С нашей точки зрения, понятия годятся только для того, чтобы с возможной точностью описать, рассказать содержание той
мистической интуиции, в которой непосредственно открывается каждому, в меру его духа, софийность мира [Аргументами трансцендентально-спекулятивными нельзя снять интуитивно данную проблему софийности мира и разъяснить ее в духе гносеологического формализма (посягательство к чему и делает над платонизмом Марбургская школа).
Неточные совпадения
Эта
интуиция оказалась изумительной, он что-то угадал в русском
мистическом сектантстве.
Полнота живого опыта дана лишь в
мистическом восприятии; без религиозного питания, без непосредственной
интуиции философия чахнет и превращается в паразита.
Во всяком случае, — и этому необходимо давать надлежащий вес при оценке Мейстера Эккегарта, — художник слова и спекулятивный метафизик слишком сильно и явно дают себя знать в его сочинениях, чтобы можно было принимать все его идеи за религиозно-мистические
интуиции и откровения, и никогда нельзя уверенно сказать, опирается ли проповедь Эккегарта на опытные переживания, или же она рождается из загоревшихся в душе его художественных образов и спекулятивных идей, которые он превращает в задачу для осуществления опытным
мистическим путем.
Между тем, строго говоря, между религиозной верой и «
мистическим эмпиризмом» столь же мало общего, как и вообще между верой и познанием, в составе коего
интуиция есть, действительно, совершенно неустранимый элемент.
Можно, конечно, эту
интуицию называть и верой, и «
мистическим эмпиризмом», но при этом все-таки не надо забывать основного различия, существующего между этой
интуицией и религиозной верой: такая
интуиция вполне остается в пределах эмпирически данной действительности, области «мира сего».
Возможно, что в основе его
мистического визионерства и «первичной философской
интуиции» (по выражению А. Бергсона), каковой являлся свет, — лежал его личный психологический опыт эпилептика (см.: Блонский П. П.
Это эмпирическое чувство реальности, опирающееся на
интуицию, иногда называется верой или же «
мистическим эмпиризмом» [У Лосского в «Обосновании интуитивизма».
Росмини признает общеобязательную
интуицию в философском познании, но решительно отрицает
интуицию Божества и допускает познание Божества лишь через посредство рефлексии разума, т. е. отвергает познание
мистическое.