Неточные совпадения
Но в марксизме есть моральное
противоречие, которое не менее велико, чем
противоречие логическое.
Существует разительное
противоречие между материализмом и
логическим реализмом понятий, признающим подлинность реальности общего, например, класс реальнее конкретного человека, идея пролетариата важнее самого пролетариата.
Общая воинская повинность была неизбежная
логическая необходимость, к которой нельзя было не прийти, но вместе с тем она же есть последнее выражение внутреннего
противоречия общественного жизнепонимания, возникшего тогда, когда для поддержания его понадобилось насилие.
Перед мало-мальски умным и
логическим человеком они бывают жалки до самой последней степени: масса
противоречий сбивает их.
От торопливости в работе можно делать частные ошибки, высказываться неясно или односторонне, впадать в мелкие
противоречия и делать скачки, теряя нить строгих
логических выводов.
Противоречие логическое проистекает из ошибки в мышлении, из несоответствия мышления своим собственным нормам, оно имманентно в своем происхождении и объясняется недостаточным овладением предметом мысли со стороны
логической формы.
Поэтому
противоречие диалектическое отличается от
противоречия логического тем, что оно проистекает не из ошибки, но из критического самосознания формальной мысли, причем диалектика считает себя тем самым и возвышающейся над этими
противоречиями.
Диалектическое
противоречие в смысле Гегеля проистекает из общего свойства дискурсивного мышления, которое, находясь в дискурсии [Дискурсия (от лат. discursus — довод, аргумент) — рассудочное (или
логическое) мышление, мышление с помощью понятий.], в непрерывном движении, все время меняет положение и переходит от одной точки пути к другой; вместе с тем оно, хотя на мгновение, становится твердой ногой в каждой из таких точек и тем самым свой бег разлагает на отдельные миги, на моменты неподвижности (Зенон!)
В этом смысле понятие безбожной религии содержит contradictio in adjecto [«
Противоречие в определении» (лат.) —
логическая ошибка; напр.: «круглый квадрат».], внутренне противоречиво, ибо существо религии именно и состоит в опытном опознании того, что Бог есть, т. е. что над миром имманентным, данным, эмпирическим существует мир иной, трансцендентный, божественный, который становится в религии доступным и ощутимым: «религия в пределах только разума» [Название трактата И.
Противоречия, которые можно найти в моей мысли,
противоречия духовной борьбы,
противоречия в самом существовании, которые не могут быть прикрыты кажущимся
логическим единством.