Неточные совпадения
Посмотрим же, какова степень
объективного совершенства
содержания и формы в произведениях поэзии, и может ли она хотя в этом отношении соперничать с природою.
Итак, справедливо, что фраза: «искусство есть воспроизведение действительности», должна быть дополнена для того, чтобы быть всесторонним определением; не исчерпывая в этом виде все
содержание определяемого понятия, определение, однако, верно, и возражения против него пока могут быть основаны только на затаенном требовании, чтобы искусство являлось по своему определению выше, совершеннее действительности;
объективную неосновательность этого предположения мы старались доказать и потом обнаружили его субъективные основания.
Задачею автора было исследовать вопрос об эстетических отношениях произведений искусства к явлениям жизни, рассмотреть справедливость господствующего мнения, будто бы истинно прекрасное, которое принимается существенным
содержанием произведений искусства, не существует в
объективной действительности и осуществляется только искусством.
С. 293.]. «Вера есть постольку нечто субъективное, поскольку необходимость
содержания, доказанность называют
объективным, —
объективным знанием, познанием» (67) [Ср. там же.
Поэтому речь идет здесь о формальной или, так сказать, «трансцендентальной» природе религии, а не о том либо ином
содержании религиозных представлений; далее, не о психологической стороне религии, но об условиях
объективной значимости ее
содержания, по отношению к которому психология представляет собой только среду, обстановку, фактическую наличность.
«Ревностное и доставляющее наслаждение занятие христианским искусством не только не говорит о положительном отношении к религиозному его
содержанию, напротив, свидетельствует о таком отчуждении и отдалении от его живого религиозного
содержания, что уже исчезла склонность к оппозиции против связанного с ним искусства и уступила место
объективному историко-эстетическому отношению» (41). «Поэтому эстетическое религиозное чувство не есть подлинное и серьезное религиозное чувство» (39), хотя, конечно, этим не отрицается вспомогательная роль искусства для религии.
Однако в таком случае им пришлось бы прежде всего обманывать и самих себя, ибо сами-то они верили в мифы, придавали
объективное значение их
содержанию, отнюдь не считая его только порождением поэтической фантазии.
Вера с
объективной стороны есть откровение, в своем
содержании столь же мало зависящее от субъективного настроения, как и знание, и, подобно последнему, лишь искажается субъективизмом [«Вера всегда есть следствие откровения, опознанного за откровение; она есть созерцание факта невидимого в факте видимом; вера не то что верование или убеждение логическое, основанное на выводах, а гораздо более.
Так что первая причина славы Шекспира была та, что немцам надо было противопоставить надоевшей им и действительно скучной, холодной французской драме более живую и свободную. Вторая причина была та, что молодым немецким писателям нужен был образец для писания своих драм. Третья и главная причина была деятельность лишенных эстетического чувства ученых и усердных эстетических немецких критиков, составивших теорию
объективного искусства, то есть сознательно отрицающую религиозное
содержание драмы.