Неточные совпадения
— Мы, интеллигенты, аристократы духа, аристократия демоса, должны бы стоять впереди, у руля, единодушно, не разбиваясь на партии, а как единая культурно-политическая
сила и, прежде всего, как
сила культурная. Мы — не собственники, не корыстны, не гонимся за наживой…
— Ну, как же! «Не довольно ли света? Не пора ли вам, господа, погасить костры
культурных усадьб? Все — ясно! Все видят сокрушительную работу стихийных
сил жадности, зависти, ненависти, — работу
сил, разбуженных вами!»
«В сущности, есть много оснований думать, что именно эти люди — основной материал истории, сырье, из которого вырабатывается все остальное человеческое,
культурное. Они и — крестьянство. Это — демократия, подлинный демос — замечательно живучая, неистощимая
сила. Переживает все социальные и стихийные катастрофы и покорно, неутомимо ткет паутину жизни. Социалисты недооценивают значение демократии».
Нет ни одного государства, которое в такой степени нуждалось бы в
культурной центральной власти, в наличии благожелательной, энергичной интеллектуальной
силы…
— Думаю поехать за границу, пожить там до весны, полечиться и вообще привести себя в порядок. Я верю, что Дума создаст широкие возможности
культурной работы. Не повысив уровня культуры народа, мы будем бесплодно тратить интеллектуальные
силы — вот что внушил мне истекший год, и, прощая ему все ужасы, я благодарю его.
О нем было сказано: «Человек глубоко
культурный, Иван Каллистратович обладал объективизмом истинного гуманиста, тем редким чувством проникновения в суть противоречий жизни, которое давало ему
силу примирять противоречия, казалось бы — непримиримые».
Наш
культурный и интеллигентный слой не имел
силы сознать себя народом и с завистью и вожделением смотрел на народность простого народа.
Духовные
силы России не стали еще имманентны
культурной жизни европейского человечества.
Россия к XIX в. сложилась в огромное мужицкое царство, скованное крепостным правом, с самодержавным царем во главе, власть которого опиралась не только на военную
силу, но также и на религиозные верования народа, с сильной бюрократией, отделившей стеной царя от народа, с крепостническим дворянством, в средней массе своей очень непросвещенным и самодурным, с небольшим
культурным слоем, который легко мог быть разорван и раздавлен.
Дуализм этот очень соблазняет современного
культурного человека, уже не мирящегося с полным отрицанием веры, в глубине сердца своего жаждущего веры, но не имеющего
сил преодолеть рационализм сознания.
Одним словом, из всего видно, что выражение «государство» даже в понятиях массы
культурных людей не представляет ничего определенного, а просто принадлежит к числу слов, случайно вошедших в общий разговорный язык и
силою привычки укоренившихся в нем.
Я не говорю уже о спертом воздухе в помещениях, снабженных двойными рамами и нагреваемых усиленной топкой печей, — этого одного достаточно, чтобы при первом удобном случае бежать на простор; но кроме того у каждого
культурного человека есть особливое занятие, специальная задача, которую он преследует во время зимнего сезона и выполнение которой иногда значительно подкашивает
силы его.
Теперь я скажу кратко: даже наиболее резкое и интенсивное проявление деятельности
культурных классов, даже допустив, что они стали бы политическою
силой… и то бесполезно, если не вредно.
Русская литература и русская мысль свидетельствуют о том, что в императорской России не было единой целостной культуры, что был разрыв между
культурным слоем и народом, что старый режим не имел моральной опоры.
Культурных консервативных идей и
сил в России не было. Все мечтали о преодолении раскола и разрыва в той или иной форме коллективизма. Все шло к революции.
Русский
культурный слой оказался над бездной, раздавленным двумя основными
силами — самодержавной монархией сверху и темной массой крестьянства снизу.
Культурный слой чувствовал себя раздавленным этими двумя
силами.
Плотин был первым философом средиземноморского
культурного мира, который с наибольшей
силой выразил истину отрицательного богопознания.
В середине отдельных сфер культуры и ее ценностей нет
сил уже удержаться, творческий порыв к иному бытию уничтожает
культурную чересполосицу.
Они не нашли в себе
сил отстаивать свою правду, раскрывать ее в глубине как национальную, общенародную правду, они сбились на путь понимания «народа» как простонародья, противоположного
культурному слою, и это имело роковые последствия для нашего национального самосознания.
Культурный слой не в
силах был признать свою
культурную миссию перед народом, своего долга вносить свет в тьму народной стихии.
К сожалению, в русском
культурном обществе, либеральном и просвещенном, нет той
силы духа и той горячей веры, которые могли бы спасти Россию от беснования.
Старый, устойчивый, сложившийся общественный и
культурный космос опрокидывается
силами хаотическими и варварскими.