Связанные понятия
Дом призре́ния — в дореволюционной России название благотворительных заведений с характером богадельни, дававших приют престарелым, убогим, а иногда и сиротам; хотя дома призрения сирот относились к сиротским домам, дома призрения исключительно малолетних бедных — к детским приютам, а дома призрения душевнобольных — к домам умалишенных. Как и богадельни, дома призрения были сословные и всесословные.
Приказ общественного призрения — губернское учреждение, введённое в России Екатериной II в 1775 году, в ведении которого находилось управление народными школами, госпиталями, приютами для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами. Собирался из выборных заседателей под председательством государственного чиновника.
Ведомство учреждений императрицы Марии (также четвёртое отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии, Мариинское ведомство, ВуИМ) — ведомство по управлению благотворительностью в Российской империи. Ведет свою историю от канцелярии императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I, которая с 2 мая 1797 приняла в своё ведение московский и петербургский воспитательные дома со всеми их заведениями.
«Закрытые
женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии» (в популярной литературе Институты благородных девиц) — российские закрытые учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии, в которых воспитывались за казённый счет девушки (называемые в то время «девицы») привилегированного сословия (дочери потомственных дворян, генералов, штаб- и обер-офицеров или гражданских чинов), а за собственный счёт — также дочери купцов, почётных граждан и лиц иного звания, причислявшихся раньше...
Упоминания в литературе
Руководитель столичного
Воспитательного дома граф И.И. Бецкой каждый год регистрировал увеличение числа «безродных» младенцев, приносимых разными лицами в приемное отделение. Проанализировав возможные причины подобного «поветрия», добрейший Иван Иванович в очередном правительственном рапорте на имя патронессы организации, императрицы Марии Федоровны, вынужден был указать две основные причины подобного роста. Первая из них относилась к младенцам, родившимся в семьях крепостных родителей, которые оставляли своих детей в Воспитательном доме, ради того чтобы они обрели свободу. Попавший сюда ребенок терял родителей, но получал статус свободного российского гражданина. Вторая же группа рожденных в Воспитательном доме младенцев и подкинутых к его дверям относилась к родителям свободных законнорожденных детей и отчужденных от родительского попечения, семейного быта не по причине крепостной зависимости или нищеты, а для того чтобы этим поступком вывести своих детей из сословия, к которому они принадлежали, и предоставить им таким образом возможность продвинуться по гражданской службе выше своего первоначального состояния. Все знали, что дети-подкидыши, отдаваемые в семьи, могли найти в будущем реальную поддержку своих высоких патронов по Воспитательному дому, в котором, между прочим, практиковалась возможность некоторым наиболее способным воспитанникам завершить образование в столичных гимназиях или иных учебных перспективных заведениях. Правда, внезапно, в декабре 1837 г., правительство императора Николая I категорически запретило принимать питомцев Воспитательного дома не только в гимназии, но и в учебные заведения более низкого уровня.
В целом законодательство Петра I об общественном призрении по своему размаху было сопоставимо с другими его реформами, но результативность принятых мер была крайне невелика. Юстинианова новелла была учтена, но до принципа Турского собора дело еще не дошло. Ближайшие преемники Петра на престоле ограничивались многочисленными запретами нищенства, предписаниями брать годных бродяг в солдаты, публично наказывать, ссылать в каторжные работы или на казенные заводы. В период голода 1740 г. Анна Иоановна разрешила временно нищенствовать. В целом до воцарения Екатерины II даже самые благожелательные исследователи не могут найти систему в проводимых мероприятиях. Как правило, это была только реакция на рост нищенства. Екатерина II первоначально ограничилась отдельными гуманными мерами: созданием
воспитательного дома для бедных и беспризорных детей в 1763 г., преобразованием Шляхетского кадетского корпуса, куда принимались дети-сироты из дворянских семей. Престарелые и увечные нищие отсылались в те селения, где они были положены в подушный оклад. В 1772 г. были образованы первые работные дома, о чем речь пойдет в дальнейшем.
