Неточные совпадения
Россия может сознать себя и свое призвание в
мире лишь в свете
проблемы Востока и Запада.
Я думал, что
мир приближается путем страшных жертв и страданий к решению всемирно-исторической
проблемы Востока и Запада и что России выпадет в этом решении центральная роль.
Поистине
проблемы, связанные с Индией, Китаем или
миром мусульманским, с океанами и материками, более космичны по своей природе, чем замкнутые
проблемы борьбы партий и социальных групп.
Более всего меня всегда мучила
проблема оправдания Бога перед непомерными страданиями
мира.
В последние годы я формулировал эту
проблему как отчуждение в процессе объективации единственно подлинного субъективного
мира.
В Западной Европе и особенно во Франции все
проблемы рассматриваются не по существу, а в их культурных отражениях, в их преломлении в историческом человеческом
мире.
Все это связано для меня с основной философской
проблемой времени, о которой я более всего писал в книге «Я и
мир объектов».
Можно подумать, что у Л. Толстого нет эсхатологии, что его религиозная философия, монистическая и близкая к индусской, не знает
проблемы конца
мира.
Постановка
проблемы Софии означает уже иное отношение к космической жизни, к тварному
миру.
Но если бы Лосский строил сознательно онтологическую гносеологию, он не впал бы в тот гносеологический оптимизм, который составляет основной дефект его книги, он дал бы верное освещение
проблемы лжи в восприятии
мира и познании
мира, что составляет для него главный камень преткновения.
До последнего обострения
проблема Востока и Запада пойдет лишь тогда, когда слишком реально станет перед всем христианским
миром, призванным хранить христианское откровение о личности, опасность восточно-монгольской стихии безличности, допущенной уже внутрь американско-европейской цивилизации.
Мир развился до новых, небывалых
проблем и противоречий, до небывалого обострения сознания.
И весь крещеный христианский
мир, даже потеряв высшее религиозное сознание того, кто был Иисус, в мистической своей стихии чувствует, что в Нем скрыта великая тайна, что с Ним связана величайшая
проблема мировой истории.
Практическая жизненная программа для России может быть сосредоточена лишь вокруг
проблемы Востока и Запада, может быть связана лишь с уготовлением себя к тому часу истории, в который столкновение восточного и западного
мира приведет к разрешению судеб Церкви.
Если зло и страдания жизни, смерть и ужас бытия не являются результатом предмирного преступления богоотступничества, великого греха всего творения, свободного избрания злого пути, если нет коллективной ответственности всего творения за зло
мира, нет круговой поруки, то теодицея [Теодицеей называется
проблема оправдания Бога, но само это словосочетание вызывает возражение.
Проблема, так остро поставленная Гуссерлем и взволновавшая весь философский
мир, не может быть разрешена «критицизмом» и критической гносеологией.
Попытка во что бы то ни стало осилить рационально недомыслимую тайну Божества в
мире, сделать ее понятной неизбежно ведет либо к противоречиям, либо же к явному упрощению и снятию
проблемы (как в монизме); вот почему непротиворечивой рациональной метафизики, имеющей дело с предельными
проблемами мирового бытия, никогда не бывало да и быть не может.
Учение Мальбранша, несомненно, очень глубокое и правильное, по своему устремлению представляет собой как бы доказательство от противного в пользу гносеологии софийной.] есть только одна из
проблем, входящих в состав общего вопроса о софийности
мира.
С нашей точки зрения, понятия годятся только для того, чтобы с возможной точностью описать, рассказать содержание той мистической интуиции, в которой непосредственно открывается каждому, в меру его духа, софийность
мира [Аргументами трансцендентально-спекулятивными нельзя снять интуитивно данную
проблему софийности
мира и разъяснить ее в духе гносеологического формализма (посягательство к чему и делает над платонизмом Марбургская школа).
Это вполне очевидно, если мы сопоставим крайние полюсы: напр, натурализм разных оттенков, который воообще слеп к злу в
мире и видит в нем случайность, недоразумение или заблуждение (таков же и новейший гуманизм с его теориями прогресса: социализмом, анархизмом, позитивизмом [О «Теориях прогресса» см. статью С. Н. Булгакова «Основные
проблемы теории прогресса» в его книге «От марксизма к идеализму» (СПб., 1903).]), и антикосмизм, который слеп к добру в
мире и видит в нем только злую майю (буддийский аскетизм, философский пессимизм).
Впрочем, поскольку «духовное знание» есть действительно знание, т. е. методически совершающееся развертывание
проблем, утончение наблюдений, обогащение, усовершенствование, упорядочение опыта, постольку оно еще относится к области знания, имманентной этому
миру.
Вот почему
проблема реальности внешнего
мира представляет такой тяжелый крест для идеалистической философии, ибо эта реальность недоказуема мыслительными средствами, она только ощутима чувственностью, и в этом же состоит причина нерасторжимости логического и алогического начал, столь характерной для всего бытия.
Однако этот диалектически-мистический фокус, снимая антиномию, уничтожает вместе с тем ту самую
проблему, которую хочет решать, ибо для диалектического монизма не существует ни Бога, ни
мира, ни Абсолютного, ни относительного в их противопоставлении.
Существование
мира горнего и софийность дольнего поэтому непосредственно удостоверяется религиозным, а затем и философским созерцанием, причем фило софия далее только развертывает его содержание и вскрывает заключенные здесь
проблемы.
Ибо как ни грандиозно это событие для России и для всего
мира, но для
проблемы власти и религиозных ее перспектив оно не имеет решающего значения.
Эта
проблема вполне аналогична
проблеме Эккегарта (знакомство с которым определенно чувствуется в соответствующих учениях Беме) [Schwarz (1. с., 553) даже называет Беме, конечно, преувеличенно, «ein Neuschöpfer und geistiger Vollender der Gedanken Eckeharts»127.], именно о возникновении в первоначальном, чистом Ничто одновременно и Бога и
мира, или о теологическом «reiner Ursprung» [Чистое первоначало (или первоисточник) (нем.) — одно из основных понятий в философии Г. Когена, обозначающее тот или иной исходный элемент, на основе которого формируется все достояние мышления.
Единственная серьезная причина атеизма связана с мучительным переживанием зла и страданий
мира, что и ставит
проблему оправдания Бога.
Философия никогда серьезно не ставила
проблемы конца истории и
мира, даже теология не относилась к ней достаточно серьезно.
Проблема теодицеи не разрешима объективирующей мыслью в объективированном миропорядке, она разрешима лишь в экзистенциальном плане, где Бог открывается, как свобода, любовь и жертва, где Он страдает с человеком и борется с человеком против неправды
мира, против нестерпимых страданий
мира.
Мы сталкиваемся тут с самой трудной
проблемой действия Промысла Божия в
мире и над
миром.
Но реальное преображение тварного
мира и реальное осуществление красоты приводят нас к последней, самой тревожной и мучительной эсхатологической
проблеме.
Проблема новой духовности поставлена кризисом духа в
мире, который принимает формы отрицания духа и духоборчества.
Проблема заключается в том, как актуализировать дух в
мире, т. е. не оставлять его в свернутом и как бы потенциальном состоянии, и вместе с тем не объективировать его, не отчуждать его от самого себя, не выбрасывать существования в падший
мир.
Это выразилось и в том, что через них приоткрылась христианскому
миру проблема человеческого конца —
проблема антихриста.
Проблема религиозного оправдания «
мира» не может быть даже поставлена христианским сознанием, верным заветам Христа.