермерского населения и
высокой для аграрного общества долей рабочего класса, занятого преимущественно на мелких предприятиях. С началом первой мировой войны Австралия единодушно заявила о поддержке «старой родины» – Великобритании. В 1915 году австралийско-новозеландские войска участвовали в Дарданелльской операции. После войны Австралия получила мандат на Германскую Новую Гвинею. В 1931 году вместе с другими доминионами Австралия получила право на проведение самостоятельной внешней политики, но продолжала во всем согласовывать ее с Великобританией.
Управление многоквартирными домами, в которых доля Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в
праве на общее имущество составляет более чем 50 %, осуществляется путем заключения договора управления с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса (ч. 2 ст. 163 ЖК РФ). Порядок проведения такого конкурса органами местного самоуправления определен постановлением Правительства РФ[93].
• налог на имущество предприятий. Сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский
бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краев, областей, областной, окружной бюджеты автономных образований и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщика;
Законодательство РФ понимает под малыми предприятиями коммерческие организации ограниченной численности. Правовые нормы устанавливают, что доля участия в уставном
капитале малых предприятий государственных, муниципальных и иных (не частных) организаций не должна превышать 25 %. Кроме того, доля уставного капитала малого предприятия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся малыми предпринимателями, также не должна быть более 25 %.
Сложилась на основе Русского государства, которое в 1721 г. Петр I
объявил империей. В ее состав входили: собственно Россия, Прибалтика, Украина, Белоруссия, часть Польши, Бессарабия, Северный Кавказ, Финляндия, Закавказье, Казахстан, Средняя Азия, Памир. К кон. 19 в. территория Российской империи составляла 22,4 млн км2. (1/22 долю всего земного шара и ок. 1/6 части поверхности всей суши). Общая длина границы империи составляла 64 900 верст (верста равна 1,0668 км), в т. ч. морская граница – 46 270 верст. По переписи 1897 г., население составляло 128,2 млн человек, в т. ч. население Европейской России – 93,4 млн человек, Царства Польского – 9,5 млн, Великого княжества Финляндского – 2,6 млн, Кавказского края – 9,3 млн, Сибири – 5,8 млн, Средней Азии – 7,7 млн. Проживало более 200 народов.
Налоговая автономия более благоприятна для экономического развития, поэтому, по мнению финансовых аналитиков, на протяжении последних десятилетий расходные полномочия в странах Западной Европы, а вместе с ними и доходные источники перераспределялись в бюджетной системе в пользу местных органов власти. Таким
образом, доля субсидий центрального правительства в местных бюджетах постепенно сокращалась, уступая место собственным доходным источникам.
В 1945 г. ЦК ВКП(б) и советское правительство приняли ряд решений об ускорении восстановления и развития народного хозяйства, а Госплан совместно с наркоматами и союзными республиками по поручению ЦК ВКП(б) и СНК СССР приступил к составлению пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1945–1946 гг. Первостепенное значение придавалось восстановлению главных отраслей промышленности и переводу ее на производство гражданской продукции, сельского хозяйства, увеличению производства товаров широкого спроса и
продовольственных товаров[4].18 марта 1946 г. Первая сессия Верховного Совета СССР 2-го созыва приняла «Закон о пятилетием плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946–1950 гг.» Выполнение плана подразумевало восстановление довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства и выход за его пределы. На восстановление районов, пострадавших от оккупации было выделено 115 млрд, руб., что составляло 40 % от общего объема капитальных работ, определенных на пятилетке. Из этой суммы на долю Белоруссии было предназначено 7 млрд. руб.
Какие же еще категории населения жили в городах? Разумеется, несколько процентов составляло чиновничество, не имевшее дворянского достоинства. Довольно большая доля приходилась на военных: ведь воинские гарнизоны стояли главным образом в городах. Так, в Москве в 1882 г. они составляли 10 % населения, а в Петербурге с его гвардией и гарнизонными частями – даже около 20 %; правда, в
уездных городах военных, то есть солдат и офицеров вместе взятых, было очень немного, в пределах 5–7 %, да и то не везде. В пределах от десятых долей процента до 2,5 % занимало духовенство, и только в некоторых городах с обилием храмов и монастырей духовных было больше: например, в Суздале на рубеже XIX–XX вв. духовенство составляло 6 % населения, а в Рязани в 1866 г. – даже 8,4 %. Очень небольшой была не определенная по составу группа разночинцев, куда статистики по своему произволу включали то учителей и профессоров, то не имевших чина канцелярских служителей, то другие мелкие группы населения.
