Неточные совпадения
— Приобретение нечестным путем, хитростью, — сказал Левин, чувствуя, что он не умеет ясно определить черту между честным и бесчестным, — так, как приобретение банкирских контор, — продолжал он. — Это
зло, приобретение громадных состояний без труда, как это было при откупах, только переменило форму. Le roi est mort, vive le roi! [Король умер, да здравствует король!] Только что успели
уничтожить откупа, как явились желевные дороги, банки: тоже нажива без труда.
Марксисты-коммунисты по-манихейски делят мир на две части: мир, который они хотят
уничтожить, для них управляется
злым богом и потому в отношении к нему все средства дозволены.
Прогресс должен окончательно
уничтожить в будущем всякое
зло и довести этот мир до состояния совершенства.
И потому важно не существование страданий людских, а существование
зла, которое привело к страданию, греха как первоисточника всякого страдания, и необходимо не уничтожение страдания, которое и нельзя внешне, механически
уничтожить, а уничтожение
зла, победа над грехом и творчество добра.
Именно гностицизм
уничтожает плоть и не верит в ее просветление, считает безнадежно плохой, сотворенной другим,
злым богом Демиургом.
Чтобы противиться такому
злу и
уничтожать его, нужно делающего
зло наказывать смертью или искалечением или каким-нибудь личным мучением.
Люди же, делающие те же дела воровства, грабежа, истязаний, убийств, прикрываясь религиозными и научными либеральными оправданиями, как это делают все землевладельцы, купцы, фабриканты и всякие слуги правительства нашего времени, призывают других к подражанию своим поступкам и делают
зло не только тем, которые страдают от него, но тысячам и миллионам людей, которых они развращают,
уничтожая для этих людей различие между добром и
злом.
И потому утверждение защитников государственного строя о том, что если упразднить государственное насилие, то
злые будут властвовать над добрыми, не только не доказывает того, чтобы это (властвование
злых над добрыми) было опасно, так как это самое и происходит, но, напротив, доказывает то, что государственное насилие, дающее возможность
злым властвовать над добрыми, и есть то
зло, которое желательно
уничтожить и которое постоянно уничтожается самою жизнью.
И потому
зло насилия, переходя в руки власти, всегда увеличивается и увеличивается и становится со временем больше, чем то, которое предполагается, что оно
уничтожает, между тем как в членах общества склонность к насилию всё более и более ослабевает и насилие власти становится всё менее и менее нужным.
Развращает, озлобляет, озверяет и потому разъединяет людей не воровство, не грабеж, не убийство, не блуд, не подлоги, а ложь, та особенная ложь лицемерия, которая
уничтожает в сознании людей различие между добром и
злом, лишает их этим возможности избегать
зла и искать добра, лишает их того, что составляет сущность истинной человеческой жизни, и потому стоит на пути всякого совершенствования людей.
«С тех пор, как я живу на свете, мне часто приходится слышать от многих частных людей возмущение против этой ужасающей привычки международного убиения. Все признают и оплакивают это
зло; но как ему помочь? Очень часто пытались
уничтожить дуэли: это казалось так легко! Так нет же! Все усилия, сделанные для достижения этой цели, ни к чему не послужили и никогда ни к чему не послужат.
Он не может
уничтожить противоречий жизни, у него нет сил изгнать из нее
зло и грязь, — так не отнимайте же у него права не видеть того, что убивает душу!
Теперь она будет уметь отвечать Вадиму, теперь глаза ее вынесут его испытывающие взгляды, теперь горькая улыбка не
уничтожит ее твердости; — эта улыбка имела в себе что-то неземное; она вырывала из души каждое благочестивое помышление, каждое желание, где таилась искра добра, искра любви к человечеству; встретив ее, невозможно было устоять в своем намереньи, какое бы оно не было; в ней было больше
зла, чем люди понимать способны.
Случай
уничтожает наши расчеты — значит, судьба любит
уничтожать наши расчеты, любит посмеяться над человеком и его расчетами; случай невозможно предусмотреть, невозможно сказать, почему случилось так, а не иначе, — следовательно, судьба капризна, своенравна; случай часто пагубен для человека — следовательно, судьба любит вредить человеку, судьба
зла; и в самом деле у греков судьба — человеконенавистница;
злой и сильный человек любит вредить именно самым лучшим, самым умным, самым счастливым людям — их преимущественно любит губить и судьба; злобный, капризный и очень сильный человек любит выказывать свое могущество, говоря наперед тому, кого хочет
уничтожить: «я хочу сделать с тобою вот что; попробуй бороться со мною», — так и судьба объявляет вперед свои решения, чтобы иметь
злую радость доказать нам наше бессилие перед нею и посмеяться над нашими слабыми, безуспешными попытками бороться с нею, избежать ее.
