Неточные совпадения
Русское национальное самосознание должно полностью вместить в себя эту антиномию: русский народ по духу своему и по призванию своему сверхгосударственный и сверхнациональный народ, по идее своей не любящий «мира» и того, что в «мире», но ему дано могущественнейшее национальное государство для того, чтобы жертва его и отречение были
вольными, были от
силы, а не от бессилия.
Нет, теперь еще не знают, что такое настоящее веселье, потому что еще нет такой жизни, какая нужна для него, и нет таких людей. Только такие люди могут вполне веселиться и знать весь восторг наслажденья! Как они цветут здоровьем и
силою, как стройны и грациозны они, как энергичны и выразительны их черты! Все они — счастливые красавцы и красавицы, ведущие
вольную жизнь труда и наслаждения, — счастливцы, счастливцы!
Трактир Полякова продолжал процветать, пока не разогнали Шиповку. Но это сделала не полиция. Дом после смерти слишком человеколюбивого генерала Шилова приобрело императорское человеколюбивое общество и весьма не человеколюбиво принялось оно за старинных
вольных квартирантов. Все
силы полиции и войска, которые были вызваны в помощь ей, были поставлены для осады неприступной крепости. Старики, помнящие эту ночь, рассказывали так...
Поэтому дело спасения не было делом насилия над человеком: человеку предоставлена свобода выбора, от него ждут подвига веры, подвига
вольного отречения от разума этого мира и от смертоносных
сил этого мира во имя разума большого и
сил благодатных и спасающих.
Вынули вторые рамы, и весна ворвалась в комнату с удвоенной
силой. В залитые светом окна глядело смеющееся весеннее солнце, качались голые еще ветки буков, вдали чернели нивы, по которым местами лежали белые пятна тающих снегов, местами же пробивалась чуть заметною зеленью молодая трава. Всем дышалось
вольнее и лучше, на всех весна отражалась приливом обновленной и бодрой жизненной
силы.
На этом пункте они всегда спорили. Старый штейгер относился к
вольному человеку — старателю — с ненавистью старой дворовой собаки. Вот свои работы — другое дело… Это настоящее дело, кабы
сила брала. Между разговорами Родион Потапыч вечно прислушивался к смешанному гулу работавшей шахты и, как опытный капельмейстер, в этой пестрой волне звуков сейчас же улавливал малейшую неверную ноту. Раз он соскочил совсем бледный и даже поднял руку кверху.
Есть роковые
силы, которые заставляют человека делаться тем или другим, и я уверен, что никакой преступник не думает о скамье подсудимых, а тюремщик, который своим ключом замыкает ему весь
вольный белый свет, никогда не думал быть тюремщиком.
Меж горцев пленник наблюдал
Их веру, нравы, воспитанье,
Любил их жизни простоту,
Гостеприимство, жажду брани,
Движений
вольных быстроту,
И легкость ног, и
силу длани...
Застарелый холоп ненавидел всеми
силами своей души этих
вольных людей, как собака ненавидит волков.
Когда бы все так чувствовали
силуГармонии! Но нет: тогда б не мог
И мир существовать; никто б не стал
Заботиться о нуждах низкой жизни;
Все предались бы
вольному искусству.
Нас мало избранных, счастливцев праздных,
Пренебрегающих презренной пользой,
Единого, прекрасного жрецов.
Не правда ль? Но я нынче нездоров,
Мне что-то тяжело; пойду засну.
Прощай же!
Невольно к этим грустным берегам
Меня влечет неведомая
сила.
Всё здесь напоминает мне былое
И
вольной, красной юности моей
Любимую, хоть горестную повесть.
Здесь некогда [любовь] меня встречала,
Свободная, [кипящая] любовь;
Я счастлив был, безумец!.. и я мог
Так ветрено от счастья отказаться.
Печальные, печальные мечты
Вчерашняя мне встреча оживила.
Отец несчастный! как ужасен он!
Авось опять его сегодня встречу,
И согласится он оставить лес
И к нам переселиться…
К чему?
вольнее птицы младость.
Кто в
силах удержать любовь?
Чредою всем дается радость;
Что было, то не будет вновь.
Можно было думать, что именно Коновалов, а не Фролка — родной брат Разину. Казалось, что какие-то узы крови, неразрывные, не остывшие за три столетия, до сей поры связывают этого босяка со Стенькой и босяк со всей
силой живого, крепкого тела, со всей страстью тоскующего без «точки» духа чувствует боль и гнев пойманного триста лет тому назад
вольного сокола.
Ужель исчез ты, возраст милый,
Когда всё сердцу говорит,
И бьется сердце с дивной
силой,
И мысль восторгами кипит?
Не всё ж томиться бесполезно
Орлу за клеткою железной:
Он свой воздушный прежний путь
Еще найдет когда-нибудь,
Туда, где снегом и туманом
Одеты темные скалы,
Где гнезда вьют одни орлы,
Где тучи бродят караваном!
Там можно крылья развернуть
На
вольный и роскошный путь!
