Неточные совпадения
В сей
мысли еще более меня утверждает то, что город Глупов по самой природе своей есть, так сказать,
область второзакония, для которой нет даже надобности
в законах отяготительных и многосмысленных.
Как очарованный, сидел Павел Иванович, и
в золотой
области возрастающих грез и мечтаний закружилися его
мысли.
«Я всегда протестовал против вторжения политики
в область свободной
мысли…»
Это качество скрыто глубоко
в области эмоции, и оно обеспечивает человеку полную свободу, полную независимость
мысли от насилия истории, эпохи, класса.
Наш небольшой кружок собирался часто то у того, то у другого, всего чаще у меня. Рядом с болтовней, шуткой, ужином и вином шел самый деятельный, самый быстрый обмен
мыслей, новостей и знаний; каждый передавал прочтенное и узнанное, споры обобщали взгляд, и выработанное каждым делалось достоянием всех. Ни
в одной
области ведения, ни
в одной литературе, ни
в одном искусстве не было значительного явления, которое не попалось бы кому-нибудь из нас и не было бы тотчас сообщено всем.
Единственным замечательным трудом
в этой
области, стоящим на высоте европейской науки и свободной философской
мысли, была книга кн. С.
Митрополит Филарет был очень талантливый человек, но для религиозной философии он совсем неинтересен, у него не было
в этой
области своих интересных
мыслей.
В областях истины,
в царстве
мысли и духа не может никакая земная власть давать решений и не должна; не может того правительство, менее еще его ценсор,
в клобуке ли он или с темляком.
Познанием чуждого языка становимся мы гражданами тоя
области, где он употребляется, собеседуем с жившими за многие тысячи веков, усвояем их понятия; и всех народов и всех веков изобретения и
мысли сочетоваем и приводим
в единую связь.
Первый, которому на
мысль пришло уподобиться природе
в ее благодеяниях и сделать реку рукодельною, дабы все концы единыя
области в вящее привести сообщение, достоин памятника для дальнейшего потомства.
В частности, сии семь видов и степеней умного делания суть следующие: отвлекшись от множественности чувств,
мыслей и желаний, должно собрать и сосредоточить всю силу духа
в области сердца.
Ничто
в мире не заманчиво так для пламенной натуры, как участие
в текущих делах,
в этой воочию совершающейся истории; кто допустил
в свою грудь мечты о такой деятельности, тот испортил себя для всех других
областей; тот, чем бы ни занимался, во всем будет гостем: его безусловная
область не там — он внесет гражданский спор
в искусство, он
мысль свою нарисует, если будет живописец, пропоет, если будет музыкант.
Меня радовало, что элементарные материальные процессы, суммируясь, проникают
в область моего чувства и
мысли.
Лектор опять остановился, и его быстрый взгляд обежал аудиторию. По ней пронесся легкий шопот, выражавший возбуждение интереса. Подобные легкие экскурсии от сухого изложения
в область общих идей всегда производят освежающее впечатление. «Тоже приспособляется к аудитории», — мелькнула у меня мгновенная
мысль.
Вьюга свистела, как ведьма, выла, плевалась, хохотала, все к черту исчезло, и я испытывал знакомое похолодание где-то
в области солнечного сплетения при
мысли, что собьемся мы с пути
в этой сатанинской вертящейся мгле и пропадем за ночь все: и Пелагея Ивановна, и кучер, и лошади, и я.
Так, например, из определения «прекрасное есть жизнь» становится понятно, почему
в области прекрасного нет отвлеченных
мыслей, а есть только индивидуальные существа — жизнь мы видим только
в действительных, живых существах, а отвлеченные, общие
мысли не входят
в область жизни.
Едва ли можно после этого разделять
мысль, что «возвышенное есть перевес идеи над формою», или что «сущность возвышенного состоит
в пробуждении идеи бесконечного».
В чем же состоит она? Очень простое определение возвышенного будет, кажется, вполне обнимать и достаточно объяснять все явления, относящиеся к его
области.
Реальное направление
мыслей, развиваемых
в нем, уже достаточно свидетельствует, что они возникли на почве реальности и что автор вообще придает очень мало значения для нашего времени фантастическим полетам даже и
в области искусства, не только
в деле науки.