Интересно, что первые в нашей стране подобные государственные учреждения поначалу предназначались для обслуживания рожениц из числа тех, кого сегодня назвали бы неблагополучными: так, в Петербурге родильный госпиталь решено было организовать при
воспитательном доме (предшественник детских домов, появившихся в советские времена). Обычно женщины рожали дома, вызывая повитуху или врача на дом. А роддом принимал только тех, кто хотел избавиться от младенца: все дети, рожденные в этом отделении, обязательно отдавались в воспитательный дом. Это правило действовало здесь более ста лет, и только с 1882 года родильный дом на Невском проспекте перестал быть филиалом дома сирот, начав оказывать медицинские услуги и благополучным матерям.
Николай Иванович Новиков (1744–1818) – деятель просвещения, который, помимо прочего, занимался изданием литературы для детей. Он был создателем первого российского журнала «Детское чтение для разума и сердца». Новиков способствовал развитию педагогической науки. В области дошкольного воспитания значительное место занимает его статья о воспитании детей «Для распространения общих полезных знаний и всеобщего благополучия». В этой статье сформулированы правила для родителей: «Не погашайте любопытства детей ваших, упражняйте детей в употреблении чувств (радость, эмоции); остерегайтесь давать детям ложные знания, гораздо лучше не знать, чем знать неверно; не учите детей тому, что они по возрасту уразуметь не могут». В 1763 г. в России был открыт первый
воспитательный дом . В него помещались дети от 2 до 14 лет. Они делились на группы: от 2 до 7; от 7 до 11; от 11 до 14 лет. До 2 лет дети воспитывались у кормилиц. Дети первой группы воспитывались в играх и трудовых делах: мальчиков учили огородному и садовому делу; девочек – домашним делам и домоводству. С 7 до 11 лет, помимо трудовых дел, вводилось обучение грамоте и счету по одному часу в день. Дети с 11 до 14 лет обучались более серьезному делу. Число таких домов росло быстро, так как сирот было много. Но государство отпускало мизерные средства на их содержание, и в домах была высокая смертность.
Встав спиной к путевому дворцу Василия III, увидишь в том месте, где Гороховский переулок, отходя от Старой Басманной, образует колено, нарядный и величественный фасад дома с колоннами, фланкированный двумя старинными флигелями – внушительный монумент размаху и роскоши гремевшей тут некогда жизни. Право, царь в начале XVI века строил куда скромнее, чем два столетия спустя могущественный Николай Демидов, самый богатый подданный Екатерины, владелец бессчетных душ и миллионов, заводчик, внук тульского крестьянина Демида Григорьевича Антуфьева и сын знаменитого Никиты Демидовича, возвысившегося при Петре кузнеца-оружейника. Любопытно, что этот Никита, только по личному приказу царя согласившийся принять пожалованное ему в 1720 году в ознаменование его подлинно огромных заслуг на поприще развития отечественного горного дела потомственное дворянство, наотрез отказался от орденов, чинов и других наград: в нем, вероятно, жила гордость знающего себе цену мастерового человека. Но не таковы были его наследники, в большинстве множившие доставшиеся им богатства, добивавшиеся почестей, титулов и отличий. Их судьба – фантастическое смешение злодейства и благородного служения России, дикости и просвещенного покровительства наукам и искусствам, щедрой благотворительности и непостижимой скаредности, чудачества и дальновидной деятельности. Евдоким Акинфович Демидов творил чудовищные преступления на своих Невьяновских заводах и жертвовал отцовский кабинет минералов де сиянс академии (Петербургской академии наук). Брат его Прокофий занимался ростовщичеством и преподнес Екатерине один миллион рублей на
Воспитательный дом ; он же пытался посадить в долговую тюрьму поэта Сумарокова, снимавшего квартиру в принадлежавшем ему доме и не уплатившего в срок грошовую аренду.
Мария Ивановна Вишнякова родилась в 1872 г. Она была причислена к мещанскому сословию Петербурга и воспитывалась в Петербургском
Воспитательном доме . После окончания школы нянь Воспитательного дома со званием «няня» в мае 1897 г. она тут же зачисляется на должность помощницы няни «при Ее императорском Высочестве Великой Княгине Ольге Николаевне». Вишняковой положили жалованье в 900 руб. в год. Надо заметить, что женщины-врачи в это время имели жалованье в 600–800 руб. в год. В марте 1905 г. ее повысили в должности и назначили няней цесаревича с жалованьем 2000 руб. в год. В июле 1911 г. М.И. Вишнякову возвели в звание почетного гражданина Петербурга.
