Неточные совпадения
— Да, но они, Вурст, и Кнауст, и Припасов, ответят вам, что ваше
сознание бытия вытекает из совокупности всех ощущений, что это
сознание бытия есть результат ощущений, Вурст даже прямо говорит, что, коль скоро нет ощущения, нет и
понятия бытия.
И что всего мучительнее — это было более ощущение, чем
сознание, чем
понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение из всех до сих пор жизнию пережитых им ощущений.
— Наши дни — не время для расширения
понятий. Мы кружимся пред необходимостью точных формулировок, общезначимых, объективных. Разумеется, мы должны избегать опасности вульгаризировать
понятия. Мы единодушны в
сознании необходимости смены власти, эго уже — много. Но действительность требует еще более трудного — единства, ибо сумма данных обстоятельств повелевает нам отчислить и утвердить именно то, что способно объединить нас.
Ей по плечу современные
понятия, пробивающиеся в общественное
сознание; очевидно, она черпнула где-то других идей, даже знаний, и стала неизмеримо выше круга, где жила. Как ни старалась она таиться, но по временам проговаривалась каким-нибудь, нечаянно брошенным словом, именем авторитета в той или другой сфере знания.
Прежние, устарелые, но последовательные
понятия об отношениях между людьми были потрясены, но нового
сознания настоящих отношений между людьми не было раскрыто. Хаотический простор этот особенно способствовал развитию всех мелких и дурных сторон мещанства под всемогущим влиянием ничем не обуздываемого стяжания.
Жизнь того времени представляла собой запертую храмину, ключ от которой был отдан в бесконтрольное заведывание табели о рангах, и последняя настолько ревниво оберегала ее от сторонних вторжений, что самое
понятие о «реальном» как бы исчезло из общественного
сознания.
Идея Бога о человеке бесконечно выше традиционных ортодоксальных
понятий о человеке, порожденных подавленным и суженным
сознанием.
Но тут обилие частных представлений, собранных прежде и неприметно покоившихся в его
сознании, дает ему возможность тотчас же составить из них общее
понятие и, таким образом, немедленно перенести новый факт из живой действительности в отвлеченную сферу рассудка.
Отвлеченностей этих обыкновенно не бывает в самом
сознании художника; нередко даже в отвлеченных рассуждениях он высказывает
понятия, разительно противоположные тому, что выражается в его художественной деятельности, —
понятия, принятые им на веру или добытые им посредством ложных, наскоро, чисто внешним образом составленных силлогизмов.
Поэтому открытия, почти нечаянно сделанные мною в портфеле папа, не оставили во мне никакого ясного
понятия, исключая темного
сознания, что я поступил нехорошо. Мне было стыдно и неловко.
Человек ничего другого не видит перед собой, кроме"неотносящихся дел", а между тем
понятие о"неотносящихся делах"уже настолько выяснилось, что даже в субъекте наиболее недоумевающем пробуждается
сознание всей жестокости и бесчеловечности обязательного стояния с разинутым ртом перед глухой стеной.
Сначала мучило меня разочарование не быть третьим, потом страх вовсе не выдержать экзамена, и, наконец, к этому присоединилось чувство
сознания несправедливости, оскорбленного самолюбия и незаслуженного унижения; сверх того, презрение к профессору за то, что он не был, по моим
понятиям, из людей comme il faut, — что я открыл, глядя на его короткие, крепкие и круглые ногти, — еще более разжигало во мне и делало ядовитыми все эти чувства.
Патриархальные религии обоготворяли семьи, роды, народы; государственные религии обоготворяли царей и государства. Даже и теперь большая часть малообразованных людей, как наши крестьяне, называющие царя земным богом, подчиняются законам общественным не по разумному
сознанию их необходимости, не потому, что они имеют
понятие об идее государства, а по религиозному чувству.
То, что беспрестанно случается в жизни с большею частью молодых женщин, то же происходило и с Софьей Николавной:
сознание в неравенстве с собою,
сознание в некоторой ограниченности чувств и
понятий своего мужа нисколько не мешало ей пламенно и страстно к нему привязываться — и уже начинала мелькать у нее неясная мысль, что он не так ее любит, как может любить, потому что не безгранично предан он любви своей, потому что не ею одною он занят, потому что любит и пруд, и остров, и степь, населенную куликами, и воду с противной ей рыбою.
