Связанные понятия
Азербайджанский рок (азерб. Azərbaycan roku) — различные формы рок-музыки, созданные в Азербайджане или музыкантами азербайджанского происхождения.
Панк-джаз (панк-фанк, ноу-уэйв) — в самом конце 70-х — экспериментальная сцена клубов нижнего Ист-Сайда (Нью-Йорк), представители которой пытались вернуть джазу его первоначальную простоту и энергию.
Дэт-дум-метал (дэт-дум или «дум-дэт») — экстремальный поджанр метала, сочетающий неторопливый темп и мрачную атмосферу дум-метала с гроулингом и двойными бочками дэт-метала. Поджанр появился в середине 1980-х и получил некоторую популярность в 1990-х, но стал менее распространенным на рубеже 21-го века. В свою очередь, дэт-дум-метал породил тесно связанный с ним фьюнерал-дум, а также более мелодичный и романтичный готик-метал.
Ориентал-метал (англ. Oriental metal — восточный металл) — поджанр фолк-метала, зародившийся в середине 90-х в Израиле, Сингапуре и Армении. Первопроходцами жанра стали израильские группы Orphaned Land, Melechesh, Salem, сингапурская Rudra и армянская Ayas.
Мидивал-фолк-рок (англ. Medieval folk rock) — музыкальный жанр сочетающий элементы ранней музыки и рока. Он появился в начале 1970-х годов в Англии и параллельно в Германии, впитав в себя опыт движений конца 1960-х — электрик-фолка и прогрессив-фолка. Несмотря на название (англ. Medieval — средневековый), этот термин без разбора используется в отношении исполнителей, включающих элементы как средневековья, так и ренессанса и барокко, а иногда и для описания групп, не применяющих электрические инструменты...
Авангардный джаз (Avant Garde jazz) — условное название музыкального направления, возникшего в 1950-х-1960-х гг., которое ориентировалось на модернизацию музыкального языка, на освоение новых, нетрадиционных выразительных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, сонористики, электронного синтеза звука и т.д.).
Фьюнерал-дум-метал (англ. funeral doom metal, рус. похоронный дум метал) — поджанр дум-метала, вышедший, однако, не столько из дума, сколько из дэт-дум-метала. Коллективы, играющие в этом стиле, замедлили и без того медленный темп death/doom, сделав акцент на чувстве обреченности и отчаяния, выражаемом и музыкой и лирикой. Стиль зародился в творчестве групп Thergothon и Skepticism. Среди современных исполнителей фьюнерал-дума нельзя не упомянуть таких исполнителей как Shape of Despair, Evoken, Hierophant...
Келтик-рок (англ. Celtic rock) — поджанр фолк-рока и форма келтик-фьюжна, включающая мелодии и инструменты кельтской музыки в контекст рок-музыки. Келтик-рок был чрезвычайно плодовитым течением 1970-х гг. и сыграл важную роль в популяризации кельтской культуры.
Украинский рок — культурно-музыкальное и общественно-политическое явление, возникшее на Украине в 1960-е годы под влиянием мировой музыки.
Джэнгл-поп (англ. Jangle pop) — жанр альтернативного рока, отмеченный «возвращением к звенящим гитарам и популярным мелодиям 1960-х», как, например, у группы The Byrds, с их электрической двенадцатиструнной гитарой, и влиянием пауэр-попа. В период между 1984 и 1987 годами термин джэнгл-поп использовали в США для обозначения музыки R.E.M., Let's Active и поджанра андеграунд Пейсли, включающего также влияние психоделической музыки. В Великобритании этот термин был применен к новой волне групп с сырым...
«Азербайджанский джаз » — разновидность джаза, основанного на традициях мугама. Азербайджанский джаз зародился в Баку благодаря его основателю, музыканту и композитору Вагифу Мустафа-заде. В азербайджанском этно-джазе, или джаз-мугаме, в зависимости от фантазии исполнителей сочетаются новоорлеанские ритмы и музыкальные традиции Востока.
Фанк(и)-рок (англ. funk(y)-rock) — афроамериканская танцевальная музыка с выделенными ударными, для которой характерны минимальная мелодичность и активное синкопирование.
Подробнее: Фанк-рок
Фолк-панк (англ. Folk punk), ранее известный как роуг-фолк (англ. rogue folk) — музыкальный жанр, объединяющий фолк и панк. Фолк-панк приобрёл популярность в начале 1980-х, с успехом The Pogues в Великобритании и Violent Femmes в США. В последние годы некоторый коммерческий успех получили его поджанры — келтик-панк и джипси-панк.
