Связанные понятия
Геоло́гия (от др.-греч. γῆ «Земля» + λόγος «учение, наука») — совокупность наук о строении Земли, её происхождении и развитии, основанная на изучении геологических процессов, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы всеми доступными методами с привлечением данных других наук и дисциплин.
Геоморфоло́гия (от др.-греч. γῆ «Земля» + μορφή «форма» + λόγος «учение, наука») — наука о рельефе, его внешнем облике, происхождении, истории развития, современной динамике и закономерностях географического распространения. Основополагающий вопрос: «Как выглядит процесс, формирующий рельеф?» Геоморфологи пытаются понять историю и динамику изменения рельефа, и прогнозируют будущие изменения, проводя полевые измерения, физические эксперименты и математическое моделирование. На практике дисциплина...
Океаноло́гия (от океан и др.-греч. λόγος — суждение, слово.) или океаногра́фия (от океан и др.-греч. γραφειν — пишу, описываю) изучает крупномасштабное взаимодействие океана и атмосферы и его длиннопериодную изменчивость, химический обмен океана с материками, атмосферой и дном, биоту и её экологические взаимодействия, геологическое строение дна, устанавливает местные или локальные процессы, происходящие за счет обмена энергией и веществом между различными районами океана.
Геофи́зика (от др.-греч. γῆ — Земля + φύσις — природа) или физика Земли — комплекс научных дисциплин, исследующих физическими методами строение Земли процессы, происходящие в геосфере, а также о специфические методы исследования упомянутых объектов и процессов.
Климатоло́гия (от др.-греч. κλίμα (род. п. κλίματος) — наклон и др.-греч. λόγος — учение, наука) — наука, раздел метеорологии, изучающая климат — совокупность погодных характеристик за многолетний период, свойственных определённому месту или Земному шару в целом. Климатология рассматривает закономерности климатообразования, их распределение по территории Земли, их предшествующую историю и предстоящие изменения.
Упоминания в литературе
ГЛЯЦИОЛ?ГИЯ, наука о природных системах, свойства и динамика которых определяются льдом. Предметом её изучения служат природные льды на поверхности Земли, в атмосфере, гидросфере и литосфере – режим и динамика их развития, взаимодействие с окружающей средой, роль льда в эволюции Земли. Единым природным объектом изучения
гляциологии являются гляциосфера и составляющие её нивально-гляциальные системы. Гляциология изучает атм. лёд, снежный покров, снежные лавины и гляциальные сели, речные, озёрные и морские льды, подземные льды и наледи, ледники и ледниковые покровы. Вместе с геокриологией объединяется в криологию Земли, объектом которой служит криосфера в целом. Быстро растёт практическое значение гляциологии. Сформировалась инженерная гляциология, к которой в соответствии с объектами приложения примыкают ледотехника и снеготехника.
Анализ касается проектов (всего около 1270 из почти 60 стран), представленных на сайте HYPERLINK «http://www.ipy.org» www.ipy.org, а также составляющих основу национальных программ МПГ. Собственно кластерные проекты международной программы МПГ (166 научных и 52 образовательных), отобранные Объединенным комитетом в составе экспертов в области наук о Земле, а также представителей международных организаций – ВМО, МСНС, Межправительственной океанографической комиссии, Международного арктического научного комитета и Научного комитета по антарктическим исследованиям, имеют четкую ориентацию на «классические» направления исследований МПГ – метеорологию, геофизику,
гляциологию , океанологию, геологию. Но в их числе проекты «Морская жизнь в Антарктике», «Биоразнообразие Арктического бассейна», «Эволюция и биоразнообразие в Антарктике» и целый ряд других. Кроме того, значительная часть проектов по социальной и образовательной тематике также была посвящена проблемам «живой природы» Арктики и Антарктики, а часть крупных международных экспедиций МПГ включала биологические и экологические направления исследований. Парадокс заключается в том, что данная ситуация, на наш взгляд, отражает определенный сдвиг приоритетов в полярных исследованиях и показывает важную индикаторную роль полярной биоты в оценках современных природных и антропогенных изменений климата и окружающей среды.