Не мудрено поэтому, что он с самого начала раскрытия своего
сознания стал уже получать не слишком выгодное
понятие о существовавшем тогда порядке вещей.
С одной стороны, новое учение должно было проникать постепенно в
сознание народа, и о внушении его должны были стараться те лица, в руках которых находилась власть над народом; с другой стороны, языческие
понятия и предания были слишком сильно вкоренены во всех проявлениях народного быта и оказывали сильное противодействие новым началам.
Современное
сознание различает
понятия: жизнь, знание, религия, тайна, поэзия; для предков наших все это — одно, у них нет строгих
понятий.
Между тем и благотворная сила природы не может не быть замечена человеком, раз уже отличившим себя от неё, и таким образом, вместе с
понятием о тёмной силе, является и
сознание силы светлой и доброй, покровительствующей человеку.
Макар Алексеич нашел возможность удовлетворить доброте своего сердца, быть полезным для любимого существа, и потому в нем все больше и яснее развивается гуманное
сознание,
понятие об истинном человеческом достоинстве.
У Юма она имела субъективно-человеческое значение — «быть для человека», у Беркли получила истолкование как действие Божества в человеческом
сознании; у Гегеля она была транспонирована уже на язык божественного бытия: мышление мышления — само абсолютное, единое в бытии и
сознании [К этим общим аргументам следует присоединить и то еще соображение, что если религия есть низшая ступень философского
сознания, то она отменяется упраздняется за ненадобностью после высшего ее достижения, и только непоследовательность позволяет Гегелю удерживать религию, соответствующую «представлению», в самостоятельном ее значении, рядом с философией, соответствующей «
понятию».
В ней подлинно софийно не это универсальное, логическое, трансцендентальное
сознание или мышление, которое есть лишь провизорное средство выразить мир, его ассимилировать мыслью в данном разрезе бытия, в образах логических
понятий, но именно самая φιλία, эрос [Отождествление «эроса» и «филиа» не вполне правомерно.
Если перевести этот основной и элементарный факт религиозного
сознания на язык религиозной философии, мы тотчас же увидим, что перед нами явно противоречивое сочетание
понятий, приводящее к антиномии [Проблема антиномизма в мышлении наиболее радикально поставлена в книге свящ.
Можно считать такое обожествление собирательного
понятия логическим фетишизмом и видеть в нем низшую ступень религиозного
сознания, но нельзя отвергать религиозных черт, ему присущих.
По этой теории, Ding an sich [Вещь в себе (нем.).] хотя и трансцендентна, но все-таки отпечатлевается в
сознании в качестве «идей» или предельных
понятий.
Ибо к религии может принадлежать из того и другого только то, что есть чувство и непосредственное
сознание, но Бог и бессмертие, как они встречаются в таких учениях, суть
понятия (101).
Истинную же сущность религии образует не это и не какое-либо иное
понятие, а лишь непосредственное
сознание Божества, как мы находим Божество одинаково и в нас самих и в мире.
Религиозные образы, реализующие и выражающие религиозное содержание, представляют собою то, что обычно называют мифом. Мифу в религии принадлежит роль, аналогичная той, какая свойственна
понятию или суждению в теоретической философии: от его понимания зависит оценка религиозно-догматического
сознания.
Со времени смешения языков в их нигилистической секте, вместе с потерей
сознания о том, что честно и что бесчестно, утрачено было и всякое определенное
понятие о том, кто их друзья и кто их враги.
Современное
сознание до того испорчено историзмом и психологизмом, что ему очень трудно отличать вопрос о самом добре от вопроса о человеческих
понятиях о добре от готтентота до Канта и Конта.
Понятие свободы относится исключительно к коллективному, а не личному
сознанию.
Мы ведь не говорим, что в клеточке есть что-то такое, что мы называем брызнъ, а говорим, что есть «жизнь». Мы говорим: «жизнь», потому что под этим словом разумеем не какой-то х, а вполне определенную величину, которую мы знаем все одинаково и знаем только из самих себя, как
сознание себя с своим телом единым, нераздельным с собою, и потому такое
понятие неотносимо к тем клеточкам, из которых состоит мое тело.
