Связанные понятия
Обо ́ (реже обоо, овоо) (монг. овоо, бур. обоо, хак. обаа «куча, груда, насыпь») — культовые места в культуре монголов, бурят, тувинцев, хакасов и других тюрко-монгольских народов Центральной Азии.
Опа́хивание (опахивание ритуальное, пахота обережная) — традиционный ритуал у индоевропейских народов. Восходит к праиндоевропейской древности. Заключается в проведении плугом или сохой борозды вокруг определённого участка земли — чаще всего поселения. Ритуал проводится либо при основании поселения или дома, либо при эпидемиях или падеже скота.
Обряд воздушного погребения — один из древнейших религиозных обрядов похорон умершего человека, в котором погребение совершается путём подвешивания тела умершего в воздухе, с целью предания тела умершего воздуху, духу, свету, дереву и т. п. Религиозная мотивировка обряда у разных народов была разная.
Вуму́рт (удм. Водяной человек), вукузё (удм. Хозяин воды) — водяной в удмуртской мифологии.
Же (уст. жес) — группа индейских народов Южной Америки, говорящих на языках же. Живут преимущественно в Бразилии.
Фа́кел , Светоч (нем. Fackel, лат. facula) — вид светильника, способный обеспечить продолжительный интенсивный свет на открытом воздухе при всякой погоде. Простейшая форма факела — пучок берёсты или лучин из смолистых пород деревьев, связка соломы и т. п. Дальнейшим усовершенствованием является применение различных сортов смолы, воска и т. п. горючих веществ. Иногда эти вещества служат простой обмазкой для факельного остова (роль которого играет твёрдые не горючие материалы, сталь, медь, свинец и...
Ала́с (якут. Алаас) — типичное для равнинной Якутии и Тюменской области (где они называются хасыре́ями) геологическое образование и форма рельефа.
Толо́ка (новг.-псков., твер. толо́ка; юж.-рус. тало́ка; новг., твер. по́мочи, помог(т)чи; белор. талака) — форма деревенской взаимопомощи в России, на Украине, в Белоруссии, Эстонии, Латвии и Литве. Её организовывали в деревне для выполнения срочных работ, требующих большого количества работников: сбор урожая, вырубка леса, сооружение домов и т. д. Иногда толоку использовали для проведения общественных работ (строительство церквей, школ, дорог и т. п.).
Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы и отмечаемый 24 июня (7 июля). По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи. В календарном цикле симметричен Рождеству (Коляде).
Бадняк (серб. Ба́дњак, Весељак, болг. Бъдник, макед. баднак) — у южных славян полено, сжигаемое в Сочельник на очаге, и название соответствующего обряда. По названию обряда сербы и болгары называют Сочельник — Бадни день или Бадни вечер (серб. Бадњи дан, болг. Бъдни вечер).
Культура мишарей — часть культуры татар, наряду с культурой казанских татар и сибирских татар образует культуру татар.
Трубка мира — один из стереотипов и культурных символов североамериканских индейцев, ставший общемировым термином. Выражение «раскурить трубку мира» означает «заключить мирные соглашения» и происходит от индейского обряда завершения войны, когда враждующие вожди и представители племён садились рядом и пускали по кругу курительную трубку. Этот обычай стал общеизвестным во многом благодаря книгам и кинематографу.
Берёза (лат. Bétula) — род листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые (Betulaceae). Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста или немного больше. Многие виды берёзы — широко распространённые и важнейшие лесообразующие породы, в значительной мере определяющие облик и видовой состав лиственных и хвойно-лиственных (смешанных) лесов в умеренной и холодной части Евразии...
Алта́йский шамани́зм — региональная (и национальная) форма шаманизма. Территория распространения — Алтай. Как и у хакасов, якутов, казахов и других тюркоязычных народов Сибири, у алтайцев шаманизм испытал значительное влияние тенгрианства.
Чопчи (азерб. çöpçü, от слова чоп (косточка); арм. Չոփչի, букв. «собиратель хвороста») или искусство выдувания комков — целительная практика в традиционной азербайджанской медицине, которая заключалась в «выдувании» из горла и носа у детей или взрослых застрявших там фруктовых или мясных косточек и семян. Последние, согласно поверью, являлись причиной различных заболеваний детей с такими симптомами, как высокая температура, рвота, понос.
Мео́ты (др.-греч. Μαιῶται, лат. Maeōtae) — племена, в I тыс. до н.э. проживавшие на восточном и юго-восточном побережье Азовского моря. В античную пору Меотидой называли территорию от Чёрного до Азовского моря, последнее же обыкновенно обозначалось как «Меотийское болото». В IV-III веках до н.э. многие из общин меотов вошли в состав Боспорского царства.
