Неточные совпадения
Пусть же стоит на вечные времена
православная Русская земля и будет ей вечная честь!» И зажмурил ослабшие свои очи, и вынеслась козацкая
душа из сурового тела.
Я всегда думал, что распря России и Польши есть, прежде всего, распря
души православной и
души католической.
Для погруженной в себя русской
души, получившей сильную
православную прививку, многое не только чуждо и непонятно в поляке, но неприятно, отталкивает и вызывает вражду.
И внутри славянства это столкновение
православной и католической
души приобретает особенную остроту.
Русская
душа останется
православной по своему основному душевному типу, как польская
душа останется католической.
Спасения ищут не только верующие русские
души,
православные или сектантские, спасения ищут и русские атеисты, социалисты и анархисты.
Против горсти ученых, натуралистов, медиков, двух-трех мыслителей, поэтов — весь мир, от Пия IX «с незапятнанным зачатием» до Маццини с «республиканским iddio»; [богом (ит.).] от московских
православных кликуш славянизма до генерал-лейтенанта Радовица, который, умирая, завещал профессору физиологии Вагнеру то, чего еще никому не приходило в голову завещать, — бессмертие
души и ее защиту; от американских заклинателей, вызывающих покойников, до английских полковников-миссионеров, проповедующих верхом перед фронтом слово божие индийцам.
Даже у тех русских, которые не только не имеют
православной веры, но даже воздвигают гонение на
православную церковь, остается в глубине
души слой, формированный православием.
Тут сказалась глубинная
православная основа русской
души: уход из мира, во зле лежащего, аскеза, способность к жертве и перенесение мученичества.
Впоследствии понял я высокий смысл этих простых слов, которые успокоивают всякое волненье, усмиряют всякий человеческий ропот и под благодатною силою которых до сих пор живет
православная Русь. Ясно и тихо становится на
душе человека, с верою сказавшего и с верою услыхавшего их.
—
Православные! Митя мой —
душа чистая, — что он сделал? Он за товарищами пошел, за любимыми… Верно говорит она, — за что мы детей бросаем? Что нам худого сделали они?
Народится ли вновь на святой Руси
Та живая
душа, тот великий дух,
Чтоб от моря до моря, по всем степям,
Вдоль широкой реки, в глубине лесной
По проселкам, по селам, по всем городам
Пронеслась эта песня, как божий гром,
И чтоб вся-то Русь
православная,
Откликаючись, встрепенулася!
5-го сентября. В некоторых
православных обществах заведено то же. Боюсь, не утерплю и скажу слово! Говорил бы по мысли Кирилла Белозерского, како: „крестьяне ся пропивают, а
души гибнут“. Но как проповедовать без цензуры не смею, то хочу интригой учредить у себя общество трезвости. Что делать, за неволю и патеру Игнатию Лойоле следовать станешь, когда прямою дорогой ходу нет.
— И он бормотал: — Из двор…
душ… уезда… курс… штат… восемнадцатого сентября…
православного… хорошо!
«
Православные, говорю, так и так, мол, не дайте христианскую
душу загубить…» Побудил всех…
За такие поносные слова пристав ударил Арефу, а потом втолкнул в казарму, где было и темно и душно, как в тюрьме. Около стен шли сплошные деревянные нары, и на них сплошь лежали тела. Арефа только здесь облегченно вздохнул, потому что вольные рабочие были набраны Гарусовым по деревням, и тут много было крестьян из бывших монастырских вотчин. Все-таки свои,
православные, а не двоеданы. Одним словом, свой, крещеный народ. Только не было ни одной
души из своей Служней слободы.
Царь наш белый,
православный,
Витязь сердцем и
душой!
—
Православные! Вот, жил разбойник, обижал народ, грабил его… Смутился совестью, пошёл
душу спасать, — захотел послужить народу буйной силою своей и — послужил! И ныне вы среди разбойников живёте, грабят они вас усердно, а чем служат вашей нужде? Какое добро от них видите?
—
Православный народ! — кричал он, воздевая руки кверху и волчком вертясь среди напуганных людей. — Вот он я, Бурмистров, — бейте! Милые — эх! Понял я — желаю открыться, дайте
душу распахнуть!
Тем, кто больше терпит,
Кто перед Богом не кривил
душой.
Когда народ за Русь святую встанет —
И даст Господь победу над врагом.
Нам дороги родные пепелища,
Мы их не променяем ни на что.
Нам вера
православная да церковь
Дороже всех сокровищ на земле.
Что уж тут говорить: сам Иван Фаддеич, разбойник бы, кажись, так и тот, перед кобылой стоявши, говорил: «
Православные, говорит, христиане, может быть, мне живому из-под кнута не встать, в семидесяти
душах человеческих убитых я покаянье сделал, а что, говорит, у генеральши в Богородском не бывал и барина Федора Гаврилыча не знаю».
