Цитаты из русской классики со словом «эллин»
В духе все равны, и это равенство жизненно опознается в христианстве: «нет ни
эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3:11; ср. Гал. 3:28).
Именно с севера, из Фракии, — по крайней мере, по мнению многих исследователей, — вступил в Элладу этот новый, дотоле неведомый
эллинам бог. Но царствовал он не в одной Фракии. И к югу, и к востоку от Эллады, среди богов мрачных и грозных, жил этот же таинственный, вечно страдающий бог. У вавилонян имя ему было Таммуз, у лидийцев — Аттис, у финикиян — Адонис.
Для христианства уже нет различия между
эллином и иудеем.
Всем говорило евангелие; исчезли племена и состояния, фарисей и саддукей отвергнуты,
эллин и иудей приняты; всех манило оно в лоно божье, всех в объятия братства — первый Адам стал душою живущей, последний Адам есть дух животворящий.
Наш вольный кружок уже через каких-нибудь полгода потерял прежнюю буршикозную физиономию. Нас,"диких", принесших с собою другие умственные запросы и другие нравы, прозвали
эллинами в противоположность старым, пелазгам. Полного слияния, конечно, не могло произойти, но жили в ладу с преобладанием эллинской культуры.
Тайна же креста, распятие самого Бога, была для иудеев соблазном, для
эллинов безумием.
— До войны — контрабандисты, а теперь — шпионы. Наша мягкотелость — вовсе еще не Христова любовь к людям, — тревожно, поспешно и как-то масляно говорил лысоватый. — Ведь когда было сказано «несть ни
эллина, ни иудея», так этим говорилось: все должны быть христианами…
То же самое было и у древних
эллинов: сначала поклонение Урану (небо), потом Кроносу (время, которое показывается ходом солнца) и, наконец, Зевсу (грому).
Революция оказалась несостоятельной, грубый монархизм, с одной стороны, цинически хвастался своей властию, лукавый монархизм — с другой, целомудренно прикрывался листом хартии; едва только, и то изредка, слышались песни освобождающихся
эллинов, какая-нибудь энергическая речь Каннинга или Ройе-Коллара.
На смену ему явился один богатый жид
Эллин — он мне отлично отделал квартиру, жила я с год роскошно, потом опротивело так, что я его бросила, забрала только свои бриллианты и удрала с ребенком в Киев, ничего ему не сказавши.
Что значили теперь
эллины и персы, свобода Эллады и гибель персидского могущества!
Те самые
эллины, которые проявляли благочестие к «неведомому Богу» — οίγνώστφ θεώ, сродному плотиновскому трансцендентному «Εν, «услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. ап. 17:32), и лишь Дионисий, имени коего приписываются величественные «Ареопагитики», сделался слушателем Павла и тем стал родоначальником нового, христианского эллинизма.
Дионис чужд олимпийским богам, он не вмешивается в жизнь гомеровских
эллинов.
В то время как над Элладою безраздельно царил светлый, радостный и кипучий Аполлон, в дикой и суровой Фракии, к северу от Эллады, жили племена, поклонявшиеся странному, неведомому
эллинам богу.
В сущности, та же красота спасала для жизни и додионисовского, гомеровского
эллина.
Гомеровский
эллин почти еще не знал этого бога (Стих 325 Ил. XIV, где говорится о «радости людей Дионисе», — позднейшая вставка).
Зритель мог празднично сливаться со скорбью эсхиловых «Персов» именно потому, что до подлинной скорби персов об их поражении
эллину не было и не могло быть никакого дела.
Эллин гомеровский, умевший оправдывать мир силою собственного духа, не приставал к божеству с упреками за зло мира и с требованиями оправдаться в нем.
Любовь сама по себе была для древнего
эллина глубоко священна, потому-то и существовала богиня любви. И сама целомудренная девственница Артемида, которой якобы служит Ипполит, была, между прочим, покровительницей родящей женщины.