Средневековый метал (нем. Mittelalter metal, англ. Medieval metal) — поджанр фолк-метала, который объединяет хард-рок или метал со средневековой музыкой. Жанр возник в середине 90-х, благодаря экспериментам групп Subway to Sally, In Extremo и Corvus Corax. Он характеризуется использованием широкого спектра народных и средневековых инструментов.
Антифо́лк (англ. Antifolk) или анфо́лк (англ. unfolk) — музыкальный жанр, который стремится разрушить всю серьёзность политической подоплеки в лирике американской народной музыки 1960-х. Определить границы жанра довольно трудно, поскольку исполнители сильно варьируются по характеристикам. Тем не менее, в целом музыка кажется сырой и экспериментальной, передразнивая таким образом серьёзность и претенциозность, укоренившиеся в мейнстримном фолке.
Протопанк — термин, которым обозначается целый ряд исполнителей с 1950-х по 1970-е годы, которые так или иначе предвосхитили в своих произведениях появившийся в 1974 году панк-рок. Фактически прото-панк не является жанром рок-музыки в полном смысле этого слова, так как различные его представители могут значительно различаться в музыкальном плане.
Джаз-фьюжн (также джаз-рок, джаз-рок-фьюжн или фьюжн; англ. fusion «сплав») — музыкальный жанр, соединяющий в себе элементы джаза и музыки других стилей, обычно поп, рок, фолк, регги, фанк, R&B, хип-хоп, электронная музыка и этническая музыка. Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.
Арт-рок (англ. art rock) — жанр экспериментальной и рок-музыки, который характеризуется мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Арт-рок зачастую идёт дальше форм и жанров современной популярной музыки в направлении джаза, академической, этнической музыки или экспериментального авангарда.
Фолк-рок (англ. folk rock) — музыкальное направление, объединяющее элементы народной музыки и рока. У истоков направления была группа The Byrds из Лос-Анджелеса, которая исполняла американскую народную музыку и песни Боба Дилана в типичной рок-инструментовке, под сильным влиянием The Beatles и других групп «британского вторжения». Термин «фолк-рок» впервые появился в американской музыкальной прессе в июне 1965-го года для описания дебютного альбома группы The Byrds. Издание группой The Byrds кавер-версии...
Бит -музыка (англ. Beat music), также называемая мерсибит (англ. merseybeat) для групп из Ливерпуля рядом с рекой Мерси или брамбит (англ. Brumbeat) для групп из Бирмингема — это жанр рок-музыки, зародившийся в Великобритании в начале 1960‑х.
Сайкоби́лли (англ. Psychobilly) — жанр рок-музыки, сочетающий экспрессию и агрессивность панк-рока с мелодикой кантри и рокабилли. По мнению американского критика Джен Камински, жанр «сайкобилли» объединяет все современные и постпанковские разновидности рокабилли (такие как готабилли, панкабилли, сёрфабилли, крастабилли, трэшабилли и др.) J.Kaminsky: Rockabilly Riot Как правило, в сайкобилли-группах вместо бас-гитары используется контрабас (преемственность с рокабилли). Вместе с контрабасом используются...
Электро-свинг (англ. Electro Swing), впоследствии свинг-хаус (англ. swing house) — стыковая разновидность в хаус и дэнс музыке, использующая традиционные звучания свинга, быстрого джаза, буги, а также других стилей 1940-х и 1950-х годов в рамках методов и приёмов производства современной танцевальной электроники. Понятие «электро-свинг» появилось ещё в 1990-м году, в момент зарождения эйсид-джаза и балеарик-бита в южной Европе (Швейцария, Италия и Испания), однако со временем вышло из обихода и уже...
Бард-рок — направление музыки, появившееся в 1970-х в Советском союзе на стыке авторской песни и рок-музыки. Одной из особенностей стиля является то, что в нём сохранена не только поэтическая преемственность, но и композиционная, звуковая и мелодическая фактура бардовской песни. Написанные произведения довольно часто строятся по повествовательному принципу баллад и романсов, без деления песни на куплеты и припев. На звук большое влияние оказал фолк-ривайвл, в особенности творчество 1960-х годов американского...
Эйсид-рок (англ. Acid rock) — направление психоделического рока, для которого характерны длинные инструментальные соло и музыкальные импровизации, малое использование вокала (часто композиции бывают инструментальными).
Инструментальный рок — жанр рок-музыки, в котором преобладает игра на инструментах, а вокал используется редко или отсутствует. Был наиболее популярен в 1950—1960-х годах. Примеры инструментального рока можно найти практически в любом жанре.