Пра́здник Бо́жьего Те́ла в славя́нской тради́ции — народные обычаи праздника Божьего Тела у славян-католиков. Основной комплекс народных обычаев и поверий этого дня примыкает по времени и схож по ритуалам с троицкой и купальской обрядностью: сбор трав, цветов, веток, изготовление венков, букетов для украшения домов, дворов, улиц, освящение зелени в церкви, использование освящённых растений в обережных и лечебных целях; поверья об активизации ведьм, «отбирающих» у коров молоко, и т. п.
Горшо́к — (от горншек, горнчек, горнец; уменьшительно от горн) в традиционной русской культуре собирательное название разнообразных, обычно низких устойчивых, керамических сосудов с широким горлом, главным образом кухонных. Предназначались для готовки и хранения пищевых продуктов. Форма их идеально приспособлена для русской духовой печи. Размеры горшков разного назначения различны: от небольших — на 200—300 г каши — до 2—3-ведёрных. Чаще они не имели орнамента или украшались круговыми прямыми или...
Поко́мчи (покончи; Poqomchi') — индейское народ группы майя, живущий в центральной части Гватемалы (штаты Баха-Верапас и Альта-Верапас). Численность — 120 тыс. чел. (1978). Верующие — католики, протестанты.
Атаба́ски (атапа́ски) — группа родственных по языку индейских народов, проживающих в западных районах США и Канады. Общая численность — 220 тысяч человек, из которых 204 тысячи живут в США. В настоящее время на Аляске, Юконе и в Северо-Западных территориях охватывают 76 поселений и представляют около 45.000 человек.
Ысыа́х (якут. Ыhыах, по-русски читается как Ысэх) — якутский праздник лета. Представляет собой весенне-летний праздник в честь божеств Айыы и возрождения природы, сопровождаемый обрядом молений, обильным угощением и кумысопитием, танцами, народными играми, конными скачками, соревнованиями сильных и ловких.
Тур (первобытный бык, первобытный дикий бык, европейский дикий бык, лат. Bos primigenius, или Bos taurus primigenius) — парнокопытное млекопитающее из рода настоящих быков семейства полорогих. Один из прародителей современного крупного рогатого скота (наряду с другими дикими быками). Самым близким родственником является ватусси. Жил со второй половины антропогена в лесостепях и степях Восточного полушария. Ныне считается вымершим в результате хозяйственной деятельности человека и интенсивной охоты...
Культ предков — формы почитания родовых святынь и хранителей, и культ семейно-родовых предков. Считалось, что предки (чуваш. ваттисем) покровительствуют своим живым потомкам-сородичам, поэтому в их честь старались устраивать праздники и проводить обряды...
Ивановские травы (Иванские травы, Купальские травы) — травы, цветы, ветви деревьев, коренья, сбор и применение которых входят в ритуальный комплекс празднования Ивана Купалы.
Акату́й , Агаду́й (чуваш. акатуй «праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых. Название акатуй сейчас известно чувашам повсеместно. Однако сравнительно недавно верховые чуваши этот праздник называли сухатӳ (суха «пахота» — туйĕ «праздник, свадьба»), а низовые — сапан туйĕ или сапан (из татарского...
Околица (от околъ «окружность, близость») — изгородь вокруг деревни или у края деревни; вообще край деревни. Также — место вокруг селения, окрестность, округа. В переносном значении — окольная дорога, т. е. окружная, в объезд.
Цутухили , или сотохили, атитеки, цикинаха (самоназвание), — индейский народ в Гватемале. Один из народов группы майя.Численность — ок. 80 тыс. чел. Язык — цутухиль, относится к группе киче. Говорят также по-испански и на языках соседних киче и какчикелей. Верующие — формально католики, сохраняют традиционные верования.
Его́рий Ве́шний (Юрьев день) — день в народном календаре славян, приходящийся на 23 апреля (6 мая). Название происходит от имени святого Георгия Победоносца, который в народной традиции обычно назывался Егорием или Юрием. В этот день у русских на большинстве территорий проводили обряд первого выгона скота, купались в «егорьевской росе», собирали лечебные травы, устраивали ритуальные трапезы, совершали аграрные обряды и жгли костры. По Далю «Юрий — праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою...
Живо́й ого́нь (живой, новый, молодой, божий, святой) — огонь, добываемый древнейшим способом, преимущественно трением дерева о дерево (рус. вытирать огонь, серб. вадити, извиjати ватру «вытаскивать, извлекать огонь»), главным образом — с целью очищения от болезни при эпидемиях и падеже скота.
Anadenanthera peregrina, также известное как йопо, кохоба или парика — многолетнее дерево рода Анаденантера, произрастающее в странах Карибского бассейна и Южной Америке. Деревья, покрытые колючей корой, вырастают до 20 м в высоту. Цветки сферической формы от бледно-желтого до белого цвета. Не числится в списке исчезающих видов. Является энтеогеном, используемым в исцеляющих ритуалах и обрядах. Широко известный источник пищевого кальция.