Связанные понятия (продолжение)
Палеогляциология — отрасль гляциологии, которая изучает природные льды прошлого, а в широком смысле — природные нивально-гляциальные системы прошлого, в которых главную роль играли ледники.
Палеогеография (от др.-греч. παλαιός — древний + география) — наука, изучающая физико-географические обстановки, их динамику, источники (факторы) этой динамики — изменения климата, тектонические движения — на поверхности Земли в геологическом прошлом.
Физи́ческая геогра́фия — система наук, изучающих структуру, динамику и функционирование географической оболочки и её структурных частей — природно-территориальных комплексов и их компонентов, для целей научного обоснования территориального размещения общества, рационального природопользования и географического прогноза. Физическая география является частью географии и естествознания.
Метеороло́гия (др.-греч. μετεωρο-λογία — «рассуждение о небесных явлениях», от др.-греч. μετ-έωρα — «небесные явления» (др.-греч. μετέωρος metéōros — атмосферные и небесные явления, «небесный») + др.-греч. λογία — наука) — научно-прикладная область знания о строении и свойствах земной атмосферы и совершающихся в ней физико-химических процессах.
Текто́ника или (от греч. τεκτονικός, «строительный») — геологический процесс в геодинамике и геотектонике, в котором изучается структура (строение) твёрдой оболочки Земли и других планет — земной коры — её тектоносфера (литосфера + астеносфера), а также история движений, изменяющих эту структуру.
Геохимия (от др.-греч. γῆ «Земля» + химия) — наука о химическом составе Земли и планет, законах распределения и движения элементов и изотопов в различных геологических средах, процессах формирования горных пород, почв и природных вод.
Четвертичная геология (или четвертичная наука) — раздел геологии и палеогеографии, изучающий четвертичную систему и соответствующий ей период истории Земли, который начался примерно 2,6 млн лет назад и продолжается до сих пор. Современное развитие науки началось в конце 1920-х годов.
Гидроло́гия (греч. Yδρoλoγια; от др.-греч. ὕδωρ «вода» + λoγoς «слово, учение») — наука, изучающая природные воды, их взаимодействие с атмосферой и литосферой, а также явления и процессы, протекающие в водах (испарение, замерзание и т. п.).
Геодина́мика — раздел геологии, изучающий природу глубинных сил и процессов, возникающих в результате планетарной эволюции Земли, и обуславливающих движение вещества внутри планеты.
Геотектоника — раздел геологии, наука о строении, движениях и деформациях литосферы, о её развитии в связи с развитием Земли в целом. Геотектоника составляет теоретическую сердцевину всей геологии.
Вулканоло́гия (от лат. Vulcanus — Вулкан, бог огня у древних римлян + др.-греч. λόγος — «слово, учение») — наука, изучающая процессы и причины образования вулканов, их развитие, строение и состав продуктов извержения, изменение характера их деятельности, а также закономерности размещения вулканов на поверхности Земли.
Геокриология (мерзлотоведение) — раздел геологии и криологии, изучающий криолитозону (мёрзлую зону литосферы).
Гляциотектоника — раздел гляциальной геологии и геоморфологии, предметом которого являются нарушения в залегании горных пород, вызванные действием ледников (гляциодислокации).
Петрология (от греч. πέτρος — камень, рус. устар. камневедение) — комплекс геологических наук o горных породах, процессах их формирования и преобразования. Включает науки: петрография, петрохимия, петрофизика, петротектоника, а также экспериментальную (петрургия), теоретическую, техническую и космическую петрологию.
Ледни́к — масса льда преимущественно атмосферного происхождения, испытывающая вязкопластическое течение под действием силы тяжести и принявшая форму потока, системы потоков, купола (щита) или плавучей плиты. Ледники образуются в результате накопления и последующего преобразования твёрдых атмосферных осадков (снега) при их положительном многолетнем балансе.
