Антипотребительство

Антипотребительство (англ. anti-consumerism, известно также как антиконсьюмеризм) — противопоставляемая потребительству идеология, выступающая против приравнивания уровня личного счастья к уровню приобретения и потребления материальных благ.

Термин «потребительство» был впервые использован в 1915 году для обозначения «пропаганды прав и интересов потребителей». В данном контексте термин «потребительство» используется в значении, которое впервые было использовано в 1960 году — «акцент на озабоченности процессом приобретения товаров». Потребительство является термином, который используется для описания воздействия рыночной экономики на человека.

Антипотребительский активизм имеет параллели с энвайронментализмом, борьбой с глобализацией и активизмом по защите прав животных, но только в отношении современных корпораций или организаций, которые преследуют исключительно экономические интересы.

В девяностые и нулевые годы существенно выросло количество книг по этой теме(«No Logo» Наоми Кляйн и «Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру») и фильмов (например «Корпорация» и «Излишки: Терроризм потребления»), которые способствовали популяризации идей борьбы с корпоративной идеологией в обществе.

Оппозиция экономическому материализму идет, главным образом, из двух источников — от религии и общественной активности. Некоторые религии утверждают, что материализм мешает связи между человеком и божественным, или что потребительство по своей сути является аморальным образом жизни. Некоторые известные люди, такие как Франциск Ассизский, Аммон Хэннаси и Махатма Ганди утверждали, что духовное вдохновение привело их к простому образу жизни. Социальные активисты считают, что материализм связан с войнами, жадностью, аномией, преступностью, деградацией окружающей среды, общим упадком общества и ростом недовольства в нём. По сути, их беспокоит то, что материализм не может предложить смысл существования для человеческого бытия. В число критиков потребительства входят Папа Бенедикт XVI, немецкий историк Освальд Шпенглер (который сказал, что «жизнь в Америке исключительно экономическая по своей структуре и ей не хватает глубины»), и французский писатель Жорж Дюамель, который отметил, что «американский материализм — как маяк посредственности, угрожавший затмением французской цивилизации».

Источник: Википедия

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я