Еще в начале завоевания Средней Азии первые опыты «административного управления туземцами» выпали на долю завоевателя Ташкента М. Г. Черняева. «Главным городом» новой области Российской империи стал Ташкент (1865). Как писал его биограф, за время неполных 6 месяцев (1866 г.) у него в администрации работали всего 6 чиновников и 4 переводчика (если не считать представителей
местного управления), а общие расходы на содержание администрации составили около 5 тыс. руб.[179]
Все это позволяет прийти к выводу о том, что частный жилищный фонд будет только увеличиваться – все большее количество жилых помещений будет иметь частных собственников. По данным
Правительства РФ, в 2004 г. доля частного жилого фонда составляла 73,5 %, а в январе 2006 г., по данным Минрегионразвития – 76 % [45]. Вероятно, за прошедшие два года (к середине 2006 г.) доля частного жилого фонда существенно возросла за счет нового строительства, в первую очередь за счет непроизвольного стимулирования законодателем процесса приватизации жилья. Пунктом 2 ст. 2 Закона о введении в действие Жилищного кодекса было установлено действие норм о приватизации до 1 января 2007 г. (потом этот срок был продлен до 2010 г.) [46], что вызвало всплеск обращений граждан за приватизацией жилья и многомесячные очереди на сдачу приватизационных документов [47]. Не исключено, что срок приватизации жилья будет продлен еще раз. Так, заместитель руководителя Главного управления Федеральной регистрационной палаты г. Москвы В. Суздаль отметил, что при существующих темпах приватизации эта процедура растянется на 10 лет [48].
Поэтому Рим пошел по пути «приватизации» аппарата сбора налогов. Выбивание налогов стали поручать частным лицам-откупщикам, которых называли «публиканами». Именно из этих откупщиков сформировалось сословие всадников, которое стало занимать высокое положение в римской иерархии, представляя собой «денежную аристократию». Конечно, откупные операции по
налогам в провинциях были важным (а может быть, и основным) бизнесом всадников. Но помимо этого они занимались и другими операциями: ростовщичеством, внешней и внутренней торговлей, военными закупками, строительными подрядами (например, строительство храмов и дорог за счет казны), откупом (или, выражаясь современным языком, концессионным управлением) рудников, соляных варниц и т. п. Всадники стали влиятельной силой в Риме, не менее влиятельной, чем Сенат и ближайшее окружение императора. Началось сближение аристократии сенатской и аристократии денежной. Многие всадники стали членами Сената и крупными землевладельцами, а многие сенаторы стали настоящими богачами, имеющими доли в разных «бизнесах». Во времена Августа звание «всадник» (другое название – «эквит») начало передаваться по наследству.
Практика осуществления местного самоуправления и в нашей стране, и за рубежом показывает, что для выполнения местных программ и
развития муниципальных образований местных налогов и сборов явно недостаточно. Поэтому все государства предусматривают выделение для них других финансовых средств, в частности, закрепляют за муниципальными образованиями доли федеральных и региональных налогов и сборов. Доходы от федеральных и региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным Налоговым кодексом, которые являются едиными для всех муниципальных образований. Эти финансовые средства закреплены за муниципальными бюджетами на постоянной основе и перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты (например, часть подоходного налога с физических лиц, часть налога на прибыль организаций, часть акцизов на отдельные виды подакцизных товаров и т. д.). Названные отчисления представляют собой вторую составную часть (после местных налогов и сборов) налоговых доходов местных бюджетов.
Местные бюджеты являются
самостоятельным уровнем бюджетной системы Российской Федерации. В то же время низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, ежегодный пересмотр правил, ведущих к сокращению доли стабильных доходных источников в пользу федерального и региональных бюджетов, порождают проблемы финансовой стабилизации муниципальных образований. В местных бюджетах сосредоточена основная часть бюджетных расходов на социальную сферу: через муниципальные бюджеты финансируется значительная доля расходов на образование, жилищно-коммунальное хозяйство, социальную политику.
Государственный Заемный банк создавался на следующих основаниях. Предполагалось увеличить капитал банка за счет выпуска ассигнаций: 22 млн руб. (с зачетом раньше выданных Ассигнационным банком 4,5 млн руб.) должны были пойти на кредитование дворянства и 11 млн руб. – на кредитование городов. Ссуды дворянам должны были выдаваться на 20 лет под населенные имения из расчета 5 % годовых. Кроме того, ежегодно дворяне-заемщики должны были уплачивать 3 % от всей суммы в погашение долга. Таким образом, предполагалось, что за 20 лет долг будет полностью погашен. Через каждые 4 года соответствующая погашенной доле ссуды часть имения должна была возвращаться в полное распоряжение заемщика. Ссуды городам (купечеству) должны были выдаваться на 22 года из расчета 7 % годовых. В поисках дополнительных ресурсов Заемный банк мог осуществлять депозитные операции с оплатой по вкладам 4,5 %. Учреждая Государственный Заемный банк на таких условиях, правительство никак не могло предвидеть, что впоследствии, в первой половине XIX в., неограниченный прием вкладов приведет (ввиду особенностей дореформенной экономики
страны) к сосредоточению свободных денежных капиталов в системе государственных банков.
Последняя перепись населения в рамках СССР состоялась в Пермской области в 1989 году. Общедемографические процессы этого периода характеризуются замедлением роста населения, текущей урбанизацией и увеличением доли женского населения по отношению к мужскому. В той или иной мере это относится и к чувашам Пермской области. С 1979 по 1989 год их численность вновь сократилась на 7,7 % и составила 10 765 человек, хотя динамика сокращения численности снизилась. Доля городского чувашского населения значительно превышала сельское (62,9 % против 37,1 %), хотя по-прежнему была ниже
доли всего городского населения области (77,4 % против 22,6 %).
