Цитаты из русской классики со словосочетанием «критическая гносеология»
Для
критической гносеологии всякое сочетание слов есть суждение, а всякое суждение есть рационализация.
Сама
критическая гносеология, претендовавшая стать над жизнью и бытием, была явлением жизни европейского культурного человека.
И бытийственный кризис творчества на вершинах современной культуры доказывает возможность творческого акта вне норм и границ, установленных
критической гносеологией.
Таким образом,
критическая гносеология фатально разлагается на метафизический онтологизм и психобиологический позитивизм.
Еще раз повторяю:
критическая гносеология есть лишь паразит науки, болезненная рефлексия от худосочия.
Прагматизм Джемса, иррационализм Бергсона, reductio ad absurdum всей
критической гносеологии у Риккерта — все эти явления имеют большое симптоматическое значение, помогают выйти из кризиса.
Тогда и современная
критическая гносеология будет признана греховной.
Рационализация слов, на которой так настаивает
критическая гносеология, есть распад и разрыв.
Основное и неустранимое противоречие
критической гносеологии я вижу в том, что для нее трансцендентальное сознание неизбежно превращается в объект, и должно предшествовать всякому объекту.
Для
критической гносеологии познание есть все же дело человеческое, и потому освобождение от психологизма есть поднятие себя за волосы.
Критическая гносеология — человеческого происхождения, и где же ей возвыситься над антропологизмом, как хочет Гуссерль и др.
Если вникнуть в жизненную основу и жизненный смысл проблемы
критической гносеологии, в ее психологию, в скрытое за ней мироощущение, то должно будет признать, что проблема эта является результатом болезненной рефлексии, раздвоенности, почти что какой-то мнительности.
Бесплодие и пустынность философского критицизма с его отвлеченно-призрачным самопогружением в субъект, с ненужной апологетикой науки, мелочные разногласия этой неосхоластики, искание гносеологии без предпосылок и грубый догматизм всех этих
критических гносеологий — все это указывает на внутреннюю неизбежность перехода на новый путь.
Критическая гносеология не имеет органа, которым могла бы оправдать свои операции, ее субъект является ее же объектом, и потому гносеология попадает в порочный круг.
Критическая гносеология может быть обвинена в там, в чем она всех так любит обвинять.
Встречает вас
критическая гносеология в передней и не пускает в жилые комнаты.
На этот неисправимый порок
критической гносеологии упорно не хотят обратить достаточного внимания.
Только вера знает, что рефлексия
критической гносеологии над тем, реально ли бытие и может ли оно быть познано, есть ложь.
Критическая гносеология на вершине своей превращается в паразита на древе познания.
Критическая гносеология радикально уже отрицает изначальную цель познания — соединение познающего с бытием, конструирует познание вне реального, живого, внутреннего отношения познающего субъекта к познаваемому объекту.
Критическая гносеология начала проверять компетенцию познания и пришла к тому заключению, что познание не компетентно связать познающего с объектом познания, с бытием.
Критическая гносеология — тончайший плод умственной культуры.
Для познания научного я утверждаю прагматический позитивизм, для познания высшего — мистический реализм, для
критической гносеологии — этой дурной метафизики — не остается места.
В
критической гносеологии проблема трансцендентного бытия принимает призрачный характер и разрешается лишь номинально.
Проблема, так остро поставленная Гуссерлем и взволновавшая весь философский мир, не может быть разрешена «критицизмом» и
критической гносеологией.
Познание для
критической гносеологии не есть одна из форм творчества, познание есть заковывание бытия, противостоящее всякому творчеству и противящееся ему, познание (наука) есть подмена бытия.
Это направление есть reductio ad absurdum принципов
критической гносеологии.
В том, что говорит о творчестве
критическая гносеология, есть кажущаяся большая правда: культура творится в этом разрыве субъекта и объекта, в этой противоположности творчества и бытия.
Лишь творчество, подчиненное общеобязательной норме, осуществляющее идеал классического совершенства, оправдывается
критической гносеологией.
Кризис культуры направлен против
критической гносеологии, этого юрисконсульта классически-серединной культуры.
Критическая гносеология самому познанию придает характер аскетического послушания.
Критическая гносеология обосновывает и оправдывает разные виды творчества дифференцированной культуры, но этим не раскрывает, а закрывает творческую природу человека.
Критическая гносеология должна требовать не формы познания, но также формы формы и формы формы формы.
Лишь бытийственное опровержение
критической гносеологии — радикально и победоносно.
Критическая гносеология есть лишь одна из форм классицизма.