Существа эти были бы совершенно непонятны для него, если бы он не имел знания о человеке вообще; но имея это знание и отвлекая от
понятия человека его разумное
сознание, он получает и о животных некоторое представление, но представление это еще менее для него похоже на знание, чем его представление о людях вообще.
И вот ложное учение, подставив под
понятие всей жизни человека, известной ему в его
сознании, видимую часть ее — животное существование, — начинает изучать эти видимые явления сначала в животном человеке, потом в животных вообще, потом в растениях, потом в веществе, постоянно утверждая при этом, что изучаются не некоторые проявления, а сама жизнь.
Всякое мое
понятие о внешней жизни основано на
сознании моего стремления к благу. И потому, только познав, в чем мое благо и моя жизнь, я буду в состоянии познать и то, что есть благо и жизнь других существ. Благо же и жизнь других существ, не познав свою, я никак не могу знать.
Жизнь мы не можем определить в своем
сознании, говорит это учение. Мы заблуждаемся, рассматривая ее в себе. То
понятие о благе, стремление к которому в нашем
сознании составляет нашу жизнь, есть обманчивый призрак, и жизнь нельзя понимать в этом
сознании. Чтобы понять жизнь, надо только наблюдать ее проявления, как движение вещества. Только из этих наблюдений и выведенных из них законов мы найдем и закон самой жизни, и закон жизни человека.
Если я допущу, что клеточки имеют жизнь, то я от
понятия жизни должен отвлечь главный признак своей жизни,
сознание себя единым живым существом; если же я допущу, что я имею жизнь, как отдельное существо, то очевидно, что клеточкам, из которых состоит всё мое тело и о
сознании которых я ничего не знаю, я никак не могу приписать того же свойства.
С
сознанием моей жизни не соединимо
понятие времени и пространства.
Сознание не есть лишь психологическое
понятие, в нем есть конструирующий его духовный элемент.
Марксизм теоретически разложил
понятие «народа» на классы и этим нанес удар народническому
сознанию, но потом сам подвергся народническому перерождению.
Если
понятие о свободе для разума представляется бессмысленным противоречием, как возможность совершить два paзные поступка в одних и тех же условиях, или как действие без причины, то это доказывает только то, что
сознание не подлежит разуму.
И многое еще в этом же задорно-сконфуженном роде собрал Фебуфис, не замечая, что сквозь каждое слово его отповеди звучало
сознание, что он на чем-то пойман и в споре своем желает только возбудить шумиху слов, чтобы запутать
понятия ясные, как солнце.
Понятие о законе, несомненно разумном и по внутреннему
сознанию обязательном для всех, до такой степени утрачено в нашем обществе, что существование у еврейского народа закона, определявшего всю их жизнь, такого закона, который был обязателен не по принуждению, а по внутреннему
сознанию каждого, считается исключительным свойством одного еврейского народа.
Человек есть творение всемогущего, всеблагого и всеведущего Бога. Чтò же такое есть грех,
понятие о котором вытекает из
сознания свободы человека? вот вопрос богословия.
Мне казалось, что не согласиться с этими положениями нельзя, во-первых, потому, что положения эти вполне согласны с прогрессом человечества, всегда шедшим от распущенности к большей и большей целомудренности, и с нравственным
сознанием общества, с нашей совестью, всегда осуждающей распущенность и ценящей целомудрие; и, во-вторых, потому, что эти положения суть только неизбежные выводы из учения Евангелия, которые мы или исповедуем или по крайней мере, хотя и бессознательно, признаем основой наших
понятий о нравственности.
Вера в то же время также улыбнулась с
сознанием своего превосходства над добродетельным, хорошим мужем, но который всё-таки ошибочно, как и все мужчины, по
понятию Веры, понимал жизнь.
Действия людей подлежат общим, неизменным законам, выражаемым статистикой. В чем же состоит ответственность человека перед обществом,
понятие о которой вытекает из
сознания свободы? вот вопрос права.