Помолитесь же,
православные, о
душе новопреставленной девицы Анастасии, да упразднится прегрешений ея рукописание, да простятся грехи ея вольные и невольные и да внидет она в радость Господа своего.
Какие чувства должны возбуждаться в
душе твердых еще в
православном благочестии людей, когда, стоя на молитве, слышат они, как церковное пение заглушается кликами и песнями пьяного разгула!..
Вот живые люди, цельно принимаемые
душою Толстого: Платон Каратаев верит в
православного бога, Хаджи-Мурат — в Аллаха; дядя Ерошка, хотя в бога и верит, но думает: «Сдохнешь, — трава вырастет на могиле, вот и все...
— Голубчики!
Православные!.. Отпустите
душу на покаяние! Тысячи не пожалею!
Она была очень религиозна. Девушкою собиралась даже уйти в монастырь. В церкви мы с приглядывающимся изумлением смотрели на нее: ее глаза сняли особенным светом, она медленно крестилась, крепко вжимая пальцы в лоб, грудь и плечи, и казалось, что в это время она
душою не тут. Веровала она строго по-православному и веровала, что только в православии может быть истинное спасение.
Душа русского народа была формирована
православной церковью, она получила чисто религиозную формацию.
Семинаристы через
православную школу получали формацию
души, в которой большую роль играет мотив аскетического мироотрицания.
Возник он на духовной почве православия, он мог возникнуть лишь в
душе, получившей
православную формацию.
Иоанн Грозный, самый замечательный теоретик самодержавия, создал концепцию
православного царства, при которой царь должен заботиться о спасении
душ своих подданных.
Однако любопытные стычки обоих педагогов ждут нас впереди, а здесь уместно мимоходом объяснить, чего ради в патриотической и строго-православной
душе генерала совершился такой резкий куркен-переверкен, для чего он отнял сына у идеалиста с русским
православным направлением и сам, своими руками, швырнул его в отравленные объятия такого смелого и ловкого нигилиста, который сразу наполнил с краями срезь амфору Сеничкиным ядом и поднес ее к распаленным устам жаждавшего впечатлений мальчика?
Ни малейшей благодарности, хотя бы легкое изъяснение доброго сердца, что оно понимает прекрасный подвиг. Суровой
душе боярина эта благодарность стоила бы тяжкого подвига. Он и так совершил его, разрушив ужасную преграду, которая отделяла
православную половину от басурманской.
Узнав от него, что он не католик, а
православный, они начали развивать перед ним разные теологические вопросы, от них перешли к догматическим, и в конце концов всячески старались его совратить в католицизм, доказывая, что это единственная религия, ведущая к спасению
души.
Капитан морской службы Александр Возницын,
православной веры, будучи в Польше у жида Бороха Лейбока, принял жидовство с совершением обрезания. Жена Возницына, Елена Ивановна, учинила на него донос. Возницын был жестоко пытаем на дыбе и сожжен на костре, а жена, сверх законной части из имения мужа, от щедрот императрицы получила еще сто
душ с землями «в вознаграждение за правый донос».
Брак ее был совершен в костеле и в
православной церкви в одном из уездов, ближайших к псковской границе, она носила уж имя Стабровского, Свидетелями были унтер-офицер из дворян Застрембецкий и отставной из инвалидной команды капитан, старичок, преданный
душою Зарницыной за многие пособия, которые она оказывала его семейству.
Храм
православный, как и
душа, так противоположен готике.
В храм
православный и в
душу православную нисходит Христос и согревает ее.
Для
православного Востока Христос — субъект, он внутри человеческой
души,
душа принимает Христа внутрь себя, в глубь своего сердца.
— Вот так-то, сударь мой, и наука, преподаваемая французами детям русских бояр, она, как вакса, съест всю доброту и крепость
души русского человека: он не будет знать ни Бога, ни святой
православной Руси, не будет иметь чистой любви к царю и отечеству, не станет любить и уважать своих родителей, не будет годен ни на что и никуда… точно так же, как стали негодны мои сапоги.
Православное воспитание не оставило в
душе русского человека твердого осадка в форме культурных добродетелей норм цивилизации, как оставило религиозное воспитание на Западе.
Случай был тот, что вице-губернаторша была самонежнейшей институтской
души и окончила с шифром и говорила однажды лично с Жуковским, который ее обласкал и утешил по поводу бедственного окончания судьбы ее брата, и она успокоилась и полюбила читать его сочинение о том, как надо казнить
православных христиан так, чтобы это выходило не грубо, а для всех поучительно, и им самим легко и душеполезно.