Древний
эллин оказался способным познать Диониса именно потому, что был таким «диссонансом»: он обладал «исключительно-болезненною склонностью к страданию» и «ужасающею глубиною миропонимания», открывавшею ему грозную мудрость лесного бога Силена.
Перед лицом этого крепкого и здорово-ясного жизнеотношения странно и чуждо звучит утверждение Ницше, что мир и бытие оправдывались для древнего
эллина лишь в качестве эстетического феномена, что он «заслонял» от себя ужасы жизни светлым миром красоты, умел объектировать эти ужасы и художественно наслаждаться ими, как мы наслаждаемся статуями «умирающего галла» или Ниобы, глядящей на избиение своих детей.
Посмотрим же, так ли это, — резиньяцию ли вызывало в гомеровском
эллине его понимание жизни.
И замечательно: обожествляя все решительно вокруг себя, гомеровский
эллин не обожествил этого стыда, а оставил его при себе, как свое изначальное, внутреннее, ему присущее свойство. Только много позже — впервые у Гесиода — этот стыд превращается в богиню Айдос или Айдо, «сидящую на троне вместе с Зевсом» (Софокл).
Но ведь в лавр была превращена нимфа, спасавшаяся от грубого насилия бога. В камень превратилась дочь Тантала Ниоба от безмерной скорби по убитым богами детям. Для верующего
эллина это были не красивые легенды, украшавшие природу, это был самый подлинный ужас.
Божественно прекрасные Ореады и Дриады именно потому и наполняли мир, что сам мир был для
эллина прекрасен и божествен.
Эту-то бодрую стойкость противопоставлял гомеровский
эллин судьбе. И в этой стойкости — источник того своеобразного настроения, с которым он смотрел в лицо неизбежности.
Отношение
эллина к эсхиловым «Персам» станет для нас еще более характерным, если мы сопоставим его с одним эпизодом, о котором рассказывает Геродот.
Их реализм был беден, сознание сужено и сосредоточено на едином, главном для них, они были «иудеи», а не «
эллины».
Та «истина», которую открыл царю Мидасу лесной бог Силен, становится теперь для
эллина основною истиною жизни.
Вера в Воскресение Христа, «
эллинам безумие, иудеям соблазн» [1 Кор.
И никому уже не приходило в голову, что ведь рыдают-то перед ними их лютые враги, и рыдают именно над тем, что им не удалось превратить
эллинов в своих рабов!
Прежнему
эллину было понятно целомудрие как противоположность разврату, и он чтил целомудренную Пенелопу, жену Одиссея.
Однако дионисическому
эллину не грозила опасность впасть в буддийское отрицание воли. Острым своим взглядом он видел страшное, разрушительное действие всемирной истории, видел жестокость природы, ощущал всю истинность мудрости лесного бога Силена — и тем не менее умел жить глубоко и радостно. Его спасала красота.
Конечно, кто же не знает, что древние
эллины любили жизнь и ее радости?
Несомненно, ужасы, скорби и несправедливости жизни тонко и остро чувствовались гомеровским
эллином.
Вся философия, так же как и искусство
эллинов, есть умное видение этих идей или же искание этого видения, она воспламенена подлинной любовью к Софии — недаром сама она наименовала себя φιλο-σοφία [Букв.: «любомудрие», «любовь к мудрости» (греч.).].
А именно такой характер носила радость в религии аполлоновского
эллина.
Эллины истощили свои силы и должны были уступить место римлянам, имевшим совсем другую миссию в мире.
Древний
эллин, — говорит он, — всегда знал и испытывал страхи и ужасы бытия, ему всегда была близка страшная мудрость лесного бога Силена.
Та «гармония» древнего
эллина, на которую мы смотрим с такою завистью, вовсе не была простою цельностью и уравновешенностью духа.