Из знакомых, бывавших в то время у отца Пирогова, особенно интересовали его двое: Григорий Михайлович Березкин и Андрей Михайлович Клаус, оба из врачебного, правда низшего, персонала Московского
воспитательного дома . Березкин толковал с будущим медиком о медицине, подарил ему какой-то составленный на латинском языке сборник с описанием в алфавитном порядке лекарственных трав. Словоохотливый Березкин – большой шутник – потешал мальчика своими постоянными шутками и прибаутками. Клаус, знаменитый оспопрививатель екатерининских времен, был оригинальнейшая и известная тогда в Москве личность. Имея большую практику в семье И. И. Пирогова, у которого было 14 человек детей, старик Клаус обязательно навещал Пироговых в табельные дни. Любознательного мальчика он особенно занимал имевшимся всегда при нем маленьким микроскопом.
В 1763 г. Сенат издал Указ о розыске женщин, распространяющих болезни, лечении их за казенный счет и ссылке на поселение. При Екатерине II в обиход вошел термин «проституция». Согласно изданному Уставу городского благочестия в столице вводится периодический врачебный осмотр проституток, а также пребывание их в строго отведенных местах, создаются
воспитательные дома для сирот.
Довольно много распоряжений верховная власть отдала по вопросам торговли, откупов и промышленности. 10 апреля отменили положение 1800 г., по которому при вывозе за рубеж полотна определенная часть отдавалась «натурой» в пользу комиссариата (то есть для военного снабжения). Запрет на ввоз в Россию игральных карт последовал 26 апреля из-за действовавшего откупа в пользу
воспитательного дома . Жителям «присоединенных от Польши губерний» 30 мая разрешалось вывозить за границу поташ через наиболее удобный для них пункт – Рожеямпольскую пограничную заставу. По-прежнему в пользу приказов общественного призрения было предписано 19 апреля взыскивать штрафы с откупщиков, подрядчиков и поставщиков вина и соли. Ввиду того, что откупщики «препятствовали» понижению цены на соль, что «отягощало» местное население, в мае не был продлен откуп «о продовольствии крымской солью» западных губерний. 3 июня Сенат опубликовал правила по производству торгов по откупам. 15 июня он же распорядился отдать повсеместно оброчные статьи на 12-летний откуп (если откупная сумма превышала 10 тысяч рублей, то договора представлялись в Сенат).
Связанные понятия (продолжение)
Дом трудолю́бия — возникшая в конце XIX века в России форма помощи незащищённым слоям населения и их социализации путём предоставления оплачиваемой работы, пропитания и иногда жилья.
Императорское Коммерческое училище — учебное заведение, возникшее при Московском Воспитательном доме в 1772 году, для обучения купеческих детей. С 1779 года носило имя Прокофия Демидова, по инициативе которого и было создано. В 1800 году училище было отделено от Воспитательного и переведено в Санкт-Петербург. В 1904 году получило статус Императорского, официально прекратило своё существование в 1918 году, но де-факто продолжало работу. Во многом на его основе в 1931 году был создан Ленинградский...
Попечительство императрицы Марии о глухонемых — основанное в 1898 году, под покровительством императрицы Марии Федоровны, со временем взяло на себя функции центрального органа, возглавившего дело призрения, обучения и воспитания глухонемых. Попечительство имело отделения во многих городах России.
Гувернёр (фр. gouverner — управитель) или гувернантка (в зависимости от пола), также бонна (фр. bonne — прислуга), если речь идёт о женщине — нанятой воспитательницей детей в семье. В отличие от няни, воспитывает детей более старшего возраста и занимается с ними определёнными учебными предметами (прежде всего, иностранным языком). Гувернёры или гувернантки часто подрабатывали няньками и уборщицами.
Попечительство — вид семейного устройства несовершеннолетнего, достигшего 14 лет, оставшегося без попечения родителей, либо форма защиты гражданских прав и интересов совершеннолетнего лица, признанного судом ограниченно дееспособным (например, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами либо вследствие психического расстройства), также может устанавливаться в отношении лиц, которые в силу физических недостатков (слепота, глухота) не могут самостоятельно осуществлять...
Своекоштный — в XVIII веке — в первой половине XIX века часть студентов российских учебных заведений, которые сами содержали себя в период обучения, находящихся на собственном содержании (коште), не пользующийся казённым коштом в отличие от «студентов казённокоштных». В XVIII веке — первой половине XIX века своекоштные студенты были во многих государственных учебных заведениях.
