Так, как в математике — только там с большим правом — не возвращаются к определению пространства, движения, сил, а продолжают
диалектическое развитие их свойств и законов, так и в формальном понимании философии, привыкнув однажды к началам, продолжают одни выводы.
Диалектика предполагает существование Логоса, смысла, раскрывающегося в
диалектическом развитии, диалектика может быть присуща лишь мысли и духу, а не материи.
Иронией высказывается досада, что истина логическая — не одно и то же с истиной исторической, что, сверх
диалектического развития, она имеет свое страстное и случайное развитие, что, сверх своего разума, она имеет свой роман.
Есть как бы закон
диалектического развития, согласно которому дурное, злое в известный период не уничтожается, а преодолевается (Aufhebung), и в преодоление входит все положительное предшествующего периода.
В науке истина, облеченная не в вещественное тело, а в логический организм, живая архитектоникой
диалектического развития, а не эпопеей временного бытия; в ней закон — мысль исторгнутая, спасенная от бурь существования, от возмущений внешних и случайных; в ней раздается симфония сфер небесных, и каждый звук ее имеет в себе вечность, потому что в нем была необходимость, потому что случайный стон временного не достигает так высоко.
Неточные совпадения
Диалектическая метода, если она не есть
развитие самой сущности, воспитание ее, так сказать, в мысль — становится чисто внешним средством гонять сквозь строй категорий всякую всячину, упражнением в логической гимнастике, — тем, чем она была у греческих софистов и у средневековых схоластиков после Абеларда.
Русское самосознание должно было пройти через это горькое самоотрицание, это был
диалектический момент в
развитии русской идеи.
Это
диалектический момент в
развитии русской души и русского сознания.
Но критическая по преимуществу философия Канта с
диалектической неизбежностью ведет к допущению универсального субъекта, сверхиндивидуального разума, и эта оригинальность критицизма в дальнейшем своем
развитии придает гносеологии онтологический характер.
С господствующим определением комического — «комическое есть перевес образа над идеею», иначе сказать: внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющею притязание на содержание и реальное значение, — нельзя не согласиться; но вместе с тем надобно сказать, что [Фишер, автор наилучшей эстетики в Германии, слишком ограничил] понятие комического, противополагая его, для сохранения [гегелевского]
диалектического метода
развития понятий, только понятию возвышенного.
А для того, чтоб перейти во всеобщее сознание, потеряв свой искусственный язык, и сделаться достоянием площади и семьи, живоначальным источником действования и воззрения всех и каждого, — она слишком юна, она не могла еще иметь такого
развития в жизни, ей много дела дома, в сфере абстрактной; кроме философов-мухаммедан, никто не думает, что в науке все совершено, несмотря ни на выработанность формы, ни на полноту развертывающегося в ней содержания, ни на
диалектическую методу, ясную и прозрачную для самой себя.
Диалектический материализм принужден верить в Логос самой материи, в смысл раскрывающийся в
развитии материальных производительных сил, т. е. в рациональность иррациональных процессов.
Атеизм Л. Фейербаха был
диалектическим моментом в очищении и
развитии христианского сознания.