Глубокая пропасть ложится теперь между телом человеческим и душою. Для Эмпедокла тело — только «мясная одежда» души. Божественная душа слишком благородна для этого мира видимости; лишь выйдя из него, она будет вести жизнь полную и истинную. Для Пифагора душа сброшена на землю с божественной высоты и в наказание заключена в темницу тела. Возникает учение о переселении душ, для древнего
эллина чуждое и дико-непонятное. Земная жизнь воспринимается как «луг бедствий».
Ницше вносит теперь значительную поправку в прежнюю картину отношения гомеровского
эллина к жизни.
Даже быстроту в беге Пиндар называет «добродетелью ног». Совершенство телесное и душевное, гармоническое соединение прекрасного тела и прекрасной души — знаменитая «калокагафия» — было основным идеалом
эллина.
В любви к женщине и в мирном покое домашнего очага, в красоте мужского и женского тела, в состязаниях в силе и ловкости, в веселом пире и танце — везде
эллин чувствовал присутствие и благословение божества.
Через радость свою
эллин приобщался божеству. Не с покаянными вздохами шел он к своим богам, не с мольбами о помиловании. Он шел к ним в белой одежде, с венком из цветов на голове — символом радости; танцами молился им и хороводами.
Хула на тело связана с метафизической хулой на мир [Тем не менее Плотин остается еще настолько
эллином, что отношение к мирозданию некоторых гностических сект, которое некоторые историки, в числе их Целлер, распространяют и на христианство (см.: Zeller. Die Phil. d. Gr. II, Th.
Совершенно чуждое для
эллина начало, аскетизм, кладется в основу благочестивой жизни.
Познакомимся же с обоими помимо Ницше, исследуем, каково было отношение к жизни у
эллина аполлоновского и у
эллина дионисовского, что такое представляли из себя боги Аполлон и Дионис. По времени своего царствования над душами
эллинов Аполлон предшествовал Дионису. Рассмотрим сначала и мы аполлоновский тип отношения к жизни, как он выражается в поэмах Гомера и лирике Архилоха, с одной стороны, в самом образе Аполлона — с другой.
Этот стыд — aidos, — прочно живет в душах гомеровских
эллинов. Нищие, странники, бездомные беглецы называются у Гомера трогательным словом aidoioi, — вызывающие в людях стыд.
Прежнему
эллину — мы это уже видели — подобные вопросы были глубоко чужды. Жизнь и божество он умел оправдать из силы собственного духа.
Предложения со словом «эллин»
- Вся жизнь древних эллинов представлялась постоянным состязанием.
- Был даже установлен закон, по которому за изучение языка эллинов полагалась… смертная казнь.
- Даже не порывая с иудаизмом, они начинали перенимать эллинские обычаи, даже в семье говорили по-гречески, называли детей греческими именами и постепенно становились эллинами полностью или хотя бы частично.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «эллин»
Значение слова «эллин»
Э́ллин (др.-греч. Έλλην) — в древнегреческой мифологии родоначальник греческого народа, по разным версиям бывший сыном либо Девкалиона и Пирры, либо Зевса, либо Посейдона и Антиопы. Родился после Всемирного Потопа. Эллин — внук Прометея и Климены, а также Эпиметея и Пандоры. От Эллина и нимфы Орсеиды родились дети Дор, Ксуф и Эол. От Дора произошли дорийцы, а от Эола — эолийцы (эоляне). Сыновья Ксуфа, Ион и Ахей, стали родоначальниками греческих племен ионийцев и ахейцев. Эллин назвал по своему имени народ эллинами и разделил между детьми землю. После женитьбы Эллин обосновался в Фессалии, где стал первым царем после Великого Потопа. Через 8 лет после потопа справил игры. После его смерти власть унаследовал от него его старший сын Эол. Гробница царя Эллина находилась на рыночной площади Мелитеи. (Википедия)
Все значения слова ЭЛЛИН
Дополнительно