Подкидыш – ребенок, анонимно оставленный законными представителями на попечение третьих лиц или организаций, вследствие нежелания исполнения в отношении него обязанностей по воспитанию и содержанию или отсутствие возможности его содержать и воспитывать.
Вольная (отпускная) запись или грамота — документ, составлявшийся в России помещиком на имя крепостного в качестве подтверждения односторонней сделки составителя — освобождения зависимого человека от крепостной зависимости (частный случай манумиссии). В более широком значении вольными называют документы, составлявшиеся в рабовладельческих государствах, включая КША, как свидетельство освобождения (манумиссии) холопа или раба.
Фрёбелевские общества — общества деятелей дошкольного воспитания, ставившие целью распространение системы Ф. Фрёбеля.
Подробнее: Фрёбелевское общество
Московское коммерческое училище (Московское Императорское коммерческое училище) — среднее учебное заведение для подготовки к поступлению в высшие коммерческие и технические учебные заведения Российской империи.
Лаке́й (от араб. لقى — встречать, встречающий, привратник или фр. laquais — солдат, ливрейный лакей, слуга, прислуга) — слуга в господском доме, трактире, гостинице или в другом публичном заведении или извозчик повозки (устаревшее значение).
Белл-Ланкастерская система (Система взаимного обучения) — форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1791 году в Великобритании. Её разработчиками стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер.
Патронаж (от фр. patronage — «покровительство», «поддержка») — в юридической практике России и других стран бывшего СССР (Казахстан, Азербайджан) — особый вид опеки и попечительства.
Придво́рная коню́шенная контора — в Российской империи в Министерстве Императорского Двора канцелярия, заведовавшая всеми расходами на содержание конских ассигнованных заводов.Контора размещалась в Санкт-Петербурге в собственном доме — здании придворных конюшен между Конюшенным и Театральным мостами, построенном в 1823 году на месте прежних конюшен, выстроенных ещё в 1721 году при Петре I. Придворным конюшням принадлежал также комплекс зданий, отделявшийся от главного здания Конюшенной площадью...
Так называемая
Опекунская серия , Попечители Воспитательного дома — цикл портретов попечителей московского Воспитательного дома, написанный русскими художниками, в том числе Фёдором Рокотовым и Дмитрием Левицким.
Ка́мер-фурье́р (от нем. Kammerfurier) — чин 6-го класса по «Табели о рангах» с 1742 года (без дальнейшего производства), но должность не придворная, а «при высочайшем дворе», однако — из числа высших в этой категории, как и гоф-фурьеры (IX класса — без производства), которую составляли также высшие служители в придворном штате (камердинеры и официанты: муншенки — виночерпии, кофешенки, кондитеры, тафельдекеры — накрывавшие стол; и прочие; им присваивался чин XII класса). Назначались камер-фурьеры...
Работный (рабочий) дом (англ. workhouse), Дисциплинарный дом (нидерл. tuchthuis) — пенитенциарные и/или благотворительные учреждения, направленные на изоляцию и/или принуждение/стимуляцию к труду нуждающихся, мелких преступников и нищих.
Воспитатель (воспитательница) — педагог,занимающийся обучением и воспитанием детей дошкольного возраста (до 7 лет).
Совестный суд — губернский суд в Российской империи, созданный по инициативе Екатерины II в 1775 году для дополнительной защиты гражданских прав по отдельным категориям дел (малолетние обвиняемые и др.) на основании принципа «естественной справедливости». От суда требовалось контролировать законность заключения обвиняемых под стражу, пытаться произвести примирение сторон, освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной...
Государственный ассигнационный банк — государственный банк Российской империи, созданный в 1768 (по новому стилю — в 1769) году для выпуска ассигнаций и их обмена на звонкую монету. Здание банка в Санкт-Петербурге на Садовой улице, 21 построил в 1783—1790 годах архитектор Джакомо Кваренги.
Московский дворянский институт — закрытое сословное учебное заведение для детей российских дворян (преимущественно Московской губернии) с целью их подготовки к продолжению образования в университете.
Манифест о вольности дворянства — один из ключевых законодательных актов непродолжительного царствования Петра III. По свидетельству Якоба Штелина, Петр, ещё будучи наследником российского престола, говорил о своем желании даровать российскому дворянству свободу служить и не служить, а также право свободно выезжать из страны. Став императором, Петр III 17 января 1762 года во время своего первого официального посещения Правительствующего Сената объявил, что «из высочайшей своей к верноподданным отеческой...