Глэм-панк — термин, использовавшийся для обозначения групп, игравших в стиле, сочетающем в себе элементы глэм-рока и прото-панка.
Евродиско (англ. euro disco) — одновременно стиль, зародившийся в середине 70-х и особо популярный в середине — второй половине 80-х годов, и термин, объединяющий жанры электронной танцевальной музыки, возникшие в Европе 80-х годов — электропоп и диско вместе с новыми производными от них, такими как Hi-NRG, итало-диско, хаус, европоп и другие. Типичная песня евродиско базируется на использовании синтезатора, драм-машины, яркого баса и обычно поётся на высоких тонах. В 80-х годах термин редко использовался...
Симфо-ро́к , также симфоро́к (англ. Symphonic rock, Symphonic Prog) — стиль рок-музыки, поджанр прогрессивного рока. Термин был предложен для обозначения прогрессивных групп, более всего сориентированных на академический подход к музыке, в отличие от экспериментальных и психоделических коллективов.
Прогрессивный рок (англ. Progressive rock, также известный как прог-рок, прогрессив и прог) — стиль рок-музыки, характеризующийся усложнением музыкальных форм и творческим обогащением рока через диалог с другими направлениями музыкального искусства: академической музыкой, джазом, народной музыкой (европейской и восточной) и авангардом. Можно сказать, что в смысле синтеза с другими направлениями прогрессивный рок для рок-музыки является аналогом фьюжна для джаза. Пионеры прогрессивного рока использовали...
Стик (также стик Чепмена, от англ. stick — палка) — струнный музыкальный инструмент со звукоснимателями, разновидность электрогитары. Разработан Эмметтом Чепменом в начале 1970-х годов для более эффективной игры тэппингом. Первая модель стика была выпущена в 1974 году.
Спейс-рок (англ. Space rock, букв. Космический рок) — термин, первоначально применявшийся по отношению к таким психоделическим рок-группам, как Hawkwind, Gong и Pink Floyd. Для спейс-рока были характерны активное использование синтезаторов, эксперименты с гитарным звучанием, продолжительные, атмосферные композиции и тексты, навеянные научно-фантастической литературой. В конце 1980-x — начале 1990-x спейс-рок возродился в лице британо-американской альтернативной сцены, вдохновлявшейся как экспериментами...
Ритм-группа (реже ритм-секция) (англ. Rhythm section) — секция в составе оркестров и ансамблей, функция которой заключается в исполнении базовой ритмической фактуры музыкального произведения. Обычно состоит из набора барабанов, бонго, томов, тарелок, перкуссии и баса (бас-гитары (реже — двух), контрабаса или этнического басового инструмента). Часто функции ритма исполняют ритм-гитара, клавишные и синтезаторы или любые инструменты вплоть до человеческого голоса, но они прямо не относятся к ритм-группе...
Аванга́рд-ме́тал (англ. avant-garde metal) — одно из направлений метала, вобравшее в себя элементы прогрессивного метала, экстремального метала, дэт-метала и других поджанров метала. Отличается большим количеством музыкальных экспериментов со звуками, инструментами и структурой песен.
Подробнее: Авангардный метал
Неокласси́ческий ме́тал (англ. Neo-classical metal) — музыкальный жанр, сочетающий черты хеви-метала и классической музыки. Музыканты, играющие в этом жанре, исполняют на электрогитарах и других инструментах, характерных для метала, композиции классиков или собственные сочинения, выдержанные в том же духе.
Фри-джаз (англ. Free jazz, буквально «свободный джаз») — стиль современной джазовой музыки, для которого характерен отход от принципов тональной организации музыкального материала, блюзовой последовательности аккордов, традиционной свинговой ритмики. Основной акцент делается на свободу импровизации (зачастую групповой), разнообразие выразительных средств, позволяющее максимально полно отразить интеллектуальную и чувственную составляющие музыки. Основу стиля заложили во второй половине 1950-х годов...
Неопрогрессивный рок (англ. neo-progressive rock, неопрогрессив или неопрог, англ. neo-prog) — стиль рок-музыки, появившийся в самом конце 1970-х годов.
Прогрессив-фолк (англ. Progressive folk) или просто прог-фолк — музыкальный жанр, который изначально был политизированным типом американской народной музыки. В Великобритании же термин «прог-фолк» применяли в отношении традиционной народной музыки, исполняемой с какими-либо стилистическими, либо тематическими инновациями.
Колледж-рок (англ. College rock) — американский термин, которым в 1980-е гг. обозначали альтернативный рок.