Но в них ли было главное
зло в этом случае и можно ли было их
уничтожить без изменения причин, которые их производили?
— Ловко! — одобряет публика вывод оратора. А Тяпа мычит, потирая себе грудь. Так же точно он мычит, когда с похмелья выпивает первую рюмку водки. Ротмистр сияет. Читают корреспонденции. Тут для ротмистра — «разливанное море», по его словам. Он всюду видит, как купец скверно делает жизнь и как он портит сделанное до него. Его речи громят и
уничтожают купца. Его слушают с удовольствием, потому что он —
зло ругается.
А если всемогущ — так и
уничтожил бы всё
зло жизни, соединил бы людей в добре, для всех явном!
Но если человек просто удаляется от
зла, не видя возможности
уничтожить его или не находя в себе самом достаточно средств для этого, мы никогда не осмелимся порицать его и даже не откажем ему в нашем уважении, если он заслуживает его другими сторонами своей жизни.
И потому одно, что мы можем делать и для своего блага, и для блага всех людей, это то, чтобы
уничтожить в себе этот источник
зла, от которого страдают люди.
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости,
уничтожая в человеке препятствия к соединению любовью его души с другими существами и богом, дают ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку
злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и не делает того, что дает ему свойственное ему благо.
Зла нет.
Они уничтожатся только тогда, когда подвластные
уничтожат в самих себе этот глубокий корень
зла.
Отвечай добром за
зло — и ты
уничтожишь в
злом человеке всё то удовольствие, какое он видит во
зле.
Также и ограничение, отсутствие само по себе не может считаться причиной
зла, ибо полное отрицание
уничтожает самую природу бытия — добро, частичное же имеет силу не само, но по силе им отрицаемого добра.
Когда торжествуют «добрые», то они
уничтожают «
злых», в пределе отсылают их в ад.
Но Он не мог победить заключенной в свободе потенции
зла, не
уничтожив свободы.
Зло, выражающееся в социальной ненависти и несправедливости, невозможно внешне и механически
уничтожить.
Животная личность страдает. И эти-то страдания и облегчение их и составляют главный предмет деятельности любви. Животная личность, стремясь к благу, стремится каждым дыханием к величайшему
злу — к смерти, предвидение которой нарушало всякое благо личности. А чувство любви не только
уничтожает этот страх, но влечет человека к последней жертве своего плотского существования для блага других.
Христиане во имя послушания терпели
зло до тех пор, пока другие, не христиане, уже восставали против
зла и
уничтожали его, но восставали при этом и против самого христианства.
Достигается это освобождение от мучащего и развращающего людей
зла не тем, что люди укрепят или удержат существующее устройство: монархию, республику, какую бы то ни было, и не тем, что,
уничтожив существующее устройство, установят лучшее, социалистическое, коммунистическое, вообще не тем, что одни люди будут себе представлять известное, считаемое ими наилучшим, устройство общества и будут насилием принуждать к нему других людей, а только тем, что каждый человек (большинство людей), не думая и не заботясь для себя и для других о последствиях своей деятельности, будет поступать так или иначе, не ради того или иного устройства общества, а только ради исполнения для себя, для своей жизни, признаваемого им высшим, закона жизни, закона любви, не допускающего насилия ни при каких условиях.
И потому всякое противление
злу злом есть лишение блага, всякое любовное отвечание на
зло есть приобретение блага, и такого блага, которое,
уничтожая личность и потому давая высшее благо,
уничтожает вместе с тем и всякое страдание и, главное, вызывающее сопротивление пугало — страх смерти.
Ученые и свободномыслящие христиане также не стесняются смыслом слов Христа и поправляют его. Они говорят, что это очень возвышенные изречения, но лишенные всякой возможности приложения к жизни, ибо приложение к жизни правила непротивления
злу уничтожает весь тот порядок жизни, который мы так хорошо устроили: это говорит Ренан, Штраус и все вольнодумные толкователи.