Неточные совпадения
— Конечно, мой милый. Мы говорили, отчего до сих пор факты истории так противоречат выводу, который слишком вероятен по наблюдениям над частною жизнью и над устройством организма. Женщина играла до сих пор такую ничтожную роль в умственной жизни потому, что господство насилия отнимало у ней и
средства к
развитию, и мотивы стремиться к
развитию. Это объяснение достаточное. Но вот другой такой же случай. По размеру физической силы, организм женщины гораздо слабее; но ведь организм ее крепче, — да?
Диалектическая метода, если она не есть
развитие самой сущности, воспитание ее, так сказать, в мысль — становится чисто внешним
средством гонять сквозь строй категорий всякую всячину, упражнением в логической гимнастике, — тем, чем она была у греческих софистов и у средневековых схоластиков после Абеларда.
Дорожа последовательностью в
развитии заинтересовавшей нас истории Ивана Северьяновича, мы просили его прежде всего рассказать, какими необыкновенными
средствами он избавился от своей щетинки и ушел из плена? Он поведал об этом следующее сказание...
Средство это состоит в том, чтобы задерживать духовное
развитие людей и различными внушениями поддерживать их в отжитом уже человечеством понимании жизни, на котором и зиждется власть правительств.
Развитие творческих сил народа с целью столь беспрепятственного взыскания податей и сборов, которое исключало бы самое понятие о «недоимке»; изыскание новых источников производительности, в видах воспособления государственному казначейству, и, наконец, упразднение военных экзекуций, как
средства, не всегда достигающего цели и притом сопряженного с издержками для казны, — вот вся сущность чухломской конституции.
Мы не говорим о практическом значении всех этих мер, мм только утверждаем, что самая попытка приступить к ним доказывает сильное
развитие той общей идеи, на которую мы указали: хотя бы все они рушились или остались безуспешными, это бы могло показать только — недостаточность или ложность
средств, принятых для их исполнения, но не могло бы свидетельствовать против потребностей, их вызвавших.
Закопать, зарыть талант — оставить знания, способности,
средства без
развития и приумножения.]
Следовательно, главная задача истории великого человека состоит в том, чтобы показать, как умел он воспользоваться теми
средствами, какие представлялись ему в его время; как выразились в нем те элементы живого
развития, какие мог он найти в своем народе.
Все это большею частию баснословие Крекшина; в самом же деле, по признанию г. Устрялова, «до пятнадцатилетнего возраста Петра мы не имеем никаких
средств следить за постепенным
развитием его душевных способностей и можем только догадываться, какое влияние на его юность могли иметь люди и события» (том I, стр. 10).
Вот тайна постоянного успеха, сопровождавшего его предприятия, несмотря на все препятствия, поставляемые невежеством и своекорыстием старинной партии, — и вот вместе с тем разгадка того, почему Петр мало тогда обратил внимания на главнейшие условия народного благоденствия — на распространение просвещения между всеми классами народа и на
средства свободного, беспрепятственного
развития всех производительных сил страны.
Вечные элементы, классические и романтические, без всяких насильственных
средств живы; они принадлежат двум истинным и необходимым моментам
развития духа человеческого во времени; они составляют две фазы, два воззрения, разнолетние и относительно истинные.
Единственно возможное и действительное
средство для его спасения и охранения состоит в том, чтобы обратиться к святейшему папе и признать над собою его духовную и светскую власть…» В таком же роде и современные, хоть бы французские, писатели сочиняют: один мелодраму — для доказательства, что богатство ничего не приносит, кроме огорчений, и что, следовательно, бедняки не должны заботиться о материальном улучшении своей участи; другой роман — для убеждения в том, что люди сладострастные и роскошные чрезвычайно полезны для
развития промышленности и что, следовательно, люди, нуждающиеся в работе, должны всей душою желать, чтобы побольше было в высших классах роскоши и расточительности и т. п.
Матушка его, не слышавшая в нем души, не токмо не препятствовала
развитию его ранних способностей, но даже не без удовольствия смотрела на удаль сынка и исподволь помогала ему, что при ее
средствах и гражданских отношениях к девичьей не представляло непреоборимых трудностей.
Средств я нашел мало, но
средства есть. При дальнейшем
развитии органической химии, при благодетельной помощи натуры можно будет выделывать и поправлять вещество мозга.
Потом употребляются органические
средства; они состоят преимущественно в чрезмерном
развитии прожорливости и в дурном обращении.
Надо испробовать несколько раз свои силы, испытать неудачи и столкновения, узнать, чего стоят разные усилия и как преодолеваются разные препятствия, — для того, чтобы приобресть отвагу и решимость, необходимые для деятельной борьбы, чтобы узнать меру своих сил и уметь найти для них соответственную работу, Елена, при всей свободе своего
развития, не могла найти достаточно
средств для того, чтобы деятельно упражнять свои силы и удовлетворять свои стремления.
Таким образом, признавая в человеке [одну только] способность к
развитию и [одну только] наклонность к деятельности (какого бы то ни было рода) и отдыху, мы из этого одного прямо можем вывести — с одной, стороны, естественное требование человека, чтоб его никто не стеснял, чтоб предоставили ему пользоваться его личными; [неотъемлемыми]
средствами и безмездными [, никому не принадлежащими,] благами природы, а с другой стороны — столь же естественное сознание, что и ему не нужно посягать на права других и вредить чужой деятельности.
И веру в себя недостаточно завоевать раз; приходится все время завоевывать ее непрерывно. У больного болезнь затягивается; необходимо зорко следить за душевным состоянием его и его окружающих; как только они начинают падать духом, следует, хотя бы наружно, переменить лечение, назначить другое
средство, другой прием; нужно цепляться за тысячи мелочей, напрягая всю силу фантазии, тонко считаясь с характером и степенью
развития больного и его близких.
Средства философии подлежат историческому
развитию, они изменчивы, поэтому и оказываются возможны разные гносеологические и метафизические подхождения к одним и тем же темам.
Человек же, всю жизнь свою мысливший не только о ничтожных, пустячных предметах, но и о таких предметах, о которых несвойственно думать человеку, извратил свой разум: разум не свободен у него. Разум занят несвойственным ему делом, обдумыванием своих потребностей личности, —
развитием, увеличением их и придумыванием
средств их удовлетворения.