Фолк-ривайвл (от англ. folk revival; «народное возрождение») — феномен, суть которого в том, что молодые певцы и музыканты проявляют интерес к традиционной музыке и увековечивают её в своем творчестве. При этом зачастую такие артисты культурно крайне далеки от музыки, которую они «возрождают» — они не являются представителями традиционной культуры какой-либо региональной, расовой или этнической группы. Например, с 1950-х годов, типичной движущей силой фолк-ривайвлов был образованный средний класс...
Пауэр-поп (англ. Power pop) — жанр популярной музыки, возникший на стыке поп- и рок-стилей в конце 1960-х годов и соединивший в себе мелодичность, вокальную гармонию и риффовую песенную структуру, в которой инструментальное солирование сведено к минимуму. Пауэр-поп-композиции как правило сжаты и управляются мощной работой ритм-секции.
Гара́жный панк (от англ. garage punk) — размытый музыкальный жанр на стыке гаражного рока и панк-рока. Обычно это довольно скоростная лоу-фай музыка, которую можно узнать по грязному звуку и по сырому звучанию всех инструментов в целом. Обычно гараж панк-группы, что немаловажно, подписаны на небольшие независимые рекорд лейблы или же издаются самостоятельно в домашних условиях.
Kurafu Kei — наиболее агрессивное и экстремальное ответвление стиля Visual Kei, исполнители которого, в основном находясь в андеграунде и будучи индисами, приобрели большую популярность, как на родине, так и за её пределами. Отцами данного жанра являются две культовые и неординарные группы для японской рок-сцены — ∀NTI FEMINISM и The Piass, собравшиеся в самом начале 90-х и решившие ещё больше разнообразить тогдашний Visual Shock, который из без того уже наделал много шума.
Подробнее: Курафу-кэй
Acid jazz (рус. кислотный джаз, также эсид-джаз) — музыкальный жанр, в котором могут соединяться элементы джаза, фанка, соула, диско и хип-хопа.
Подробнее: Эйсид-джаз
Новая волна или нью-вейв (англ. New Wave) — музыкальное направление; этим термином обозначают различные жанры рок-музыки, возникшие в конце 1970-х — начале 1980-х годов и порвавшие стилистически и идейно с предыдущими жанрами рока. Музыка Новой волны является неоднозначной категорией поп- и рок-музыки в период с конца 1970-х до середины 1980-х, имеющей связи с панк-роком. Музыка Новой волны также первоначально рассматривалась как панк-рок, прежде чем выделилась в качестве отдельного жанра, включая...
Электро-индастриал (англ. electro-industrial, также используется название электро (нем. Elektro (не путать с одноимённым поджанром танцевальной музыки)) — музыкальный жанр, возникший в 1980-х годах преимущественно в Канаде и странах Бенилюкса в результате взаимного влияния направления EBM и других жанров постиндастриала и развивавшийся в конце 1980-х и первой половине 1990-х годов. Кроме прямоты музыкальных структур, унаследованных от EBM, и методов построения композиций, взятых из классического...
Ню-диско (англ. nu-disco (new disco) — новое диско), также диско-хаус (англ. disco house) — жанр танцевальной музыки XXI века, связанный с возобновившимся интересом слушателей к диско-музыке конца 1970-х и начала 1980-х годов, итало-диско середины 1980-х и синтезаторному евродиско 1990-х.
Краст-панк (англ. crust punk, иногда просто краст) — это музыкальное направление, возникшее под влиянием хардкор-панка, анархо-панка и экстремального метала и зародившееся в середине 80-х в Англии. Песни часто наполнены мрачной пессимистичной лирикой, посвященной политическим и социальным проблемам.
Супергруппа (англ. supergroup) — термин, появившийся в конце 1960-х годов для описания рок-групп, все участники которых уже получили широкую известность в составе других групп или как сольные исполнители. Название происходит от альбома 1968 года Super Session, записанного Аланом Купером, Майком Блумфилдом и Стивеном Стиллзом. Первой супергруппой считается Crosby, Stills & Nash (позже переименованная в Crosby, Stills, Nash & Young).
Математический рок (англ. Math rock) — направление рок-музыки, возникшее в конце 1980-х годов в США. Математический рок характеризуется сложной, нетипичной ритмической структурой и динамикой, резкими, часто негармоничными риффами.
Сессионный музыкант (англ. session musician, также студийный музыкант) — музыкант, которого нанимают для участия в записи музыки в студии, и при этом он не является постоянным членом музыкального ансамбля, с которым записывается.