Подробнее: Анаденантера иноземная
Кугу-сорта (луговомар. Кугу сорта — «Большая свеча») — марийская синкретическая секта, объединившая традиционную веру марийцев (черемис) с элементами русского православия. Возникла в 70-х годах XIX в. в среде крещёных марийцев Яранского уезда Вятской губернии. На формирование вероучения секты оказали незначительное влияние неоднократные попытки исламизации марийцев со стороны татар.
Мабон — неоязыческий праздник, один из праздников викканского Колеса года. Отмечается в день осеннего равноденствия (22 или 24 сентября), символизирует вторую жатву и подведение итогов года. В этот день воздают почести покойным женщинам в семье.
Покоманы (самоназвание: покомам) — индейское народ группы майя. Живут в Центральной и Восточной Гватемале. Численность — 49 тысяч.
Ве́ник — связка прутьев или веток, используемая для подметания помещений, но иногда и уличных территорий. Прежде употреблялся также для чистки одежды, для спрыска белья или цветов.
Гайо населяют изолированные горные районы Северной Суматры на территории Индонезии, между областью расселения аче и каро-батаков. По коренным особенностям физического облика, языка и культуры гайо родственны батакам, в то же время в их языке и культуре очень явственны ачехские влияния. Это прежде всего относится к гайо, которые живут севернее народа ачех, в последнее время усилилось влияние восточносуматранцев. Язык — гайо.
Вазимба (малаг. vazimba) — в малагасийской мифологии доавстронезийские аборигены Мадагаскара, то есть первопоселенцы, прибывшие на остров не позднее 1-го тысячелетия до н. э. В современную эпоху понятие «вазимба» иногда употребляется как этноним в отношении особенно низкорослых жителей некоторых сельских районов; чаще под вазимба подразумеваются персонажи фольклора — антропоморфные мифологические существа, обитающие в малодоступных для человека частях рельефа.
Кувакса — временное жилище саамов, жителей севера Скандинавского полуострова и Кольского полуострова. Внешне вежа напоминает ненецкий чум или индейское типи. Вежи помогали саамам с безлесых равнин Скандинавии и приполярных регионов следовать за стадами оленей. Саамы продолжают ограниченно использовать куваксу, также их популярность увеличивается за счёт туристов. В самые крупные из кувакс может поместиться несколько десятков человек, они обычно используются для проведения вечеринок.
Подробнее: Вежа (жилище)
Хо́ма (санскр. होम, homa IAST), или хомам, или хаван; тиб. སྦྱིན་སྲེག་, Вайли: sbyin sreg, яп. 護摩) — ритуал, в котором первостепенное значение имеет предание жертв священному огню. В настоящее время слова хома или хаван в индуизме равнозначны термину яджна. Помимо индуизма, хома является частью буддийской Ваджраяны, а также джайнских церемоний.
Кереме́ть , киреме́ть (от араб. کرامة «карамат») — термин в земледельческой традиционной религии тюркских и финно-угорских народов Поволжья, которым могло обозначаться жертвоприношение, священная роща или божество.
Ли́го (латыш. Līgo) или Я́нов день (латыш. Jāņi) — латышский народный праздник. Отмечается в ночь с 23 на 24 июня и считается одним из самых больших и популярных праздников среди латышей. День перед Лиго называют Зелёным днём или днём Лиги (Лига — латышское женское имя). Включен в Культурный канон Латвии.
Следовик — наиболее распространённый тип священных камней в славянских и финно-угорских языческих практиках (в том числе у карелов и волжских финнов).
Шаманизм в Сибири — рассматривается как главный пример шаманизма. Он является традиционной формой мировоззрения народов Сибири, видения и познания мира, рассматривающей человека как часть Космоса. Оно нацелено на непосредственное восприятие мира, постижение взаимосвязи природы и человека.
Рапа-дас-Бестас (галис. и исп. Rapa das bestas) — традиционный праздник в Галисии, во время которого местные жители подстригают гривы диких лошадей, предварительно собранных в своеобразные загоны (исп. curros). Лошади для фестиваля обитают в горах, принадлежащим деревням (эта форма собственности известна в Галисии ещё со времён Королевства свевов, с VIII века). У животных есть несколько владельцев (частные лица, приходы или сёла). Ежегодно отмечают жеребят, а взрослых особей ловят, остригают им гривы...
Ю́рта (также устар. кибитка) — переносное каркасное жилище с войлочным покрытием у тюркских и монгольских кочевников.
Се́но — высушенные стебли и листья травянистых растений, скошенных в зелёном виде, до достижения ими полной естественной зрелости. Применяются в качестве продукта питания для сельскохозяйственных животных в тех районах, где климатические условия не позволяют круглогодичное использование свежих кормов.
Жертвоприношение красной коровы — 113-я предписывающая заповедь Торы, согласно перечню заповедей по Маймониду. Ритуал изготовления пепла красной коровы описан в Торе и Библии. Пепел сожжённой жертвы использовали для ритуала очищения древние израильтяне, имевшие контакт с трупами.