Картогра́фия (от греч. χάρτης «бумага из папируса» + γράφειν «рисовать») — наука об исследовании, моделировании и отображении пространственного расположения, сочетания и взаимосвязи объектов, явлений природы и общества. В более широкой трактовке картография включает технологию и производственную деятельность.
Геоэкология — междисциплинарное научное направление, объединяющее исследования состава, строения, свойств, процессов, физических и геохимических полей геосфер Земли как среды обитания человека и других организмов. В некоторых случаях геоэкологию определяют как комплексную прикладную дисциплину, которая отличается от биологических и соответствует географическим или геологическим дисциплинам. Основной задачей геоэкологии является изучение изменений жизнеобеспечивающих ресурсов геосферных оболочек под...
Петрогра́фия (греч. πέτρος «камень» + γράφω «пишу») — описательная часть петрологии (науки о горных породах), она рассматривает структурные, минералогические и химические особенности. Описание пород происходит, главным образом, при микроскопических исследований их минерального состава, текстуры и свойств.
Сейсмология (от др.-греч. σεισμός — землетрясение и λόγος — учение) — наука о распространении сейсмических волн в недрах Земли, землетрясениях и связанных с ними явлениях. Находится на стыке многих наук — геологии, геофизики, физики, химии, биологии, истории и других.
Лимноло́гия (греч. λίμνη «озеро» + λόγος «учение») или озерове́дение — раздел гидрологии, наука о физических, химических и биологических аспектах озёр и других пресных водоёмов, в том числе и водохранилищ. Лимнология, например, изучает пигментацию воды, биологическое разнообразие представленных видов, изменение химического состава воды. Начало лимнологии положил Франсуа-Альфонс Форель своими исследованиями Женевского озера.
Шельфовый ледник обычно формируется там, где ледники и ледяные потоки, стекающие с континентального ледникового щита, впадают в залив. Спустившись по дну до определённой глубины — обычно 300 м, — лёд переходит в плавучее состояние, и различные ледники сливаются в единое поле. Это поле продолжает расти, пока не заполнит залив. Выходя за пределы залива, как бы тот ни был велик, передняя часть ледника, лишившаяся сдерживающего влияния устья залива, утрачивает стабильность и становится уязвимой для сил...
Стратигра́фия (от лат. stratum — настил, слой + др.-греч. γράφω — пишу, черчу, рисую) — наука, раздел геологии, об определении относительного геологического возраста слоистых осадочных и вулканогенных горных пород, расчленении толщ пород и корреляции различных геологических образований. Один из основных источников данных для стратиграфии — палеонтологические определения.
Гидрогеоло́гия (от др.-греч. ὕδωρ «водность» + геология) — наука, изучающая происхождение, условия залегания, состав и закономерности движения подземных вод. Также изучается взаимодействие подземных вод с горными породами, поверхностными водами и атмосферой.
Криосфе́ра (от др.-греч. κρύος — холод и σφαῖρα — шар) — одна из географических оболочек Земли, характеризующаяся наличием или возможностью существования льда.
Криолитоло́гия — наука, изучающая геологические процессы и их литологический и геоморфологический эффект в связи с промерзанием и протаиванием горных пород, то есть с льдообразованием или исчезновением льда в земной коре. Может рассматриваться как раздел мерзлотоведения (геокриология) или отдельное направление в географии. Это пограничная научная дисциплина, развивающаяся на стыке литологии, геокриологии, гляциологии и четвертичной геологии.Криолитология разрабатывает собственные методы, изучает...
Литоло́гия (от др.-греч. λίθος «камень» + λόγος «учение») — важная часть петрографии, изучающая состав, структуру, происхождение и изменение осадочных пород; изучает закономерности и условия образования геологических осадков, процессы консолидации и литификации.
Гидроло́гия су́ши , — раздел гидрологии, изучающий поверхностные воды суши: реки, озёра, водохранилища, болота и ледники.