Много я слышал от нее про разные свадьбы, смерти, наследства, воровства-кражи и воровства-мошенничества, про всякий нагольный и крытый разврат, про всякие петербургские мистерии и про вас, про ваши назидательные похождения, мои дорогие землячки Леканиды Петровны, про вас, везущих сюда с
вольной Волги, из раздольных степей саратовских, с тихой Оки и из золотой, благословенной Украины свои свежие, здоровые тела, свои задорные, но незлобивые сердца, свои безумно смелые надежды на рок, на случай, на свои ни к чему не годные здесь
силы и порывания.
— Вон что! — добродушно засмеялся Василий, одобрительно взглянув в лицо сына, даже покрасневшее от
силы выраженного желания. Ему приятно было слышать в словах сына любовь к земле, и он подумал, что эта любовь, быть может, скоро и настоятельно позовет Якова от соблазнов
вольной промысловой жизни назад в деревню. А он останется здесь с Мальвой — и всё пойдет по-старому…
Страшные последствия человеческой речи в России по необходимости придают ей особенную
силу. С любовью и благоговением прислушиваются к
вольному слову, потому что у нас его произносят только те, у которых есть что сказать. Не вдруг решаешься передавать свои мысли печати, когда в конце каждой страницы мерещится жандарм, тройка, кибитка и в перспективе Тобольск или Иркутск.
Когда бы все так чувствовали
силу Гармонии! Но нет: тогда б не мог И мир существовать; никто б не стал Заботиться о нуждах низкой жизни, Все предались бы
вольному искусству! Нас мало избранных, счастливцев праздных, Пренебрегающих презренной пользой, Единого прекрасного жрецов.
В них была безмерная
сила чистоты и прозорливой жертвенности, — знание страдания и готовность на
вольное страдание, и та же вещая жертвенность виделась в недетски мудрых очах Младенца.
«Еще понатужьтесь, родимые!» Понатужились, из
сил выбиваемся, и этак через минуту-другую стал наш фрегат на
вольной воде…
— То-то
вольней. Потому ежели как хрестьянам волю дали, надо и прочего звания людям дать льготу… и солдату, и матросу… Послужи, мол, царю недолго, да и айда назад в деревню, пока в силе-возможности… А то нам, примерно, с тобой, куда уж в деревню… Так, разве, на побывку, а то ищи себе на стороне пропитания.
Избыток «чего-то». Пресловутый Дионисовский «оргийный избыток»
сил. Он чужд широко и свободно живущему существу, но типичен для существа искалеченного, — там, где сдавлена
вольная игра
сил. Эти
силы бушуют в Анне, рвутся из тесноты, и уже чувствуется в них зловещее напряжение, грозящее гибелью и носителю этих
сил, и всему, что с ними соприкоснется.
Ларисе Платоновне и той не к худу это послужило, ибо дало ей
силы печали свои окончить смертью
вольною, о коей разные можно иметь мнения, так как и между верующими писателями есть мыслители, не осуждающие
вольной смерти, ибо в иных случаях не все ли в некоей степени одинаково, отпустить себя своею рукой или чужую навести на себя?
Был кругом обыкновенный российский большой вокзал. Толкались обычные носильщики, кондуктора, ремонтные рабочие, телеграфисты. Но не видно было обычных тупо-деловых, усталых лиц. Повсюду звучал радостный, оживленный говор, читались газеты и воззвания, все лица были обвеяны
вольным воздухом свободы и борьбы. И были перед нами не одиночные люди, не кучки «совращенных с пути», встречающих кругом темную вражду. Сама стихия шевелилась и вздымалась, полная великой творческой
силы.
В борьбе с издревле ненавистными для русского человека немцами искали
вольные дружинники ратной потехи, когда избыток
сил молодецких не давал им спокойно оставаться на родине, когда от мирного безделья зудили богатырские плечи. Клич к набегу на «божьих дворян», как называли новгородцы и псковитяне ливонских рыцарей, не был никогда безответным в сердцах и умах молодежи Новгорода и Пскова, недовольной своими правителями и посадниками — представителями старого Новгорода.
Местные власти им вторили и всеми
силами старались всякие случавшиеся прорухи студентов, живших в городе на
вольных квартирах, извинять под благовидными предлогами.
Груня. Не гневите Господа. По милости Его и моей крестной матери, вы теперь человек
вольный; дочь вашу научила она всякому рукоделью и грамоте… Я работаю, сколько
сил есть… заказов у вас много… стоит вам только за работу приняться.
Социализм утверждает такого рода «сакральную власть» и «сакральное общество», что не остается места ни для чего «мирского», ни для чего
вольного и переходного, для свободной игры человеческих
сил.
Петр, которому хотелось, чтобы все его подданные даже и думали не иначе, как он велит, постигал, что за мощная, что за непреоборимая это
сила, единственная
сила, которую выработал русский народ под гнетом московской централизации, воеводских притеснений и крепостной зависимости,
сила, заменившая в нашем народе энергию, заснувшую с тех пор, как сняты были вечевые колокола и
вольное слово самоуправления замолкло перед лицом Москвы.
По
силе помощь ему подадим: барский, так выкупим;
вольный, рекрутску квитанцию выправим — станет он у нас старцев покоить да бога молить об отпущеньи наших согрешений…