Обер-камергер (от нем. Oberkammerherr) — высший из камергеров при дворах ряда европейских монархий. Примеры — великий камергер Франции и лорд великий камергер в Великобритании.
Московская Практическая академия коммерческих наук — среднее учебное заведение для подготовки коммерсантов в Российской империи. Начиная с 1844 года занимало дом Дурасовых на Покровском бульваре. Прекратило существование вскоре после революции 1917 года.
Бутурлинский комитет («Комитет 2 апреля 1848 года»), принятое в историографии название «Комитета для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений» — высшего постоянного цензурного органа, осуществлявшего надзор за «духом и направлением» российской литературы и периодической печати. Получил название по фамилии своего первого председателя Д. П. Бутурлина.
Московское дворцовое архитектурное училище (МДАУ) — учебное заведение, созданное в Москве в 1831 году на базе Архитектурного училища при Экспедиции кремлёвского строения. В 1865 году вошло в состав Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Кабинет-секретарь или статс-секретарь — государственный пост, существовавший в Российской империи в правление Екатерины II и её сына Павла. Канцелярия статс-секретарей выделилась из состава Императорского кабинета в 1763 г. и до учреждения министерств в 1802 г. служила личной канцелярией монарха.
В 1838 году в при Министерстве государственных имуществ Российской империи были учреждены особые палаты государственных имуществ, сначала в виде опыта в четырёх губерниях. В 1843 году учреждены ещё 43 палаты государственных имуществ.
Подробнее: Палата государственных имуществ
Городовые магистраты — в России органы местного самоуправления на уровне города и городской суд в 1724-1727 и в 1743-1778 гг. и только городской суд в 1775-1800 и 1802-1864 гг.
Жалованная грамота дворянству 1785 года («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства») — грамота Екатерины II, освободившая дворян от обязательной службы.
Обер-шенк (нем. Oberschenk — «старший хранитель вин») — придворный чин Российской империи, введенный в 1722 году при учреждении «Табели о рангах». До 1762 года состоял в 5-м классе, с 1762 года — во 2-м.
Высочайшее повеление — предписание, исходившее от верховной власти Российской империи. Внешние отличия высочайших повелений от законов заключались в том, что для законов была необходима письменная форма, а высочайшие повеления могли быть словесными; всякий закон должен был обнародоваться Сенатом, а словесные повеления императора могли быть объявлены уполномоченными лицами...
Орфанотро́ф (др.-греч. ὀρφανοτρόφος «кормилец сирот») — должность в Византии, носитель которой являлся руководителем сиротского приюта.
Ночлежные дома — заведения, предоставляющие ночлег бездомным, а в ряде случаев также помощь пропитанием, деньгами или одеждой.
Приюты
Магдалины (англ. Magdalene asylum; в честь Марии Магдалины) — сеть воспитательно-исправительных учреждений монастырского типа для так называемых «падших женщин», существовавшая с конца XVIII века и до конца XX века. Наибольшее распространение получили в католической Ирландии, хотя существовали и за её пределами, в том числе и у протестантов, в среде которых они и возникли: в Канаде, Великобритании, Франции и других странах Европы, в т. ч. в России. Первый подобный приют открыла на Лисон-стрит...
Дома для престарелых в России в большинстве своём — муниципальные и государственные и финансируются из бюджета. Поскольку Российское государство как общество пребывает в процессе социальной трансформации и незавершенного перехода к нуклеарной семье, отношение к домам престарелых у российской общественности неоднозначное. Как правило, они являются обителью пожилых людей, либо не имеющих близких родственников, либо не поддерживающих с ними взаимоотношений. Нередко это: выходцы из неблагополучных семей...
Де́тский дом — воспитательное учреждение для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в помощи и защите государства. Обычно образовательная организация или организация, оказывающая социальные услуги.
Королевский дом Святого Людовика (Maison royale de Saint-Louis) — первая светская женская школа Европы, послужившая образцом для многих подобных заведений в странах Европы, включая Смольный институт в Санкт-Петербурге. Находилась в посёлке Сен-Сир, который по имени школы (фр. l'école) был переименован в Saint-Cyr-l'École.