Связанные понятия
Без солнца — вокальный цикл М. П. Мусоргского на стихи А. А. Голенищева-Кутузова (1873). Издан в 1874 году В. В. Бесселем.
Борис Гершевич Кинер (род. 5.10.1955 в пос. Радужный Коломенского р-на Московской обл.) — советский и российский автор-исполнитель, композитор, актёр. Выступает в дуэте с Михаилом Цитриняком.
Патети́ческая оратория — музыкальное произведение Георгия Свиридова в 7 частях, для солирующего баса, меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра, на стихи Владимира Маяковского, созданное в 1958—1959 гг.
Новая консонантная музыка — термин, который иногда используется для описания музыкальных сочинений ряда композиторов, преимущественно европейских. В определённой степени представители этого направления близки музыкальному минимализму и, в частности, духовному минимализму, а также меблировочной музыке; к пионерам новой консонантной музыки причисляют американских минималистов Стива Райха, Майкла Наймана, Филипа Гласса.
«Сказание о Насими » (азерб. Nəsimi haqqında dastan) — хореографическая поэма, балет в одном действии, написанный азербайджанским композитором Фикретом Амировым в 1973 году. Автором либретто является Анар.
Юлия Геннадьевна Маточкина (род. 14 июня 1983, Мирный, Архангельская область, РСФСР, СССР) — российская оперная певица (меццо-сопрано). Солистка Мариинского театра.
«Два сокола » — советская песня о Ленине и Сталине, созданная в 1930-х годах, слова поэта Михаила Исаковского, музыка Владимира Захарова, также есть вариант с музыкой Константина Массалитинова. В советских источниках говорилось, что это украинская народная песня, переведённая на русский язык.
Донецкий музыкальный колледж им. С. С. Прокофьева (до 2015 года — Донецкое музыкальное училище) — учебное заведение среднего профессионального музыкального образования в Донецке.
Подробнее: Донецкое музыкальное училище
«Гимн Молдавской ССР » (1945—1991) — композиция «Молдова Советикэ» («Советская Молдавия»). Авторы слов — Е. Н. Буков и Иван Бодарев. Авторы музыки — С. Т. Няга и Э. Лазарев.
Студия Дикого — театральный коллектив в Москве, существовавший в 1931—1936 годах.
Моноопера — опера для одного солиста. Редкий пример в музыке XVIII века — небольшая моноопера «Капельмейстер» Доменико Чимарозы. Также в XVIII веке в Европе были распространены музыкально-театральные произведения для одного актёра (или двух актёров), сопровождаемые музыкой, — они именовались словом «мелодрама» («Пигмалион» Ж. Ж. Руссо — представляет собой лирический монолог главного героя).
Иван Грозный — музыка Сергея Прокофьева к одноименному кинофильму Сергея Эйзенштейна (1942). Получила известность как самостоятельное произведение, в том числе в нескольких исполнительских редакциях, осуществлённых другими композиторами.
Макбет — балет в двух актах Кирилла Молчанова. Либретто Владимира Васильева по мотивам трагедии Уильяма Шекспира «Макбет».
Вариации на тему рококо соч. 33 — произведение Петра Ильича Чайковского для виолончели с оркестром. Вариации впервые исполнены 18 ноября 1877 года под управлением Николая Григорьевича Рубинштейна, солировал Вильгельм Фитценхаген.
Икар — балет в двух актах Сергея Слонимского. Либретто Юрия Слонимского по мотивам древнегреческого мифа об Икаре.
Капельдинер (от нем. Kapelldiener — «служащий капеллы», также контролёр-билетёр и просто билетёр) — рабочий в театре, кинотеатре или концертном зале. Обязанности билетёра включают: запуск зрителей в фойе или в зрительный зал, проверку билетов при входе, помощь зрителям в отыскании места, ответы на вопросы посетителей. В прошлом также должность помощника руководителя оркестра, который занимался хозяйственными и техническими делами.
«Жи́знь прекра́сна !» — российское ревю, основанное на известных композициях преимущественно из мюзиклов, оперетт и фильмов. Поставлено театральной компанией «Театр мюзикла». Премьера состоялась 20 сентября 2013 года в «Театре мюзикла», Москва, Россия.