Это привело к снижению
доли городского населения в автономиях края: в 1924 г. в Карачаево-Черкесской области насчитывалось 11,3 % горожан, в Кабардино-Балкарской – 8 %, Северо-Осетинской – 3 %, Ингушской – 1,4 %, Чеченской – 0,5 %, Адыгейской и Сунженском округе – 0 %. В 1925 г. городами были объявлены Нальчик и ст. Баталпашинская (центр Карачаево-Черкесии), но в 1926 г. она была вновь переведена в разряд сельских поселений. Административные центры областей и внутриобластных округов нередко находились вне их пределов (Адыгейской области – в Краснодаре, Мало-Карачаевского округа Карачаево-Черкесии – в Кисловодске, Нагорного округа Кабардино-Балкарии – в Пятигорске и т. д.).
Малые предприятия представляют собой коммерческие организации, в уставном капитале
которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых установлен следующий предельный размер численности работников за отчетный период: в промышленности, в строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Первым показателем
была выбрана доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, т. е. фактически показатель доли частного предпринимательства в экономике региона. Данный показатель свидетельствует об уровне предпринимательской активности частных инвесторов в выбранном регионе и о возможности ведения частного бизнеса на его территории.
Указанная задолженность была отнесена на
государственный внутренний долг Российской Федерации в рамках его верхнего предела, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 1994 год», путем выдачи Министерством финансов Российской Федерации Центральному банку Российской Федерации векселей со сроками погашения в течение 10 лет равными долями с уплатой 10 % годовых.
(ООО) – разновидность объединения капиталов, при этом члены общества не обязаны участвовать в делах общества. Характерные
черты: деление его уставного капитала на доли участников, отсутствие полной ответственности последних по обязательствам предприятия (фирмы).
Несмотря на все злоключения, волостные и поселковые предприятия быстро росли и развивались. Многие отзывались о них как о «самой динамичной части китайской экономики» (Naughton 2007: 274) и «локомотиве экономического роста и индустриализации на первом
этапе реформ» (Xu Chenggang, Zhang Xiaobo 2008). Число крестьян, занятых на этих предприятиях, увеличилось с 28 миллионов в 1978 году до максимума в 135 миллионов в 1996-м. За тот же период доля волостных и поселковых предприятий в ВВП Китая поднялась с 6 до 26 %, притом что и сам ВВП стремительно рос (Naughton 2007: 274–275). Они обогнали государственные предприятия по темпам роста производства и производительности труда, хотя не имели преимущественного доступа к сырью, электроэнергии, кредитам и потребительским рынкам. Наоборот, против них применялись дискриминационные меры.
Традиционно в российских регионах сельское хозяйство является объектом особой экономической политики, достаточно автономной от подходов, используемых в других сферах. Поэтому в рамках данного исследования региональная политика в отношении сельского хозяйства рассматривается в
качестве отдельной темы. Сельское хозяйство играет разную роль в экономике рассматриваемых регионов. Если в Республике Бурятия доля сельского хозяйства в ВРП в 2008 г. составляла 6,7 %, то в Пермском крае – 2,5 %.
Решение о введении нэпа в РСФСР было принято на XI съезде партии в марте 1921 г. В соответствии с ним предусматривались замена разверстки натуральным налогом, разрешение свободного товарооборота. Перед тем как начать нэп, произвели частичную денационализацию. В стране появились частные собственники, арендаторы, концессионеры, а следовательно, и налогоплательщики. Внешним парадоксом нэповской налоговой системы был тот факт, что по всем характеристикам она никак не могла претендовать на статус передовой. В ней присутствовали налоги в самых простых формах (подворно, подушно), достаточно высокая доля косвенного обложения (причем в основном жизнеобеспечивающих товаров), а прямое обложение в целом носило характер реального. Кроме того, имели место натуральные налоги, многократность обложения, а всех налогов и сборов было великое множество (около ста). И тем не менее эта система оказалась настолько результативной, что к 1924/1925
финансовому году позволила центральному правительству получить такой объем бюджетных доходов, которого хватило на финансирование важнейших государственных функций. Формирование нормального по тем временам централизованного бюджетного фонда с допустимым по финансовым нормам дефицитом было очень нужно, так как было важнейшим условием укрепления рубля и ликвидации инфляции.
Затем оставалось коренное
отличие нового налога с городской недвижимости: в нём не действовала присущая подушной подати круговая порука. Отныне, если плательщик не мог внести предписанную ему долю общегородской суммы, это становилось проблемой государства, но не проблемой городского общества. Вставала задача: гарантировать справедливость городской раскладки, её соответствие действительной ценности облагаемых имуществ.
Малые предприятия – коммерческие организации, в уставном капитале
которых доля участия субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых установлен следующий предельный размер численности работников за отчетный период: в промышленности, в строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.