ПОЛУТО́Н, -а, мн. полуто́ны и полутона́, м.
1. Наименьший интервал между двумя ближайшими по высоте звуками (муз.). На фортепьяно между звуками двух соседних клавиш, считая и черные, образуются полутоны. С. А. Морозов, Музыка остается с тобой. || Слегка пониженный, приглушенный звук. Голос ее становился явственнее и свободнее; от шепота он перешел в полутон, потом возвысился до полных грудных нот. И. Гончаров, Обломов.
2. Цвет, краска, образующие переход от светлого тона к темному. Слева — море, пред нами — оно же, уходившее в неизмеримую даль, где в мягких полутонах смешались в фантастическое марево какие-то дивные и нежные, невиданные краски. М. Горький, Коновалов. — У фотографов есть такой термин: контрастный снимок, черное и белое, без полутонов. Ажаев, Далеко от Москвы.
3. обычно мн. ч. (полуто́ны, -ов и полутона́, -о́в) перен. Отсутствие контрастов, плавность в переходе от чего-л. к чему-л. другому. Все эти переключения от прояснения к полному затмению его ума я пытаюсь вести в полутонах, на паузах. Юрьев, Работа над образом Арбенина.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
1. муз. интервал между двумя ближайшими по высоте звуками темперированной гаммы, частоты которых соотносятся как ◆ Растачивая ножом раструб с внутренней стороны (фото 42), мы можем повысить основную тональность инструмента до полутона. «По следам владимирских рожечников», 2004 г. // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ)
2. слегка пониженный, приглушённый звук
3. неяркий, неопределённый цвет ◆ Морфей любит мягкие полутона, приглушенный свет, тяжелые шторы на окнах, ковры и прочие иньские черты. «Тебе половина и мне половина», 2002 г. // «Домовой» (цитата из НКРЯ)
4. краска, образующая переход от светлого тона к тёмному ◆ Сейчас надо было пройти весь холст белилами, энергично моделируя формы, тогда полутона приобретают перламутровый тон, недостижимый простым смешением красок. Дина Рубина, «Белая голубка Кордовы», 2008-2009 г. (цитата из НКРЯ)
5. перен. постепенный, плавный переход от одного к другому, совершенно противоположному; отсутствие контрастов ◆ Здесь все конкретно и контрастно ― без полутонов, так опостылевших на поверхности. Константин Серафимов, «Экспедиция во мрак», 1978-1996 г. (цитата из НКРЯ)
Источник: Викисловарь
Полуто́н (др.-греч. ἡμιτόνιον, лат. semitonium) — музыкальный интервал, равный половине целого тона. Полутон — наименьший интервал в традиционной и академической музыке Европы. «Музыкально-теоретический» полутон, понимаемый как структурный элемент диатонических и хроматических звукорядов, не может быть приведён к единому математико-акустическому значению. То, что музыканты в разные эпохи называли словом «полутон», представляет собой не одну величину, а группу разных величин (числовых значений).
Проблема вычисления размеров полутона — одна из наиболее дискутируемых в теоретических трактатах о музыке со времён античности до установления равномерно темперированного строя (когда она потеряла свою актуальность).
Источник: Википедия
ПОЛУТО'Н, а, мн. ы-а́, м. 1. Наименьший интервал темперированной гаммы (муз.). Взять полутоном ниже. 2. Цвет, краска, образующая переход от светлого тона к темному в картине. Картина выдержана в бледнолиловых полутонах. || перен., чаще мн. Отсутствие резких переходов. Рассказ в тургеневской манере полутонов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: форсунья — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Давайте запомним одно правило – у ребёнка нет полутонов. Он видит мир либо белым, либо чёрным.
Автор не признаёт полутонов и оперирует лишь понятиями абсолютной морали и абсолютной аморальности, подчёркивая тем самым контраст между добром и злом.
Становятся не такими важными все догмы социума, остаются позади серые полутона улиц и домов, раздражающие шумы, вибрации большого города, высасывающего, словно гигантский спрут, всю энергию из его обитателей.