«Футбольный марш » — марш, написанный советским композитором Матвеем Блантером в 1938 году. Традиционно звучал на футбольных матчах в СССР. Ныне звучит на матчах Высшей, Первой и Второй лиг чемпионата России, а также других футбольных турниров на территории бывшего СССР. Также иногда звучит на товарищеских и еврокубковых встречах с участием команд из бывшего СССР.
Квартет — музыкальное сочинение для четырёх инструментов или четырёх голосов, излюбленная форма для сочинения многоголосой музыки (XV—XVII в.), вытесненная отчасти двуххорными сочинениями с большим числом голосов, отчасти одноголосными сочинениями с сопровождением. С середины XVIII в. квартет вновь становится господствующей формой камерной музыки (чаще всего в виде струнного квартета: 1-я и 2-я скрипки, альт и виолончель) и достигает высшей степени совершенства (Гайдн, Моцарт, Бетховен и др.).
Да́ча-музе́й В. В. Ба́рсовой — культурно-просветительское учреждение в Хостинском районе города Сочи, Краснодарский край, Россия; филиал Музея Истории города-курорта Сочи.
Роттердамская консерватория (нидерл. Rotterdams Conservatorium) — нидерландская консерватория, расположенная в Роттердаме. Основана в 1930 году путём слияния нескольких работавших в городе музыкальных лицеев, среди которых ведущую роль играл лицей Виллема Фельцера. В настоящее время организационно является одной из трёх составных частей роттердамской Высшей школы искусств.
«Муж и жена » (азерб. Ər və Arvad) — первая музыкальная комедия в трёх действиях азербайджанского композитора Узеира Гаджибекова, первый образец подобного жанра в Азербайджане. Либретто произведения также написано Гаджибековым. «Муж и жена» открыла музыкальную трилогию Гаджибекова, в которую вошли также музыкальные комедии «Не та, так эта», «Аршин мал алан».
«Ночной обыск » — футуристическая опера в одном действии. Автор музыки и либретто Алексей Коломийцев. Год создания — 1997. По мотивам одноименной поэмы Велимира Хлебникова. Сюжет оперы основан на кровавых событиях 1917 года. Место действия — Петроград Тема экспроприации в «Ночном обыске» приобретает форму, ужасающего своей бесчеловечностью, преступления.
«Иссык-Кульский форум », на киргизском языке Ысык-Көл шеринеси, Ысык-Көл форуму (the Ysyk-Kol Forum) — международный неправительственный форум интеллектуалов, созданный в СССР по инициативе киргизского писателя Чингиза Айтматова (1928—2008) в октябре 1986 года. Данный неформальный форум собрал выдающихся интеллектуалов Востока и Запада в начальные годы эпохи перестройки в СССР.
«Декабрьские вечера » — ежегодный фестиваль музыки и живописи проводимый в Музее изобразительных искусств им. Пушкина. Впервые фестиваль был проведён в 1981 г. по инициативе пианиста Святослава Рихтера и директора Музея изобразительных искусств И. А. Антоновой.
Литературная мастерская «
Кипарисовый ларец » существует с апреля 1982 года (первоначально при МФТИ). Создана Ольгой Ивановной Татариновой — прозаиком, поэтом и переводчиком, представительницей литературного андеграунда.
«Арабеск » — российский конкурс артистов балета имени Екатерины Максимовой, открытый для иностранных участников. Проходит в Пермском театре оперы и балета имени П. И.Чайковского начиная с 1990 года. С 1994 года конкурс проводится под патронатом ЮНЕСКО.
«Рустам и Зохраб » (азерб. Rüstəm və Zöhrab, رستم و هراب) — третья мугамная опера Узеира Гаджибекова. Написана по мотивам поэмы «Шахнаме» Фирдоуси в 1910 году. В поэтическом тексте 4-актной оперы большое место занимают стихи, написанные в арузе.
Поэма (фр. Poéme) — инструментальная пьеса лирико-драматического характера. Отличается свободой построения и эмоциональной насыщенностью. В большинстве случаев пишется для фортепиано, иногда для смычковых инструментов с сопровождением фортепиано или оркестра. Примерами таких поэм являются поэма для скрипки и фортепиано Зденека Фибиха и поэма для скрипки и оркестра Эрнеста Шоссона.