История человечества — продолжение истории природы; многообразие, разнородность, встречаемые
в истории, поразительны:
область стала шире, вопрос выше, средства богаче, задняя
мысль яснее — как же не усложниться путям?
Я отыскивал его
в истории человечества и
в моем собственном сознании, и я пришел к ненарушимому убеждению, что смерти не существует; что жизнь не может быть иная, как только вечная; что бесконечное совершенствование есть закон жизни, что всякая способность, всякая
мысль, всякое стремление, вложенное
в меня, должно иметь свое практическое развитие; что мы обладаем
мыслями, стремлениями, которые далеко превосходят возможности нашей земной жизни; что то самое, что мы обладаем ими и не можем проследить их происхождения от наших чувств, служит доказательством того, что они происходят
в нас из
области, находящейся вне земли, и могут быть осуществлены только вне ее; что ничто не погибает здесь на земле, кроме видимости, и что думать, что мы умираем, потому что умирает наше тело, — всё равно что думать, что работник умер потому, что орудия его износились.
Отсюда заключает Гегель, что и «самое скудное определение непосредственного знания религии… не стоит вне
области мышления… принадлежит
мысли» (70) [
В прим. 39 (стр. 419) А. Древе справедливо замечает: «Гегель забывает здесь, что бытие логики обозначает только чистое понятие бытия, а не самое это бытие, что утверждение...
Миф возникает из религиозного переживания, почему и мифотворчество предполагает не отвлеченное напряжение
мысли, но некоторый выход из себя
в область бытия божественного, некое богодейство, — другими словами, миф имеет теургическое происхождение и теургическое значение [По определению
В. С. Соловьева, задача «свободной теургии» — «осуществление человеком божественных сил
в самом реальном бытии природы» (Соловьев
В. С. Соч.
Как известно, главная
мысль Шлейермахера состоит
в том, что собственная
область религии есть чувство, которое по природе своей религиозно.
Если придется потом для себя и для других «теоретически» оправдывать и осмысливать этот прыжок, потребуется много лет упорного труда
в разных
областях мысли и знания, и всего этого будет мало, недостаточно.
Учение Канта о «разумной вере» страдает половинчатостью, это полувера-полуразум: хотя ею переступается
область познаваемого разумом, но
в то же время разум не хочет отказаться от своего господства и контроля и
в этой чуждой ему
области [Для противоречивости и двойственности идей Канта
в вопросе о вере характерна глава «Критики практического разума» под заглавием: «Каким образом возможно
мыслить расширение чистого разума
в практическом отношении, не расширяя при этом его познания как разума спекулятивного?» Здесь «теоретическое познание чистого разума еще не получает прироста.
Как видим, даже злоба — и та, вопреки Толстому-проповеднику, способна преисполнить человека достоинством, высокою
мыслью и чувством. К сожалению, подъем жизни, вызываемый борьбою, опасностью и «злобою», Толстой рисует преимуществен, но лишь
в традиционной
области войны. Он редко и неуверенно касается другой
области, где
в настоящее время как раз с огромною, упорно-длительною силою проявляется неиссякающая жизнь, рождаемая борьбою, злобою и опасностью.
Мысли о бесцельности жизни, о ничтожестве и бренности видимого мира, соломоновская «суета сует» составляли и составляют до сих пор высшую и конечную ступень
в области человеческого мышления.
Пред ним — чрезвычайно одаренным лингвистом, с широкими естественнонаучными и медицинскими знаниями, с богатым знакомством с движением человеческой
мысли в различных
областях, с отзывчивостью на правовые и общественные вопросы — могли быть открыты разнообразные пути живой и выдающейся деятельности.
Мерцалов доказывал, что философская
мысль, становясь на дорогу метафизики, неизменно оказывалась бесплодною и, совершив круг, возвращалась к исходной точке;
в научной же
мысли,
в области положительных наук, каждый шаг являлся всегда шагом
в пепел.
Он не только имеет неограниченную власть над нашим смехом и слезами, над всеми приемами страсти, остроты,
мысли и наблюдения, но и владеет неограниченной
областью полного фантазии вымысла ужасающего и забавного характера, владеет проницательностью и
в мире выдумок, и
в мире реальном, а надо всем этим царит одна и та же правдивость характеров и природы и одинаковый дух человечности».
Князь Андрей хотел вернуться к прежнему миру чистой
мысли, но он не мог, и бред втягивал его
в свою
область.