Критическая гносеология лишь отражала творческое бессилие человека в религиозные эпохи закона и искупления.
Критическая гносеология была выражением старого духа культуры.
Возможность творческого акта, отрицаемого
критической гносеологией, может быть доказана не иной гносеологией, а самым творческим актом.
Но
критическая гносеология ориентируется исключительно на науке, т. е. на познании как приспособлении к мировой данности, как послушании необходимому.
Окончательно опровергнута
критическая гносеология может быть не другой гносеологией, не философской мыслью, а самым творческим актом, иным бытием.
Но
критическая гносеология — слишком серьезное явление современной культуры и серьезный симптом болезни творчества, трагедии рождающегося творческого самосознания.
Переливающиеся через край дионисические творческие силы не оправдываются
критической гносеологией.
Критическая гносеология требует от творческой природы человека познавательного послушания и покорности.
Возможна ли для человека динамика во вне, объективное обнаружение его творчества в мире без того рокового разрыва субъекта и объекта и той роковой противоположности между творчеством и бытием, о которых говорит
критическая гносеология?
Критическая гносеология — такая же принудительная форма существования греховной природы, как государственность с судом и полицией.
Классицизм
критической гносеологии, как и всякий ныне классицизм, задерживает переход к творческой эпохе, мешает самосознанию человека как творца.
Критическая гносеология есть по существу своему узаконение классицизма и отвержение романтизма.
В последних своих выводах
критическая гносеология (напр., Коген) отождествляет науку с бытием.
Критическая гносеология обостряет кризис культуры и творчества, обнажает антагонизм между культурой и творчеством.
Подобно тому как падший человек не может жить без государственной полиции, не может он и мыслить без
критической гносеологии.
Неточные совпадения
Тогда лишь
гносеология понимает смысл тех категорий, над которыми бессильно рефлектирует
гносеология критическая.
Но
критическая по преимуществу философия Канта с диалектической неизбежностью ведет к допущению универсального субъекта, сверхиндивидуального разума, и эта оригинальность критицизма в дальнейшем своем развитии придает
гносеологии онтологический характер.
Тот взгляд на связь философии с религией, который я здесь высказываю, может и должен найти свое гносеологическое выражение; моя точка зрения предполагает и определенную
гносеологию, резко отличную от
гносеологии «
критической».
Гносеология критическая, как и рационалистическая и эмпирическая, есть лишь
гносеология, соответствующая одному из состояний человека, одной из мировых эпох [Тысячу раз прав оккультизм, когда допускает развитие высших духовных органов ведения, соответствующих высшему развитию духовности.
После всех
критических сомнений новой философии у Когена
гносеология превращается в новый род метафизики, наука о категориях перерождается в науку о сущем и его принципах, как это было уже у Гегеля [У нас крайним сторонником этого перерождения гносеологизма в онтологизм на почве когенианства является Б. Яковенко.
Ассоциации к слову «критический»
Синонимы к словосочетанию «критическая гносеология»
Предложения со словосочетанием «критическая гносеология»
- Критическая гносеология начала проверять компетенцию познания и пришла к тому заключению, что познание не компетентно связать познающего с объектом познания, с бытием.
- Критическая гносеология радикально уже отрицает изначальную цель познания – соединение познающего с бытием, конструирует познание вне реального, живого, внутреннего отношения познающего субъекта к познаваемому объекту.
- Тогда и современная критическая гносеология будет признана греховной.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «критический»
Сочетаемость слова «гносеология»
Значение слова «критический»
КРИТИ́ЧЕСКИЙ1, -ая, -ое. 1. Содержащий в себе критику (в 1 и 3 знач.). Критический пересмотр чего-л. Критические замечания. Критический очерк. Критический отдел журнала.
КРИТИ́ЧЕСКИЙ2, -ая, -ое. 1. Находящийся в состоянии кризиса; переломный. Критический возраст. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова КРИТИЧЕСКИЙ
Значение слова «гносеология»
ГНОСЕОЛО́ГИЯ, -и, ж. Теория познания — философское учение о возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности познания. (Малый академический словарь, МАС)
Все значения слова ГНОСЕОЛОГИЯ
Афоризмы русских писателей со словом «критический»
- Это только кажется человеку, что он знает себя, знает свои возможные поступки… Но узнает лишь в критические моменты. Не всякий герой знал, что он герой, трус — что он трус.
- В критических обстоятельствах люди меняются. Меняются к лучшему или к худшему. От лучшего к худшему и наоборот.
- Бездарность никогда не откажется от критической деятельности уже потому, что не сознает себя бездарностью.
- (все афоризмы русских писателей)
Дополнительно