Гомельский областной драматический театр . Работает с 1954 года. Зал театра рассчитан на 488 зрителей. Средняя заполняемость 75 %. В 1999 году театру присвоено звание «Заслуженный коллектив Республики Беларусь». На базе театра раз в три года проходит Международный фестиваль театрального искусства «Славянские театральные встречи». Гастрольная деятельность охватывает в основном Белоруссию и Брянскую область России.
Хор ы могут исполняться как при различных видах инструментального сопровождения, так и a cappella, то есть самостоятельно, без участия каких-либо других музыкантов.
Музыка Кубы — очень интересна и самобытна, она впитала в себя много местных мотивов и классическую аранжировку.
«КиевМузикФест » — ежегодный международный украинский музыкальный фестиваль. Фестиваль проводится ежегодно в Киеве в конце сентября — начале октября. Программу фестиваля составляют преимущественно произведения современных украинских и зарубежных композиторов. Концерты фестиваля проводятся в Колонном зале Национальной филармонии Украины, Большом и Малом зале НМАУ, Доме органной музыки, Доме учёных, других залах. В фестивале принимают участие украинские и зарубежные музыкальные коллективы.
Пять пьес для оркестра (нем. Fünf Orchesterstücke) Op. 16 — атональное оркестровое сочинение, написанное австрийским композитором Арнольдом Шёнбергом в 1909 году. Является первым сочинением композитора для большого инструментального состава в условиях применяемой им свободной атональности. Первое исполнение — 3 сентября 1912 года в Лондоне под управлением дирижёра Генри Вуда.
Фестиваль «Сходы до Неба» — ежегодный международный фестиваль. Ключевой идеей фестиваля является утверждение через гармонию и красоту единства мира.
Новосибирское государственное хореографическое училище — учебное заведение в Новосибирске, занимающееся подготовкой артистов балета, основанное в 1957 году. Находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации; имеет статус федерального государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования.
Подробнее: Новосибирский хореографический колледж
Забвение (англ. Oblivion) — одно из самых популярных танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы.
«Окра́сился ме́сяц багря́нцем » — русская песня в стиле «жестокий романс», написанная композитором Яковом Пригожим на стихи Адельберта фон Шамиссо в переводе Дмитрия Минаева. Из-за того, что имена авторов после появления песни забылись, песня стала считаться русской народной.
Баро́чный оркестр (англ. Baroque orchestra, нем. Barockorchester) — разговорный термин, описывающий разновидность современного камерного оркестра со специализацией на ансамблевой и оркестровой западноевропейской музыке XVII—XVIII веков, исполняемой в «аутентичной манере».
Украи́нская му́зыка берёт начало от народной музыки восточно-славянских племён и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства — народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.
Армя́нская му́зыка — многовековая музыкальная культура армянского народа. В статье рассматриваются история, жанры и музыкальные особенности древней, средневековой и современной армянской музыки (как народной так и профессиональной). Формирование армянской музыки начинается со II тыс. до н. э. во взаимодействии с музыкальными культурами древних народов Передней и Малой Азии.
Датская музыка относится к числу древнейших в Европе. Дo XII века музыка Дании ограничивалась народными жанрами, позже начала зарождаться светская и духовная музыка. Начиная с XVI века в Дании развивается классическая музыка. Известный композитор Карл Нильсен считается величайшим композитором Дании. В сфере балета отличился балетмейстер Август Бурновиль, благодаря которому датский балет достиг вершины мастерства. Из датских исполнителей в стране популярны музыкальные коллективы Aqua, The Raveonettes...
Культура Шуши — совокупность историко-культурных традиций города Шуша, период расцвета которых начался в конце XVIII — начале XIX века.
Русская музыка — достижения музыкальной культуры русского народа — результат многовекового исторического процесса формирования и развития своеобразных, глубоко реалистических традиций, включает в себя богатое музыкальное наследие России. Это понятие объединяет традиционную и популярную музыку, развивающихся в России под влиянием русской национальной и иностранной музыкальных культур.