Ландшафтоведение — наука, изучающая строение, происхождение, функционирование и трансформацию земных ландшафтов.
Металлогени́я (от фр. Métallogénie, образован от лат. metallum — рудник (или греч. μέταλλο — металл) и греч. γενητως — порождающий) — наука о закономерностях образования и размещения месторождений полезных ископаемых в пространстве и времени.
Почвове́дение (от рус. почва и ведать) — наука о почвах как о самостоятельном природном теле. Входит в состав естествознания, относится к наукам о земле. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, плодородие и распространение почв, а также разрабатывает меры по их охране и рациональному использованию.
Геомагнети́зм — раздел геофизики, изучающий происхождение и природу магнитного поля Земли.
Тектоническая карта — разновидность геологической карты, отображающая историю тектонических движений и строение земной коры.
Минерало́гия (от лат. minera «руда» + др.-греч. λόγος «учение, наука») — наука о минералах, изучает их внешний вид, геометрические формы (кристаллография), физические свойства (кристаллофизика) и химические состав и свойства (кристаллохимия). Современная минералогия изучает особенности структуры минералов, процессы и условия их образования и изменения, закономерности их совместного нахождения в природе, а также условия и методы их синтеза и использования...
Четвертичная гляциогидрология (палеогляциогидрология) — раздел гляциологии, изучающий механизмы формирования горных и равнинных скэблендов, а также геолого-географическую основу их появления.
Вулканизм — собирательное название широкого круга эндогенных природных явлений, связанных с расплавленными магматическими массами и их побочными газообразными продуктами как в глубинных недрах, так и на поверхности Земли и других планет. Как правило, вулканизм считается частным проявлением магматизма, однако в расширенном значении к нему также причисляют газовые выбросы в нефтегазоносных районах, активность грязевых вулканов, образование протуберанцев на поверхности Солнца и др. Изучение вулканической...
Региональная геология (лат. regionalis — областной) — наука геологического цикла, изучающая общие черты и особенности геологического строения, историю развития и полезные ископаемые отдельных участков (блоков или регионов) земной коры. Региональная геология связывает множество направлений геологии — геофизику, петрографию, литологию, геохимию, стратиграфию и многие другие. Понятие «регион» распространяется на множество разноуровневых геологических объектов — от отдельного месторождения до древней...
Литосфе́ра (от греч. λίθος «камень» + σφαίρα «шар») — твёрдая оболочка Земли. Состоит из земной коры и верхней части мантии, до астеносферы, где скорости сейсмических волн понижаются, свидетельствуя об изменении пластичности пород. В строении литосферы выделяют подвижные области (складчатые пояса) и относительно стабильные платформы.
Спелеоло́гия (от греч. σπήλαιον — пещера + λόγος — учение) — наука, занимающаяся всесторонним исследованием природных подземных пространств (пещер), — их происхождения, эволюции, возраста, морфологии, минералов, состава и миграции подземных вод, вмещающих пород, органического мира (подземных экосистем), остатков древней материальной культуры, а также вопросов современного практического использования пещер. Является разделом наук о Земле, а именно карстоведения; находится на стыке физической географии...
Науки о Земле (геонауки или геономия) — науки, изучающие планету Земля (литосферу, гидросферу и атмосферу), а также космическое пространство вокруг Земли. Изучение Земли служит моделью для исследования других планет земной группы.
Аэроло́гия — наука, изучающая верхние слои атмосферы Земли (мезосфера, термосфера и экзосфера).
Земна́я кора ́ — внешняя твёрдая оболочка (кора) Земли, верхняя часть литосферы. С внешней стороны большая часть коры покрыта гидросферой, а меньшая находится под воздействием атмосферы.
Новейшая тектоника (или неотектоника от англ. Neotectonics) — раздел тектоники, занимающийся рассмотрением структуры литосферы и изучением структурных форм, породивших и развивающих современный рельеф.
Седиментология — наука, изучающая осадочные горные породы и процессы их образования.