Антропология театра

Антропология театра — комплексное изучение человека (наука о человеке) в рамках сценического действия, возникшее во вт.п. XX века. Основоположником данного подхода принято считать итальянского театрального деятеля Э.Барба, который впервые данное понятие упомянул в своей работе «Бумажное каноэ». Становление антропологии театра возникло в связи с нарастающим интересом к изучению духовных и телесных возможностей человека в пределах театрального пространства.

Теория развития театра Э. Барба опиралась на опыт мастеров авангардного искусства (А. Арто, Вс. Мейерхольда, К. С. Станиславский, М. Чехова, Питер Брука, Н. Н. Евреинова, Ежи Гротовского, Б. Брехта, Т. Ричардса). Э. Барба в своей книге «Словарь театральной антропологии. Тайное искусство исполнителя» сформулировал одну из основных задач для развития театральной антропологии — обнаружение принципов, которые возвращаются (цикличность театрального искусства, возвращение к «истокам», анализ психотехник Востока). Все исследования театра должны опираться на его антропологическую сторону. Мастера данной концепции представляли ее как «этносценологию», так как определенный театральный принцип представлен в различных театральных традициях, работы западных театров основывались на опыте искусства Востока (Индия, Китай, Япония: традиции театра Но и Кабуки стали источником развития «натуралистического» типа театра). Взаимодействие на сцене основывалось на опыте систем восточных ритуальных танцев и жертвоприношений. Театр представляет собой место преобразования зрителя и актера с помощью взаимного обмена энергией, раскрытия мировоззрения и возможностей человека.

В бытовой реальности человек играет, выдумывает гиперболизированные образы для выживания в современной и искусственной реальности. У актеров есть возможность вернуться к своей истинной Природе, познать чистую форму своей личности. В начале XX века Театр стал изучаться не как явление, а как основной принцип общественной жизни человека. Исследователи этого времени считали, что, как только у первого человека появился инструмент, орудие — появились определенные жесты, движения, театральное действие, закрепился театральный принцип, элементы которого сквозь века сохранялись и воплощались в театральном искусстве. Тело представлялось неким «физическим» аппаратом для реализации эмоционального воздействия, выступающим как основной элемент театральной практики.

У человека в бытовом мире «театрализованы» абсолютно все жизненные процессы (рождение, семья, государство, суд, свадьба, похороны и т. д.). Как условие театральной реальности, интерпретируется вхождение человека в контакт с окружающим миром посредством игровых моделей, искусственно придуманных образов. «Театральность» рассматривается как общечеловеческий природный инстинкт, который проявляется в стремлении к игровому процессу. В этом процессе человек играет определенную роль, несет конкретный образ.

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я