Правда, пожалуй, и то, что это испытанное и уже тысячелетнее орудие для нравственного
перерождения человека от рабства к свободе и к нравственному совершенствованию может обратиться в обоюдоострое орудие, так что иного, пожалуй, приведет вместо смирения и окончательного самообладания, напротив, к самой сатанинской гордости, то есть к цепям, а не к свободе.
— Изо всех щелей их старого дома смотрят жёсткие глаза нищеты, торжествуя победу над этим семейством. В доме, кажется, нет ни копейки денег и никаких запасов; к обеду посылали в деревню за яйцами. Обед без мяса, и поэтому старик Бенковский говорит о вегетарианстве и о возможности морального
перерождения людей на этой почве. У них пахнет разложением, и все они злые — от голода, должно быть. Я ездила к ним с предложением продать мне клок земли, врезавшийся в мои владения.
Неточные совпадения
Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления
человека, история постепенного
перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.
Они заинтересовали его, он стал искать знакомства с кем-нибудь из них; ему случилось сойтись с Кирсановым, и началось его
перерождение в особенного
человека, в будущего Никитушку Ломова и ригориста.
— Увы! подобные
перерождения слишком редки. Раз
человека коснулась гангрена вольномыслия, она вливается в него навсегда; поэтому надо спешить вырвать не только корень зла, но и его отпрыски. На вашем месте я поступил бы так: призвал бы девицу Петропавловскую и попросил бы ее оставить губернию. Поверьте, в ее же интересах говорю. Теперь, покуда дело не получило огласки, она может похлопотать о себе в другой губернии и там получить место, тогда как…
Или — почем знать? — может быть, у
людей выработаются новые инстинкты и чувства, произойдет необходимое
перерождение нервов и мозга, и жизнь станет для всех удобной, красивой и легкой?
Такого рода наблюдения дают физиологам повод «к розовым надеждам» о постепенном телесном
перерождении и «совершенствовании»
человека под влиянием рационального питания.
Мы видим: перестрадав сверх меры,
люди только сходят у Достоевского с ума, убивают себя, умирают, захлебываясь проклятиями. Там, где идея эта должна проявиться, Достоевский как раз замолкает. Раскольников на каторге очистился страданием, для него началась новая жизнь, «обновление» и «
перерождение», но… Но «это могло составить тему нового рассказа, теперешний же рассказ наш окончен». То же и относительно Подростка.
Но
человек не есть дух, он лишь имеет дух, и потому в самых духовных актах
человека возможна раздробленность, отвлеченность и
перерождение духа.
Нельзя ждать благодатного
перерождения общества, чтобы жизнь
человека стала выносимой.
Свободу
человека оно ставит в зависимость от благодатного
перерождения другого
человека, власти, всего общества.
Церковная ортодоксия, боровшаяся с односторонностью ересей и стремившаяся выразить полноту истины, подвергалась фанатическому
перерождению в душах
людей, для которых полнота и гармония истины откровения становилась источником фанатической одержимости этой идеей полноты.
И когда это благодатное
перерождение не происходит, свобода
человека отрицается, он подвергается насилию, за ним отрицается всякое право.
Экономический детерминизм принижает
человека, возвышает его лишь вера в активность
человека, которая может совершать чудесное
перерождение общества.
Какую судьбу претерпевает
человек, преступающий границы дозволенного, какие
перерождения в его природе от этого происходят?
Те несколько индивидуальных душ, которые отдельно желали общественного
перерождения, мало-помалу отыскали, призвали друг друга, сблизились, соединились, поняли себя и составили группу, центр притяжения, к которому стремятся теперь другие души с четырех концов света, как летят жаворонки на зеркало; они составили, таким образом, общую, коллективную душу, с тем, чтобы
люди вперед осуществляли сообща, сознательно и неудержимо предстоящее единение и правильный прогресс наций, недавно еще враждебных друг другу.